Старица - Свято-Успенский (Богородицкий) Старицкий мужской монастырь
г. Старица, ул. Пушкина, д. 1-а
Настоятель – игумен Димитрий (Севастьянов)
![]() |
Сведения на 2008 год:
О посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:
В праздничные и воскресные дни – 30-40 человек, Постоянных прихожан 15-20 чел.
Богослужения в монастыре, кроме праздничных дней, совершаются в среду, субботу и воскресение. Во время Великого поста дополнительно службы проходят еще и в пятницу.
Начиная с 17 марта 2008г. в монастыре ежедневно в 12 час. Служится молебен с акафистом святителю Иову.
Сведения о строительстве, реставрации
Закончено строительство водосвятной часовни Георгия Победоносца
Проведены следующие работы по строительству и благоустройству монастыря:
◊ Ведутся работы по реставрации Троицкой и Введенской церквей;
◊ Ведутся работы по строительству:
• отдельно стоящих монастырских келий;
• духовного училища;
• монастырской бани;
• гостевого дома на 80 чел.
◊ Восстановлены стены и башни монастыря;
◊ Проведены работы по благоустройству монастырского сада
Сведения о катехизации и образовании:
В ходе налаживания деловых связей с местной администрацией наметились планы плодотворного сотрудничества в области образования.
Монастырь посещают паломники и туристы. Для них проводятся экскурсии и духовные беседы, кратко, но емко вмещающие православную проповедь и исторический экскурс. Положительный отклик на предложение совместного проведения церковных праздников и светских мероприятий были получены от главы района и районной администрации.
В рамках программы «Дети Старицы» монастырем, совместно с Фондом Возрождения Свято-Успенского монастыря были проведены следующие мероприятия:
27 апреля – праздник «Светлая Пасха» для детей Старицкого района
На территории монастыря была организована выставка детских рисунков на пасхальные сюжеты. На празднике выступили детские музыкальные коллективы Старицы, а также молодые исполнители из Твери. На мастер-классах дети учились расписывать пасхальные яйца и создавать фигурки ангелов.
23 мая – «Мой край, моя обитель» приуроченная к Дням Славянской письменности и культуры.
![]() |
|||
Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 2071. Надвратная часовня и фрагмент стены Старицкого Свято-Успенского монастыря. 1963 г. |
В рамках праздника состоялась церемония награждения победителей литературного конкурса «Мой край, моя обитель», в котором приняли участие 50 школьников Старицкого района. Все конкурсанты получили поощрительные подарки, а победители – дипломы и ценные призы: магнитолу, телефон, DVD-плеер, а также Гран-при конкурса – ноутбук.
2 июня – День памяти Патриарха Иова. Праздник «Времен связующая нить», включающий:
Праздник открыла юношеская научно-практическая конференция, посвященная святителю Иову. На конференции состоялась защита экскурсионных программ о монастыре, подготовленных Старицкими школьниками – слушателями организованной Фондом школы юных экскурсоводов. Будущие гиды получили сертификаты на право проведения экскурсий по монастырю, которые вручил Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, возглавивший праздничное богослужение в Успенском соборе.
После конференции юные краеведы вместе со своими сверстниками из школ Старицкого района получили возможность на практике применить свои знания: в Свято-Успенском монастыре и на прилегающей к нему территории состоялась поисково-экскурсионная игра. Около двухсот ребят приняли участие в поиске таинственного клада. Кладом оказалась кладезь знаний: только что выпущенная Фондом книга «Старицкий Успенский монастырь» - издание, которое впервые подробно и на столь качественном уровне повествует об истории и архитектуре одной из древнейших обителей Православия. Экземпляр книги с авторским посвящением стал одним из экспонатов краеведческого музея города.
С 7 по 28 августа – совместно с Фондом открылся Православный детский лагерь «Яблочный спас». Участниками «Яблочного спаса» стали 30 старицких школьников в возрасте от 10 до 14 лет – одаренные дети из малообеспеченных и неполных семей, а также дети с ограниченными физическими возможностями.
В лагере братия монастыря приобщала детей к основам православия. В программу лагеря были включены также: паломничество к святым местам, создание детского православного хора, работа школ звонарей, древнерусских единоборств и юных экскурсоводов, фотостудии и студии изобразительного искусства.
Летний лагерь заложил основу для Будущего Центра духовного развития детей и молодежи Старицы, призванный содействовать духовному воспитанию детей на основе православных традиций.
