Кувшиновский район, Могилевка - Могилевская Успенская мужская пустынь
В 1634 на р. Могилевке, впадающей в р. Цну была осн. Могилевская пустынь, построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1650 по приказу царя Алексея Михайловича в вотчину Могилевской пустыни переданы пустоши Селино (на к-рой осн. монастырь) и Раменье. В 1679 помещик князь М.Р. Гагарин дал мон-рю пять пустошей: Василевшину, Кренево, Мишново, Сопково, Фешково. В 60-70-х гг. 17 в. построены церкви по имя св. Троицы (1762) и во имя преподобных Зосимы и Савватия. В 1675-82 новоторжский помещик П.А. Нащекин построил на месте деревянной Успенской церкви каменную с тем же названием. В 17 в. в мон-ре был деревянный одноэтажный дом для богомольцев, скотный и конный дворы, 2 каменных овина с вымощенными байдаком гумнами и 3 деревянных сарая. К Ю.-З. от мон-ря находилась деревянная мукомольная мельница. В 1774 в мон. произошел пожар. К 1900 ансамбль У. М. м. включал: однопрестольную церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную церковь св. Троицы, каменную трехъярусную колокольню (построена в 1762-90), каменный двухэтажный корпус настоятельских келий (построен в 1887-88), 3 деревянных одноэтажных флигеля братских келий (построены после 1873), одноэтажную каменную трапезную, 2 деревянных амбара и погреб. Мон. был обнесен каменной четырехугольной оградой с небольшими каменными башнями по углам и каменными воротами с южной стороны.
(По материалам сайта http://region.library.tver.ru/)
(Фото. № 1 Евы с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Успенский монастырь основан как мужская пустынь около 1634 года монахом Иовом (отождествляемым старообрядцами с почитаемым ими преп. Иовом Льговским). Каменные постройки - собор, теплая церковь, колокольня, отдельные кельи - появились в конце XVII - начале XVIII вв., часть их сохранилась. В 1860-1880-х гг. комплекс подвергся значительной реконструкции, сооружен каменный настоятельский корпус и ограда (утрачена). В 1902 году монастырь обращен в женский, но значительных изменений в это время в его облике не произошло.
В советское время постройки монастыря использовались под жилье и хозяйственные нужды. В настоящее время началось медленное восстановление. Монастырь стоит в верховьях Цны. Он имел мельницу и мост на этой речке. Остатки их частично видны до наших дней.
Главное сооружение монастыря - Успенский собор. Он впервые построен каменным на средства стольника Петра Андреевича Нащокина в 1677-1682 гг. В настоящее время от собора осталась колокольня и две апсиды - колокольня стоит на их оси, со смещением относительно стен более позднего собора.
На северной апсиде сохранилось единственное первоначальное окно с рамочным наличником-валиком. Старая колокольня вошло полностью в более позднее сооружение, она украшена плоскими лопатками и карнизами из положенного на ребро кирпича. Первоначальный храм был чрезвычайно близок к утраченному, но известному по обмерам Сретенскому собору тверской Савватьевой пустыни (1679) и, особенно, его прообразу - собору Николо-Малицкого монастыря (1675, утрачен еще в сер. XVIII века).
Нынешний собор (с сохранением первоначальных апсид!) построен в 1715-1720 гг. бригадой ярославских каменщиков, которым был указан образец - церковь Всех Святых в Ниловой пустыни (1699). От этого здания сейчас уцелел только основной объем - бесстолпный четверик с сомкнутым сводом.
Храм со временем подвергся значительной переделке. В 1774 году он лишился пятиглавия, а в 1859-1860 гг. полностью обновлен: добавилась двухэтажная пристройка с хорами и притвором. Вновь появилось пятиглавие, но совершенно иного вида.
Наличники на старом здании частично сохранились подлинные, немного поправленные в верхних частях. А на пристройке лишь приблизительно следующие древним. Колонки и кокошники, сложенные в середине XIX века, имеют грубую кладку. Монастырь явно испытывал недостаток хороших квалифицированных каменщиков.
В колокольне второй ярус появился между 1762 и 1790 гг., а третий - с деревянными колоннами в "ампирном" духе - в 1835-1836 гг. Внутри это здание сохранило интересную подлинную лестницу на хоры и сами хоры (арка из хор в основной объем храма заложена в советское время).
