Торжок - Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Торжок, ул. Старицкая, 7

Игумен монастыря - иеромонах Арсений (Леонов)

Торжокский Борисоглебский монастырь.


   Сведения на 2004 год о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

   Основан около 1038 г. Преп. Ефремом, закрыт в 1928 году, а открыт в 1993 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и Определением Священного Синода РПЦ от 2.10.1993 г. с назначением наместника обители клирика Тверской епархии игумена Вассиана (Кураева Виктора Александровича), который в 2001 году возведен в сан архимандрита. До революции в Борисо-Глебском соборе почивали мощи основателя обители преп. Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преп. Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В 1923 году мощи преп. Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм г.Торжка. В 1926 году мощи бесследно исчезли. Предпринимаемые попытки по обнаружению их согласно полученным данным о нахождении в запасниках музея г.С-Петербурга, к сожалению, пока не принесли желаемых результатов, при этом поиск мощей был проведен по архивам С-Петербурга, а часть сведений была получена путем опроса сотрудников музея религии. По устным заявлениям, сотрудники музея неоднократно повторяли, что в официальной форме делать это не будут, потому что дорожат своим местом, ибо директором дано указание, не разглашать музейных секретов.
   Документы о нахождении мощей преп. Ефрема Новоторжского в архивах музея не найдены, однако, бывший сотрудник музея, свидетельствует, что видел их на выставке в 1970 году в музее религии и атеизма в Казанском соборе, но официально подтвердить отказался.
   В монастыре регулярно совершается ежедневно утром и вечером богослужение в отреставрированном Введенском храме монастыря и кроме этого насельники совершают службы в монастырском подворье – храме в честь Иоанна Богослова. Из-за существующей кадровой проблемы насельниками монастыря осуществляется пастырское служение и в некоторых приходах Торжокского района.
   В 2004 году проводились следующие работы: установлены металлические решетки на все окна Введенского храма. Отремонтировано помещение галереи и передано под просфорную. Отремонтирована опалубка и покрыта часть крыши галереи – 120 кв. метров. Установлены жестяные сливы и отремонтирована кровля на братском корпусе. Произведены реставрационные работы фасада жилого корпуса. Установлена бетонная отмостка жилого корпуса. Произведены ремонтные работы трапезной, ванной, бани, прихожей жилого корпуса.
   В монастыре проживают 11 насельников, из них: 1 – архимандрит, 1 – игумен, 5 – иеромонахов, 1 – иеродиакон, 1 – послушник.
   В 2003 году трое насельников закончили полный курс сектора заочного обучения МДС.

   Сведения на 2008 год:

   Численность братии составляет 5 человек: Наместник-архимандрит, игумен, 2 иеромонаха, 1 – иеродиакон. Послушников в монастыре не имеется.

   Материальная база

   Сведений не представлено

   О посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан

   Посещаемость монастыря прихожанами в праздничные дни около 40-50 человек.

   Сведения о строительстве, реставрации

   Выполнены регламентные и ремонтные работы системы отопления первого и второго этажей Введенского храма (заменены вышедшие из строя вентиля, была произведена модернизация системы отопления)
   Произведен ремонт водонакачивающего насоса котельной, очистка и замена фильтров отопительной системы Введенского храма.
   В просфорне были установлены дополнительные батарее отопления, а также была установлена новая духовая печь.
   Произведены ремонтные работы отопительных котлов братского корпуса Борисо-Глебского монастыря.
   Произведены восстановительные работы системы электроснабжения Борисо-Глебского монастыря.
   Произведен ремонт кровли и сливов братского корпуса (залиты битумом щели крыши корпуса, восстановлены сливы корпуса).
   Частично была отремонтирована кровля Борисо-Глебского собора, и полностью заменены старые стропила и уложена новая кровля на галерее от Введенского Храма до архимандричьих покоев, отреставрирована порушенная южная часть галереи, вставлены окна и решетки галереи, проведена система отопления, настелены полы. Производится реставрация внутренних помещений галереи.

   Сведения о катехизации и образовании

   При монастыре действует Воскресная школа, православная библиотека. Монахами монастыря в школах факультативно проводятся занятия по Закону Божию. Насельники монастыря участвуют в проведении православных конференций, семинаров, чтений.

   Сведения о социальном служении

   Насельники монастыря посещают детский дом, оказывают посильную помощь нуждающимся, предоставляют питание и необходимую одежду.

   Работа со средствами массовой информации

   Монастырь сотрудничает с редакцией газеты «Торжокская неделя», в изданиях которой размещается православная страница. Также насельники монастыря регулярно взаимодействуют с местным, российским и центральным телевидением.

   Взаимодействие с Армией

   Монастырь духовно окормляет летную воинскую часть г. Торжка.

   Взаимодействие с исправительными учреждениями Минюста

   Монастырь постоянно проводит встречи, беседы с офицерским составом областной больницы Тверского ГУИН (ответственные игумен Михаил и лейтенант Горюнов С.А.)

   Меры по противодействию влиянию авторитарных сект и псевдорелигиозных формирований

   Совместно с администрацией города Торжка монастырь проводит меры по противодействию влияния авторитарных сект и псевдорелигиозных формирований.

   Монастырские подворья:
     ◊  Иоанна Богословская церковь (подворье Борисоглебского Новоторжского мужского монастыря). В настоящее время приходской храм.
     ◊  Часовня Казанской иконы Божией Матери (дер. Залучье Осташковского р-на). В настоящее время приписана к Введенской церкви села Кравотынь.

   
     (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)
    


   Фото. с сайта http://www.archi.ru/Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской Лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Преподобный Ефрем служил им в боярском чине, в звании конюшего. Горькая и тяжелая потеря св. князей и брата Ефрема Георгия, невинно убиенных Святополком, тронула до глубины души преподобного Ефрема. Потрясённый совершённым злодеянием, от природы набожный и религиозный, он решился оставить мир, дом, отечество, богатство, свой сан боярский и искал уединения. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с сотрудниками своими и соучастниками душеспасения соорудил каменный храм во имя святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, отчего и монастырь сей получил название Борисоглебский.Фото. с сайта http://www.archi.ru/
   Преподобный Ефрем 28 января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, иссечённом его руками.
   Более пяти столетий святые мощи преподобного Ефрема покоились в недрах земли и остались нетленны и невредимы. В царствование Иоанна Грозного архиепископ Новгорода и Пскова Леонид проезжал мимо Торжка. В обители преподобного Ефрема он расспрашивал о его мощах. Когда братия указали место, где лежало тело его, владыка с великим благоговением повелел открыть гроб. Тотчас весь храм наполнился благоуханием от мощей преподобного, которые были нетленны. Немедленно поспешили сообщить об этом царю и митрополиту Московскому Корнилию. Царь и Святитель, исполненные духовной радости и любви к преподобному, повелели освидетельствовать нетление мощей, что и было сделано торжественно и всенародно. И с этого времени установлено празднование памяти преподобного 10 февраля - день его преставления, и 24 июня - день открытия его чудодейственных мощей.Фото. с сайта http://www.archi.ru/
   Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.
   Преподобный Аркадий стал посещать преподобного Ефрема, и со временем, укрепившись в подвигах духовных, оставив дом свой, он ушел навсегда в Торжок, сподобился там от преподобного Ефрема иноческого образа, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители, и, прожив в ней несколько лет, преставился и мирно отошёл ко Господу. Тело его было погребено рядом с телом учителя и наставника, преподобного Ефрема.
   Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря. С той поры множество чудес совершалось от мощей и по молитвам преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских.Фото. с сайта http://www.archi.ru/
   Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения.
   С XV века начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей.
   Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.
   В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. 

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии.)
    


   ХРОНИКА НОВОТОРЖСКОГО БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

   Нина Лопатина.

   Составлена в 2013 году.

   1917. Сентябрь, 24 – согласно постановлению временного правительства здание школы вместе с инвентарём передано Новоторжскому городскому самоуправлению.

   1918. Октябрь, 5 – с 5 (18) октября кельи настоятеля заняты отделом социального обеспечения под богадельню.

   1918 – некоторые члены исполкома живут в монастырской гостинице.

   1918. Сентябрь – после покушения 30 августа на Ленина и убийства Урицкого в Торжке по стране прошла волна «Красного террора». В Торжке, как и по всей стране произошли аресты заложников из числа бывших дворян, купцов, интеллигенции и священства. В Еженедельник ЧК. - 1918. - № 1. – 22 сентября было опубликовано следующее сообщение: «Новоторжская Чрезвычайная комиссия уведомляет, что ею арестованы и заключены в тюрьму - как заложники - поименованные ниже представители буржуазии и их пособники: правые эсеры и меньшевики. При малейшем контрреволюционном выступлении, направленном против Советов, при всяком покушении на вождей рабочего класса - эти лица Чрезвычайной комиссией будут немедленно расстреляны. Список заложников: … Архимандрит Симон - настоятель мужского монастыря».

   1919. Февраль, 5 – вскрытие рак и осмотр мощей Ефрема и Аркадия Новоторжских специальной комиссией.

   1919. Февраль, 6–12 – Осмотр мощей публикой. Протестное письмо жителей по поводу выставления мощей в на всеобщее обозрение.

