Максатихинский район, Добрыни - Николаевская Добрынская мужская пустынь
Николаевская-Добрынская, мужская пустынь, ныне погост Добрыни, Тверской губ., Бежецкого у. (в настоящее время Максатихинского района), в 74 вер. к сев.-зап. от Бежецка, на гористом месте, при рч. Величке, близь правого берега р. Мологи. Уже существовала в 1589 г.; в 1611 г. запустела от Литовцев, но в 1696 г. указом Петра I возобновлена иждивением доброхотных дателей. При издании штатов в 1764 г. упразднена. В 1792 г. чудотв. образ св. Николая перенесен в Бежецк, где и находится в соборе. Оставшаяся церковь во имя Успения существует с 1741 г.
Ист. Росс. Иер., IV, 50; Ратшин, 513; Твер. губ. в., 1851 г., № 7 (истор. опис.); Строев, Спис. иер. и настоят., 482, № 54; Чтения в И, Общ. ист., 1881 г., III, истор. заметки о Бежец. верх, 5, 31 (сказано, что возобновлена в 1704 г. отшельником Стефаном и в 1707 г. явился образ св. Николая); Опис. докум. и дел архива св. Синода, II, ч. 1, прилож., XXIV, № X (показание 1713 г. игум. Руфима по делу ученика Ив. Максимова).
(По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)
(Фото. Виктора Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Погост Добрынская пустынь ныне Максатихинского района, от Твери 160 верст, от Бежецка 65 верст, Успенская церковь. Построена в 1741 году каменная с тремя престолами: Успенской Преподобной Богородицы, Иверской Божьей Матери, святителя Николая. Были построены церковно-приходская школа, сторожка и амбар деревянные.
В приходе 15 деревень, 321 двор, 1029 мужчин и 1063 женщины, все карелы.
Построены три часовни: Гуммала - Знаменской Божьей Матери построена в 1800 году, при дороге на старое кладбище - святителя Николая, Гузеево - Успенской Божьей Матери.
Успенская каменная церковь - единственная сохранившаяся до наших дней постройка бывшей Николаевской Добрынской мужской пустыни. Пустынь возникла на месте Николаевского погоста в селе Добрыни, который впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах XVI века, когда селом владел боярин Матвей Александрович Олекин.
Первое упоминание о мужском монастыре имеется за 1581 год, он стоял при речке Величке близ правого берега реки Мологи.
В 1611 году монастырь опустошен литовцами, деревянная Николаевская церковь сожжена, оставалось только «запустелое от Литвы кладбище».
После переселения на эти земли карел по указу Петра I в конце XVII века была основана Николаевская Добрынская мужская пустынь. Датой основания считают 1705 год и связывают с именем двух крестьян Стефана Ивановича и Савелия, которые построили тогда на этом месте деревянную часовню и келью.
В 1710 году было получено разрешение на строительство деревянной церкви Николая Чудотворца, в обитель назначен первый игумен. Вскоре земли вокруг монастыря стали вотчиной царицы Екатерины I в 1725 - 1727 гг., с 1728 года перешли во владение цесаревны Елизаветы Петровны.
В 1730 - 1741гг. был построен каменный Успенский собор с престолом святителя Николая. Этот собор и деревянная Никольская церковь в те же годы были обнесены деревянной стеной с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами.
Вдоль стен с внутренней стороны были выстроены несколько деревянных построек: настоятельские покои в три переруба с мезонином, келья казначея в один переруб, братская келья, квасной погреб, теплый амбар для продуктов, два хлебных амбара. Часть монастыря занимал фруктовый сад с 90 деревьями.
За территорией монастыря к западу располагались: большой гостиный двор, конюшня, скотный двор, квасоварня, работницкая, гумно с ригой, кузница и мельница на ручье. Хозяйство велось силами монахов и наемных работников, крепостных крестьян у монастыря не было.
В 1763 году была построена колокольня при Успенской соборной церкви. В 1792 году Николаевская Добрынская пустынь была упразднена. Предлогом ее закрытия послужило укрывательство в монастыре беглого крестьянина помещика П.С. Еремеева, у которого была тяжба с монастырем из-за спорных земель.
Успенская церковь стала приходской, жилые и хозяйственные постройки были проданы под снос, а стена с башнями и воротами разобрана.
Составлена повесть о явлении иконы Николая Чудотворца в Добрынской пустыни, в которой записано следующее.
В ноябре 1704 года при правлении царя Петра I в деревне Гряды села Пожарье Новгородского уезда жил муж по имени Стефан. Он рубил липы, из них шил лапти людям на обувь. Однажды в лесу его повстречал незнакомый человек и спросил Стефана, знает ли он Добрынское старое кладбище. Стефан ответил, что знает, так как лет ему немало, а Добрынская пустынь от села Пожарье находится недалеко и поросла она большим лесом.
До литовского разорения Добрынская пустынь процветала, а сейчас запустела.