28 августа – Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Фестиваль детских хоров (в их числе православный детский хор «Яблочный спас»;
Ноябрь-декабрь – Создан центр духовного развития детей и молодежи «Образ», Обучение центра проводится по следующим направлениям:
◊ Православное воспитание;
◊ Детский православный хор «Яблочный спас»;
◊ Школа юных экскурсоводов;
◊ Школа юных звонарей «Малиновый звон»;
◊ Студия изобразительного искусства;
◊ Студия вышивки крестом.
В центре работают восемь преподавателей (один из них диакон Дионисий), обучается 45 детей.
![]() |
Сведения о социальном служении
Монастырь участвует в благотворительной деятельности.
В январе проведен детский праздник Рождества Христова для детей из детских домов и малообеспеченных семей.
27 апреля проведен детский праздник «Светлая Пасха». В празднике приняли участие воспитанники детских домов района, учащиеся сельских школ, а также ученики Детской школы искусств и Дома детского творчества Старицы. Каждый из 400 детей, пришедших на праздник, получил пасхальное угощение, а все участники и исполнители – еще и памятные подарки от Фонда.
Оказывается посильная помощь нуждающимся и лицам без постоянного места жительства.
Монастырь принял участие в праздновании Дня Победы.
Работа со средствами массовой информации:
22 октября Старицкий Свято-Успенский монастырь посетили участники пресс-тура «На запад Тверской области», организованного для журналистов федеральных СМИ Комитетом по туризму, курортам и международным связям администрации Тверской области.
Старицкий монастырь стал первым пунктом посещения трехдневного тура для команды журналистов, представляющих такие издания, как «Известия», «Аргументы недели», «Труд», «Российская бизнес-газета», «Вояж и отдых», «Туристический олимп» и другие СМИ.
Экскурсию по монастырю провели Старицкие школьники – члены организованной Фондом Возрождения Школы юных экскурсоводов, а юные звонари продемонстрировали свое искусство малинового звона на колокольне Успенского собора.
Участникам пресс-тура была представлена подробная информация о ходе работ по восстановлению Старицкой обители, проводимых Фондом во Возрождению Старицкого Свято-Успенского монастыря.
В рамках II Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Наше культурное наследие» в номинации «Миротворчество и культура» второе место присуждено Алексею и Марине Салимовым за монографию «Старицкий Успенский монастырь», изданную с помощью Фонда, а в номинации «Историко-краеведческие справочники» первого места за двухтомное издание «Тверская деревня. Старицкий район» удостоен Александр Шитков -известный краевед и автор ряда изданий о Свято-Успенском монастыре.
Осуществляется подготовка к изданию новой книги о Старицком Свято-Успенском монастыре.
Изданы буклет и брошюра для туристов, кратко повествующие об истории обители, вмещающие большое количество фотоснимков.
![]() |
|||
Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 2073. Старицкий Свято-Успенский монастырь. 1963 г. |
Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка
В настоящее время в монастыре проживают: 1 игумен, 2 иеромонаха, 1 диакон.
Финансирование ремонтно-восстановительных работ в монастыре осуществляет Фонд возрождения Свято-Успенского монастыря под председательством Виктора Борисовича Христенко
Материальная база монастыря:
◊ Успенский собор, 30-е гг. ХVIв.;
◊ Колокольня 1668г.;
◊ Надвратная церковь Иоанна Богослова, 1694г.;
◊ Южные «Святые врата», 1885г.;
◊ Часть ограды и юго-восточная башня, 1750г.;
◊ Мавзолей-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, кон. XVIIIв.;
◊ Троицкая церковь 1819г.;
◊ Настоятельский корпус, конец XVIII – начало XIXвв;
◊ Введенская церковь с бывшей монастырской ризницей и трапезной, 1570г.;
◊ Часовня Георгия Победоносца 1913-1914гг.;
◊ Духовное училище (незавершенное строительство);
◊ Монастырская баня (незавершенное строительство);
◊ Гостевой дом (незавершенное строительство);
◊ Отдельно стоящие кельи (незавершенное строительство).
![]() |
Историческая справка
Основан монастырь около 1110 г. Киевопечерскими иноками Трифоном и Никандром. Примечательно, что обитель была одной из первых обителей на Севере России и стала центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. В монастыре настоятелем были Старицкий уроженец Герман, в будущем Архиепископ Казанский; постриженик архимандрита Германа, архимандрит Иов, в последствии первый Патриарх Московский, также уроженец г.Старицы и архимандрит Дионисий, впоследствии архимандрит Троице-Сергиевой Лавры.