   1920 – учреждено Новоторжское викариатство в структуре Калининской и Кашинской епархии Русской православной церкви. После ареста в 1936 году последнего епископа Новоторжского Агапита (Борзаковского) не замещалось.
   Викариа́тство – в православных церквях — церковно-административная территориальная единица, входящая в состав епархии, во главе с викарием — епископом, не являющимся правящим архиереем (иерархом), но находящимся в юрисдикции такового.
   1920. Март, 8. –В Торжок прибыл епископ Феофил (Богоявленский). 8.03.1920 хиротонисан во еп. Новоторжского, вик. Тверской епархии.
   1920. Июнь, 24. - Просит Феофил Новоторжский 24 июня 1920 г. назначить наместником Иосафа с возведением в сан архимандрита. Резолюция преосвященного Серафима.

   1921. Май, 5. – странноприимный дом передан Сверчкову под жильё.

   1921 – волнения в стенах монастыря: предложить политбюро немедленно начать следствие по показаниям осведомителя, выяснить… о предполагаемых убийствах, поджогах, восстании на «Победе» (на мельнице Цвылева – товарищество механического производства обуви «Победа»), о подписных листах, о ящиках, вынесенных из общежития, о звоне с колокольни в ночное время и т. д.

   1921 – епископ Феофил в 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, но оправдан.

   1922 – Изъятие ценностей из монастыря и церквей Торжка в помощь голодающим Поволжья. В мае отправлен вагон с изъятыми ценностями в Москву.

   1922. Апрель, 26 – скончался игумен Пётр, живший в мужском монастыре.

   1923 – епископ Феофил был осуждён по ст. 73 к двум годам высылки по делу епископа Петра (Зверева) и выслан в Зырянский край в посёлок Усть-Кулом.

   1924 , Декабрь, 3. – Скончался архимандрит Симон – управлял монастырем с 23 марта 1913 года.
   О нём есть упоминание в романе С. Н. Толстой. «Осужденный жить» (с. 424): «В остальном жизнь шла мирно; всё также плыл над рекой в ранние утренние и в закатные вечерние часы звон большого монастырского колокола, а в самом монастыре пленял прихожанок столь же низкий и такой же бархатный бас отца Симона, в честь которого особенно пылкие энтузиастки, едва удерживавшиеся от аплодисментов, прозывались «симонистками».
   1925 – в Торжок вернулся епископ Феофил.

   1925 – в монастыре инвалидный дом, где содержатся и мужчины и женщины.

   1927 – бунт женщин при изгнании Феофила из монастыря сотрудниками ГПУ в 1927 году.

   1927. Июль, 12 – епископ Феофил отбыл из Торжка в Краснодар (1886 — май 1933, Краснодар расстрелян).

   Николай Мельников
   Привет епископу Феофилу. Июнь 1927. Торжок.
   Прощай, дорогой наш владыко,
   И нас, своих чад, не забудь.
   От нас ты уходишь далёко
   На трудный неведомый путь.
   Великий апостольский подвиг
   Там ждёт тебя в дальнем краю,
   Но свыше Господь милосердный
   Пошлёт тебе силу Свою.
   Быть может немалые скорби
   И новый там крест тебя ждёт,
   Но кто из земных без страданий
   В Небесную славу войдёт?
   Евангельской кроткой любовью
   К себе ты нас всех привлекал
   И часто горячей молитвой
   К молитвам наш дух возбуждал.
   Но этой любовью святою
   Ты можешь и там победить
   И чад своих новых молитвой
   В единое стадо сплотить.
   Прощай же, наш добрый Владыко,
   В молитвах своих не забудь.
   Да будет Господь Бог с тобою!
   Да будет утешен твой путь.

   1927. Август, 22 – приехал епископ Андрей (Комаров) (26.06.1879-17.07.1955).

   1927 – Экспедиция факультета этнологии в 1927 г. МГУ отметила наличие икон кисти В. Боровиковского.

   1927 – использование помещений: Входоиерусалимская церковь: нижний этаж – валяльная мастерская и склады, верхний – общежитие трактористов льносовхоза (? льносовхоза ещё не было – Н. Л.) (Бочкарёва)

   1928. Январь, 2. – Уехал из Торжка епископ Андрей (Комаров).

   1928, Февраль, 13. – приехал епископ Захарий (Лобов) в Борисоглебский монастырь. 24 апреля 1928 г. был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии.

   1928. Сентябрь, 7. – Скончался архимандрит Феодосий.

   1928 – посещение монастыря Л. В. Андреевым в 1928 году, когда ему было 5 лет:
   Мы вышли на берег прямо с Власьевской улицы, к перевозу (лодочные перевозчики жили на противоположном берегу, внизу под монастырем). Перевозчик нас перевез. Вдоль вала шла мощеная дорога, построенная на месте старого рва. И мы по этой мощеной дороге поднялись наверх, завернули на Старицкую улицу и со стороны Старицкой подошли к монастырским воротам около странноприимного корпуса.
   Ворота были заперты. В 1927 году оттуда уже выселили монахов. Но монастырь по-прежнему принадлежал Церкви. В нем жил монах-сторож. Он открыл нам в воротах калитку с высоким порогом, и я, четырехлетний, с трудом перешагнул через него. У монаха на поясе, помню, висела связка ключей. Так что он был сторож и ключник, охранял обитель. Отец представился, сказал, что он сын Николая Ефремовича Андреева. Монах сразу же расплылся в улыбке: «А, Николай Ефремович! Память ему небесная, вечная память! Как же, как же, помним, помним».
   Он пустил нас на территорию, мы погуляли. Внутрь помещений не заходили, но снаружи все было исключительно прибрано. Высочайшего класса было благоустройство! Плиточные тротуары — из естественного камня. От святых врат из-под надвратной церкви к собору вел широкий тротуар. От собора, от его паперти к входу в настоятельский корпус, в Введенскую церковь — опять плиточный тротуар. Слева и справа от него стояли две толи часовни, толи беседочки по продаже свечей и икон, размалеванные, пестрые.
   Посреди двора — фонтан, струи не было, но сохранялся большой каменный резервуар, наполненный водой. Наверное, иногда фонтан включали. И везде росла зеленая травка. Красная угловая башня сверкала своей покраской, и наверху у нее золотилась колючая булава. Все было очень хорошо, очень уютно, очень нарядно. Я попал в другой мир. Так произошло мое первое знакомство с монастырем.

   1929. Январь, 3. – епископ Феодор Яцковский (Яковецкий) назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии. 4 апреля 1930 он был назначен епископом Олонецким и Петрозaводским.

   1929. Февраль, 26 – большинство голосов братии иеромонаха Евгения Васильева избрали в духовники обители. Подпись: настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря епископ Захарий.

   1929. Апрель, 28 – май, 11. – Удостоверение: Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий, за усердную службу … ко дню..Пасхи наградить золотым наперсным крестом иеромонаха новоторжского Борисоглебского монастыря Евгения (Васильева) … 28 апреля – 11 мая 1929 г. Подпись и печать: новоторжский епископ Захарий. 1929. Апрель, 24 (7 мая) – епископ Захарий (Лобов) возведён в сан архиепископа и назначен на Воронежскую кафедру.

   1929. Июнь, 14 – Григорий Козырев назначен епископом новоторжским, С 14 июня 1929 года — епископ Новоторжский, викарий Калининской епархии.

   1929. Август, 6 – Григорий Козырев уехал из Торжка. С конца 1929 года — епископ Бежецкий, викарий той же епархии. – По сведениям из допроса Васильева – уехал из Торжка в мае 1930 г.

   1929. Сентябрь, 12. – Епископ Александр (Торопов)
   (01.10.1861– Осужден 15 октября 1937 г. в Воронежской области), расстрелян.
   12 сентября 1929 г. пострижен в мантию с именем Александр и назначен настоятелем храма бывшего Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии в сане архимандрита. 21 сентября 1932 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

   1929 - Список памятников древней русской живописи, зарегистрированный в Торжке – Ю. А. Олсуфьевым в сентябре 1929 г. как представителем Главнауки, где указаны действующие на тот момент церкви, в том числе Борисоглебский монастырь