Собор расписан в два приема. В 1774 году на стенах появились росписи, выполненные крупнейшим осташковским мастером тех лет - Борисом Еремеевичем Уткиным. От этой живописи остались две композиции - "Введение во Храм" и "Успение", обе (особенно вторая) сильно записанные в середине XIX века.
В 1860 году храм расписан вновь осташковской же бригадой, работавшей в характерной для этой школы цветовой гамме и манере. (Близкий ее аналог - роспись в Николо-Рожке). Лучше всего роспись сохранилась в куполе.
Стоящая рядом теплая Троицкая церковь (1762), несмотря на руинное состояние, дает хорошее представление о стиле и мастерстве осташковских каменщиков середины XVIII века. При реконструкции XIX века к ней добавился притвор.
Павел Иванов.
(По материалам сайта Осташковского Благочиния.)
(Фото. № 2 Андрея Ага.)
В 1634 году была основана Могилевская Успенская мужская пустынь. Основателем монастыря является пустынник иеромонах Иов. В краткой истории Могилевской Успенской пустыни под редакцией А. А. Павловского сказано, что свое название монастырь получил от имени речки Могилевки, впадающей в версте от монастыря в реку Цну. Сама же речка Могилевка названа так из-за тихого, как бы мертвого течения среди лесов и пустошей. Есть и другое толкование названия. По мнению местных жителей, близ этой речки кое-где находились курганы, скорее всего это были могилы, в которых находились прах и кости воинов, убитых в сражениях, и мирных селян, погибших во время варварских набегов.
На пожертвования старец Иов построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь дважды горела, но подвижник каждый раз восстанавливал ее и украшал иконами. К Иову стали ходить иноки, так образовался скит – небольшая уединенная обитель. Для существования монастыря нужны были средства. Неизвестно, чем содержалась обитель до 1650 года, а в 1650 году царь Алексей Михайлович приказал отдать в пустынь несколько пустошей. Однако жизнь монастыря все равно была скудной.
Улучшилась она при игуменах Флавиане и Дионисии 1. Помогали и благотворители, влиятельные люди Торжка, Москвы. В 1675-82 годах новоторжский помещик Петр Нащокин построил в монастыре новую каменную церковь во имя Успения Божией Матери и украсил ее новым иконостасом и иконами.
В 1762 году был построен новый каменный Троицкий храм и хозяйственные постройки – дома для богомольцев, скотный и конный дворы с деревянными избами, овины, сараи, мельница.
В 1774 году в монастыре случился пожар, все деревянные здания сгорели. Настоятели стали вновь обустраиваться. В 1820 году монастырь посетил Император Александр I, увидев его бедность, пожаловал 500 рублей ассигнациями.
Возобновление Успенского храма началось в 1860-62 годах под руководством иеромонаха Аристарха. В начале 1900 года ансамбль монастыря выглядел следующим образом. В середине стояла главная однопрестольная Успенская церковь. С левой стороны было построено помещение для ризницы. На юго-западе от главной церкви находился однопрестольный каменный Троицкий храм. На западе от Успенской церкви стояла каменная трехъярусная колокольня. На юго-востоке – небольшой деревянный сруб – место алтаря бывшей деревянной церкви преподобных Зосимы и Савватия. Жилые и хозпостройки – каменный двухэтажный корпус настоятельских келий, три деревянных флигеля братских келий, в одноэтажном каменном флигеле – братская трапеза, кухня и 2 братских кельи, одноэтажная каменная келья приворотная (в ней – просфорня и комната для сторожа); 2 деревянных хлебных амбара, деревянный сарай, 2 погреба. Монастырь обнесен каменной оградой. В июле 1900 года монастырь стал женским, и настоятельницей поставлена монахиня (в 1902 году – возведена в сан игуменьи) Рипсимия.
