Тверь - Тверской Христорождественский женский монастырь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Тверь, Пролетарский пос., 1а

Фото. hram-tver.


   Сведения о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

   Посещаемость прихода в праздничные дни 70-100 чел., об общем количестве прихожан сведений не представлено.

   Сведения о катехизации и образовании:

   Имеется библиотека для прихожан. Другая работа не проводится.

   Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

   Численность насельниц монастыря 12 чел., из них: 1 настоятельница, 1 монахиня, 5 инокинь, 1 послушница, 4 трудницы.

   Материальная база

   6 га земли в Твери, 4 храма (2 из них переданы, 1 в стадии передачи, 1 в пользовании кафедрального собора), подворье в д. Ушаковские Горки с Никольской церквью, 4 келейных корпуса в процессе оформления, часть ограды и 2 башни ограды.

   Историческая справка

   Христорождественский женский монастырь основан в конце 14 столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского.
   До 1514 существование монастыря письменно подтверждается только именами настоятельниц, сохранявшихся в старинном диптихе.
   В 1514 году настоятельницей Христорождественского монастыря была игумения Евфимия. На её имя государем Василием Иоановичем дана была жалованная царская грамота, освобождавшая монастырь от "пошлин и поборов и суда десятников и наездников Владыки Тверского, оставляя их быть подсудными в уголовных делах Царю самому, а в духовных - Владыке Тверскому.
   К 1617 и 1620 годам относятся сохранившиеся выписки из писцовых книг» Из них следует, что Христорождественскому монастырю в то время в нынешней Затьматской части принадлежало 40 мест. Кроме того на правой стороне Тьмаки была слобода до 60 дворов, которые и состояли во владении Христорождественского девичьего монастыря. За монастырём также было 5 мест церковных, 2 монастырских и 10 дворов Рождественской слободки, кои все были пусты. Под монастырём на Тьмаке находилась мельница, которая в то время была пуста и плотина её размыта.
   Из этих же писцовых книг видно, что в монастыре была деревянная шатровая церковь Рождества Христова и б монастырских келий. От Литовского разорения монастырь так много пострадал, что долго не мог придти в прежнее состояние. Не было даже колоколов, и вместо звона били в доску.
   В 1646 году вместо старой обветшавшей церкви была построена другая деревянная двухпрестольная во имя Николая Чудотворца и Алексия человека Божия. Оловянные посуды, книга, ризница, вся утварь церковная в эту новую церковь пожалованы Царём Алексеем Михайловичем, по указу которого в 1654 придел во имя Алексия человека Божия был освящён, а другой придел остался неосвящённым навсегда. В то же время около монастыря сделана новая деревянная ограда, на построение которой Царём Алексеем Михайловичем пожаловано потребное количество денег.
   В 1694 году вступила в Христорождественский девичий монастырь из дворян девица Евдокия Ростопчина / в монашестве Елена/. После принятия ею монашеского пострижения» родители её препроводили к ней в монастырь дедовское и вместе своё родительское благословение - Тихвинский образ Божией Матери. Икона Эта впоследствии соделалась главной святыней Христорождественского монастыря, прославившись множеством чудотворений.
   В 1716 году по благословенной грамоте преосвященного Варлаама вместо обветшавшего Христорождественского храма заложена новая деревянная же церковь, которая освящена в следующем 1717 году.
   В 1723 году по упразднении Афанасьевского девичьего монастыря игумения и монахини этого монастыря переведены в Христорождественский монастырь. С тем вместе к Христорождественскому монастырю причислены все вотчины и земли, принадлежавшие Афанасьевскому монастырю / от Афанасьевского монастыря ныне осталась только Покровская церковь/. По ведомостям 1727 года в Христорождественском монастыре значилось: 2 церкви деревянные, 27 монашеских келий, 2 игумений, 36 монахинь.
   В 1739 году по благословению Преосвященнейшего Митрофана чудотворный Тихвинский образ Божией Матери из-за огромного количества богомольцев, стекавшихся к оному, был взят из келий старицы схимницы Елены в Кафедральный собор.
   В 1763 году игумения Иулиания настоятельно просила Преосвященного Гавриила вернуть Чудотворный Тихвинский образ Божией Матери в Христорождественский монастырь. Прошение было исполнено и чудотворный образ был торжественно перенесён обратно в монастырь.
   В 1765 году положено начало каменному строению храма во имя Рождества Христова с приделом Алексия человека Божия и с колокольнею. Придел устроен и освящён в 1769 году, а главная церковь при её преемнице в 1773 году.
   В 1779 году устроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери,
   В 1795 году Христорождественская церковь расписана живописью, а монастырь обнесён каменного оградою с четырьмя башнями.
   В 1797 году Государь Павел Петрович пожаловал 30 десятин земли, мельницу и рыбную ловлю.
   В 1797 году графиня Анна Иродионовнн Чернышёва пожертвовала значительную сумму на покрытие церкви железом, и для монахинь - несколько возов хлеба.
   В 1800 году 16 октября в присутствии и благословением Преосвященнейшего Павла II, заложена на Святых вратах новая каменная церковь во имя Нерукотвореиного Образа Спасителя нашего. Главною строительницею храма была графиня Чернышёва, а игумения Назарета и инокиня Павла от себя усердствовали устроением иконостаса с иконами в серебряных с позолотою ризами. Кроме денег графиня Чернышёва прислала 50 человек каменщиков. По обеим сторонам этой церкви были выстроены игуменские покои, ризница, трапезный корпус. Все эти постройки сохранились по сей день.