Незнакомец посоветовал Стефану идти в пустынь, построить там келью и часовню, а на следующее лето будет в Добрынях явление образа Николая Чудотворца. Стефан ответил, что он человек старый и трудиться уже не может, но незнакомец стал настаивать, потом он исчез.
20 июля 1705 года Стефан пошел из дома в Добрынскую пустынь, возле нее встретился со знакомым человеком Савелием Исааковичем из деревни Кожино села Гостиницы. Он предложил Савелию вместе идти в пустынь, тот согласился. Они вдвоем начали рубить лес, расчищать старое кладбище, строить келью и часовню. В это лето Стефан умер, а Савелий нарекся Симеоном и вместе с пришедшим туда Агапитом продолжал трудиться.
В одной версте от пустыни они поставили крест. Зимой однажды утром монахи увидели на этом кресте икону Николая Чудотворца, хотя вечером никакой иконы не было. Икона испускала светлые лучи, монахи приблизились к кресту и взяли икону в пустынь, установили в часовне.
В 1710 году монах Андриан просил митрополита Новгородского Иову благословить строительство в пустыни церкви во имя Николая Чудотворца.
Икона эта помогла людям Бежецкого Верха Илариону Потапову и Афанасию Никитину: у них выздоровел заболевший конь. В благодарность эти люди взяли икону из пустыни, отвезли ее в город Москву, украсили серебренным венцом и окладом с позолотою и снова вернули икону в Добрынскую пустынь. Так, по преданию, она помогла излечиться многим людям, в том числе: дворянской жене из Удомли Евдокии Ситниной, дочери дворянина Евсевия Калитневского, ямщику из Вышнего Волочка Афанасию Федорову, дочери боярина из Петербурга Дмитрия Аничкина и другим.
В Государственном архиве Тверской области имеется восемь дел с документами по Николаевской - Добрынской мужской пустыни за 1722 - 1782 годы. Дела в основном касались нарушений моральных и церковных устоев со стороны обитателей пустыни. Например, 15 марта 1747 года начато дело по допросу о блудодеяниях строителя иеромонаха Илариона с крестьянской женкой вотчины дворянина Синягина Анной Андреевной.
В марте 1759 года поручица Дарья Григорьева пожаловалась на строителя иеромонаха Добрынской пустыни на неправильное завладение им людьми и крестьянами ее мужа Егора Охлебаева".
17 января 1782 года начато дело по допросу определенного Николаевско-Добрынской пустыни казначея иеромонаха Краснохолмского Антонова монастыря Викентия «о пьянственных поступках».
Так что и монахи бывали грешны. Возможно, лучше не грешить, чем грешить и каяться, это может стать беспрестанным.
В 1792 году чудотворный образ святителя Николая из упраздненного монастыря перенесен в Бежецк.
В начале XX века церковь имела три престола: Успенский, Иверской Богоматери и святителя Николая.
Церковь стоит на южной окраине села Добрыни у кладбища, в настоящее время не действует, утрачены иконы, иконостас и настенная роспись.
(По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)
В с.Добрыни, на месте Николаевского погоста возникла в XVI веке Николаевская-Добрынская, мужская пустынь. Опустошённый литовцами монастырь с сожжённой Николаевской церковью начинает своё возрождение в конце XVII.
В 1704 г. крестьянину Стефану повстречался незнакомый человек и сказал о необходимости идти в запустелую Добрынскую пустынь, чтобы построить келью и часовню. Не смотря на старость, Стефан и его знакомый Савелий в 1705 г. начали рубить там лес, расчищать старое кладбище, и возводить часовню. В одной версте от пустыни они поставили крест. А однажды зимним утром монахи увидели на этом кресте икону Николая Чудотворца.
В те времена Молога была важной водной артерией. Дорогой, дающей торговым и ремесленным людям выход на Волгу и большую воду. Иларион Потапов и Афанасий Никитин (из Бежецкого Верха), получив от иконы помощь, украсили её в Москве серебреным венцом и окладом с позолотою. Исцелениями и чудесами приобретя большой почёт, икона принесла обители достаток и расцветание.
С 1730 г. до закрытия обители в 1792 г. кроме деревянной Никольской церкви в ней был построен каменный Успенский собор с престолом святителя Николая, настоятельские покои, кельи казначея и братская, квасной погреб, теплый амбар для продуктов, два хлебных амбара. Строения оградили деревянной стеной с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами. К монастырю относились и другие хозяйственные постройки, расположенные за его стенами: большой гостиный двор, конюшня, скотный двор, квасоварня, работницкая, гумно с ригой, кузница и мельница на ручье.
После 1792 г. Успенская церковь стала приходской. Добрынскую икону, как великую чудотворную святыню, перевезли в Тверской кафедральный собор, но после ряда ходатайств передали в Бежецкий Воскресенский собор. Огромные массы людей покланялись этой святыне.