Краснохолмский район, Слобода - Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
![]() |
Недалеко от города в 1461 году иеромонахом Антонием, прибывшим из Белозерской стороны на пустынный берег р. Мологи, был основан монастырь. Первый храм был поставлен на пожертвования местного боярина Афанасия Нелединского-Мелецкого во имя Святителя Николая, на месте чудесного явления преподобному его иконы. Будучи настоятелем основанного им монастыря, преподобный назидал свою братию частыми поучениями и особенно примером своей подвижнической жизни. Скончался он в 1481 году и тело его погребено было под спудом в одном из приделов Никольского собора. С годами монастырь строился, росли его вотчины. В 1760-х гг. К монастырю был приписан Бежецкий Введенский монастырь. В 1783 открыта церковно-приходская школа, с 1809 в монастыре размещалось Краснохолмское духовное училище. К концу XIX века монастырь занимал 4-угольную площадь. В нем были четыре каменных церкви: Соборная Святителя Николая, с юго-западного угла с ней была пристроена в 1690 г. малая церковь Всех Святых (в соборе находились иконы Святителя Николая, одна из которых и была явленная); Покрова Пресвятой Богородицы
с приделом Воздвижения Животворящего Креста Господня (1592 г); Вознесенская (1691 г.) над Святыми вратами; надвратная Иоанно-Предтеченская (1764 г). В трехъярусной каменной колокольне (1668 г) помещались библиотека и архив. Имелся двухэтажный настоятельский корпус (1748 г), братский корпус (1685 г), каменные небольшие келии над воротами. Вне ограды располагалась каменная часовня, устроенная в юго-восточной башне.
После революции Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь постигла участь многих монастырей России. Он был разрушен и от построек конца XVII века до нас дошли остатки стены, Братский корпус, настоятельские кельи и северо-восточная башня. Стены Никольского собора, постройки XV века, тоже отчасти сохранились. Возможно, храм бы больше уцелел, если бы разорение святыни не продолжалось и по сей день, и не растаскивался кирпич уникального памятника. А ведь где-то среди этих одиноких стен находится место, где под спудом лежат святые мощи угодника Божиего преподобного Антония Краснохолмского.
Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас грешных!
![]() |
![]() |
(По материалам официального сайта Тверской епархии )
(Фото. № 1 из архива Олега Спасского, № 2, 3 с сайта ЦГАКФФД. Фото. № 4 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания В.Г. Ефимова, Кр. Холм, 1914г. Автор снимкка неизвестен. № 5 - 8 с сайта "Русские Церкви" . Фото. № 9 из Иллюстрированного прибавления к газете Московский листок, предоствалено Андреем Ага. )
Вестник Православия: Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
550-летию обители
Авторы: © Православная студя Петебурга, 2011 г.,
при активном организационном участии Алексеевой С.В. и Тарасовой Н.П.
Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря
В 1869 года Настоятелем Антониева монастыря становится игумен Анатолий (Смирнов).
Игумен Анатолий Смирнов, по рождению, Александр Владимирович Чекалов - сын Владимира Васильева Чекалова, пономаря, а в последствие дьякона, с. Богородское-Базулино Калязинского у-да, внук Василия Андреева, дьячка с. Ивина Горка Кашинского у-да.
1832 г. с. Спасское, Юркино тож. Священник Петр Стефанов Дворяншин 55 л, дьяческий сын из реторики… В 1803 г. произведён в Богородское-Базулино во священника, вдов, пономарю - тесть. Пономарь Владимир Васильев Чекалов 27, дьяческий сын, из философии ТДС, определён на настоящее место в 1828 г. В 1829 г. посвящен в стихирь. Священнику зять. Жена Мария Петрова (Дворяншина) 21. Дети: Александр -3 г, Петр -1 год.[1]
В "Именной ведомости об учениках Кашинского духовного приходского училища высшего класса за 1839\40 год" Александр значится под фамилией Смирнов. Случаи изменения фамилий в духовных училищах были не редки.[2]
1850 г. с. Богородское-Базулино. Пономарь Владимир Васильев 44. Жена-Мария Петрова 38. Сыновья: Александр - 20 в ТДС высшее отд.; Пётр - 18 в ТДС высшее отд.; Алексей -11 в Кашинском приходское уч-ще; Дмитрий-1.
Дочери: Екатерина-16, Ирина-14.[3]
"14 июля 1854 г. в возрасте 26 лет, Александр Владимирович был определён в число послушников первоклассного Троицкого Калязинского монастыря.
2 декабря 1856 г. был пострижен в монашество; 22 августа 1857 г произведён в иеродиакона; в октябре 1857 г - в иеромонаха; 13 октября 1858 г. определён ризничим.
24 июня 1860 г. иеромонах Анатолий был награждён набедренником.
29 мая определён казначеем, 15 апреля 1864 г. определён наместником того же Троицкого Калязинского монастыря."[4]
Имя Анатолий, Александр Владимирович, получил при пострижении в монашество. Пострижение - это еще одно рождение, которое сопровождается сменой имени.