Фото из архива Алексея Лукина.


   В 1802 году вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна пожаловала в новую Спасскую церковь позолоченные сосуда с финифтевыми образами и прочие, потребные для священнодействия вещи. Императрица Елизавета Алексеевна пожаловала на строение церкви 500 рублей и царские свои одежды на ризницу. Великие Княжны Мария, Екатерина и Анна Павловны также пожаловали свои одежды, из которых была сделана прекрасная ризница.
   1802 году также был учреждён Крестный ход из Кафедрального собора в Христорождественский девичий монастырь для принесения чудотворного Тихвинского Образа Божией Матери в город, а в следующем 1803 году в первый раз совершён Крестный ход.
   В 1805 году при новой церкви в честь Спаса Нерукотворного Образа по одну её сторону выстроены иждивением графини Чернышёвой каменные двухэтажные настоятельские келий, а по другую иждивением действительной статской советницы Агафоклеи Александровны Полторацкой двухэтажные же келий для ризницы церковной и общей трапезы.
   В 1810 году 1 июня, в бытность Государя Александра Павловича в Твери, заложена новая соборная двухэтажная пятиглавая Христорождественская церковь. На созидание нового храма Император Александр Павлович пожаловал 3000 рублей, Императрица Мария Фёдоровна 1000 рублей, Императрица Елизавета Алексеевна 500 рублей. Здание возводилось успешно, и в 1812 году, не смотря на войну, кладкою кроме колонн было окончено. Но в следующем 1813 году 19 сентября новое огромное здание в самую полночь внезапно рухнуло. По милости Божией это несчастное разрушение не нанесло вреда никому и ничему.
   В 1812 году во время нашествия французов по причине близости к месту военных действий все обитательницы монастыря с церковным имуществом, утварию и ризницей были отправлены по Волге на лодках в Ярославскую губернию в Молого-Афанаеьевский монастырь, где и оставались до бегства неприятельских сил из пределов России.
   В 1814 - 1820 годах на месте разрушавшегося Христорождественского храма архитектором Львовым В.П. построен пятиглавый собор, существующий в настоящее время, В 1820 году он освящён. Два другие престолы также освящены: первой во имя Тихвинской иконы Божией Матери в то же время, а другой - во имя Алексия человека Божия несколько позже.
   В 1830 - 1831 годах на монастырские средства выстроена небольшая тёплая церковь во имя Живоначальной Троицы и освящена в следующем 1832 году. В одной связи с этой церковью выстроен деревянный корпус для помещения больных и престарелых сестёр.
   В 1834 году в монастыре заведено воспитание сирот духовного звания из 12 девиц.
   В 1881 - 1882 годах на монастырские средства построена церковь во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Она предназначалась для рабочих бумагопрядильной фабрики, которая появилась вблизи монастыря во второй половине XIX века. Храм этот в сильно изуродованном виде сохранился.
   В 1912 году в мае месяце заложен к 300-летию Дома Романовых Воскресенский собор с двумя пределами: правый во имя святителя Николая Мирликийского и святителя Алексия, Митрополита. Московского, левый во имя Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской и мученицы Царицы Александры. Образцом для архитектора Н.П.0мелюстого послужил храм Святой Софии в Константинополе. Храм и часовня при нём завершены в 1913 году. В восточной части монастыря над воротами ранее возвышалась каменная трехъярусная колокольня со шпилем. Самый большой колокол весил 528 пудов. Отлит он был в Москве на монастырские средства. Монастырь был обнесён каменной оградой с б башнями и 3 Деревянными воротами для проезда и 2 для крестных ходов.
   В 1914 году между часовней и Воскресенским храмом устроена новая ограда с полукруглыми арками и воротами посередине между часовней и храмом.
   В 1917 году в монастыре числились: игумения, казначея, благочинная, ризничная, 41 штатная монахиня /а всего по штату могло быть 51 монахиня/, 142 рясофорных послушниц /самой молодой было 26 лет, самой старой - 80 лет/ и 61 просто послушниц /самой молодой 14 лет, самой старшей 88 лет/ - всего 248 человек. Основная масса послушниц - грамотные крестьянские девицы кроме самых старых. С 24 октября 1900 года в Христорождественском монастыре действовала церковно-приходская школа на 107 девочек.
   В 1920 году монастырь закрыли. Спасский храм, монастырские келии, ризница, трепезный корпус, игуменские келии, больничный корпус - всё было занято под жильё.
   В 1925 - 1930 годах разобрали колокольню. Снесли ограду с башнями. Многие годы главный храм обители – Христорождественский собор - использовался варварски, не по назначению. Сначала в нём были склады, а в 60-е года некогда великолепнейший собор был приспособлен под спортзал. Для этого в храме полы были подняты на 1,5 м, снят значительный слой грунта в подвальных помещениях. За счёт этого образовался нижний цокольный этаж, в котором были устроены раздевалки, душевые, сауна. Приблизительно в то же время на уровне этого искусственного нижнего этажа в массивных стенах собора были прорублены окна. Наверху в центральной части храма была устроена баскетбольная площадка, а в алтарной части храма и его приделов работала секция культуризма.
   В 1999 году 1 апреля на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. 16 августа того же года состоялась передача Христорождественского собора первым сестрам обители. Храм в ужасном состоянии: течёт крыша, сгнили рамы, стены покрыты грибком и плесенью, из церковной утвари ничего не сохранилось.
   В 2000 году 7 января на Рождество Христово состоялась первая Литургия после стольких лет запустения.
   В 2000 году 15 февраля на Сретение усердием генерального директора Колпинского пищекомбината Гусева Валерия Викторовича на центральный купол храма воздвигнут позолоченный узорчатый крест.


