Бежецк - Бежецкий Введенский мужской монастырь
г. Бежецк, Введенская пл.
Основателем древнейшего Введенского монастыря является прп. Нектарий Бежецкий. Время основания обители - середина XV века. В монастыре существовали две церкви, одна - во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а другой - во имя преподобного Сергия Радонежского.
После кончины преподобного Нектария в 1492 году обитель его существовала около 250 лет (по 1764 год, когда была упразднена и обращена в приходской храм).
В 1588 году благоверный, благочестивый и великий государь и великий князь Федор Иоаннович, Всея Руси самодержавец пожаловал обители вотчину Узуново по реке Мологе с землями и водными угодьями. Несколько позднее «Царственная старица инокиня Марфа, вдова Иоанна грозного, пожертвовала монастырю икону святого мученика Уара в память своего сына царевича Дмитрия Угличского, день рождения которого совпал с днем памяти святого Уара.
Грамотой царя Михаила Федоровича в 1627 году Введенский монастырь был приписан к государеву двору. В 1670-е годы стольник государев Н.А. Орлов, прадед Екатерининских временщиков, пожертвовал в монастырь 55-пудовый колокол, думный дворянин Заборовский - 31-пудовый колокол, стольник государев Л.И. Травин - Евангелие.
На северной окраине Городецко издревле была роща с красивым названием Дубенята. Там в середине XV в. поселился старец Нектарий, вырыл келью и основал небольшую обитель. Вскоре вокруг него собралось несколько иноков; совместными усипиями они срубили небольшой храм в честь прп. Сергия, окружили обитель тыном. Старец Нектарий тихо скончался в 1494 (1492) году и тело его погребено было под полом алтаря новой монастырской, церкви в честь Введения Богородицы. Инок Нектарий - фигура легендарная, а вот Введенский мужской монастырь в Бежецке был вполне реален. Первый из известных документов, где говорится о монастыре, датирован 1588 годом. Монастырь быстро нашёл высоких покровителей при дворе государя. Царственная вдова Мария Федоровна хлопотала о пожаловании обители земельных угодий и лично пожертвовала монастырю образ святого воина Уара в память сына своего, невинно убиенного царевича Дмитрия, чей день рождения совпадал с днём памяти святого. Образ этот считался в Бежецке чудотворным, к нему со всех концов уезда и из-за его пределов свозили для исцеления больных детей. 19 октября, в день памяти св. Уара, в городе устраивался крестный ход с чудотворным образом, на который собирались сотни паломников.
С 1627 года Введенская обитель, сильно пострадавшая от поляков, была приписана ко Двору государеву. К этому времени в монастыре было два храма - св. Сергия и Введения. Последний едва успели отстроить заново, как он сгорел. Решено было новый храм возводить в камне. Деньги на строительство пожертвовал Семён Иванович За6оровский, он же пригласил ярославских мастеров - своих каменщиков в городе ещё не было. Одновременно с церковью строилась и монастырская колокольня. Она была закончена в 1680 г, и стала первым каменным зданием города. «Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся» - так говорит первый бежецкий летописец Петр Воинов об этом событии.
Судьба прекрасной шатровой колокольни сложилась счастливо. Не подвергаясь никаким перестройкам, она пережила все потрясения и сейчас украшает центр Бежецка, став своеобразным символом города. Строительство Введенской церкви было закончено в 1682 году, после смерти С. Заборовского его родственником С.М. Заборовским. В новый храм были присланы специально написанные иконы; образ Введения и деиссусы для алтарей - все работы Симона Ушакова. После этого на обитель посыпался настоящий град дорогих подарков. Государев стольник Никита Орлов (прадед екатерининских фаворитов) жалует колокол в 55 пудов, Думный дворянин Сергей 3аборовский задумал пожертвовать стопудовый колокол, но скончался, а жена его ограничилась отливкой колокола в 31 пуд. Государев стольник Леонтий Травин пожертвовал монастырю напрестольное Евангелие «большое, серебром добре, с окованными досками украшенное». До революции в Твеpском музее хранился безымянный дар Введенскому монастырю - фелонь и епитрахиль XVII в. красного бархата, богато украшенные золотым шитьём.
В ХVIII в. монастырь лишается своих покровителей и быстро приходит в упадок. С 1722 года он приписывается к Краснохолмскому Антониеву монастырю, а с 1764 года - упраздняется. Ветхую деревянную Cepгиеву церковь продают на дрова, а Введенский храм обращён в приходской. К приходу, кроме городских окраин, было приписано и пригороднее село Шеломень (Шоломино) - имение Заборовских. Из упраздненной там церкви в Введенский храм был взят родовой образ Заборовских - Казанская икона Божиеи Матери, счищвшейся чудотворной. Вероятно туда же забрали работы Симона Ушакова. Приходские священники не знали истории своего храма, не ценили её, и Введенская церковь быстро пришла в упадок. Многие святыни были утрачены. Так, после реконструкции храма решено было в 1866 году обновить иконостасы и другие древние образа. Все иконы были написаны заново местными мастерами. Что стало с работами Ушакова и других старых мастеров - неизвестно.
В начале 30-х годов Введенскую церковь постигла печальная участь многих 6ежецких храмов - лишённая икон, книг, утвари, она была разрушена. а на её месте появился памятник В.И. Ленину.
На фотографии сохранившаяся постройка Введенского монастыря, надвратная колокольня, выстроена в 1680-1682 годах ярославскими мастерами по заказу думного дьяка С. И. Заборовского
(По материалам официального сайта Тверской епархии и статьи С.Ю. Косыгов Бежецкие вертикали. Музей: память веков. Поиски и находки. Материалы юбилейной конференции / Под общ. ред. Ю.М. Бошняка. - Тверь: Тверск. гос. объед. музей, 2001.)
Этот монастырь находился при г.Бежецке, на посаде. Время основания - предположительно середина XV в. Уже в 1588 г. ему дана была от царя Федора Иоанновича жалованная грамота. Настоятели в нем были сначала игумены, затем строители. Монастырь дважды был приписным к Антониеву монастырю: с 1722 по 1727 гг.; с 1730 по 1740 гг. Братии в нем было мало: например, в 1750 г. после смерти строителя Георгия остался один монах. В 1764 г. Введенский монастырь был упразднен, но по просьбе граждан г. Бежецка игумен Варлаам с бартией оставлены без перевода в другие монастыри с тем, чтобы вновь никого не принимать и не постригать. После Варлаама в 1768 г. по просьбе вкладчиков был определен для смотрения за монастырем бывший прежде здесь строителем заштатный игумен Даниил с тем, чтобы ему числиться в братстве Антониева монастыря. По смерти остававшихся в монастыре иеромонаха и монаха он был обращен в приходскую церковь. По описям 1727 и 1739 гг. в монастыре было несколько строений:
1. Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной. Каменная, крыта тесом, на ней пять глав, крытые черепицей.
2. Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезой. Деревянная, теплая, крыта тесом, на ней две главы, «обитые чешуею».
3. В линии каменной ограды, длиною 18 сажень - каменная колокольня с шатром без кровли.
4. Три кельи: одна тройная, и две двойных, ограда с трех сторон и прочие службы деревянные.
Земли за Введенским монастырем было: одна десятина, на которой построен монастырь, и сенных покосов при р. Молоче и Отсречине «на трех пожнях 200 копен». Хлеб высеивался на оброчной пустоши углицких ямщиков Сорокине. Крестьян за монастырем было 45 душ.
(По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)