Калининский район, Нектарьево урочище - Нектарьев мужской монастырь
Сходную судьбу с Тутанским имел еще один монастырь - Нектарьев (в 6-7 км от Кумордина ниже по Тьме). Его основал также местночтимый святой - преподобный Нектарий Тверской. О нем известно ненамного больше, чем о преподобном Ксенофонте. Он жил, как можно судить по уникальному памятнику - Царским вратам самой первой церкви Нектарьева монастыря, в 1 пол. XV в. Почитание преподобного Нектария местными жителями как помощника при болезнях грудных детей, говорит, возможно, о каком-то факте его жизни, но нам сейчас неизвестном. В одном из тверских синодиков есть список “начальников” Нектарьева монастыря. Поминаются Нектарий, Роман, схиигумен Иоасаф, монах Сильвестр. Как следует из записи, эти люди были первыми настоятелями Нектарьева монастыря, но об их жизни ничего не известно. Возможно, что Нектарий Тверской был как-то связан с Тверским Савватьевым монастырем, где в списке первых игуменов находится преподобный Нектарий, но достоверно этот факт не подтвержден. Память преподобного Нектария Тверского чтилась в день тезоименитого преподобного Нектария Печерского 3/15 апреля.
Нектарьев монастырь был еще беднее Тутанского. В XVII в. после Смуты у него остались живущих две маленькие деревеньки Сельцо и Федоткино (из них до наших дней дожила лишь последняя). Только в конце века он немного поправился при деятельном монахе Феодосии, который сам срубил Введенскую церковь в 1671 году. Эта церковь обветшала к концу XIX в., тогда была разобрана ее колокольня. После революции и весь храм погиб, но остались его подробные обмеры, сделанные еще до слома колокольни и трапезной. Они легли в основу проекта нынешнего храма в честь преподобного Серафима Саровского на Волынском кладбище в Твери.
Памятником деятельности монаха Феодосия была еще “Цветная Триодь” 1673 года, на которой были следующие записи: “Пресвятыя Богородицы Преподобного отца Нектария священноинока Феодосия”, и о переплете книги: “Тверского уезда Нектарьевой Пустыни церкви Введения Пресвятыя Богородицы церковная, переплетена сего марта дня 1773 года при священнике Анисиме Силаеве, тоя Пустыни прихода деревни Шепелева крестьянином Григорьевым, а за переплет дано пятьдесят копеек, выкуплена тоя Пустыни пономарем Антипом Евдокимовым церковными деньгами”.i
Судьба самого Нектарьева монастыря сложилась таким образом. В 1680 году он был приписан к Архиерейскому дому. В челобитной тверского архиерея государям Федору и Петру Алексеевичу (1679 год) просьба о приписке была сформулирована так: “Да нам же, великим государям, били челом Тверского уезду Нектарьевой пустыни черный поп Мельхиседек, да старец Моисей, да церковный дьячек Власко Петров, да пономарь Ганко Иванов с товарищи. Нектарьева пустынь самая скудная, крестьян и бобылей нет, питаются они своими трудами, а что к той пустыни вотчин, и то помещики и вотчинники к своим землям завладели, а вступится за них побить челом нам, великим государям, о всяких их нуждах некому”. На самом деле положение монастыря не было таким бедственным, но, действительно, он несколько выиграл от приписки. Хотя монахов в нем после этого уже не было, церкви и приход стали обеспечены лучше. В приход к Нектарьеву была приписана деревня Тухинь.
Точно так же, как и в Саввине и в Тутани, в Нектарьеве было запрещено почитание местного святого в сер. XIX в. Большого результата эта акция не имела, но из-за нее утрачены древние изображения преподобного Нектария. Жития его в то время уже не было. Деревянный Покровский храм был выстроен заново в 1859 г. попечением крестьян Ивана и Петра Шалыгиных из деревни Тухинь (на каменный храм даже в это время у прихода не было средств). Введенская церковь простояла с XVII века до самого советского периода, правда в конце XIX в. были разобраны обветшавшие трапезная и колокольня. Точное время сноса храмов в Нектарьеве неизвестно.
До самой середины XX в. вокруг Нектарьева практически не было леса. Монастырь окружали обширные поля, только у двух деревянных храмов бывшего монастыря - Покровского и Введенского, росла сосновая рощица. Здесь был колодец преподобного Нектария, часовенка над его могилой, а в ней захоронение святого, представлявшее собой ложную гробницу, поставленную прямо на деревянный пол часовни.ii
В Нектарьеве теперь остался только Нектарьевский омут на Тьме, единственный топоним, обозначающий место обители. Осталось кладбище в лесу, несколько старых сосен, росших здесь, еще когда вокруг не было леса. Древние Царские врата с изображениями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (1 пол. XV в.), к счастью, сохранились, их можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи в Москве. Это один из классических образцов тверской иконописной школы. Множество других старинных икон, хранившихся в часовне и храмах, среди которых была чтимая икона Божией Матери “Седьмиезерская”, пропали.
В Нектарьеве во время Крестного хода по реке Тьме служится молебен Преподобному Нектарию, но, к сожалению, здесь нет даже креста на месте обители, а памятный знак довольно условно указывает на ее место.
i Тверские Епархиальные Ведомости. 1900. № 24, часть Неофициальная. С.625.
ii О Нектарьеве см. В.Ф. Владиславлев. Записки об истории сел Тверского уезда/ ГАТО ф. 103, оп. 1, № 1215, лл. 7-13. Также: Исторические сведения о селе Нектарьеве// Тверские Епархиальные Ведомости. 1900. № 24, часть Неофициальная, о посещении села Нектарьева Владыкой Димитрием (Самбикиным) там же, № 22, часть Официальная, епархиальная хроника.
(По материалам официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. с сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери.)