Монастырь предположительно был закрыт в 1918 г., но ликвидирован в 1923 г.
В соответствии с представлением Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ от 17.04.1997 г. благословил открытие монастыря и возрождения и возрождения монашеской жизни с назначением наместника игумена Гермогена (Чиркова Димитрия Станиславовича). Древняя обитель возвращена Тверской епархии в весьма разрушенном состоянии. Обитель стала действующей, но остается открытый вопрос в отношении возвращения всего монастырского комплекса, в связи с расположением музея в одном из монастырских храмов.
Наконец в 2002 году наметилась возможность производства работ по восстановлению Свято-Успенского монастыря, благодаря образованию Фонда, в учреждение которого активное участие принял зам.председателя правительства Христенко. В связи с этим выполнен генплан по восстановлению обители, закончена работа по прокладке подземного газопровода, осуществлялась реставрация и настоятельского корпуса.
В 2003 году выполнялись следующие работы: восстановлены межэтажные перекрытия, смонтирована и перекрыта кровля, осуществлен монтаж отопления, проведены газ и вода, смонтирована канализация, произведена наружная реставрация и отделка настоятельского корпуса, установлены все оконные блоки, изготовлены и установлены кованные изделия: балкон, паникадила, подсвечник, семисвечник, оконные решетки. Изготовлены столярные изделия церковной утвари домовой церкви. Закончено изготовление кровли, водосточных труб, флюгарок на трубы, заканчивается устройство подоконных отливов из платоизола. Проведены археологические исследования в местах прохождения газопровода и частично в местах будущих прокладок подземных коммуникаций. Полностью осуществлено научное исследование состояния почв и оснований Успенского собора, Троицкой церкви, надвратной церкви Иоанна Богослова.
Осуществлены все вспомогательные, подготовительные, восстановительные, реставрационные и строительно-монтажные работы не только на настоятельском и братском корпусах, но и в целом по всему комплексу монастыря.
Подготовлен для богослужения Успенский собор, в котором проходят регулярно службы. В храме сооружен временный иконостас и престол.
В течении 2001-2002 г.г. проводилась работа по очистке развалин Вознесенской церкви, где по преданию было захоронение местночтимой святой схимонахини Пелагии (Ланяевой), ближайшей родственницы Патриарха Иова, по всей вероятности – сестры. Во время работ были обнаружены останки схимонахини Пелагии, а затем была проведена медико-антропологическая экспертиза и по исследовании останки помещены в раку и установлены в Успенском соборе монастыря.
В 2004 году завершено воссоздание Настоятельского корпуса с домовым храмом. Совершена замена кровли на храме Иоанна Богослова. Отреставрирована колокольня, с устройством на ней двух келий. На колокольне устроена звонница из 12 колоколов. Воссоздан из руин 1-й этаж братского корпуса. Проведено отопление Успенского собора. Сделаны археологические изыскания и вскрытие основания древней водосвятной часовни для последующего воссоздания.
В монастыре находится один наместник, без насельников.
Ежегодно с момента открытия монастыря в день памяти первого Патриарха Московского и всея Руси Иова из приходской Ильинской церкви совершается Крестный ход в монастырь, где у первого захоронения Патриарха Иова совершается молебное пение, а последних два года с чтением акафиста. Крестный ход также совершается и в день памяти местночтимой святой Пелагии, родительницы Святейшего Патриарха Иова.
(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)
(Фото. № 2, 4 с сайта Архивы Тверской области. Фото. № 3 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры. Архивное фото. № 5 из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 1910 г. предоставлено Андреем Агафоновым.)
Пожалуй, главная достопримечательность города - древний Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный на правом берегу Волги. Основали его, согласно преданию, в 1110 г. пришедшие из Киева иноки Трифон и Никандр, поселившиеся на пустынном лесном берегу Волги. В ту пору этот край ещё населяли язычники. Но уже при жизни подвижников сюда стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря. Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России.
В следующем столетии, когда делами обители управлял инок Феодорит, был построен храм во имя Успения Божией Матери. Освящал храм епископ Новгородский Гавриил, а присутствовал при сём великий князь Суздальский Aндрей Боголюбский. В первой половине ХIII в. монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.