Фото. Коршунова Александра с сайта http://sobory.ru/.

   
     (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

     (Фото. № 2 из архива Алексея Лукина. Фото. № 3 Коршунова Александра с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Комплекс Христорождественского девичьего монастыря является интересным примером целостного, стилистически единого ансамбля классицистической архитектуры. Здания, построенные позже, хотя и вносят определенный диссонанс в классицистическое ядро ансамбля, тем не менее интересны как примеры поиска зодчими новых национальных форм архитектуры в культовом строительстве. Монастырь расположен на высоком правом берегу р. Тьмака среди городской застройки, на месте, называвшемся в старину Горками; квартал ограничен улицами l-й Пески и Баррикадной, а также 4-м пер. Пески. Первым письменным свидетельством о монастыре является грамота, выданная его игуменье Евфимии великим князем Василием Ивановичем в 1514 г., из которой следует, что в тегоды монастырь уже существовал и имел значительную собственность. До 1760-х гг. все его постройки были деревянными. Первый каменный Никольский храм закладывается в 1765 г. на месте деревянной церкви 1646 г. (освящен в 1775).
   Наиболее интенсивно каменное строительство в монастыре развернулось в первые десятилетия 19 в. Так, в кон. 18 - нач. 19 в. вместо деревянной ограды сооружается новая кирпичная с угловыми башнями и двумя воротами. Над восточными воротами по проекту губернского архит. А.А. Трофимова возводится колокольня (1808), над западными - Спасская надвратная церковь с настоятельским и трапезным корпусами (1800-05), поставленными по линии ограды по сторонам Святых ворот. На месте деревянной Христорождественской церкви 1716 г. был выстроен новый одноименный собор, освященный в 1820 г. В 1830-32 гг. к юго-западуот него была сооружена Троицкая церковь с больничным корпусом. В это время территория монастыря представляла собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад, с застройкой, симметричной относительно продольной оси, закрепленной на западе надвратной церковью, а на востоке надвратной колокольней. Центральную часть этой территории занимает собор Рождества Христова - композиционная доминанта всего комплекса, - перед западным фасадом которого находится площадь, ограниченная с западной стороны надвратной церковью и корпусами в линию ограды, с южной - Троицкой церковью.


   Во 2-й пол. 19 в. монастырская территория была увеличена вдвое в южном направлении и застроена деревянными кельями и жилыми домами. Новый участок был обнесен кирпичной оградой с угловыми башнями. В тот жепериод выстроено несколько деревянных келейных корпусов и на старой территории монастыря, а к Троицкой церкви с запада был пристроен больничный корпус. В 1880 г. сильно пострадавшая от урагана Никольская церковь была разобрана. В связи с сооружением вблизи монастыря бумагопрядильных фабрик в 1882 г. с внешней стороны южной ограды была построена новая Никольская церковь для рабочих. К нач. 20 в. относятся возведенные вне старых границ монастыря, к западу от надвратной Спасской церкви, Воскресенский собор и часовня. Планировочная структура монастыря, сложившаяся к нач. 20 в., и главные его сооружения в основном сохранились. Наиболее значительной утратой для силуэта комплекса явилась разборка в 1925-30 гг. надвратной трехъярусной колокольни, выразительного памятника в стиле зрелого классицизма. Не сохранилась интересная кирпичная ограда в стиле модерн с запада и северо-запада от Воскресенского собора, состоявшая из аркады с металлической решеткой, растительный орнамент которой сочетался с изображением двуглавого орла. В 1980-е гг. разрушены две башни ограды, а также сохранявшиеся к тому времени южные и восточные прясла ограды. Юго-восточная башня кон. 18 - нач. 19 в. представляла собой двухъярусную постройку с квадратным нижним объемом и со скругленными углами наверху. Невысокий шатер завершался фигурным шпилем, характерным для барокко. В последние десятилетия 20 в. утрачены все, кроме одной, деревянные кельи, которыми была плотно застроена территория монастыря. В 2000 г. разобрана кирпичная часовня, стоявшая рядом с Воскресенским собором и выполненная в том же неорусском стиле. По отдельным постройкам проводятся реставрационные работы (архит. Е.В. Кондакова, И.Н. Кузнецова, В.В. Курочкин, Л.Е. Нечаев, А.В. Прохоров, Л.В. Соколова). Несмотря на перестройки и утраты, монастырь является одним из наиболее ценных архитектурных комплексов Твери. В облике его построек отразились различные периоды архитектурного развития тверских земель: зрелый и поздний классицизм, русский и неорусский стили.