1863 г. с. Богородское-Базулино. Заштатная вдовствующая дьяконица Мария Петрова 52 г. Дети её: Димитрий Чекалов -14 л высшее отд. Кашинского духовного уч-ща. Николай Чекалов -11 л, нисшее отд. Кашинского духовного у-ща, Анна-8 лет. Находятся на содержании зятя своего …дьяка Петра Клобукова.
Дьякон Пётр Андреев Клобуков 21 г. пономарский сын, на среднем отд. ТДС. В 1859 г. на настоящее место грамоту имеет. Жена - Ирина Владимирова -21 г.[5]
Дети Владимира Васильевича Чекалова дьякона с. Богородское-Базулино. Александр 1829 г.р.- архимандрит Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Анатолий Смирнов. Пётр 1831 г.р. Екатерина 1834 г.р.- жена священника с. Спасское на Нерли. Ирина 1836 г.р. - жена дьякона с. Богородское-Базулино Петра Клобукова. Алексей -1839 г.р. - дьякон погоста Иоанна Предтечи в Залесье Корчевского у-да. Дмитрий 1849 г.р. - священник с. Карловка Херсонской губ. Николай 1852 г.р. -? . Анна 1855 г.р. - жена священника церкви погоста Воскресенского на Хотче, Ивана Макариевича Сретенского, который в 1880 крестил Владимира Дмитриевича Чекалова.
Предок Владимира Дмитриевича Чекалова - Иван Андреев, пономарь с. Турова Кашинского у-да, родной брат Василия Андреева, дьячка с. Ивина Горка Кашинского у-да, деда архимандрита Анатолия Смирнова.
В 1937 г. Владимир Дмитриевич Чекалов служил священником с. Волково Тверского у-да, был арестован. Осуждён по ст. 58 п.10,11. Расстрелян 1 октября 1937 г. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Игумен Анатолий (Смирнов) с 1869 г. в течение 30 лет возглавлял древнейший Краснохолмский Николаевский Антониев Тверского края монастырь и работал с хранившимися там рукописями.
В 1883 г. увидела свет его книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии».
Создание книги было результатом тщательной, профессиональной работы с монастырскими документами. Игумен Анатолий хотел прославить обитель, показать ее древность, описать ее былое величие и славу, немало сожалея, что такая древняя и славная обитель была незаслуженно забыта его современниками. Вполне сознавая значение этих рукописей для науки, и желая сохранить их для будущих поколений, он передал рукописи в Тверской музей, учреждённый при Губернском статистическом комитете, в отделение рукописей.
«В 1887 г. игумен Анатолий был возведён в сан архимандрита. В 1894 г. получил орден св. Анны 2-ой степени за службу. 23 июня 1899 г. был переведён в Троицкий Калязинский монастырь. С 1902 по 1907 гг. состоял действительным членом Тверской учёной архивной комиссии (ТУАК). В 1903 г. был назначен членом комиссии для составления описи древностей Калязина монастыря. В 1904 г. пожертвовал в Тверской епархиальный историко-архивный комитет 20 фотографий с фресок соборного храма Калязинского монастыря. В 1906 г. награждён орденом Св. Владимира 4 степени. 8 декабря 1907 г. награждён орденом Св. Владимира 3 степени по случаю 50- летия священнической службы. Скончался предположительно в 1915\ 1916 г. Ему было 87 лет». [6]
В 1917 г. началась новая трагическая страница Краснохолмского Антониева монастыря, которая свидетельствует, что передача архимандритом Анатолием монастырских рукописей в Тверской музей было очень своевременной и правильной. В 1918 году арестовывают настоятеля монастыря игумена Иоанна (Гречникова). Монастырь закрывается, монахи изгоняются. В 30-е годы идёт активное разрушение исторических зданий монастыря, камни стен которого идут на строительные нужды.
Некоторые здания использовались под хозяйственные нужды, некоторые, как коммунальные квартиры. В 50-е годы люди из монастырских строений ушли и разрушение ускорилось.
В данное время монастырь находится в состоянии плачевном. Предпринимаются шаги по его возрождению.
Очень хочется верить, что Краснохолмский Антониев монастырь, свидетель российской истории длиной более 500 лет, поднимется из руин, и молитвами святого Антония возродится эта святая, благодатная земля.
[1] ГАТО Фонд 160.1.д.16273 КВ Калязинск у-да л.134. 1832 г. с. Спасское Юркино тож
[2] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова. Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 90.
[3] Фонд 160.1. д.18320 л. 237. 1850 г. с. Богородское-Базулино.
[4] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 91.
[5] Фонд 160. 1. д.1630 Лист 350. 1863 г. с. Богородское-Базулино
[6] С.В. Гусева, Н.П. Тарасова. Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 г.) г. Тверь. 2014 г. стр. 94, 95.
(Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)