   Алла Немцова. Страницы папиных воспоминаний. Борисоглебский монастырь
   Помню, как вместе с родителями я побывал на каком-то большом летнем празднике в Борисоглебском монастыре. Борисоглебский монастырь был основан боярином Ефремом, бывшим конюшим великих князей Бориса и Глеба (сыновей великого киевского князя Владимира Святого, крестителя Руси). После гибели Бориса и Глеба в 1015 году Ефрем (по происхождению венгр) ушёл из Киева и поселился близ Торжка (в районе теперешнего села Семёновское), где построил храм и странноприимный дом. Преставился он в 1053 году. В 1572 году были обретены его мощи, а в 1584 — 1587г. он был причислен к лику святых.
   Жители Торжка особо почитали своего святого Ефрема Новоторжского. Многие жители Торжка носили имя Ефрем. Наука считает, что Борисоглебский монастырь был основан несколько позднее в XII веке. В XVIII веке Екатерина II заложила первый камень нового храма. Наблюдал за строительством известный архитектор Н.А.Львов, иконостас писал художник Боровиковский. В первой четверти XIX века строительство монастыря было завершено. Борисоглебский монастырь стал одним из красивейших монастырей России. Живописно расположенный над Тверцой, окружённый старыми деревьями монастырь поражал своим истинно русским великолепием.
   Церковный праздник в монастыре собрал, по-видимому, всё духовенство не только из всех церквей г. Торжка, но и из самой Твери и других городов Тверской области. Впереди крестного хода шла группа подростков и молодых людей, одетых в длинные с широкими рукавами стихари разных цветов, расшитые золотым и серебряным орнаментом. Они несли длинные свечи, иконы, хоругви. За ними шествовали разного ранга священнослужители в парчовых и бархатных одеяниях, архиереи в сверкающих драгоценными камнями митрах.
   Ветерок разносил над толпою клубы голубоватого душистого дыма из многочисленных кадил, которые были в руках у священников. Шествие сопровождал сводный хор певчих, собранных из всех новоторжских церквей.
   Выделялись тёмные фигуры монахов, среди которых были и схимники.
   При прохождении крестного хода из толпы летели на процессию длинные полотнища белоснежного холста, который крестьяне льноводы жертвовали церкви. Бродили среди народа сборщики пожертвований на нужды церкви. Иногда раздавались страшные женские вопли. Это так называемые «кликуши», одержимые бесом. При встрече с крестом и иконами они начинали дико кричать и корчиться. С помощью молитв священнослужители избавляли их от беса и припадки прекращались.
   На праздник приезжали фотографы. У них были большие ящики-фотоаппараты на тяжёлых треногах. Они фотографировали и тут же выдавали мокрые маленькие фотографии. Сбоку ящика свисала резиновая груша, насаженная на трубку, уходящую внутрь аппарата. С её помощью промывали фотографии внутри ящика. Родители решили меня сфотографировать, но я отчаянно сопротивлялся, боясь остаться внутри фотографии. На маленькой фотографии получился испуганный мальчик в тюбетейке с ужасом смотрящий на фотоаппарат.
   Церковный праздник собирал много крестьян из окрестных деревень. Эти люди с разных сторон пешком входили в город и шли к монастырю. У жителей Торжка была давняя традиция: перед каждым домом на улице выставлялся стол, покрытый салфеткой, а на столе в блюде лежали куски пирога, пирожки или булочки. Тут же стоял кувшин с квасом и стаканы или чашки. Проходящие богомольцы могли утолить жажду и слегка закусить. Такое угощение считалось Божьим обычаем, который соблюдался жителями Торжка.
   Так было ещё несколько лет, а потом настали годы воинствующего атеизма, и началось разрушение церквей. Все старые обычаи остались в прошлом.

   1930. Январь, 1. – Заседание президиума горсовета от 9. 01. 1930 г.:
   п. 3. О закрытии церквей: б. мужского монастыря (зимнего храма и церкви с колокольней).

   1930. Январь, 18 – л. 40 об. Заседание президиума от 18 января 1930 г. Постановили: снять колокола с церквей с передачей их на нужды промышленности и 50% от них продаже в бюджет города на электроосвещение.

   1930. Июль – приехал Павел Чистяков в сане архимандрита.

   1930–1931 – Выписка из протокола школы ФЗУ от 20 декабря 1930 года по политическому наказу МК ВКП(б) и задачи Советов – доклад т. Курбатова
   Постановили: политический наказ принять в целом. Новому составу горсовета предлагается поставить вопрос перед вышеупомянутыми организациями о закрытии церквей, об использовании их под жилища для рабочих, под учреждения и предприятия, добиваться прекращения колокольного звона и снятия колоколов с церквей, обращая их на дело индустриализации страны.
   Л. 1 то же – выборное собрание рабочих и служащих заводов лит. А, Б, В. 18.12.1930.
   Л. 3 – то же – собрание неорганизованного населения.9.01.1931 г.
   Л. 4 – 8 то же 20.01.1931
   Л. 9. 23.01. – то же – завод «Красный кожевник»
   Л. 26. Протокол № 1 от 2.02.1931 на основе решения большинства выборных собраний просить МОИК санкционировать … закрытие церквей и прекратить колокольный звон.

   1931 – Протоколы и переписка по закрытию церквей г. Торжка. Начало года.
   Л. 27. Во фракцию Мособлисполкома от Новоторжского райкома ВКП (б). 1931 г.
   п.2. В Торжке имелось всего 38 церквей, сейчас незакрытыми остается 11 церквей, которые также пустуют (посещают от 30 до 50 человек).
   Горсовет предполагает использовать: мужской монастырь – под общежитие рабочих Льносовхоза им. Молотова. Секретарь райкома ВКП (б) Рабов.

   1931. Май – архимандрит Павел Чистяков возведен в сан епископа (1870–1838, ск. в лагере под Архангельском). C 30 декабря 1931 года — епископ Сызранский, викарий Самарской епархии.
   1931. Июнь, 4. – Ордер №2 от 4.06.1931:
   на обыск у Морозова Ильи Гавриловича по Красной наб, 17 – переписки и литературы антисоветского содержания.
   Ордер – у Виктора (Кожина), Тверецкая наб., 23. Протокол обыска: изъяты 48 церковных книг, 1 открытка.
   Ордер – Старицкая, 3 – у Кононова Ивана Петровича, Кожина Виктора Трофимовича, Васильева Евгения.

   1931. Июнь, 5. Постановления об аресте от 5.06.1931:
   Кожина Василия, Морозова И. И. – 5.06
   Орлова Николая – 5.06.
   Никанорова Павла Матвеевича – 5.06. – юродивый из Б. Святцова - 5.06.1931 – Удостоверение от 1928 г. от Казицынского с/с – ему разрешается славить Христа 25 декабря 1927 г.

   1931. Июнь, 5. – Протокол обыска 5.06.1931
   - у Кожина Василия Трофимовича – Тверецкая наб, 9. (в доме Кунавина). Изъята литература.

   1931. Июнь, 6. – Постановление о привлечении в качестве обвиняемых бывших монахов г. Торжка по ст. 58-10. Среди граждан вели агитацию антисоветского содержания: Кононов Иван, Кожин Василий, Никандров Павел, Васильев Евгений, Морозов Илья, Орлов Николай.

   1931. Июнь, 6. – Постановления об аресте от 6.06.1931: Кононова И. П.

   1931. Июнь, 6. – Протокол допроса Кунаева Ефр. Ефр. 6.06.1931 – Тверецкая наб., 9.
   У меня на квартире проживал бывший монах Кожин Василий, в данное время имеет сан священника, живет у меня и бывшая монашка Титова Анастасия – живут около 2-х лет.

   1931. Июнь, 6. – Протокол допроса 6.06.1931 Васильева Евгения Васильевича, прож. Грузинская ул., быв. монастырь, иеромонах. В Торжке проживал с 1914 г. – в монастыре священником, а уже после революции, после разгона бывшего мужского монастыря служу священником Борисоглебской церкви по сие время. В данное время на квартире со мной проживают монахи: Кононов и орлов, а в церкви служат: Кожин и морозов – бывший архимандрит … в данное время уехал в Москву. Из бывших монахов в Торжке проживают: Владимир Загреба, прож. на Михайловской ул., Кононов, Орлов, Кожин, Морозов и Яков Соколов, который служит в данное время дьяконом со мной вместе., прож. на ул. Грузинская.
   Ранее в монастыре монахов было около 50 человек.
   К нам в квартиру ходят и монашки: Смирнова Мария – в данное время арестована, Смирнова М…