   01.04.1999 г. на заседании Священного Синода принято Определение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. Настоятельницей монастыря согласно Указу утверждена монахиня Лариса (Лобанова Любовь Яковлевна). 16 августа того же года состоялась передача из всего комплекса монастыря лишь единственного Христорождественского собора в весьма ужасном состоянии. Из-за отсутствия жилых помещений, которые еще не возвращены, сестрам приходится размещаться в подвальном помещений Христорождественского собора в весьма ужасных бытовых условиях. До сих пор откладывается решение возвращения всего монастырского комплекса, в корпусах которых проживают более 60-ти семей, что лишает возможности принятия желающих поступить в монастырь.
   7 января 2000 года впервые после стольких лет запустения была совершена Божественная литургия, а 15 февраля - освящен крест для центрального купола.
   К Рождеству 2002 года была построена маленькая (2.5 х 2.5 м) деревянная звонница. В течение 2003 года осуществлен полный ремонт кровли монастырского соборного храма в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Произведен ремонт нескольких келейных помещений сестрического корпуса, которые частично возвращены обители. В будущем предполагается при наличии финансовых средств восстановить разрушенную колокольню и ограду вокруг монастыря. При монастыре в с.Ушаковские Горки имеется подворье с храмом в свят.Николая, где местной властью для ведения подсобного хозяйства выделено 0,5 га земли, на отведенном участке земли построен для хозяйственных нужд дом. В храме подворья в воскресные и праздничные дни монастырским священником совершается богослужение.
   В монастыре проживает 12 человек: 1 - настоятельница, 2 монахиня, 4 инокини, 1 послушница и 5 трудниц, которые несут послушание в Воскресенском Архиерейском соборе, расположенном на территории монастыря и одновременно, не взирая на обстоятельства, насельницы исполняют уставные монастырские правила. С рукоположением для монастыря священника появилась возможность в воскресные и праздничные дни совершать богослужения в соборном монастырском храме в честь иконы Тихвинской иконы Божией Матери.

   
     (По материалам Официального сайта Тверской епархии и издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


