Бельский район, Демяхи (Красногородка) - Красногородищенская заштатная мужская пустынь


   Пустынь находилась на возвышенном месте на правом берегу р. Шлюбы (Шелобы), между нынешней деревней Демяхи и озером Красногородское (Лосминское, Монастырское). Пустынь разрушена в советское время.

   Не доезжая от Смоленска до Белого 20 вёрст, влево от почтовой дороги, находится Красногородищенская мужская пустынь. Она устроена на правом берегу реки Шелобы, на гористом местоположении. Неизвестно, был ли здесь какой монастырь до XVIII столетия; сколько известно, настоящая обитель существованием своим обязана главным образом семейству дворян Пенских, преемственно поддерживавших его до настоящего времени. В 1732 году 13 марта, Смоленский шляхтичь, хорунжий Григорий Пенский, построил в этой пустыне, вместо деревянной, каменную церковь, в память Преображения Господня с двумя приделами: Введения Божией Матери и св. прорка Илии. Потом в 1767 году, сын первого строителя и вкладчика пустыни Георгий Пенский, с благословения преосвященного Парфения, построил теплую церковь во имя Живоначальной Троицы и снабдил её живописными иконами, утварью, богослужебными книгами и священнослужительскими одеждами (дело арх. 1774 года, под п. 249 и 13). Вероятно от неискусства каменьщиков, в 1781 году Преображенская церковь потерпела значительные повреждения: алтарная стена с самого фундамента разселась, в приделе Введения стена совсем упала и оказалась течь за ветхостью кровли. В следствие донесения о сем строителя пустыни, иеромонаха Досифея, полковник Богдан Алексеевич Пенский, по убеждению преосвященного Парфения, в 1785 году вновь переделал Преображенскую церковь с двумя её приделами.
   Тогда же начата, и в непродолжительном времени окончена, постройка настоятельских и братских келий, и сделана вокруг монастыря каменная ограда на 145 саженей, с небольшими башнями по углам. В 1789 году, по ходатайству епархиального начальства и некоторых светских лиц, обитель, существовавшая до сего времени единственно вкладами и приношениями помещиков Пенских и Аршеневских, получила во всегдашнее владение пахатной и сенокосной земли 76 десятин и мельницу в Сычевском уезде на Днепре. Этим поддержано, хотя и не обеспечено навсегда, благосостояние обители. В начале нынешнего столетия (XIX век), в следствие многих неблагоприятных обстоятельств, - вторжения неприятелей, частых неурожаев, обитель, не имея никаких пожертвований сторонних, приведена была в такую крайность, что с большим трудом братия приобретала дневное пропитание. Последнее средство оставалось - закрыть монастырь и братию перевести в другие обители; но эта мера была бы вредна для целого края, особенно для такого, как Бельский уезд. Здесь при разобщенности и замкнутости жителей в углу своём, единственным пунктом сближения их между собою был монастырь, и если монашествующие настоящего времени далеко не достигают своего назначения, разрознились с потребностями века и народа, то по крайней мере, простой народ, посещая монастыри, сам собою находил средства для поддержания природного благочестивого настроения, выносил оттуда новую теплоту религиозного чувства. Но в таком огромном малонаселенном уезде оставался один только монастырь, и тот нужно было закрыть, когда братия была доведена до нищеты. Тогда преосвященный Тимофей употребил все средства для поддержания монастыря; на убеждение его опять вызвались потомки прежних благотворителей Пенские и Аршеневские помочь монастырю своими средствами. Сам преосвященный в 1850 году, благословил обитель иконой Божией Матери Одигитрии; с тех пор посещения монастыря богомольцами сделались чаще и многолюднее. В настоящее время в монастыре находится на лицо: один строитель, три иеромонаха, два иеродиакона, один монах, семь рясофорных и восемь простых послушников; всех со строителем 22 человека.

   
     (По материалам издания Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб, 1864.)
    