   1931. Июнь, 7-9 – Постановление о привлечении в качестве обвиняемых:
   7.06.1931: монахи Кожин Василий, Морозов Илья, Соколов Яков, Орлов Николай, Владимир Загреба, Кононов Иван и юродивый Никифоров Павел проживая в г. Торжке, частенько собирались в церковной сторожке бывшего мужского монастыря, где проживал на квартире Орлов, Кононов и Никифоров и занимались обсуждением проводимых мероприятий советской властью, в особенности коллективизации и среди присутствующих верующих вели агитацию – обвинение по ст. 58-10.
   протокол допроса 7.06.1931 Кожина
   Семейное положение: вдов. Прож.: Тверецкая наб., 9, живу вместе с монашкой Титовой Анастасией.
   Л. 39. протокол допроса 7.06.1931 Морозова Ильи Григорьевича, Красная наб, 17. Я служу в церкви бывшего мужского монастыря.
   Л. 40 протокол допроса 7.06.1931 Никанорова Павла Матвеевича, живет в церковной сторожке. 46 лет. род. в дер. Сырцово Новоторжского у. Года два жил при мужском монастыре, живу подаянием, прислуживал, подметал и прочее.
   Л. 41 протокол допроса 7.06.1931 Орлова Николая Алексеевича, род. в 1860 г. в д. Застолбье Застолбской волости Бежецкого уезда монах, Старицкая, 3. Монахом я лет 40 и все время при Новоторжском монастыре. Живу на квартире при сторожке монастырской церкви.
   Л. 43 протокол допроса 7.06.1931 Кононова Ивана Петровича. Род. в 1878 в с. Вильгощ Кудрявцевской вол. Корчевского у., Старицкая, 3. Я в монастыре г. Торжка с 15 летнего возраста. До революции в монастыре находилось около 30 человек.
   Ордер на обыск с 5 по 9.06.1931 у Соколова Якова Владимировича, Старицкая, 15 – фото, книга записей с разной перепиской.
   Л. 46 Ордер на обыск 8.06.1931 Загребы Владимира, Ржевская, 7.: две фотокарточки и 7 штук переписки.
   Л. 43 Протокол допроса 9.07.1931 Загребы Владимира Филипповича, 60 лет, жил с 1914 по 1918 в монастыре Нилова пустынь. В монастырь я пошел с 18-ти летнего возраста по призванию. В монастыре в Торжке с 1918 г.
   Л. 49 Протокол допроса Соколова Якова Владимировича. 46 лет, род. в г. Вышнем Волочке. Старицкая, 15. С 14 по 18 г. – в монастыре Зосимова пустынь бывшего Александровского уезда Владимирской губ. В монастыре с 26-летнего возраста, в Торжке – с 1926 г. Из семьи рабочего, да и до поступления в монастырь работал на стекольном заводе.
   Л. 54 Соколов Яков Владимирович род. в 1885 г. В В. Волочке. обр. 4 кл. Дьякон из мещан.
   Л. 55 Орлов Николай Алексеевич. Обр. 2 кл. жил при монастыре – монастырский сторож. 40 лет, род. в дер. Засполье Застолбской вол. Бежецкого у., сын священника. Жил в монастыре Старицкая, ул., дом инвалидов.
   Л. 56. Никоноров Павел Матвеевич. 40 лет, малограмотный. При монастыре уборщиком, из крестьян, определенного места жительства нет: часовня и монастырь.

   1931. Июнь, 30 – выдано разрешение Новоторжского горсовета провести собрание верующих Борисоглебского собора.

   1931. Июль, 2. – Протокол общего собрания верующих Борисоглебского монастыря в горсовет от 2 июля 1931 года.
   На разрешение Новоторжского горсовета по удостоверению от 30-го июня 1931 года за № 1557 прибыло на собрание верующих 470 человек.
   Председателем собрания избран Третьяков Е. И. и члены: Новосельцев М. М. при секретаре Аксенове А. С.
   По вопросу служения в Борисоглебском храме единогласно при 11 воздержавшихся постановили:
   Ввиду невозможности продолжения службы в храме, находящемся на территории льносовхоза, храм сдать при условии, как: святые мощи преподобного Ефрема и Аркадия с их раками, гробницами, балдахинами перенести в Благовещенскую-Михайловскую церковь, а также святой животворящий крест с лампадами, нерукотворный образ Спасителя у правого клироса, икону святых князей Бориса и Глеба и святого князя Владимира, икону Введение во храм Пресвятой Богородицы, деревянный комплект сосудов времени служения преподобного Ефрема, а также его посох и митру, сосуды стеклянные комплект, евангелие и другие церковные деревянные без риз иконы и облачения и книги, необходимые для богослужения. С чем постановили просить Президиум горсовета принять храм от верующих при условии выполнения данного решения.
   Председатель собрания Третьяков
   Член: Новосельцев. Секретарь: А. С. Аксенов.
   1931. Июль, 3 – Протокол заседания президиума Новоторжского горсовета от 3 июля 1931 года.
   Слушали: протокол собрания общины верующих Борисоглебского монастыря от 2 июля 1931 года об отказе от церкви.
   Постановили: Просьбу верующих и церковного комитета Борисоглебского монастыря удовлетворить. Принять от верующих и церковного комитета ключи. Считать целесообразным использовать помещение под школу совхозуч при ОПХ льна совхозе. Просить РИК санкционировать данное решение.
   Секретарь Горсовета Бурков

   1931. Июль, 4 – Л. 36 Разрешение
   4 июля 1931 года
   Выдано церковному комитету Борисоглебской церкви в том, что таковому разрешается на основании постановления собрания верующих данной церкви от 2 июля с/г. произвести перенос мощей Ефрема и Аркадия с их гробницами и раками и балдахинами (в тексте – балдахинами) – ред.), а также крест с лампадами образ Спасителя у первого клироса, икону князей Бориса и Глеба и князя Владимира, икону введения во Храм, деревянный комплект сосудов, посох и митру, стеклянный и серебряный комплект сосудов, евангелие и другие деревянные без риз иконы, а также облачения и книги, необходимые для службы. Время переноса установить: перенос Ефрема и Аркадия с 12 часов до 3-х часов дня 6-го июля 1931 года, остальное же вышеперечисленное перенести 4 и 5 июля с/г.
   Означенный перенос произвести без всяких торжеств и облачения.
   Маршрут переноса установить: по Старицкой улице и Республиканскому переулку в Благовещенскую-Михайловскую церковь. Ответственным за сроки переноса и соблюдение правил возложить на церковный совет и уполномоченного представителя горсовета.
   Зам. предсовета Белоусов. Секретарь: Бурков.

   1931. Июль, 6 (23 июня пост. ст. у Уваровой). – мощи пр. Ефрема и Аркадия перенесены в Михайловскую церковь.

   1931. Июль, 18. – Выписка из протокола заседания Тройки при ППОГПУ МО 18.07.1931: Морозова и Кононова – высылка в Казахстан на 5 лет. Соколова и Никонорова – ИТЛ на 3 года. Кожина, Загребу, Орлова – выслать в Казахстан на 3 года.

   1931. Июль – приехал в Торжок и стал архимандритом. 4 мая 1931 года в храме Покрова на Красносельской улице хиротонисан в епископа Новоторжского, викарий Тверской епархии.

   1931. Июль, 20. – л. 75 заседание президиума горсовета от 20.07.1931 слушали постановление ВЦИК от 13.07.1931 за № мо-35 об удовлетворении просьбы президиума новоторжского РИКа и горсовета о закрытии церквей в городе Торжке мужского монастыря, соборной церкви бывшего мужского монастыря.
   Постановили для реализации церковного имущества создать комиссию.
   1932 – Протоколы комиссий и советов: О восстановлении Надвратной церкви после съемки колоколов в контору «Металлолом».

   1933 - Протоколы, постановления президиума горсовета. 1933 г.:
   п. 3. После доделок считать возможным переселение совхозуча из помещения мужского монастыря в Агрогородок.

   1933. Сентябрь, 9. Протокол президиума горсовета № 26 от 9. 09. 1933 г.:
   п. 9. О выселении из бывшего мужского монастыря организаций и частных лиц с предъявлением такового же, в части артели «5 пятилетка» – её помещение предоставить артели «Прогресс».

   1933. Сентябрь, 19. Протокол президиума горсовета № 27 от 19.09.1933 г.:
   О размещении полка, командир Зыков.
   В мужском монастыре одно из помещений занимает склад кожзавода.

   1933. Сентябрь, 27. Протокол № 3 от 27.11.1933.
   Л.116 артели «Прогресс» под валяльную мастерскую в бывшем мужском монастыре - убрать деревообделочные мастерские артели «2 пятилетка».
   1933 – из заключения в республике КОМИ в Торжок приехал епископ Агапит (в миру Александр Корнилович Борзаковский (1960–8.11.1937). 22 ноября 1933 года освобождён. Назначен епископом Новоторжским, викарием Калининской епархии. В 1934 году возведён в сан архиепископа с оставлением управляющим Новоторжским викариатством.
   1936. Август, 27. – 27 августа 1936 года епископ Агапит(1860–1937, расстрелян в Восточно-Казахстанской области) арестован в Торжке по обвинению в участии «в контрреволюционной группе церковников». Приговорён к 5 годам ссылки в Казахстан.
   Конец 1930-х – начало 1940-х гг. – ВИЭМ. НФ. Воспоминания сестёр Закутаевых с ул. Грузинской, д. 11. кв. 3. Опрос 1990 г. – в предвоенный годы и первые годы войны в Борисоглебском монастыре находились авиационные военные склады.

   1942 – 1943: Петров в 1942-43 гг. лагерь военнопленных.

   1944. Июль, 19. - Решение Горисполкома № 128 от 19 июля 1944 г. «О передаче помещений бывшего Борисоглебского монастыря пересыльному пункту У.Н.К.В.Д. – для размещения столярного производства и контингента заключённых».
   1844. Август – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области Образована указом НКВД СССР 9 августа 1944 года в городе Торжке. Колония была открыта на базе сапоговаляльной фабрики и размещалась в комплексе Борисоглебского монастыря.
   1944. Ноябрь, 16. - Решение Горисполкома № 233 от 16. 11.1944 г. «Об организации производственных мастерских Торжокского Горпромкомбината на базе пересыльного пункта»: передать помещение летней и зимней церквей бывшего Борисоглебского монастыря Горпромкомбинату по балансу для организации в них производственных мастерских на базе пересыльного пункта: столярная мастерская, бондарный цех, производство обозно-колёсного инвентаря. кузнечно-жестяной цех, швейная и сапожная мастерские. Решение от 19.07. 1944 г. считать утратившим силу.