   ХРАМ СПАСЕНИЯ НАРОДНОЙ ДУШИ

   Многое претерпели монастырские пределы со времени первого упоминания о святыни в 1514 году. Разруху жестоких лет, вражеские набеги, беспамятство осквернителей. Но не о них поведем речь. Воистину большинство не ведало, что творило, и дай им Господи вразумления покаянием. А потому в самом начале повествования о судьбе святыни позволим напомнить, что в девяносто пятом году века двадцатого монастырь освятил своим присутствием всенародный батюшка, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это из его уст православные слышали такую ясную истину: «Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, а выше справедливости – лишь прощение». Заповедальная мудрость да сподобит и нас пройти невидимыми тропами к познанию духовно¬исторической сути монастыря, благодарно опираясь на открытое другими и свое благоговение пред совершившими подвиги во имя Божие.
Фото. с сайта http://tverbook.narod.ru/   Кто и по какому разумению избрал местом будущего храма высокий берег Тьмаки, история не сохранила это имя. Всего в двух верстах от городского ядра, это место издавна называлось Рождественскими Горками. Считается, что монастырь был основан в самом начале XV века, его закладку благословил святитель Арсений. А выше по течению Тьмаки он же основал еще одну обитель – Желтиков Успенский мужской монастырь. Многие поколения тверитян передавали из уст в уста, как богомольцы Желтикова монастыря, соблюдая благочестивый обычай, на обратном пути непременно заходили и в Христорождественскую обитель, они успевали к поздней литургии. Вот так, понынешнему, в шаговой доступности находились обители Святого Духа, и к ним припадали нуждающиеся в утешении и любви.
   Рукописные источники, не сохранив истории первоначальной, тем не менее сообщают, что в начале XVI века здесь была вполне благоустроенная обитель. Управляла игумения, служили два священника и диакон. В 1513 году великий князь Василий Третий даровал обители жалованную грамоту. Из нее можно узнать имя игумении – Александра. Грамота та гласила: настоятельница и священники освобождаются от всех поборов и пошлин; в делах духовных они были подсудны владыке Тверскому, а в уголовных – только самому государю. Статус Грамоты и пределы ее влияния в 1555 году подтвердил царь Иоанн Васильевич, сам Грозный.
   Время Смуты оставило свои зарубки на судьбе обители. Она была частью разграблена, многое поглотило пламя костров, что жгли иноверцы. Как свидетельствуют рукописные документы, многие сестры были убиты, литовцы никого не щадили. Когда в 1613 году игумения Аполлинария вернулась на святое место, ей и невеликому числу монахинь предстала страшная картина поругания святого места. Из руин и пепла с помощью Божией, трудами и молитвами монастырь стал возрождаться.
   Насельницы поначалу построили деревянный шатровый храм, назвав его прежним высоким именем – в честь Рождества Христова. Время было суровое, все привилегии, данные прежде, были отменены. Теперь и храмы должны были отдавать казне налоги на восстановление государственного хозяйства. Это бремя сильно истощало монастырские силы. Чтобы добыть невеликий доход, игумении пришлось отдать монастырские земли в аренду. Царь Михаил Федорович в отличие от своих предшественников был не в силах помогать монастырям.
   Через два десятилетия в обители жили десять сестер, шли службы, монастырская жизнь стала полегче. А спустя еще десять лет царь Алексей Михайлович пожертвовал сюда немалые дары. Была возведена деревянная церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия, и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Но от монастыря по¬прежнему требовали непосильные налоги.
   Одним из благоприятных периодов для монастырского возрождения стало время, когда настоятельницей служила игумения Агафия, ей выпало возглавлять монастырь полтора десятка лет, начиная с 1681-го. Это была настоящая подвижница. Матушке удалось не только вернуть утраченные монастырские земли, но и восстановить хозяйство, избежать голода в сестринских кельях. Именно в годы игумении Агафии обитель пополнилась необычной сестрой – девицей из рода дворян Ростопчиных, Евдокия решила покинуть мирскую жизнь, избрав монастырскую. С именем Евдокии связано явление в Христорождественском монастыре чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, этой величайшей святыни. Оказалось, образ Божией Матери Евдокия получила в дар еще в детстве, от своего деда. В монастырь девица уходила от всех втайне, и ей тогда не было и четырнадцати лет. Из дома своего она не взяла ничего. И только спустя восемь лет послушница Евдокия была пострижена в иночество с наречением Елена. В том же году родители, не знавшие ранее, где находится дочь, обрели ее. Увидев чадо свое монахиней, они покорились воле Божией и благословили инокиню Елену. В знак такого события они и передали ей Тихвинскую икону Божией Матери.
   Во все оставшиеся дни в благодарность Богородице монахиня при неугасимой лампаде ежедневно читала акафист Заступнице. Икона прославилась многими чудесными исцелениями, в монастырь стали стекаться во множестве жаждущие чудесного исцеления. Тогдашний архиепископ Тверской и Кашинский Митрофан, видимо, опасаясь допускать большого наплыва народа, распорядился икону из кельи монахини Елены перенести в ризницу Тверского кафедрального собора. Источники указывают, что икона пробыла в соборе двадцать четыре года, но когда в мае 1763 года в Твери начался страшный пожар, истребивший почти все дома и храмы города, то сильно пострадал от огня и кафедральный собор. А вот чудотворная Тихвинская икона осталась невредимой. Хранить ее в обгоревшем храме было невозможно, и тогда игумения Иулиания обратилась к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу (Петрову) с просьбой возвратить святую икону в Христорождественский монастырь. Владыка внял просьбе, и с тех пор чудотворный образ стал особо почитаться верующими. В 1803 году был учрежден ежегодный крестный ход со святой иконой. 26 июня, в день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери, чудотворный образ переносили крестным ходом в Тверской кафедральный собор для поклонения всем горожанам.
