Калининский район, Бор (Отмичи, Тьма) - Покровский Отмицкий (Вотмицкий) мужской монастырь


    История Отмицкого монастыря хранит в себе загадку, которую еще предстоит разрешить историкам. Монастырь очень рано стал одной из крупнейших и авторитетнейших тверских обителей. Во всяком случае, уже в начале XVI в. его настоятели носили высший титул архимандрита, какой имели в то время в Твери только настоятели Отроча, Желтикова и Федоровского монастырей, основанных в раннюю пору Тверского княжества - в XIII - XIV  вв. Но вотчины свои Отмицкий монастырь получил очень поздно - не раньше конца XV- нач. XVI вв.
    Скорее всего, яркий и неожиданный подъем Отмицкого монастыря был связан с именем одного из иноков этой обители по имени Акакий, который или перешел, или постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1 четв. XVI в. Акакий происходил из бедного тверского священнического рода, но, благодаря подвижнической жизни в Иосифо-Волоколамском монастыре и связям с московскими церковными кругами, сделал блестящую духовную карьеру, став в 1524 году епископом Тверским.
    Святитель Акакий числится среди местночтимых святых града Твери, он остался в истории как рачительный хозяин, строитель и активный участник русской церковной жизни XVI в. Святитель Акакий несколько раз бывал в Москве на церковных соборах, при нем была осуществлена общерусская канонизация святого благоверного князя Михаила Тверского (1549 г.) и святителя Арсения Тверского (1547 г.). При нем в Тверь был сослан прп. Максим Грек, с указом держать его в строгости, но святитель Акакий полюбил ученого монаха-грека, дал ему большие свободы, разрешил писать и читать. В Твери Максим Грек прожил двадцать лет, создав множество произведений, переводов, здесь он обучал келейников епископа греческому языку. Акакий восстановил сильно пострадавший в пожаре 1537 года тверской собор.
    Несомненно, он не забыл и своей родной обители, щедро снабдив ее вотчинами и денежными средствами, вероятно, и учредив в ней архимандрию. Архимандритом монастыря при нем был выдающийся русский книжник и подвижник, постриженник того же Иосифо-Волоколамского монастыря, выходец из знатнейшего московского боярского рода Вассиан Кошка. Сам Вассиан называл себя “чернец Вассиан Фатеев”, по имени своего духовного учителя Фотия, сподвижника прп. Иосифа Волоцкого, ученика еще одного волоколамского святого Кассиана Босого.
    Деятельность Вассиана Кошки как книжника еще не оценена полностью. Именно он был автором “Повести о преставлении епископа Акакия Тверского” (1566 г.) - малоизвестного памятника литературы XVI в., практически единственного свидетельства о духовной жизни Твери сер. XVI в. В списках руки Вассиана для нас сохранились произведения еще одного выдающегося древнерусского писателя - Досифея Топоркова, в том числе “Хронограф русский” и “Волоколамский Патерик”. После смерти Акакия Вассиан Кошка переехал в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался около 1570 г.
    Об Отмицком  монастыре упоминает Писцовая книга 1548 года, отмечающая здесь “черного священника Вассиана” (Вассиана Кошку) и описывающая вотчину монастыря, оставшуюся неизменной до XVIII в. К монастырю относились почти все окрестные деревни: Бор, Ширяково, Зеленец, Чадово, Дуденево, Степаньково, Сухой Ручей, Щербово, Лагуново, Красново и многие другие, исчезнувшие после Смуты. В 1626-1628 гг. по описанию, храмы в монастыре были шатровыми. В монастыре же находились “келья архимандричья, да три кельи братских, да двор конюшенный”.
    К огромному сожалению, никаких древних документов в монастыре не сохранилось. Его благосостояние было подорвано Смутой. Хотя он и после нее управлялся архимандритами, постепенно Отмицкий монастырь хирел. В 1693 году он был приписан к Архиерейскому дому. Последний Отмицкий архимандрит Арсений перебрался на покой в Савватьев монастырь. “В приписном Отмицком монастыре, - значится в переписной книге 1710 года, - церковь Божия во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в том монастыре монахов два черных священника Никонор да Макар, да два монаха Ефрем да Антоний, да хлебник белец Борис Ларионов”.i В XVIII в., после введения монастырских штатов в 1764 г. его единственный оставшийся храм - Покровский - стал приходским. Место Отмицкого монастыря на берегу Волги постепенно размывалось водой, так что к середине XIX в. церковь стояла на самом обрыве, кладбище полностью затопило, а в дом священника можно было попасть только с черного хода - с другой стороны была Волга. Распоряжением  епархиального начальства храм перенесли вместе с селом на полкилометра выше по Тьме и там выстроили каменным. Новый храм был закончен к 1845 году.ii В нем было изначально три престола: Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и Ильи Пророка, в начале XX в. были устроены еще два придела - в честь Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского, в память о бывших в окрестностях Отмичей монастырях Николы “на Столпце” и Димитрия “в Черкассах”. В храме хранились синодик сер. XVIII в., напрестольный крест 1665 г., древние богослужебные сосуды, иконы Спасителя и Божией Матери в иконостасе. Увы, после революции, утрачено все...
    О находившихся по соседству Никольском и Дмитровском монастырях упоминает впервые та же Писцовая книга 1548 г. Никольский погост издавна был приписным к Отмицкому монастырю. О Никольском монастыре “на столпце” или “под Отмицким монастырем” известно, что стольник Василий Соколов вложил в Никольский храм Евангелие в 1716 году. В 1717 году еще упоминается священник этой церкви Тимофей Васильев. Но вскоре, вероятно в сер. XVIII в., храм был упразднен в связи с окончательным уничтожением Отмицкого монастыря.


    i РГАДА, ф. 1209, оп. 1, № 16084, л.395.
    ii Владиславлев В.Ф. протоиерей. Село Отмичи. // Тверские Епархиальные ведомости, 1886, № 14-15, часть Неофициальная.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии .)
    


Посмотреть всю карту