Во время монголо-татарского нашествия монастырь не раз разорялся. Есть сведения, что в 1272 г. были убиты игумен Серапион и боле 100 монахов, тела которых враги бросили в Волгу. Однако, по сообщению монастырского летописца, тела мучеников речные волны не унесли, и они были преданы земле по-христиански. Страшный погром не прекратил монашескую жизнь. Постепенно вокруг монастыря разрастался город.
После вхождения в начале XVI в. Старицкого княжества в Московское государство князь Aндрей Иванович Старицкий начал большое каменное строительство. Первым архимандритом обители после татарского нашествия стал происходивший из знатного рода Полевых старицкий уроженец Герман, в будущем архиепископ Казанский.
Основная постройка монастыря - Успенский собор - была завершена в 1530 г. Южный фасад разделён на три части пилястрами и капителями, а к западной стене впоследствии был пристроен четырёхколонный портик с фронтоном. Успенский собор весьма напоминает конструкцией своего «тёзку» - знаменитый Успенский собор в Московском Кремле.
Среди построек Свято-Успенского монастыря видное место занимает Введенская церковь с обширной трапезной, построенная по указанию Ивана Грозного в 1570 г. И тут можно обнаружить сходство с московской архитектурой. Своды трапезной опираются на мощный квадратный столб - как в Грановитой палате. Над тёплой церковью, примыкающей к трапезному залу, возвышается шатёр. А внизу располагаются помещения, которые использовались для хозяйственных нужд. Введенская церковь позднее достраивалась: с северной стороны к ней пристроили паперть, а с юга палату, где располагалась монастырская ризница.
Сегодня во Введенской церкви располагается Старицкий краеведческий музей. Экспонаты для него стал собирать в 1919 г. Евгений Клодт, которому удалось раздобыть уникальные коллекции монет, живописи, оружия... Экспозиция получилась настолько яркой и примечательной, что ещё до войны Старицкий музей был внесён в каталог «Музеи мира», который увидел свет в Лейпциге.
Напротив увенчанной грандиозным шатром Введенской церкви - отреставрированный двухэтажный настоятельский корпус, а справа от него - миниатюрная часовня-усыпальница. В 1774 г. здесь был похоронен екатерининский сановник Иван Федорович Глебов-Стрешнев, которому принадлежало имение Раёк недалеко от Торжка.
![]() |
![]() |
![]() |
Обойдя Успенский собор, мы заметим пристроенный к нему с севера Троицкий собор о двух этажах. В 1819 г. его построил и посвятил памяти своих родителей генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, известный своей благотворительностью. В 1810 г. он открыл в Старице первую бесплатную больницу. Что касается собора, то первый его этаж стал родовой усыпальницей Тутолминых.
В 1681 г. западная часть монастыря серьёзно пострадала от пожара. Огонь уничтожил кельи, деревянную колокольню и каменную надвратную церковь Василия Анкирского. Через несколько лет на её месте возвели церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Она была надвратной, но в XIX в., после одного из высоких паводков, затопивших монастырь, ворота заложили кирпичом, а въезд в монастырь перенесли на более высокую западную сторону. Сооружения монастыря хотя и создавались в разное время, образовывали гармоничный ансамбль, соразмерный с располагавшимся напротив Старицким Кремлём.
![]() |
![]() |
![]() |
На территории Успенского монастыря был похоронен первый русский патриарх Иов, уроженец Старицы, сыгравший видную роль в истории России. Когда войска Лжедмитрия I вошли в Москву, Иов призвал жителей не признавать самозванца. За это он бьш лишён сана и выслан в Старицу. Изгнанного из Москвы святителя радушно принял новый настоятель монастыря преподобный Дионисий, в будущем игумен Радонежский. Иов прожил в монастыре около двух лет, вплоть до своей кончины. На месте захоронения Патриарха построили часовню, а впоследствии - на исходе ХVП в. - колокольню. Сохранилось надгробие патриарха, а сам прах Иова бьш перевезён в Москву. Что касается колокольни, то на ней были установлены часы работы неизвестного мастера. Их мелодичный бой, разносившийся над Волгой, могли слышать вплоть до 1930 г.
![]() |
![]() |
Сам монастырь, несмотря на прошения верующих, был ликвидирован несколькими годами раньше. К тому времени в нём оставалась восемь глубоких старцев. Но они были разогнаны, а сам монастырь сочли «контрреволюционным гнездом». В стенах обители устроили гостиницу, столовую и постоялый двор.