План монастыря   История монастыря приближается к середине XVIII столетия, к тому времени в обители было более тридцати монахинь, в основном из дворянских и купеческих семей, из духовного сословия. Кроме молитвы и богослужения все сестры занимались рукоделием – вышивали жемчугом, шили, делали четки, свечи для церкви, пекли просфоры. В 1750-х годах монастырь постигло новое испытание: гражданские власти обязали принимать в обитель вдов офицеров, унтер-офицеров и простых солдат, обеспечивать их жильем и питанием. Большинство этих женщин не стремились к монашеской жизни. Живя в обители только ради пропитания, они вели себя достаточно свободно и, конечно, наносили немалый духовный урон.
   В 1763 году, когда в монастырь вернулась Тихвинская икона Божией Матери, игумения Маргарита обратилась к владыке Тверскому Гавриилу с просьбой возвести в обители новый каменный храм в честь Рождества Христова вместо обветшавшего деревянного постройки 1716 года. В монастыре начались строительные работы. Трудами монахини Надежды был устроен еще один придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
   Возвращение в монастырь Тихвинской иконы Божией Матери и последующее возведение нового каменного храма в честь Рождества Христова существенно увеличило число прихожан, возросли и пожертвования. Сама императрица Екатерина II, проезжая через Тверь в 1787 году, пожаловала в Христорождественский монастырь 200 рублей. Примеру государыни последовала графиня Анна Чернышева, став одной из главных благотворительниц обители. В 1797 году император Павел I укрепил монастырскую службу, он ввел новые штатные оклады. Игумении Христорождественского монастыря было положено 100 рублей, каждой штатной монахине по 20 рублей, а двум священникам с причтом 120 рублей. Обители также было дано 30 десятин земли в Старицком уезде, другие угодья.
   В его истории, как в волжских водах, отразились судьбы настоятельниц, послушниц и тех, кто по зову православной души опекал монастырь. Жаль, что время не сохранило их имена во всей полноте. Тем дороже подробности, которые сберегают нынешние монахини во главе с настоятельницей Христорождественского монастыря игуменией Ларисой (Лобановой).
   Какова была жизнь монахинь в монастыре? Вопреки обывательским представлениям совсем не легкой. Об этом может свидетельствовать такой факт. Когда Преосвященный Павел (Пономарев), ставший в 1798 году епископом Тверским, издал распоряжение устроить в Христорождественском монастыре богадельню, это оказалось делом невыполнимым, потому что многие сестры сами были в преклонном возрасте. Денег в монастырской казне не хватало не то что на богадельню, но даже на содержание обители. Вскоре Преосвященный Павел стал членом Святейшего Синода и переехал в Петербург. Будучи в Смольном монастыре, он посетил жившую там Марию Васильевну Шкурину, бывшую фрейлину императрицы Екатерины II. Тогда же он познакомился с ее подругой – монахиней Назаретой (Шванвич). Энергичная, образованная дворянка сорока шести лет по совету владыки вскоре заняла должность игумении Тверского Христорождественского монастыря. Вместе с ней в Тверь поехала и Мария Шкурина, впоследствии постриженная в монахини с именем Павлы. Она во всем помогала матушке.
   Новый, XIX век монастырь начал с новой игуменией, она энергично взялась за благоустройство обители. Прежде всего озаботилась благолепием богослужения. По распоряжению матушки Назареты чтение и пение в храме стали совершаться монахинями и послушницами, что очень привлекало богомольцев. Потом игумения занялась монастырскими постройками. На западной стороне обители иждивением графини Анны Чернышевой были построены Святые врата с прекрасной церковью, отштукатуренной под мрамор. Император Александр I пожаловал в новый храм великолепную люстру и ризницу из бархата, императрица и великая княжна пожертвовали ризы, а граф Шереметев – большое Евангелие, оправленное в серебро с позолотой, и серебряный напрестольный крест. Игумения Назарета и монахиня Павла (Шкурина) на свои средства устроили иконостас.
   Состав сестер в обители постепенно менялся. Пожилые монахини отходили ко Господу, на их место приходили новые, полные сил и духовных устремлений. В 1807 году игумению Назарету перевели в Казань, и на ее место была назначена монахиня Палладия (Волкова).
   Приток богомольцев к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери все увеличивался, и прежний храм становился тесен. Решено было строить новый двухэтажный собор с тремя престолами – Рождества Христова, Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Тверской владыка Мефодий (Смирнов) благословил, и 1 июля 1810 года в присутствии императора Александра I была совершена закладка нового храма. Государь пожаловал на строительство 3000 рублей, а государыня – 500. В 1812 году храм был завершен, оставалась только отделка, но вдруг ночью здание неожиданно рухнуло. Трагическое событие поразило всех, но особенно тяжело было игумении Палладии. «Лучше бы мне самой погибнуть под этими развалинами», – вырывалось у безутешной матушки. Чтобы приглушить ее душевную скорбь, Преосвященный Мефодий перевел игумению Палладию в Кашинский Сретенский монастырь. Было это в 1814 году.
   Новую настоятельницу владыка предложил выбрать самим сестрам. Ею стала монахиня Аполлинария (Лутковская). Она была из дворян, немолода, пришла в монастырь еще в юности и отличалась необыкновенной кротостью и смирением.