   1944 – Мониковская Н. П. Годы утрат и минуты счастья. - Калуга, 2001.
   «Назавтра меня вызвали с вещами и первый мой этап доставил меня в г. Торжок на пересылку. Тюремная пересылка тех лет! Великое скопище народа, рас, национальностей, неисчислимое количество вариантов совершённых правонарушений и приговоров за них. Относительная свобода передвижения внутри ограды, шум, смех, рыдания, бойкий обмен вещей на еду и курево. После тюремного заточения это сразу ошеломило, закружило, куда-то понесло. Очень хотелось к людям и, по возможности, к не очень сумрачным. Мои коллеги по статье были старше меня и, как правило, избегали разговоров. А рядом - вольница уголовников. Кто-то подарил мне пилотку, которую я носила с любовью и трепетом, кто-то показал мне, как надо курить «взатяг», кто-то придумал прозвище «Пацанка-партизанка» (видимо, из-за пилотки).
   Начался следующий семестр моих университетов. Клава «Мудрая» в общей сложности имела более 10 судимостей и 75 лет срока по ним. Первым её вопросом был: «Закон божий знаешь? Десять заповедей? Ну, там: не убей, не укради?.. Это всё лабуда! Запоминай с одиннадцатой: не зевай; не теряйся; обмани ближнего, ибо ближний обманет; бей первым...» И раскрывался целый пласт, с гордостью именующий себя «преступным миром», разбитым как бы на подклассы: воры в законе, посученные и фраера - это мы, все остальные. И песня-призыв:
   «Грязной тачкой рук не пачкай!
   На нашу долю ещё хватит дураков».
   По первости это было загадочно, интересно. К тому же многие из них были великими актёрами, умели создать о себе впечатление, как о людях смелых, гордых, независимых. Меня принимали на равных, всячески поощряя и подхваливая. А ведь независимой и гордой тоже хотелось быть!
   Вот такой, «внутренне отмобилизованной», и посадили в теплушку, где мне милостиво дали уголок на верхних нарах, и поезд пошёл на восток».

   1945 - Решение Горисполкома № 272 от 17.10.1945 г.: О выселении из здания Борисоглебского монастыря пересыльного пункта – тюрьмы НКВД – разрушают памятники. Просить Облисполком вывести тюрьму и передать горсовету для музея, библиотеки, Дома пионеров, кинотеатра, лекционного зала и школы рабочей молодёжи.

   1945 - Решение Горисполкома №323 от 9. 12. 1945 г. О стеснении расходов по приспособлению помещений Борисоглебского монастыря.

   1947 . Январь, 30 – Преобразование ИТК-4 (г. Торжок) в отдельный лагерный пункт №101 (ОПЛ № 101).

   1948 - Решение горисполкома № 10 от 22. 12. 1948 г. Об охране памятников архитектуры от разрушения. п. 10.2. вывести из всех зданий-памятников пересыльную тюрьму.

   1949 – охранный договор № 61 заключён в 1949 году с ОЛП № 101 на аренду помещений.

   1950. ВИЭМ. Паспорт на Борисоглебский собор – заготзерно под склад зерна. Подвалы – пересыльная тюрьма под склад картофеля
   Входоиерусалимская церковь – под общежитие заключённых, 1-й этаж – под служебные помещения.
   Настоятельские покои – под общежитие заключённых, 1-й этаж – под служебные помещения.

   1950 – ВИЭМ. Паспорт Надвратной церкви – пересыльная тюрьма под склад хозяйственного имущества. Часть разрушена в Великую Отечественную войну.

   1950 – ВИЭМ. Паспорт Братского корпуса – занимает тюрьма под общежитие заключённых.

   1950 – ВИЭМ. Паспорт – странноприимный дом – горжилуправление под жильё.

   1950 – ВИЭМ. Паспорт – Введенская церковь – О.Л.П. № 101 ИТК – под общежитие заключённых.

   1951 - АГТ. Ф. 85. Оп. 1. Д. 277 или 274 1951 г.
   № 357 от 14.11. 1951 Список пользователей памятников архитектуры в 1951 г.:
   Спасо-Преображенский собор, бывший Борисоглебский монастырь, Введенская церковь – ОЛП № 101, собор Бориса и Глеба – Заготзерно, надвратная церковь, башни, каменная стена – пересыльная тюрьма.

   1952 – ВИЭМ. Письмо начальника отдела по делам архитектуры при Калининском облисполкоме инженер-архитектора А. Тимонина – председателю Торжокского горисполкома от 22.12.1952 – просьба отдать под помещение музея Надвратную церковь, которая используется арендатором под склад сена и разного хозяйственного хлама.

   1955. Август, 19 – заготзерно отказывается от аренды собора –

   1956 – В 1956 году ОЛП № 101 называться лагерным пунктом № 4 ОИТК.
   1967 – ВИЭМ – акт обследования Якубени – п/я 55/4 ОН.
   1969 – ВИЭМ. Паспорт. Странноприимный дом – Торжокское домоуправление под жильё.
   1969 – ВИЭМ. Паспорт. Собор – под склад.

   1972– при управлении культуры Калининской области создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (сейчас – Тверьпроектреставрация», в составе мастерской было открыты производственные участки, в том числе в Торжке.

   1972 – начало реставрационных работ в Борисоглебском монастыре - ВИЭМ. Фото Турухана 1972 г.: Надвратная церковь в лесах – шпиль и ротонда не восстановлены.

   1974 – ВИЭМ. Фото Турухана: надвратная церковь в лесах – ротонда и шпиль отреставрированы.

   1975 – Климовская. Статья об Ананьине: в 1975 году закончена реставрация надвратной церкви по проекту архитектора А. И. Кустова.

   1982 – В 1982 году колония переехала из зданий Борисоглебского монастыря на новое место – в выстроенные корпуса на окраине Торжка.

   1982 – в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий № 2.

   1982 – начало реставрации Борисоглебского собора – Книга Фомин, Суслов (сдана в набор 9.09.1982, подписана в печать 10.03.1983), с. 48 – фото – Борисоглебский собор в лесах, но на главках лесов нет и они не восстановлены. Свечная башня – без лесов и не отреставрирована С. 51: В последние годы здесь ведутся большие реставрационные работы. Пройдет несколько лет, и прекрасный архитектурный ансамбль предстанет во всем своем величии. Здесь разместятся краеведческий музей, городская библиотека и другие культурно-просветительные учреждения.

   1984–1985 – Буклет Торжок – С. 8 - фото Борисоглебский собор в лесах, в том числе и главки. С. 6: ныне реставрируются постройки монастыря, чтобы принять в свои стены краеведческий музей Торжка и его окрестностей.

   1987 – Дневник народного краеведческого музея (записи вела зав. народным краеведческим музеем Н. Л. Лопатина):
   19.04. Позвонил гл. архитектор Атамасов и попросил составить список членов комиссии по приёму от ЛТП Борисоглебского монастыря.
   Предложила в состав комиссии включить: В. И. Лепёхину, Г. А. Белову, Н. А. Лопатину, А. Н. Щурскую, Т. А. Михайлову.
   21.05. – отдала список комиссии Атамасову.
   3.06. – сходила к реставраторам в Борисоглебский монастырь – они откопали весы – забрала их в музей.
   9.07. – с Т. А. Михайловой сделала выход на территорию Борисоглебского монастыря.
   11.08. – вместе с Т. А. Михайловой и Ю. Осечинским сходила в Борисоглебский монастырь, прошли на территорию ЛТП, впервые увидели Введенскую церковь со всех сторон, заходили внутрь. Всё кругом открыто, никем не охраняется.