   Красногородищенская Введенская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь при озере Лосминском (ныне Красногородское - ред.), на высоком холме, под которым протекает р. Шелоба (ныне Шлюба - ред.), в 1/2 версты от почтовой станции "Демяха" (ныне село Демяхи - ред.), в 20 верстах от уездного города Белого.
   Время основания в точности неизвестно; но во всяком случае пустынь основана в первой половине XVIII века, так как уже существовала в 1732 году.
   Храмов два каменных: 1) Введенский (перестроен в 1878 году); 2) Преображенский с приделом в честь иконы Божией Матери Одигитрии (возобновлён в 1881 году). С 1852 года в пустыни находится местночтимая Смоленская икона Божией Матери - список с находящейся в Смоленске. 26 июля икона в крестном ходе приносится в город Белый, где остаётся до 1 сентября. Церковно-приходская школа на 30 мальчиков (с 1889 года). Пустынь владеет 77 десятинами земли (пахатной и луговой) и 50 десятинами леса в Бельском уезде. Игумен, иеромонахов 5, иеродиакона 3, монахов 4 и послушников 8.

   Ркп. свед. (1901 г.); Красногородищенский мужской монастырь Бельского уезда (из № 20 Смол. Еп. Вед. за 1897 г.), стр. 1 - 10; Зверинский, т. II, № 887, стр. 189; Любинецкий, стр. 27; Ведомость, стр. 98 - 99.

   
     (По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908.)
    