Проект колокольни Христорождественского монастыря

   Трудно было матушке строить новый храм на развалинах прежнего, но с помощью Божией к 1820 году в обители был возведен прекрасный собор в стиле зрелого классицизма по проекту архитектора Карла Росси, ставший центром монастырского ансамбля. Средства на постройку пожертвовала Агафоклея Полторацкая. 18 июля 1820 года храм был освящен Тверским архиепископом Филаретом (Дроздовым), будущим святителем Московским, который произнес при этом замечательную проповедь.
   После освящения собора матушка Аполлинария занялась устройством новой ризы на чудотворный образ Божией Матери. Все драгоценности, подаренные членами Царствующего Дома, собранные прежними игумениями и инокинями, были размещены на иконе, во свидетельство великой милости Царицы Небесной к обители Рождества Христова. В 1827 году, чувствуя приближение кончины, игумения Аполлинария избрала себе преемницу, инокиню Досифею (Веревкину), передала ей управление монастырем и вскоре мирно отошла ко Господу. Она завещала похоронить себя в западных вратах обители, чтобы место погребения было попираемо ногами богомольцев. Желание ее было исполнено. Место это можно видеть и сейчас, оно отмечено надписью на стене и металлической оградой. В память о матушке Аполлинарии остался величественный храм – украшение не только Христорождественского монастыря, но и всего града Твери.
   При игумении Досифее в обители была построена теплая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, освященная в 1832 году архиепископом Григорием (Постниковым); к ней примыкал деревянный корпус для больных и престарелых сестер. Спустя два года в монастыре учредили приют для девиц – сирот духовного звания.
   В 1849 году настоятельницей обители стала игумения Мария (Игнатьева), тверская дворянка. Главной заботой матушки стали благолепие храмов, благоговейное богослужение, мир и согласие между сестрами. При ней число сестер в монастыре удвоилось. Вскоре после назначения матушки Марии в жизни обители начались перемены. В 1850-х годах купцы Каулин и Залогин выстроили поблизости большую текстильную фабрику и многоэтажные дома для рабочих. В монастыре прибавилось богомольцев. В качестве компенсации за беспокойство боголюбивые владельцы фабрики обновили внутреннюю отделку Христорождественского собора и сделали его теплым. Чтобы не нарушать порядка богослужения во время отделочных работ в соборе, матушка Мария распорядилась отремонтировать прежний Христорождественский храм, стоявший вплотную к собору. К 1865 году он был готов и вскоре переосвящен во имя Святителя Николая. После обновления собора его посетили император Александр II с супругой. Они осмотрели храм, приложились к чудотворному образу Божией Матери, побывали в кельях у матушки Марии.
   Игумения Палладия (Ельчанинова), дочь таганрогского вице-губернатора, стала настоятельницей в 1875 году. В 1880 году при игумении Палладии Никольский храм был сильно поврежден бурей и нуждался в перестройке. Новая церковь предназначалась для богослужения и совершения треб фабричного прихода, сильно выросшего за последние годы. У Каулина и Залогина работали 3000 человек, на фабрике Морозова – 7000, и храм для них был крайне необходим. Он был вскоре выстроен и 24 октября 1882 года освящен.
   Матушка Палладия очень многое сделала для благоустройства обители. В 1889 году на ее средства был отлит самый большой колокол для монастырской колокольни весом 528 пудов; в 1891 году был обновлен больничный храм во имя Живоначальной Троицы, спустя год – надвратный Спасский храм. Одной из самых больших ее заслуг стало основание Спасской пустыни в Бежецком уезде, на месте бывшего подворья обители. Игумения Палладия отошла ко Господу 28 августа 1908 года. В силу преклонного возраста и немощей в последние три года она передала свои обязанности монахине Калерии (Кузнецовой), которая и стала следующей настоятельницей монастыря – последней перед страшными годами революции.
   О трудной и благородной жизни сестер и подвижничестве настоятельниц рассказывают страницы исследований судьбы монастыря.
   Настоятельницей монастыря перед наступавшими годами безбожия стала игумения Калерия (Кузнецова). К тому времени ей было сорок семь лет, вся ее жизнь прошла в обители. Мать ее, сама из тверских крестьян, привезла дочку в трехлетнем возрасте из Петербурга и оставила в Христорождественском монастыре. Девочку взяла в свою келью и воспитывала тогдашняя игумения Мария (Игнатьева). Потом девица Екатерина обучалась в монастырском приюте для сирот духовного звания, пела на клиросе. В 1902 году в возрасте сорока одного года была пострижена в монахини, регентствовала, заведовала церковно-приходской школой при монастыре.
   Став игуменией, матушка Калерия, как и ее предшественница, много сил отдавала благоустройству обители, вела большие ремонтные и строительные работы. Самой большой постройкой монастыря был каменный соборный храм в честь Воскресения Христова. Он был заложен 15 мая 1912 года. Храм строился в честь и память 300-летия Дома Романовых; величественное сооружение в древнем псковско-новгородском стиле символизировало мощь и древность правящей династии. Собор по проекту архитектора Николая Омелюстого был вчерне построен за два года на средства монастыря и вклады благотворителей, в том числе и царской семьи. Главный престол был посвящен Воскресению Христову, правый – Святителю и Чудотворцу Николаю и святителю Московскому Алексию, левый – благоверной княгине Анне Кашинской. В храме было центральное отопление. Рядом с собором поставили часовню, за которой располагалось монастырское кладбище. Весной 1915 года, еще до освящения храма, в обители побывала великая княгиня Елисавета Феодоровна, а осенью – императрица Александра Феодоровна с дочерьми. 17 апреля 1916 года Воскресенский собор освятил архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов) в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, председателя Совета Министров Бориса Штюрмера, обер-прокурора Святейшего Синода Александра Волжина и других официальных лиц и многочисленного духовенства.


Юго-восточная башня (не сохр.) Фот. 1976 г.