   1987. Август, 18 – Решение Исполкома Торжокского городского совета народных депутатов № 159 от 18.08.1987 «О ремонтно-реставрационных работах на комплексе памятников архитектуры Борисоглебского монастыря»:
   В целях сохранения уникального памятника 17-19 веков - комплекса бывшего Борисоглебского монастыря, состоящего на государственной охране, и рационального использования его помещений с приспособлением их под учреждения социально-культурного назначения, во исполнение решений облисполкома №218 от 15.07.1987 г. исполком городского Совета народных депутатов решил:
   1. Предприятиям и организациям города при помощи областных плановой комиссии, финансового управления, управления культуры и коммунального хозяйства, отдела народного образования осуществить в 12-13 пятилетках поэтапный ремонт, реставрацию и приспособление зданий бывшего Борисоглебского монастыря под учреждения социально-культурного назначения.
   2. Передать здания комплекса памятников в аренду следующим организациям:
   2.1. объединённому музею – здание бывшей Спасской надвратной церкви и духовного правления для организации в них краеведческого музея и выставочного зала;
   2.2. городскому отделу народного образования (т. Федосов) – бывшее помещение Борисоглебского собора, Введенской церкви с колокольней и примыкающими к ним помещениями настоятельского корпуса с Входоиерусалимской церковью для использования под детскую спортивную школу, городской дом пионеров, детскую техническую станцию;
   2.3. районному отделу культуры (т. Полыгаева) бывший братский корпус для использования под филиал центральной районной библиотеки.
   3. Обязать учреждение ОН-55/4 (т. Анцыфров), лечебно-трудовой профилакторий № 2 (т. Олесов) провести в 1987 году консервационные работы согласно прилагаемому перечню (приложение № 1) с последующей передачей по акту территории и зданий Борисоглебского монастыря на период оформления проектной документации, проведения ремонтных и реставрационных работ, Торжокскому реставрационному участку (т. Прохоров).
   4. Определить заказчиками разработки проектно-сметной документации на ремонт и приспособление зданий бывшего Борисоглебского монастыря городской отдел народного образования (т. Федосов), объединённый музей. Заказчиком на разработку проектно-сметной документации строительства тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей определён УКС облисполкома.
   5. Городскому отделу народного образования (т. Федосов), объединённому музею, районному объединённому предприятию электрических и тепловых сетей (т. Образцов), управлениям «Водоканал» (т. Алексеев), коммунального хозяйства (т. Николаев) совместно с отделом архитектуры горисполкома (т. Атамасов) обеспечить своевременное оформление исходных материалов для проектирования ремонтных работ зданий Борисоглебского монастыря, а также инженерных сетей к нему согласно приложению 2.
   6. Обязать заказчиков разработки проектно-сметной документации (тт. Федосова, Образцова, Алексеева Николаева) обеспечить предоставление исходных данных конторе "Облжилпроект», институту «Калинингражданпроект» в сроки согласно приложения 2.
   7. СМУ объединения «Калинингражданстрой» (т. Балашова) выполнить работы по ремонту и приспособлению зданий бывшего Борисоглебского монастыря в сроки согласно приложения 2 с широким использованием для этого профилактируемых ЛТП.
   8. Торжокскому участку реставрации № 2 управления культуры (т. Прохоров) выполнить реставрационные работы на комплексе памятников Борисоглебского монастыря в сроки и объемах согласно приложению 3.
   9. Районному узлу связи (т. Жигалов) в 1988-89 годах обеспечить телефонизацию комплекса Борисоглебского монастыря в количестве 30-50 пар с установкой шкафа в центре комплекса, от которого будут выданы условия на телефонизацию непосредственно каждого объекта.
   10. Плановой комиссии (т. Боронкиной) в установленном порядке определить долевое участие предприятий в строительстве инженерных сетей и коммуникаций по мере разработки проекта.
   11. Управлению коммунального хозяйства (т. Николаев) обеспечить внешнее благоустройство памятника в 1989-90 годы.
   12. Предложено комиссии городского Совета народных депутатов по культуре и содействию охраны памятников установить постоянный контроль за ходом намеченных работ.
   13. Контроль за выполнением решения возложить на отдел архитектуры исполкома (т. Атамасов). Председатель исполкома Ю. А. Черноволенко. Секретарь Л. Ф. Никитина.

   1987 – Дневник музея: Л. 78 об. – 24.08. – пришло решение горисполкома о Борисоглебском монастыре. Была директор Дома пионеров, познакомилась с решением горисполкома по монастырю.
   Л.80. – 3.09. - Встреча краеведов с археологом П. Д. Малыгиным по теме «К вопросу о возникновении города Торжка», где также выступила Г. А. Климовская. Она ознакомила присутствующих с решением горисполкома по Борисоглебскому монастырю и с результатами её поездки в министерство культуры РСФСР по поводу празднования годовщины битвы с татаро-монголами и в Союзреставрацию по вопросу о Борисоглебском монастыре. Затем выступила Т. Т. Попова, которая выразила свой протест против размещения в монастыре Дома пионеров, Детской спортивной школы, станции «Юный техник». Её поддержали все присутствующие.
   Л. 82. – 8.10. – приходил М. М. Костин, сказал, что вместе с ребятами снял колючую проволоку на валу с северной стороны.

   1987. Октябрь, 10. – ВИЭМ. Письмо из Союзреставрации зам. начальнику управления культуры Калининского облисполкома Ю. М. Суслову – о земляных работах по восточному пряслу стены Борисоглебского монастыря.

   1987 – Дневник музея: Л. 82. 13.10. Звонила о встрече с реставраторами Борисоглебского монастыря.
   13.12. – Участвовала с сыном в субботнике в Борисоглебском монастыре.

   1987 – Научный архив ВИЭМ. – Научно-проектная документация Союзреставрации:
   Объект: Борисоглебский монастырь
   Задание: Восстановление и благоустройство территории.
   Заказчик: Управление культуры Калининского облисполкома
   реставрационные работы ведутся с 1984 г. – в настоящее время ведутся наружные реставрационные работы Введенской церкви с колокольней,
   Входоиерусалимской церкви с трапезной, настоятельского корпуса.
   Исполнитель: Союзреставрация.
   Т. 1. Историко-архитектурный опорный план.

   1988. Май, 24 – Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке (ВИЭМ) был создан по постановлению Совета министров РСФСР № 188 от 24 мая 1988 г.

   1989 – Буклет Торжок: фото – Борисоглебский собор, надвратная церковь, свечная башня и северная ограда отреставрированы, Введенская церковь с колокольней в лесах.

   1993 – Определения Священного Синода [1993.10.01-02: благословить открытие Борисо-Глебского мужского монастыря в г. Торжке Тверской епархии; назначить наместником монастыря игумена Вассиана (Кураева)]. Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. М., 1993. №11-12 (ОХ).

   
     (Публикация со странички Нины Лопатиной в Контакте.)
    


Петров О. В.
г.Торжок

Борисоглебский монастырь в XX веке.
История в устных воспоминаниях


   История Борисоглебского монастыря периода его закрытия и дальнейшего использования комплекса зданий в XX веке, известна меньше предшествующего периода (например, XIX в.), а источниковая база гораздо хуже.
   В качестве основных источников по истории монастыря в XX веке выступают официальные документы учреждений, размещавшихся в комплексе монастыря. Они, в силу своей специфики, достаточно однобоко освещают интересующий нас период.
   Для реконструкции более полной картины необходим комплекс источников, в том числе привлечение свидетельств очевидцев, при возможности их проверки и сопоставления с официальными документами, позволяют выявить интересные подробности истории монастыря в XX веке.
   Настоящее собрание является попыткой систематизации сведений по истории интересующего нас периода.
   1. Вопрос о дате закрытия Бориглебского монастыря. В ходе опросов старожилов г. Торжка выявлен период 1926-27 гг. Наличие монахов и послушников до этого времени отметили М.И. Калинин, М.Н. Костин.
   Службы в Борисоглебском соборе продолжались до 1931г. А.Н. Кротов, М.И. Калинин, М.Н. Костин видели молящихся, слышали песнопения и колокольные звоны.
   Документы Новоторжского райисполкома подтверждают дату закрытия собора в июле 1931 года.
   Экспедиция факультета этнологии МГУ в 1927 г. отметила в соборе наличие икон кисти В. Боровиковского.
   Воспоминания очевидцев позволили определить время (1931-1932 гг.) и обстоятельства исчезновения колоколов со звонницы Надвратной церкви. М.Н. Костин описал внешний вид колокола-благовестника (надпись о весе) и способ его ликвидации (был разбит на куски).
   2. Вопрос о внешнем виде комплекса монастыря. Выяснилось, что в последние годы существования монастыря сохранилось декоративное оформление: мозаичная картина с видом города Торжка у ворот монастыря, фигура ангела на колодце со святой водой, металлическая и деревянная ограды монастырского сада, оформление дорожек сада зеркальными шарами из разноцветного стекла, наличие системы в виде прудов и водоворота, наличие механизма часов еще в середине 1930-х годов. Воспоминания старожилов М.И. Калинина, М.Н. Костина, И.Ф. Волкова и М.И. Костина подтвердились сведениями из учебника “Родиноведение” 20-х годов и находкой водных источников во время реставрационно-строительных работ.
   3. Вопрос об изменении принадлежности монастырского комплекса разным учреждениям.
   Удалось установить, что после закрытия монастыря в его комплексе разместили в период НЭПа бараночную и сапоговаляльную мастерскую, инвалидный дом. Свидетельства М.Н. Костина и М.А. Братолюбовой частично подтверждаются документами Новоторжского райисполкома.
   Примерно в 1931-34 гг. комплекс монастыря занимало сельскохозяйственное училище, с 1936 г. — воинская часть. Во время Великой Отечественной войны, в 1942-43 гг. — лагерь военнопленных, потом тюрьма. Воспоминания И.Ф. Волкова, А.Н. Кротова, М.Н. Костина подтверждены справкой архива МВД Тверской области об открытии тюрьмы в августе 1944 г.
   4. Вопрос о выделении рациональных сведений из преданий и легенд о Борисоглебском монастыре.
   В ходе опроса старожилов выявились факты, относящиеся больше к категории легенд и быличек. Установление истины осложнено тем, что свидетельства очевидцев (рассказ И.Ф. Волкова о предпринятом им обследовании подземного хода в 1931-32 гг. и лично виденном кладе монастырских ценностей) в настоящее время не подтверждаются документальными и археологическими исследованиями.
   Обнаружение сведения, при всей своей ограниченности, позволяют лучше представить историю монастыря в XX веке.

   
     (По материалам статьи Петров О. В. Борисоглебский монастырь в XX веке. (История в устных воспоминаниях) // Сборник научных трудов ВИЭМ. - М.: ЗАО “Лилия ЛТД”, 1997.)
    