   Красногородищенская пустынь находится на высокой, покрытой деревьями горе, на правом берегу р. Шелобы, впадающей в ¼ в. к югу в стоячее Лосминское озеро, в 127 в. от Смоленска, в 20 в. от Белого и в ½-версте от почтовой дороги (влево от неё, если ехать от Смоленска к Белому) и почт. станции Демехи.
   Из указа царя Алексея Михайловича, от 23 января 1656 г., видно, что стольнику Григорию Стефановичу Пенскому пожалованы были в Бельской округе княжества Смоленского имения Демехи и Городище, при польском владычестве принадлежавшие Бельскому каштеляну Стефану Невельскому (католику). Получив эти имения, Григорий Стефанович Пенский расположил на горе при дер. Городище свою барскую усадьбу и здесь же, при господском доме, построил деревянную однопрестольную домовую церковь во имя Введения во храм Пресв. Богородицы в 1680 г.
   Третий сын Г.С. Пенского, хорунжий Смоленской шляхты Григорий Меньшой Григорьевич Пенский, по сверти отца (в 1707 году) получивший в наследство имения Городище и Демехи, подал челобитную императрице Анне Иоанновне в 1731 году о дозволении ему основать в имении Городище мужской монастырь (пустынь). Когда устроение монастыря Высочайшим указом было разрешено, — Гр.Гр. Пенский вошел к епископу Гедеону с ходатайством о разрешении ему возвести для устраиваемой обители, вместо обветшавшей к этому времени домовой Введенской церкви, каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: Введения во храм Пресв. Богородицы и св. пророка Илии. В 1732 году епископ Гедеон благословил построение этого храма. После этого Гр.Гр. Пенский вывел жителей д. Городища частью в соседнюю дер. Дворище, частью в дер. Пруд, ныне не существующую, и окончательно устроил монастырь, при чем усадьбу монастырскую переименовал в Красное Городище.
   Второй сын Гр.Гр. Пенского, полковник смоленской шляхты Юрий (Георгий) Григорьевич Пенский, и самую господскую усадьбу перенес в 1750 году из Красного Городища на левый берег р. Шелобы, к дер. Демехам. Случайно на земле его было найдено здесь четыре трехведерных боченка серебряных монет. Взблагодарив Бога за ниспосланный дар, Юрий Григорьевичь при настоятеле Феофане и других лицах дал обет употребить все найденное на св. обитель, а на месте находки устроить часовню во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре приобретены были им для монастыря церковная утварь, богослужебные книги, облачения и отлит главный колокол, весом в 47 пуд. 35 ф. В 1767 году, с благословения епископа Парфения, Юрий Григорьевич построил новый каменный теплый храм во имя Живоначальной Троицы. Первый Введенский храм был уже в это время разобран, так как в указе еп. Парфения он не упоминается.
   Как видно из донесения Илариона Конищева, в 1774 году в монастыре существовали две помянутые церкви: Преображенская с двумя приделами, из коих Введенский еще не был освящен, и Троицкая, также не освященная. Преображенская церковь была о трех, а Троицкая — об одной небольшой главе. Крыша на первой церкви была деревянная, на второй — железная. В пустыни было всего две каменных кельи; в одной жил настоятель, в другой — двое монахов (тогда как "в давних годах" число их доходило до 10). Вокруг монастыря была трехаршинная каменная ограда в 145 саж., на коей было 5 башен: четыре по углам и одна на воротах. Вблизи от церквей, с южной стороны, была хорошая роща из берез, сосен и елей. Вне ограды находились деревянные монастырские постройки: братская кухня, два амбара для всякого монастырского экипажа, скотный двор и гумно; близ кухни был небольшой садик. Для монастырских работ давалось от Пенских потребное число крестьян.
   В 1776 г. Троицкий храм был освящен, а в 1777 году, при генеральном межевании Георгий Григорьевич Пенский выделил монастырю участок в 76 дес. 2129 кв. саж. земли усадебной, пахатной, луговой и лесной. На означенную землю сделан был план.
   Умирая бездетным и свято соблюдая завет отца, чтобы основанная им обитель находилась всегда на попечении Пенских — владетелей Демеховской вотчины, — Георгий Григорьевич Пенский завещал своим наследникам — вдове Анастасии Ивановне и родному брату Михаилу Григорьевичу Пенскому — передать родовую ватчину Демехи с деревнями племяннику и крестнику своему Богдану Алексеевичу Пенскому (за что еще при жизни он уступил этим своим наследникам остальные свои владения в Верховском стане, Бельского у.). Желание Георгия Григорьевича Пенского, после его смерти, было немедленно исполнено совершением купчей крепости на им. Демехи с деревнями на имя Богдана Алексеевича Пенского 12 июня 1779 года.
   В 1781 г. Преображенская церковь потерпела повреждения: алтарная стена разселась; в приделе Введения стена совсем упала; за ветхостью кровли, оказалась течь. Вследствие донесения о сем строителя, мером. Досифея (Потемкина), полковник Богдан Алексеевич Пенский, по убеждению епископа Парфения, мастеровыми и рабочими своих имений, из материалов, которыми изобиловала Демеховская вотчина, вновь переделал в 1785 году Преображенскую церковь с двумя ея приделами. Тогда же начата и в непродолжительном времени окончена постройка настоятельских и братских келий, а также начата постройка каменной ограды вокруг монастыря, с небольшими башнями по углам.