Сейчас идут кропотливые работы по восстановлению Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря. Колокольня, настоятельский корпус и церковь Иоанна Богослова уже имеют, можно сказать, праздничный вид. Однако до полного восстановления построек монастыря пока далековато...
(По материалам издания Тверская область. Путеводитель/Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005.)
(Фото. № 6 - 16 с сайта Журнал Моя Старица и сайта Русские церкви.)
Яркое созвездие подвижников веры дал Свято-Успенский монастырь. Именно в Старице, в дворянском роду Садыревых-Полевых, родился отрок Григорий, будущий архиепископ Казанский Герман, впоследствии причисленный к лику святых. Во времена его служения архимандритом Свято-Успенского монастыря сюда был принят на воспитание посадский отрок Иоанн, ставший в 1589 году первым Патриархом Московским и всея Руси Иовом. Здесь же начинал свое монашеское служение и будущий настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, поднявший в 1610 году знамя освободительной борьбы против поляков и благословивший войска князя Пожарского на изгнание их из Москвы.
Свято-Успенский монастырь устроен иноками Киево-Печерского монастыря. Стягиваясь на колокольный благовест, вокруг монастырских стен начали селиться кузнецы и ремесленники. Старица постепенно становится мощной крепостью и одним из социально-экономических центров Суздальского княжества.
В XVI веке Старица по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III была отписана в удел младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. В XVI столетии монастырь стал одним из центров духовной жизни центральной России. Благодаря этому событию тверской городок на Волге Старица получит как бы второе рождение, по новому заявит о себе, и будет играть особую роль в российском государстве XVI столетия.
В первой четверти XVI столетия князь Андрей Иванович Старицкий возродил древний монастырь, перенеся его на новое место. Он поместил его напротив древнего городища, ближе к реке Волге, что было сделано в стратегических целях - монастырь охранял беззащитный посад правого берега реки Волги.
![]() |
Сейчас, когда смотришь с холма на монастырские сооружения, они кажутся небольшими и приземистыми. Здания утеряли оборонительные признаки и имеют вполне мирный вид. Подойдя к ним, поражаешься четкой завершенности форм, какому-то стилистическому единству всех построек, хотя принадлежат они разным историческим периодам. Нас сразу же захватывает дыхание того большого и мужественного искусства, которым в совершенстве владели наши предки. Почти каждый век вносил свои черты в архитектурные формы ансамбля, который сегодня удивляет совершенством пропорций, затейливостью выдумки.
Искусство неизвестных русских мастеров XVI века поражает. Они словно спешили наверстать упущенное время за почти три века иноземного ига.
Это была эпоха пробуждения творческих сил народа. Никогда прежде, пожалуй, не ощущалась так остро потребность в национальном самоутверждении и выявлении индивидуальности художника, причастности своего времени к истории России и личной за нее ответственности. К старому возвращались не более, чем в любое другое время. Вдохновенно искали новые пути.
Главная монастырская постройка - Успенский белокаменный собор, построенный в 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Свято-Успенского монастыря, отвечавшего возросшему политическому, экономическому, культурному значению города Старицы.
Собор стоит в глубине двора, среди монашеских могил и каменных надгробий, в окружении более поздних сооружений.
Несмотря на то, что в плане собор был достаточно традиционен, несколько вытянут с запада на восток, имеет четыре довольно массивных внутренних столба и три апсиды, он представляет оригинальный памятник русского зодчего первой половины XVI столетия. Своеобразие собора заключается в его внешнем облике, который определяется сложной пирамидальной композицией. Зодчий выделил центральную главу храма, поставив ее на восьмигранный постамент, некогда украшенный килевидными кокошниками. Угловые же части храма он понизил, завершив их самостоятельными главами, также имеющими в своем основании декоративные кокошники.
Рассматривая декоративные детали в убранстве Старицкого собора, невольно подмечаешь общие черты с Успенским собором Московского Кремля. Видимо, знаменитый Московский Успенский собор, возведенный отцом (1475-1479), еще с детства поразил воображение старицкого князя Андрея Ивановича.
Под собором - большой подклет, сложенный из белого камня, он предназначался, возможно, для погребения княжеской семьи и настоятелей. Позднее, во время пребывания царя Ивана Грозного в Старице, здесь был устроен подземный ход, прорытый, якобы, «под Волгой, с выходом к городскому Борисоглебскому собору». Поиски потайного хода в ХIХ веке местным любителем древностей Иваном Петровичем Крыловым так и не увенчались успехом.