И. А. Бочкарева

Свечная башня Борисоглебского монастыря:
к истории строительства


   В ГАТО в делах Тверского губернского правления хранится дело «Об утверждении проекта на строительство башни и части ограды при Новоторжском Борисоглебском монастыре» и пояснительная записка к проекту. Данные документы о самой поздней постройке нынешнего ансамбля Борисоглебского монастыря - Свечной (Розовой) башне дают возможность ввести в научный оборот сведения о времени утверждения проекта, о технических условиях выполнения строительных работ, о назначении постройки и подтверждают авторство новоторжского городового архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. По косвенным данным удалось установить и время строительства башни.
   Обращаясь к историографии вопроса, необходимо отметить, что в источниках по истории Борисоглебского монастыря конца XIX в. сведения о Свечной башне или вовсе отсутствуют (И. Красницкий, Д. Самбикин), или крайне скупы (И. Колосов: «В одной из башен, перестроенной настоятелем Антонием, помещалась библиотека»)1. Только Ю. и 3. Шамурины дают первое, довольно подробное описание башни: «В 40-х годах XVIII столетия монастырь был обнесен существующей до нашего времени каменной оградой с двумя башнями на углах. Одна из них, расположенная на северо-восточном углу, была переделана при архимандрите: Антонии (1864—87 гг.) и приспособлена для помещения в ней монастырской библиотеки. К сожалению, нет никаких указаний на то, когда башня приняла свой современный оригинальный облик. Строитель ее, по-видимому, задался целью воспроизвести для торжковского монастыря замысловатые формы московских построек конца XVII века, устроить из башни сооружение, напоминающее нарядную Красную башню Троицкой Лавры и другие современные ей башни и колокольни. В результате получилось здание довольно красивое, но только отдаленно, только разве общим впечатлением напоминающее произведения ”московского барокко”. Мало старомосковского в отделке окон, в островерхих арках, заканчивающих два нижних этажа, в узкой круглой башенке, образующей, верхний ярус»2. А. А. Суслов в книге «Торжок и его окрестности» издания 1970 г. писал: «По углам ограды находились две каменные башни. В одной из башен помещался архив и библиотека». В издании 1983 г.: «Угловая башня — бывшая монастырская библиотека — самая поздняя постройка монастыря. В ее архитектуре сказались эклектические тенденции конца XIX века. Выполненная в псевдорусском стиле, башня грузна по пропорциям, своему объему и не вполне гармонирует с остальными сооружениями монастыря»3. В книге Л. В. Андреева о монастырских башнях читаем: «Каменная монастырская ограда построена в 1700-х годах На трех углах поставлены башни, на южной стороне небольшие, а на северо-восточном, обращенном к городу углу, большая трехъярусная Свечная башня. Угловая, ныне существующая красная башня, построенная по проекту тверского архитектора Гребенщикова, отражает общий упадок русской архитектуры конца XIX века. Она выполнена в каком-то эклектическом стиле»4. Нам представляется, что ее предшественница была по архитектуре идентична сохранившейся ныне юго-восточной башне. Об этом свидетельствуют и известные изображения (фото 1860-х гг.). Сохранившаяся юго-восточная башня тоже трехъярусная: первый ярус имеет выход на восточную галерею стены, второй — на южную галерею. Башни возводились при строительстве каменной монастырской ограды в 1734-1747 гг.
   Прошло 120 лет со времени строительства монастырских башен. В 1868 г. Тверская духовная консистория адресует в строительное отделение губернского правления «Проект на построение каменной башни и части ограды при Новоторжском Борисоглебском монастыре». Речь идет о северо-восточной башне. Рассмотрев проект, правление отправило 6 мая 1868 г. В Тверскую консисторию ответ за подписью губернского инженера, полковника Строковского о неутверждении данного проекта. Причиной отказа было то, что в проекте не указывалось, «какие именно меры будут приняты против разлива водой основания башни для заключения степени устойчивости башни необходимы сведения, производились ли и каким образом испытания грунта , соответствует ли качество грунта способу устройства фундамента; этажи для какого назначения»5.
   Архитектор С. И. Гребенщиков, проведя «работу над ошибками», направляет в Тверь пояснительную записку к проекту, которая начинается с обоснования необходимости строительства новой башни: «В прежние времена башня существовала на этом месте с 1747 до 1867 г. и от ветхости разрушилась, а потому для соединения существующих каменных стен ограды для поддержания ее оконечностей, чтобы соблюсти наружный вид монастыря со стороны города»6.
   Встает вопрос: почему через 120 лет возникла необходимость строительства новой северо-восточной башни, в то время когда юго-восточная башня стоит до наших дней? Повидимому, из-за особенностей геофизического состояния грунта на данном участке, что не предусмотрели строители башни в 1747 г. Архитектор в пояснительной записке докладывал: «Грунт, на котором полагается соорудить башню, оказался песчано-глинистым, при углублении на 5 аршин показалась вода, тем более принимая в соображение, что на всем косогоре до самой реки Тверцы на разных, возвышенностях существуют колодцы»7. Гребенщиков подробно излагает технические условия выполнения проекта: «Неблагонадежность такого грунта и невозможность углубиться до материка побудила назначить под основание башни свайную бойку и устроить на сваях ростверк8 с продольными и поперечными <нрзб>. При производстве свайной бойки полагается вынуть землю котлованом под всё пространство глубиной, как существует горизонт на 6 аршин, где постоянная сырость предохранит дерево от гниения. На ростверки полагается вывести фундамент из бутового камня, который имеется от старой башни, цоколь из гранитного камня тесаный, прочие части из кирпича и некоторые украшеиия из белого старицкого камня». Можно констатировать, что по использованному материалу замысел был осуществлен: цоколь башни выполнен из тесаного гранита, башня — из кирпича. Проектом также предполагалось «части башни скрепить достаточным количеством железных связей». Для оттока вешних грунтовых вод вокруг башни предусматривалось устройство дренажа и канав9.
   Архитектор предлагал помещения первого этажа, вход в который с внешней, северо-восточной стороны, использовать «по усмотрению настоятеля монастыря». Там разместилась, вероятно, как и прежде, свечная лавка. Перед входом в нее, со стороны Тверцы, еще со времен старой башни, была устроена площадка, обнесенная оградой. На фотографиях начала XX в. она хорошо просматривается. Вход на второй этаж башни — с внутренней стороны монастыря (в настоящее время заложен). Из помещения второго этажа был проход на галерею ограды восточной стороны. Вход на третий этаж башни был устроен с северной стороны галереи ограды.
   Помещение третьего этажа было самое светлое - с трех сторон окна; вероятно, там располагалась библиотека. Из этого помещения проектом предусматривались два выхода на балконы: «для зрителей во время крестных ходов, особенно 11 июня, во время обнесения святых мощей преподобного Ефрема». Металлические, решетки балконов вместе с кронштейнами, крепившими их, были выломаны в 1990-е гг. Четвертый этаж башни представляет собой световой фонарик круглой формы, вход в него - по винтовой лестнице с третьего этажа. Вокруг фонарика был предусмотрен круговой балкончик, «окруженный железной решеткой для свободного прохода. Сверху всего оканчивается деревянным шпилем обитым железом»10. 4 сентября 1868 г. проект С. И. Гребенщикова был утвержден. Вероятно, во время строительства были внесены изменения: усложнено завершение постройки: вместо деревянного шпиля — усеченный шатер с ложными окошками и слуховыми проемами, увенчанный шаром с крестом.
   Мы не располагаем прямыми источниками о времени строительства башни, но в книге приходов и расходов Борисоглебского монастыря за 1871 г. в статье расходов значится: «уплочено столяру за 20 новых рам в окна строящейся башни»11. Столярные работы, как правило, являются заключительным этапом строительства. На литографии Д. Гаврилова «Борисоглебский монастырь» (1874) изображена новая Свечная башня. Таким образом, время строительства башни можно датировать началом 1870-х гг., то есть второй половиной XIX в., а не концом XIX в., как утверждают некоторые источники.
   Все монастырские постройки окутаны легендами. Существуют они и о Розовой башне. От экскурсоводов приходилось слышать, что в этой башне историограф Н. М. Карамзин писал главы «Истории государства Российского». Напомним, что Карамзин умер в 1826 г., почти за полвека до строительства башни.
   Еще одна легенда повествует о том, что каждое утро, в определенный час, новоторы выходили из дома и смотрели на Розовую башню. Из нее появлялся монах и проходил вокруг фонарика. Если на нем была белая накидка, то ожидался солнечный день, отсутствие накидки означало пасмурную погоду. Объясняли это тем, что в помещении библиотеки был барометр. Таким образом, предсказания погоды делались на научной основе, при монастыре существовал своеобразный гидрометцентр.
   Я весьма скептично отношусь к легендам, но однажды в доме коренных новоторов Шитаревых мне показали старинный барометр в виде башенки из папье-маше и объяснили принцип действия: внутри на телячьей жилке крепится фигурка монаха, в дождливую погоду жилка растягивается и фигурка появляется в окне башни, в сухую погоду жилка сужается и фигурка поднимается вверх. На мое предложение передать барометр в музей сказали, что подумают, но произошло непредвиденное: барометр вместе с другими старинными вещами был похищен.

