Весьегонский район, Спас-Реня - Спасо-Ренская мужская пустынь
Спасо-Ренская, мужская пустынь, ныне слобода Спасоренская (в настоящее время Спас-Реня), Тверской губ., Весьегонского у., в 15 вер. к зап. от Весьегонска, при слиянии реч. Рены и Званы. По преданию, основана в XV ст. преп. Зосимою Соловецким, останавливавшимся здесь и оставившим игумену посох, который и доныне хранится в церкви. В архиве Краснохолмского Антониева Николаевского м-ря, к которому пустынь была приписана после своего разорения Литовцами, в описи 1575 г., говорится: „да к монастырю ж пустынь на устье реки Рени и Званы, а в ней храм Преображенье Спасово". В XVIII стол. в ней были две церкви: Преображения и Зосимы и Савватия Соловецких, колокольня, 4 кельи, ограда с 3 башнями, все деревянное. Упразднена в 1764 г.
Ист. Р. Иер., VI, 225; Известия Археол. Общ., 1880 г., IX, 74 (старин. храмы в Весьегон. у. с видом и планом церкви); Древности. Труды Москов. Археол. Общ., 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 86 (Воскресенского, Опис. Спасо-Ренской пуст.); 1880 г., т. VIII, исследов.; 13 (в 1687 г. пустынь уже состояла приписною к Антониеву Николаев. м-рю и в это время в ней строителем был Никон), 58 (опись пустыни в 1575 г.). Игум. Анатолий, Истор. опис. Краснохолм. Антониева м-ря, 93.
(По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)
Спасо-Ренская пустынь — мужской монастырь.
Располагался на стрелке рр. Звана и Реня рядом с современной д. Спас-Реня Ёгонского с.п.
По преданию, основан в середине XV в. Зосимой Соловецким, который останавливался здесь и оставил посох. В церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких до момента её закрытия действительно хранился деревянный посох с сильно изогнутой рукоятью. Уже в XVI в. была приписана к Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю, являясь центром так называемой фёдорковской вотчины. Начало формирования этой вотчины было положено в 1564 г. «В 7072 (1564) г. дал в дом Николе Чудотворцу Богдан Быков сын Нелединский, а в иноках Дометиан, на поминовение своей души и своих родителей сельцо Фёдорково с деревнями: Кишкино, Гору, Подол, Заборье, Козодавль, Хрущи большие, Хрущи малые, Латино, Оксениху, Гузениху, Дорки, Михалиху, Илейцино, Колмачиху, пустошь Шувандино. И этот его вклад его, Богдана, и родителей его поминать, панихиды петь и обедни служить, и братию кормить два раза в год угощением большим: в день памяти его и в день преставления, а дни памяти и преставления написаны в уставе — в какие дни поминать и братию кормить».
Видимо, Богдан Быкович Нелединский, в иночестве Дометиан, стал в тот год настоятелем Спасо-Ренской пустыни.
Из описи Антониева монастыря 1575г.: «Да к монастырю ж пустынь на усть р. Рени и Званы, а в ней храм Преображенье Спасово, а в церкви образов: Деисус стоячей на бели 7 икон, да образ местной Преображенье Спасово на бели ж — гривна серебрена... да два образа Пречистые Одигитрие на бели ж — одна локотница, а другая пядница... да сосуды древяные, покровцы крашенинные, да кандило медяное, да хоруговь олифленная со крестом... да у церкви ж клепало железное...».
В нач. XVII в. пустынь была почти дотла разорена. В Синодик Антониева монастыря вписаны для поминовения имена 26 монахов, убитых «литовцами» в 1611 г. По крайней мере половина из них — монахи Спасо-Ренской пустыни.
Но монастырь возродился и продолжал ещё долго оставаться одной из главных святынь Весьегонской земли.
В 1660-80-е гг. настоятелем Спасо-Ренской пустыни был игумен Никон. К этому времени относится появление в монастыре нескольких реликвий, хранимых в местных церквях и после закрытия пустыни: Евангелие, приобретённое Никоном в 1678 г, и напрестольный крест, обложенный серебром и позолоченный, подаренный пустыне царевной Софьей в 1686 г. На тыльной стороне креста надпись: «Лета 7194, августа в 7 день построила сей крест в пустыню Спасоренский монастырь благоверная царевна София...».
Упразднён монастырь, как и многие другие, указом Екатерины II в 1764 г. К моменту закрытия в нём были две церкви (Преображения Господня освящена в 1648 г, Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), колокольня, 4 кельи, ограда с тремя башнями — всё деревянное. Церковь Преображения Господня сгорела от удара молнии около 1855 г., простояв 200 лет, но реликвии были спасены и среди них холстинный антиминс, который и позволил датировать время постройки храма.
Вместо сгоревшего в 1859 г. был построен новый храм Преображения Господня. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, сильно обветшавшую к этому времени, разобрали, а вместо неё богомольная помещица О.К. Веселаго в 1872 г. перевезла из с. Старый Остров деревянную церковь, которая была на новом месте освящена во имя соловецких святых.
Уже с XVIII в. Спасо-Ренская слобода стала центром небольшого церковного прихода, который включал в себя дд. Тиманское, Люберь, Б. Овсяниково и часть д. Неганово.
Обе церкви были разрушены в 1930-е гг. Судьба хранимых в них реликвий неизвестна.
(По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
Пустыня находилась при впадении р. Званы в р. Рень в 13 верстах от Весьегонска. Время основания неизвестно. В уцелевших рукописях Антониева монастыря она упоминается в первый раз в описи 1575 г. и находилась при Федоровской монастырской вотчине, которую дал Богдан, Быков сын, Нелединский, в монашестве Дометиан, в 1564 г. С тех пор пустыня постоянно была в ведении Антониева монастыря, из этого можно заключить, что, по мнению, игумена Анатолия, что пустыня была построена на земле Нелединских и что вполне возможно, Дометиан был ее основателем. Для ее управления посылались иеромонахи, монахи, а иногда определялись и белые священники, которые назывались строителями и во всем отдавали отчет монастырю. В 1764 г. пустынь была обращена в приходскую церковь. По монастырским описям XVIII столетия в ней находились следующие строения:
1. Церковь во имя Преображения Господня. Деревянная, на ней глава обита деревянной чешуей, крест деревянный, обит белым железом.
2. Церковь деревянная на святых воротах во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, на ней глава и крест деревянные, обитые белым железом.
3. Колокольня на ограде деревянная, в ней пять колоколов и одно железное клепало.
4. Четыре кельи и прочие деревянные строения.
5. Ограда окружностью 114 саженей, на ней по углам три башни деревянные.
(По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)