Закрыли Успенскую Могилевскую пустынь в 1920-е годы. Во время советской власти Успенскую церковь использовали под клуб, Троицкую – молочный завод, трапезную – под пекарню, настоятельский корпус – под школу, остальные постройки стали жилыми помещениями. Идеология народа поменялась, монастырь подвергся опустошению и осквернению. Сейчас на развалины монастыря больно смотреть. Но, слава Богу, времена меняются, и находятся люди, которые бескорыстно готовы хоть как-то помочь в восстановлении святыни. Сегодня в почти разрушенном Успенском храме народ возносит молитвы к Господу. Об этом нам кратко рассказала одна из молитвенниц москвичка Галина Морозова, которая проживает в здании бывшего настоятельского корпуса (вместе с ней мы побывали в Успенском храме):
- Моя мама была очень верующим человеком, она и привела меня к Богу. В Москве я посещаю Свято-Даниловский монастырь, там же служит и мой духовный отец. Часто с верующими мы посещаем святые места – монастыри, храмы… Во время очередной поездки в Осташков я решила заехать и посмотреть Могилевский Успенский монастырь: меня почему-то очень сюда потянуло. И вот с 2006 года я живу в Могилевке. Такая здесь благодать, словами не описать, намоленное место. Вместе с местными жителями, при помощи верующих кувшиновцев и по благословению отца Анатолия Волгина мы, как можем, трудимся, пытаемся хоть что-то привести в порядок. 3 года разбирали одни завалы, помогали и глава сельского поселения Сергей Смирнов, его жена. Очень много вывезли и вынесли мусора. Посмотрите, в каком плачевном состоянии находится Успенская церковь, все разрушено. Сохранились лишь остатки нескольких уникальных фресок – изображения Вознесения Божией Матери, выполненное осташковскими мастерами во второй половине 18 века, Введения во храм Пресвятой Богородицы и Успения.
Сейчас немного отремонтировали крышу и поставили крест на храме. Один очень скромный и верующий человек Николай помог это сделать.
На втором этаже храма мы с местными верующими молимся: 2 раза в день читаем псалтирь о здравии и об упокоении. Чувствуем незримую связь с монахами и монахинями, которые когда-то здесь тоже возносили свои молитвы к Богу. Необходимо духовно возрождать это место, поднимать храм из пепла. Пока и сами не знаем, кто нам поможет: как Господь даст. Здесь велика сила молитвы. Я так прониклась душою к монастырю, что никак и уехать не могу.
От автора. Галина права, территория монастыря как-будто другой мир – светлый и чудный уголок. На выходе я заинтересовалась висящим железным кругом и привязанной рядом железной палкой. «Что это такое?» — поинтересовалась у Галины. Она, ничего не говоря, подошла к необычному сооружению и стала умело ударять по кругу, извлекая звуки. Представляете, они были такие мелодичные, словно звонили колокола. Дай Бог, чтобы в Могилевской пустыни они, действительно, в скором времени зазвонили, чтобы нашлись меценаты-помощники в восстановлении святыни, и чтобы, как много-много лет назад, шли сюда люди за духовной пищей.
(По материалам сайта Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области.)
(Фото. № 3 - 5 Андрея Ага.)
С благословения Его Высокопреосвященства Митрополита Тверского и Кашинского Виктора в феврале 2014 г. Тверскому Николаевскому Малицкому монастырю были переданы строения Успенской Могилевской пустыни для организации монастырского подворья.
В настоящее время ведётся работа по подготовке проектно-конструкторской документации, что позволит получить разрешение на начало строительно-монтажных работ.
В одном из помещений настоятельского корпуса оборудован домовой храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких.
(По материалам сайта Тверской митрополии.)
Тверской губ., Могилевский Успенский женский монастырь. Колокольня.
(Протокол реставрационного заседания 25 сентября 1914 г.).
Доложены отношения духовной консисории от 20 июня и 14 августа 1914 г., с препровождением проекта устройства новой колокольни вместо существующей. Переустройство необходимо для помещения нового колокола в 346 пуд. весом. Нижний ярус колокольни построен в 1762 - 1790 гг., второй в 1836 г., а третий в 1836 г. Материал для новой постройки уже заготовлен. (Дело 1914 г. № 146. - Зверинский, Монастыри, т. II, стр. 929. - Православные русские обители, т. III, стр. 443).
Большинство присутствующих лиц нашли, что проект нарушает спокойный и уютный ансамбль монастыря, и что предполагаемому зданию приданы не русские формы. Н.И. Веселовский заметил, что нельзя для каждого нового колокола переделывать колокольни. В.В. Суслов высказался против мнения большинства, находя, что архитектурного ансамбля нет, что колокольня не вводит, диссонанса и что архитектура её не уклоняется от русских форм.
Постановлено: признать проект неприемлемым.
(По материалам издания Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 57-й. (Вопросы реставрации, вып. 15). - Петроград, 1915. с сайта Национальная Электронная Библиотека.)
(Фото. из издания Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 57-й. (Вопросы реставрации, вып. 15). - Петроград, 1915. с сайта Национальная Электронная Библиотека предоставлено Андреем Ага.)