Вышневолоцкий район, Белый Омут - Николо-Столпенская пустынь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    


Монастырь св. Николая на столпе, в десяти верстах от Вышнего Волочка, на р. Тверце. Рис. В.П. Павлова из журнала "Всемiрная иллюстрация". Предоставлен Андреем Ага.


Никольская церковь, надвратная колокольня

	и трапезная.    Монастырь, сложившийся в основном в период позднего классицизма, органично включает в свой комплекс церковь в русско-византийском стиле. Пустынь расположена на левом берегу реки Тверца. Предание связывает возникновение обители с Иваном Грозным, но документально это не подтверждено. Наиболее ранними из сохранившихся кирпичных построек являются надвратная колокольня конца ХVIII-начала XIX в., а также братский и настоятельский корпуса, выстроенные в первой половине XIX в. Кирпичная ограда по периметру прямоугольной в плане территории с четырьмя угловыми башнями, возможно, также относится к первой половине XIX в., но завершения башен переделывались во второй половине этого столетия (ограда и башни полностью разрушены). В 1878 г. на средства вышневолоцкой купчихи А.Н. Жабинской с северной стороны надвратной колокольни была построена теплая Никольскаяи церковь, а с южной - трапезная. В 1890 г. в центральной части монастыря возвели каменный холодный Покровский собор (не сохранился). Во второй половине XIX в. за монастырской оградой сооружены хозяйственные постройки (не сохранились). В существующем архитектурном комплексе наиболее эффектно выглядит западный фронт застройки, обращённый к Тверце, с надвратной колокольней, Никольской церковью и трапезной. Южную линию застройки вдоль бывшей ограды составляют настоятельский и братский корпуса. Никольская церковь, надвратная колокольня

	и трапезная. План.
    Своеобразная композиция двухъярусной н а д в р а т н о й  к о л о к о л ь н и сочетает архитектурные формы классицизма и мотивы барокко. Нижний, почти квадратный в плане двухэтажный ярус прорезан проездной аркой. На него поставлен двусветный цилиндрический ярус звона, увенчанный купольной кровлей. Стены нижнего четверика завершены треугольными фронтонами. Во втором ярусе над высокими арочными проемами звона помещены круглые окна­резонаторы. Простенки обработаны пилястрами. Арка ворот и проемы звона украшены замковыми камнями в форме трилистника. Пространство ворот перекрыто коробовым сводом. На второй этаж четверика ведет каменная внутристенная лестница, на второй ярус ­ деревянная. Ярус звона перекрыт куполом.
    Н и к о л ь с к а я  ц е р к о в ь выстроена в русско­византийском стиле. Основная композиция здания складывается из двух четвериков - нижнего, вытянутого с севера на юг, и меньшего по площади верхнего четверика со сложной вспученной кровлей. С востока примыкает трехлопастная апсида, с юга и севера - два небольших притвора, а с запада крытое крыльцо. Основной декор сосредоточен на стенах верхней части храма; Средние части его граней выделены ризалитами, завершенными полуглавиями. В кирпичном декоре широко использованы разнообразные зубцы, образующие орнаментальные пояса. Дополняют убранство кресты, круглые и арочные ниши. Значительно скромнее решён нижний объем. Его углы обработаны лопатками. Гладкие плоскости стен прорезаны арочными окнами со штукатурными наличниками. Венчающие карнизы усложнены ступенчатыми зубцами.
    Внутри все помещения имеют деревянные перекрытия. В верхнем четверике храма перекрытие имитирует зеркальный свод. В интерьере сохранилась масляная живопись и цельнотянутые штукатурные карнизы.
    Прямоугольная в плане т р а п е з н а я - небольшое одноэтажное сооружение. Главный (западный) фасад делится широкой лопаткой на две половины. Каждая из них прорезана арочным окном. Венчающий карниз усложнён зубцами. Братский и настоятельский корпуса.
    Квадратный в плане одноэтажный н а с т о я т е л ь с к и й  к о р п у с выстроен в стиле позднего классицизма. Невысокий объем завершён недавно сделанной заново двускатной кровлей. Фасады имеют скупой декор. Гладкие стены прорезаны прямоугольными окнами, некогда заглублёнными в ниши, а в настоящее время растёсанными. В завершении стен сохранился небольшого выноса профилированный венчающий карниз.
    Прямоугольный в плане, сильно вытянутый с востока на запад одноэтажный б р а т с к и й   к о р п у с в стиле позднего классицизма сохранился в руинированном виде. Выломана часть восточной торцовой стены, не сохранились перекрытия. Основным композиционным мотивом фасадов является четкий ритм прямоугольных оконных проемов, заглубленных в арочные ниши. Стены завершены неполным антаблементом с гладким фризом и карнизом небольшого выноса. Внутренняя планировка характерна для сооружений этого типа: в центре расположен продольный коридор, по обе стороны которого размещались кельи в одно окно (в настоящее время большая часть поперечных стен выломана).

    РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 112; Д о б р о в о л ь с к и й И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 616; Православные русские обители (репринт). СПб., 1994. С. 4З2. А.Ф.

   
     (Текст статьи - Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Книга 2./Сост. Г.К. Смирнов - Тверь: Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

     (Рис. № 1 предоставлен Андреем Ага.)
    


   Столпенская-Николаевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 10 вер. к вост.-юго-вост. от Вышнего Волочка, на лев. берегу р. Тверцы. Когда основана неизвество, но ей произведена опись в 1581 г.: „Погост на реке на Тверце на Вышнем Волочке Никола Чюдотворец у Столпа. А на погосте церковь Покров Св. Богород. теплая, древяная в верх. A у образа Николы Чюдотворца Государева прикладу три золотых, да венец серебрян золочен, а в нем камень хрусталь, да два червьца. Да в церкви ж сосуды оловяные, да ризы миткалные, ердан бархат зелен на золоте, потрахель бархат зелен золотной, поручи бархат зелен золотной. Да в монастыре 8 келий, а в них живут черной священ. Исай, да 7 братов, а питаютца о церкви Божьи". В 1699 г. приписана к Могилевской Твер. пустыни; в 1764 г. оставлена за штатом.

   Ист. Росс Иер., VI, 329; Ратшин, 513; Неволин, Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ., VIII, прилож. XII, 322; Матер. для стат. Росс, 1841 г., 131; Опис. монаст., 1817 г., 72; Твер. губ. в., 1848 г., № 29 (кратк. опис.); Строев, Спис. иер. и настоят., 479, № 44; Макарий, Ист. Р. Ц., VII, 28; Чтения в И. Общ. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 17 душ крест.); Опис. докум. и дел архива св. Синода, III, прилож., XLIII, № XXXV (строитель м-ря с иеромонахом в 1723 г. встречали мощи св. Алекс.-Нев.).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)
    


   ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 507.
   Протокол заседания президиума Мособлисполкома и Моссовета № 60. 1930 г.
О ликвидации церквей при быв. Николо-Столбинском монастыре Вышне-Волоцкого района, Тверского округа.
   Открыть альбом с фотографиями листов дела ->>>


Архивное дело.

   
     (Материалы предоставлены Сергеем Павловичем Носиковым.)
    


Посмотреть всю карту