   От Богдана Алексеевича Пенского родовая Демеховская вотчина в 1815 году перешла к Екатерине Богдановне Пенской, по мужу Семичовой, которая продолжала заботиться о благосостоянии обители. В 1829 г., вследствие отношения к ней епископа Иосифа, по рапорту к нему настоятеля пустыни, иером. Иеронима, о том, что в церквах Троицкой и Преображенской с приделом Введенским сгнили и покоробились полы, — из Демеховского ииения отпущено было нужное количество лесного материала, и полы переделаны были господскими плотниками, при чем монастырь в расходах вовсе не участвовал. Оставшись с 1 января 1845 г. бездетной вдовой. Екатерина Богдановна Семичова еще более стала заботиться о благоустроении обители. В период времени с 1855 по 1861 г.г. на средства её, из материалов Демеховского имения, тамошними рабочими произведены были следующие сооружения: построен вновь в два этажа — низ каменный, верх деревянный — обрушившийся главный корпус с настоятельскими и братскими кельями; возведены два корпуса для братских келий — один весь каменный на 4 кельи, другой деревянный, большой, двухэтажный, с трапезной, сгоревший в 1887 г.; продолжена каменная ограда, начатая Богданом Алексеевичем Пенским, и к 3-м прежним башням прибавлено еще две, а в восточной стороне её сделано двое въездных каменных ворот: главные, святые, для крестных ходов, и другия — для ежедневного проезда; построена гостинница для богомольцев, перенесенная в другое место в 1896 году.
   В 1885 году приступлено было также, по желанию архиеп. Тимофея, к постройке каменного двухэтажного дома, куда архиеп. Тимофей предполагал удалиться на покой. Но он не был окончен вследствие удаления архиеп. Тимофея на покой в Ордынскую пустынь, Поречского уезда, в 1859 г.
   После Ек. Богд. Семичовой наследником Демеховской вотчины явился гвардии штабс-капитан А. Вас. Пенский. Так как имение было теперь сдано в аренду (1863 — 1885), то материальная помощь монастырю прекратилась. В 1870 г. А.В. Пенский передал монастырю завещанные отцом его 500 р., на которые приобретен был иконостас и устроена во втором этаже трапезного корпуса домовая церковь во имя св. пророка Илии, служившая для богослужений, по случаю ломок и перестроек в 1870 — 1878 г.г. и сгоревшая при пожаре корпуса в 1887 г.
   При всех заботах наследственных ктиторов Пенских, бывали в жизни монастыря трудные времена. Таково было время после смерти Юрия Григорьевича Пенского. Доходы монастыря простирались в это время от 19 до 36 р., и лишь в некоторые годы достигали сотен. Настоятель монастыря Филарет (1849 — 1851) ездил по знакомым священникам, собирая хлеб для прокормления братии, которой было всего 6 человек: строитель, 2 иеромонаха и 3 послушника. Видя печальное положение обители и хорошо понимая значение её в обширном Бельском уезде, архиеп. Тимофей решил в 1850 году дать в благословение обители снимок с иконы Соборной Смоленской Божией Матери Одигитрии. Икона торжественно несена была крестным ходом в течение двух мсяцев и поставлена была во Введенском храме монастыря. Узнав о желании жителей г. Белого видеть у себя икону, епископ Тимофей с радостью благословил поднять ее "во спасение дуг и телес их". С тех пор монастырская икона Смоленской Божией Матери ежегодно приносится в г. Белый, где пребывает с 26 июля по 1 сентября. Икона обносится также почти по всем селениям, расположенным вокруг монастыря на 50 верст.
   Для улучшения состояния монастыря архиеп. Тимофей 8 января 1852 г. назначил настоятелем его секретаря своей канцелярии, умного и образованного иером. Савватия (1853 — 1874). На время его управления монастырем падают многочисленные монастырские постройки. Но самая важная из них — переделка соборного монастырского храма. Собрав через иеромонахов Тихона и Мелхиседека до 4000 р., настоятель решил из двух существовавших в монастыре храмов - Троицкого и Преображенского — устроить один трехпрестольный храм, для чего нужно было, разобрав Преображенскую церковь, поместить ее между Троицкой и Введенской. Предпринятая в 1861 году, постройка эта вчерне была окончена преемником Савватия Феодосием в 1875 г.
   Межу тем число братии постепенно уменьшалось, и в 1877 г. в монастыре был лишь настоятель и один подначальник — священник. В виду этого Св. Синод предложил на рассмотрение Епархиальному начальству вопрос о закрытии монастыря. Вследствие этого образована была комиссия из иером. Феодосия, благочинного Павла Лосевского и священника с. Залесья Андрея Соколова. Комиссия нашла нужным пригласить достаточное число братии из других монастырей, и после этого из Ордынской пустыни переведено было 7 человек братии, под руководством игумена Нила. Вновь пришедшей братии предстояла задача — вполне окончить переделку монастырского храма. Благодаря хозяйственным способностям иг. Нила Троицкий храм окончен был через два года в освящен еп. Иосифом в 1878 г., при чем храм этот переименован во Введенский. Еще через три года отделан был и Преображенский храм с приделом в честь иконы Божией Матери Одигитрии, и освящен был еп. Нестором.
   По записи на Евангелии 1760 года и архивным данным, настоятели Красногородищенской пустыни были следующие: 1) Ферфан (1732—1777), 2) Иларион (1777—1781), 3) Досифей (Потемкин) (1781-1784), 4) Исакий (Высоцкий) (1786—1792), 5) Иосиф (Щировский) (1792-1805), 6) Константин (Юденич) (1805—1809), 7) Владимир (Неклюдов) (1809—1816), 8) Аркадий (Цамбровский) (1816—1818), 9) Вениамин (Соколов) (1818—1820), 10) Гавриил (1820—1821), 11) Макарий (Юденич) (1821—1823), 12) Павел (Верзилов) (1823—1827), 13) Иероним (Полубинский) (1827-1836), 14) Иннокентий (Чаплин) (1836—1849), 15) Фаларет (Крылов) (1849—1851), 16) Савватий (1851—1874), 17) Феодосий (1874—1877), 18) Нил (1877—1887), 19) Викторин (с 1887 года).
   Число братии монастыря колебалось, то уменьшаясь до 1 человека, то увеличиваясь до 50 человек с послушниками и рабочими. В 1896 г. в монастыре были — настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 4 монаха, не имеющих сана саященства, и 8 послушников (то же почти число было в 1864 и 1874 г.г.).
   Стараниями и заботами нынешнего настоятеля, иером. Викторина, монастырь благоукрашается. Особую заботу прилагает он к украшению храма. На пожертнованные им 1000 р. промыты в храме потолки и стены, поновлена живопись и окраска. При монастыре существует школа, для которой здание устроено в 1889 г.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


Посмотреть всю карту