![]() |
Собор очень светлый и просторный. Сын князя Андрея Ивановича - князь Владимир Старицкий украсил внутри собора стены и устроил трехъярусный иконостас. В ризницу были даны вкладом ценные богослужебные книги, церковные сосуды и шитые пелены. В числе вкладов находилась плащаница, шитая золотом и серебром по красному шелку, с дарственной надписью от любимой царя жены Ивана Грозного - княгини Анастасии Романовой.5
Во второй половине XVI века Старица стала вотчиной царя Ивана Грозного. Посетивший ее государь буквально влюбился в этот живописнейший городок над Волгой, дав ему ласковое прозвание – «Любим-город». Суровый администратор и политик, Грозный был глубоко православным человеком, и с радостью уединился в местном Свято-Успенском монастыре, вознося вместе с простыми монахами молитвы Господу и выпрашивая у Него прощения за свою – нередко понуждаемую интересами державы – жестокость. В 1570 году Иваном Васильевичем была построена Введенская церковь с огромной трапезной палатой в два этажа. Вверху расположен большой трапезный зал, к которому с северо-востока примыкает теплая церковь. Над ней возносится высокий каменный шатер. Внизу - обширные помещения для поварни, кладовых, погребов. Так же как в московской Грановитой палате, своды трапезной опираются на мощный квадратный столб. В 1802 году с севера к церкви пристроили паперть, а еще позже с южной стороны - палату, где находилась монастырская ризница.
Князь Владимир Андреевич Старицкий внес определенный вклад и в Тверскую культуру. Он продолжил строительство Успенского монастыря, обнес его каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башенки, крытые шатрами.
Только при нем была собрана братия и назначен настоятель. Здесь уместно остановится на деятельности старицких князей, которые сыграли исключительную роль не только в возрождении Свято-Успенского монастыря, но и способствовали в историческом плане поднять высокую планку самого города Старицы, удельной столицы княжества в XVI веке. О его былом могуществе и значении, не без доли преувеличения, писал в свое время местный краевед начала ХХ века Ф. И. Зубарев: «Старица существовала еще во времена царствования и княжения дома Рюриковичей. Она служила резиденцией князьям, правившим княжеством Старицким. Тут был особый княжеский двор, особый класс «псарей», «солдат» и разной челяди. Заботами князей построено было много храмов; возникли монастыри - мужской и женский. В те времена это было весьма заметный центр русской общественной, государственной и духовно-нравственной жизни. Вся тогдашняя русская земля очень хорошо знала, что такое Старица и где она расположена, ибо в ней нередко пребывал со всем своим двором такой грозный властитель, как Иоанн IV».
В 1694 году был построен замечательный памятник ансамбля Успенского монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова. Не менее выдающимся сооружением можно считать и монастырскую многоярусную колокольню, построенную в 1686 году. Она играла роль часозвона, а в первом ярусе была расположена часовня над могилой первого русского патриарха Иова, уроженца Старицы.
Позднее, а точнее в 1819 году будет построен и освящен Троицкий собор Успенского монастыря.
АЛЕКСАНДР ШИТКОВ. ГОРОД СТАРИЦА И МЕСТНОЧТИМАЯ ПОДВИЖНИЦА ПЕЛАГИЯ
Сенин С. Древний городок на Волге. - Интернет-сайт eTver.Ru 19.09.2006 по материалам "Караван+Я"
(По материалам сайта Старица - земля православная. Монастыри и храмы.)
(Фото. № 17 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 18 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 19 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
- Введения во храм Пресвятой Богородицы церковь Успенского монастыря
- Георгиевская часовня Успенского монастыря
- Иоанна Богослова надвратная церковь Успенского монастыря
- Надвратная часовня Успенского монастыря
- Патриарха Иова часовня в колокольне Успенского монастыря
- Троицкий собор Успенского монастыря
- Успения Пресвятой Богородицы собор Успенского монастыря
- Успения Пресвятой Богородицы часовня Успенского монастыря
- Часовня усыпальница Успенского монастыря
- Иконы Божией Матери "Державная" домовой храм Успенского монастыря
- Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси церковь Патриаршего подворья Свято-Успенского монастыря
- Cвятителей Московских чудотворцев храм-часовня Патриаршего подворья Свято-Успенского монастыря