   1 Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. СПб., 1890; Красницкий И. Торжок // Красницкий И. Тверская Старина: Очерки. СПб., 1875; Самбикин Д. И. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903.
   2 Шамурины Ю. и З. Калуга. Тверь. Тула. Торжок. М., 1913. С. 67.
   3 Суслов А., Фомин А. Торжок и его окрестности. М., 1983. С. 51.
   4 Андреев Л. В. Торжок. По городам России. М, 2007. С. 22.
   5 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Ед. хр. 76742. Л. 2
   6 Там же. Л. 5.
   7 Там же. Л. 5 об.
   8 Ростверк - брёвна, лежни, иногда на сваях, служащие основанием здания (Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. М., 1882. Т. IV. С. 104).
   9 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Ед. хр. 76742. Л. 6, 7.
   10 Там же. Л. 6 об., 7 об.
   11 ГАТО. Ф. 185. Оп. 1. Ед. хр. 4. Цит. по: Михайлова Т. А. Сравнительное описание построек и служб Новоторжского Борисоглебского монастыря. 1992. Машинопись. Архив ВИЭМ. Д. 79.

   
     (Источник: Бочкарева И. А. Свечная башня Борисоглебского монастыря: к истории строительства // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 3 / Составители В. В. Кузнецов, М. В. Строганов. Редактор М. В. Строганов. — Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2010.)
    


   Новоторжский мужской Борисоглебский монастырь - один из древнейших на Руси. В 1915 году он относился к необщежитийным монастырям второго разряда, в нём жили 6 иеромонахов и 6 послушников. Настоятелем был архимандрит Симон. У нас в музее хранится личная печать Симона. О нём мы знаем пока немного. Родом из Петергофа, обучался в Придворной школе, принял постриг в Валаамском монастыре в 1901 году. Настоятель новоторжского Борисоглебского монастыря с 1913 года1. Старожилы рассказывают, что Симон очень следил за своей внешностью: носил парик, красил бороду. Личность его вошла в городской фольклор, о нём говорили: «поехал Симон по городу показать свою бороду». Умер архимандрит в больнице, гроб его несли крестным ходом, похоронили на кладбище Борисоглебского монастыря2.
   Могила его приемника - Феофила - неизвестна. В 1920 году епископ Феофил прибыл в Торжок из Зырянского края. Нами установлено, что светское имя его - Гавриил Богоявленский. С ним приехала в Торжок и его мать Мария Николаевна. Поселились они сначала в здании Духовного правления, затем в Братском корпусе на втором этаже, в комнате с окнами в сад. Мария Николаевна слыла по характеру женщиной властной, насмешливой. Феофил же, напротив, был мягким, тактичным. Сохранилась фотография Феофила. Красивое, одухотворённое лицо. Таким увидели его новоторы в 1920 году. Личность творческая, Феофил составил акафисты Симеону Столпнику, новоторжским святым Аркадию и Ульянии.
   В 1927 году начинается очередное наступление на Борисоглебский монастырь: отбирают Введенскую церковь и Братский корпус. Епископ Феофил уезжает в Краснодарскую епархию. После его отъезда в монастыре находили приют епископ Захарий, архимандриты Феодосий и Агапий. При них шаг за шагом монастырь превращают в льносовхоз им. Молотова. В отчетах об использовании церквей в 1930 г. говорится о Борисоглебском монастыре: «Церковь каменная Входоиерусалимская - отапливается - нижний этаж - под валяльную мастерскую и склады, верхний - под общежитие трактористов льносовхоза»3.
   К лету 1931 г. на территории монастыря действует только Борисоглебский храм. Каждый год 24 июня новоторы праздновали день обретения мощей преподобного Ефрема - основателя монастыря. В том году был последний Ефремов день в его обители. Народу собралось много. Всеградской крестный ход власти запретили был лишь отслужен праздничный молебен в соборе. Через неделю Горсовет разрешил верующим Борисоглебского храма созыв общего собрания 2 июля 1931 г. с повесткой дня: «1. Отчет церковного комитета. 2. Перевыборы церковного комитета»4. Но в повестку дня были внесены коррективы. Из протокола общего собрания верующих Борисоглебского храма: «прибыло на собрание 470 чел. 1. По вопросу об отчете комитета выступили Третьяков Е.И. и Аксёнов А.С. 2. По вопросу дальнейшего служения в Борисоглебском храме единогласно, при 11 воздержавшихся, постановили: «Ввиду невозможности продолжения службы в храме, находящемся на территории льносовхоза, храм сдать, при условии как: святые мощи преподобного Ефрема и Аркадия с их раками, гробницами, балдахинами перенести в Благовещенскую (Михайловскую) церковь, также святой животворящий крест с лампадами... икону святых князей Бориса и Глеба и святого князя Владимира»5, перечисляются другие необходимые для богослужения предметы.
   Исполком незамедлительно, на следующий день разрешает: «Произвести перенос мощей Ефрема и Аркадия... Время переноса установить с 12 часов до 3 час. дня 6 июля 1931 г... Означенный перенос произвести без всяких торжеств и облачений». Даже маршрут предусмотрели: «по Старицкой ул. и Республиканскому переулку в Благовещенскую (Михайловскую) церковь»6.
   Раки с мощами преподобных Ефрема и Аркадия и наиболее дорогие сердцу новоторов иконы и реликвии перенесли в Благовещенскую (Михайловскую) церковь.

   Примечания:

   1 ГАТО. Ф. 185. Оп.2. Д. 196. Лл. 1-2. Выражаю благодарность сотруднику ГАТО И. Н. Петровой, сообщившей данный шифр.
   2 По сведениям Введенской Р. С.
   3 ГАТО. Ф. 1382. Оп. 1. Д. 190. Л. 29, Л. 50.
   4 ГАТО. Ф. 1382. Оп. Д. 20. Л. 32.
   5 ГАТО. Ф. 1382. On. 1. Д. 190. Л. 35.
   6 Там же. Л. 36.

   
     (По материалам статьи Бочкарёва И. А. Антицерковная кампания в Торжке в 1920-1930 годы... // «И свет во тьме светит...». Сборник научных трудов ВИЭМ, посвящённый 2000-летию Рождества Христова / Сост. В. В. Кузнецов. - Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2002.)
    


Никаноров А. Б.
Старостенков С.А.
г.Санкт-Петербург

Из истории Благовестников Новоторжского
Борисоглебского Монастыря


   1. Благовестниками называли на Руси самые крупные колокола в колокольных наборах. В них звонили к торжественным службам, в праздники и при встрече почетных гостей. Благовестники звучали как самостоятельно, так и в ансамбле с другими колоколами. В последнем случае ими определялся темп, звуковой фон звонов и лицо колокольного набора. Размеры Благовестника свидетельствовали о богатстве храма, монастыря или вкладчиков.
   2. В настоящее время мы располагаем данными о пяти главных колоколах Новоторжского Борисоглебского монастыря по материалам XVII-XIX веков. В таких документах, как описи, донесения и рапорты настоятелей монастыря, контрактах отразилась история, причем наиболее подробные сведения имеются о Благовестниках XIX века. Источники сообщают также о тексте надписи, времени, месте изготовления и весе колоколов.
   3. Размеры Благовестников увеличивались до 1848 года, когда умолк самый большой колокол монастыря весом более 600 пудов. Первым упоминается в писцовой книге города Торжка 1625 года "колокол благовестник десять пуд". Далее в 1764/65 году "офицерская опись" сообщает о колоколе в 110 пудов 4 фунта. В XIX веке в течение полутора десятилетий сменилось три Благовестника. Они были гораздо больших размеров, чем предыдущие, что связано с постройкой в 1811 году новой мощной колокольни.

Таблица.

   4. Первый колокол XIX века просуществовал немногим более десяти лет. В 1835 году он был поврежден, и, несмотря на попытки исправления, звон в него прекратился. В 1848 году в Твери отлили новый, прослуживший всего два года. Возможно, очередная порча произошла потому, что в бронзе последнего содержалось недостаточное количество олова, и колокол оказался непрочным. Другой причиной могло стать неаккуратное обращение с ним. Не случайно, после отливки последнего Благовестника настоятелем монастыря архимандритом Анастасием был издан приказ звонарям о принятии мер осторожности к колоколам. Он же внимательно следил за отливкой колокола и лично сопровождал его при доставке в Торжок. Этот Благовестник просуществовал более семидесяти лет и погиб во время небезызвестной компании "Колокола на индустриализацию".
   5. Благовестники Борисоглебского монастыря в XIX-XX веках были самыми крупными и, вероятно, наиболее гармоничными из всех колоколов Торжка и его окрестностей. Не случайно ими начинался звон во всем городе. По поводу одного из них архимандрид Анастасий в 1852 г. писал, что Торжок "... не слыхал подобного по благозвучию на монастырской колокольне колокола."

   
     (Источник: Никаноров А. В., Старостенков С. А. Из истории Благовестников Новоторжского Борисоглебского монастыря. // Сборник научных трудов ВИЭМ. - М.: ЗАО “Лилия ЛТД”, 1997.)
    


Посмотреть всю карту