   Перед революцией обитель Рождества Христова была весьма благоустроенным монастырем с хорошо налаженным хозяйством, больницей, богадельней, детским приютом и школой. Советская власть проявила живой интерес именно к его имуществу. Уже в 1918 году были национализированы два корпуса, соединенные Спасским храмом, и больничный корпус. Иконостас в храме был разобран, иконы и утварь вынесены. В освободившихся помещениях разместился детский дом. В течение года по ордерам разных учреждений производилась реквизиция монастырского имущества. У сестер постепенно забирали все, начиная от повозок с лошадьми и кончая мелкими предметами мебели.
   В апреле 1919 года сестры написали прошение в Тверской жилищно-земельный отдел, в котором просили закрепить за ними прилегающие к монастырю земли для обработки и обеспечения продуктами себя и престарелых насельниц. Так было положено начало созданию огородно-ремесленного товарищества «Взаимопомощь». В нем состояли 184 человека, которые кроме огородничества занимались различным рукоделием и содержали богадельню за рекой Тверцой. Там жили до пятидесяти человек. Первым председателем товарищества стала игумения Калерия – теперь гражданка Екатерина-Калерия Кузнецова. Сестры жили на территории монастыря, в маленьких деревянных домиках¬келиях (их было сорок три), которые сначала были им оставлены. Но вскоре городские власти стали претендовать и на эти убогие домики, выдвигая мотивом острую нехватку жилья для рабочих Тверской мануфактуры. 14 октября 1923 года президиум Тверского губисполкома постановил: «Все помещения, занятые монахинями при Христорождественском монастыре, освободить, предоставляя освободившуюся площадь под квартиры рабочих». Это решение представляло собой фактическое закрытие монастыря.
   После закрытия обители началось ее разорение. В 1924 году Воскресенский собор передали «Пролетарской мануфактуре» под предприятие общественного питания; спустя два года в Никольской церкви открыли клуб «Безбожник»; в 1929 году Христорождественский собор, еще действовавший как приходской храм, был закрыт и переоборудован в клуб текстильщиков. В эти же годы была постепенно разобрана колокольня. Чудотворная Тихвинская икона бесследно исчезла…
   Судьбы насельниц после 1923 года складывались поразному. Матушка Калерия с тремя монахинями сразу оставила монастырь и сняла квартиру в Татарском переулке. Некоторые оставались на территории обители, многие сестры разместились в монастырской слободе. Вместе с игуменией поселились монахини Мария (Гоголева), Аглаида (Сапожкова) и Евтихия (Чубукова). Занимались они пошивом одеял. Недостатка в заказах не было. Монахинь посещали не только горожане. Крестьяне близлежащих деревень как могли поддерживали сестер. По мере сил и те помогали своим посетителям, лечили их народными средствами, а главное – молились за них. Сколь тяжело было матушке Калерии, лишившейся родного дома, можно судить по записи в ее блокноте, сохранившейся в материалах следственного дела: «30 апреля 1930 года. Я собралась с Марией в монастырь. Поехали на новом трамвае… едва доехали. О Боже, монастырь наш – ужас один!.. Сердце не выносит вида. Помолилась, перекрестила дорогие могилки. Преподобные мои, вот все, что вам осталось… Тут не могу быть, и туда, где дом, не хочу, так все чуждо душе, Господи!»
   28 мая 1931 года сестры были арестованы по доносу и заключены под стражу. Их обвиняли в «антисоветской агитации и распространении провокационных слухов». Дело было сфабриковано быстро, и уже 10 июня судебная тройка вынесла приговор, одинаковый для всех четверых: «…Заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет, с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок, считая с 2.V.1931 г. Направить этапом». Дальнейшую судьбу семидесятилетней матушки и близких ей сестер проследить не удалось. Никаких сведений о том, куда они были сосланы и доехали ли до места назначения, не сохранилось. На основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года осужденные сестры-исповедницы, принявшие мучения за православную веру, были реабилитированы.
   Многие годы казалось, что былое благолепие Христорождественской обители утрачено навсегда. Но Господь судил иначе. В год 1000-летия Крещения Руси Православной Церкви был возвращен Воскресенский собор, служивший до этого складом строительных материалов. Он был отремонтирован и 23 апреля 1992 года освящен. Теперь это кафедральный соборный храм Твери. Вскоре был приведен в порядок и Троицкий храм, в нем стали совершать Таинство Крещения. Наконец, 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре. Его настоятельницей была назначена монахиня Лариса (Лобанова) из Тверского Екатерининского монастыря.
   16 августа 1999 года матушка приняла главный храм обители, в котором много лет обитало спортивное общество «Спартак». В соборе царила «мерзость запустения» – черный потолок, грязь, мусор, протекающая крыша. Все монастырские кельи были заняты жильцами, и матушке с сестрами пришлось поселиться в подвале храма. С помощью богомольцев убрали мусор, вымыли полы и окна, установили временный иконостас. 7 января 2000 года, в престольный храмовый праздник, была совершена первая Божественная литургия.
   В 2009 году Христорождественский монастырь отметил десятилетие своей новейшей истории. За эти годы с помощью благотворителей и прихожан сделано многое: идет реставрация Христорождественского собора, восстанавливается ограда с башнями. Проведена реставрация фасадов надвратной Спасской церкви и келейных корпусов. 1 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тверскую епархию. Торжественная встреча Патриарха произошла на исторической территории Христорождественского монастыря. Но главное – на святом месте после многих лет запустения вновь звучит хвала Господу. Сестрам обители во главе с игуменией Ларисой предстоит многотрудное дело – воссоздать в прежнем облике святыню тверской земли. Нелегко сделать это слабыми женскими руками, но сестры надеются, что Господь, сохранивший Свою обитель, пошлет ей и добрых делателей, и тогда древний монастырь вновь засияет в былой красоте, величии и славе. История обители и ее верных послушниц и настоятельниц – как нравственный завет новым поколениям тверитян. Он свидетельствует о высоком духовном подвиге, который совершается с тихим достоинством истинной веры и мудрости.

   Кира Кочеткова,  

   «Тверская жизнь»

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)

     (Фото. № 3 с сайта Прогулки по старой Твери, остальные фото. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    

<p
Посмотреть всю карту