Погорелое Городище - Ильинская церковь
Посад Погорелое Городище, от Твери 100 верст, от Зубцова 25 верст.
Ильинская церковь, построена в 1839 году, каменная, престола три: в настоящей Святого Пророка Илии, в трапезной Святителя Николая и Святого Мученика Иоанна Воина.
Церковные документы: опись 1869 года.
В 1901 году служили: Священник Сергей Михайлович Городецкий 39-ти лет, из пятого класса духовной семинарии, поступил в Демидовский лицей, откуда по прошению уволен, священником с 1886 года, состоит духовным следователем, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Алексей Иосифович Орлов 53-х лет, в служении с 1866 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Владимир Иванович Покровский 24-х лет, студент семинарии, в должности с 1899 года. Церковный староста купец Павел Васильевич Мишутин в должности с 1898 года.
Прихожан в посаде Погорелом Городище, в сельце Вахнове, в деревнях Петровской, Золотилове, Александровке, Копылове, Федоровской, Алексеевской, Исакове - 310 дворов (1881 мужчина, 1310 женщин)
В 1914 году служили: Священник Сергий Городецкий 55-ти лет, из Ярославского лицея, на службе 28 лет. Штатный диакон Павел Мансветов 36-ти лет, на службе 16 лет, в Ильинском храме 10 лет. Псаломщик Николай Кордовский 22-х лет, на службе 1 год.
Прихожан в деревнях: Петровское, Золотилово, Александровка, Копылово, Сино, Ровное, Исаково, Шивцово - 1200 мужчин, 1277 женщин.
К Ильинской церкви принадлежала деревянная часовня построенная в 1861 году.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Алексея Кротова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Сергея Павловича Носикова.)
В Смутное время Погорелое Городище неоднократно переходило из рук в руки, подчиняясь то Болотникову, то Лжедмитрию II, то Василию Шуйскому, то польскому королю Сигизмунду III. В 1617 г., вероятно, из-за опасения захвата Погорелого Городища поляками, воевода Гаврила Григорьевич Пушкин по приказу царя Михаила Федоровича сжег «острог» (то есть, очевидно, укрепление около Ильинской церкви — Новое Городище) и посад.
При восстановлении Погорелого Городища на территории современной Пионерской площади была поставлена деревянная Ильинская церковь, первое упоминание которой относится к 1624 г. Очевидно, одновременно с храмом здесь было устроено кладбище, наиболее ранние известные захоронения которого относились к сер. 17 в. (в нач. 20 в. здесь еще сохранялись надгробные плиты 1647 и 1656 гг.). Выстроенная заново в 1675 г. деревянная церковь простояла до 1819 г.
Церковь Ильи Пророка стоит на западной окраине поселка, в восточной части площади, по оси Советской ул. Сооружена на кладбище рядом с деревянной церковью 1675 г. в 1814-1821 гг. на средства прапорщика Федора Ильича Ладыженского и других прихожан. Автором проекта, возможно, был губернский архитектор Н.Н. Легранд. Основное строительство церкви с колокольней завершилось в 1819 г, когда был освящен придел Николая Чудотворца. В том же году разобрали деревянный храм, из которого был перенесен иконостас. Главный престол освятили в 1821 г, а второй придел (Иоанна Воина) — в 1837 г. Здание изначально было внутри и снаружи оштукатурено, фасады выкрашены в желтый цвет, а крыша — в зеленый. На фасадах церкви имелись живописные изображения: на апсиде в ложном окне Илья Пророк, а в нишах под карнизом — лики апостолов и праотцев. Во фронтонах храма были помещены Две композиции, написанные «алфреско» (клеевыми красками?): «Нагорная проповедь» (на южном фасаде), «Вход в Иерусалим», в 1860-е гг. замененный другой композицией — «Благословение детей» (на северном фасаде). Полы в церкви были деревянные.
В 1839 г. церковь из кладбищенской обращена в приходскую. Не позднее нач. 1840-х гг. ее территория была окружена каменной оградой, а при церкви поставлена каменная сторожка (не сохранились). Рядом с храмом стояла деревянная часовня Николая Чудотворца, возобновлявшаяся в 1861 г. В 1865 г. стены церкви были перекрашены в красный цвет, а глава храма — в голубой и украшена золотыми звездами. Южный притвор пристроен к колокольне предположительно в 3-й четв. 19 в. (по некоторым данным, в 1866 г.). В 1888 г. на средства старосты Александра Федоровича Меншутина старицким мещанином Петром Ефремовичем Жуковым вместо первоначальной живописной композиции «Троица» на своде храма была написана заново такая же композиция «алфреско», а росписи в алтаре и на стенах храма почищены. Вероятно, в кон. 19 — нач. 20 в. частично переложили западную стену первого яруса колокольни. В кон. 19 в. каменную сторожку переделали для церковноприходской школы и выстроили деревянную сторожку (не сохр.). В советское время разобраны верхние объемы: стены четверика храма в уровне окон второго света и венчавшая его купольная ротонда с главой, квадратные в плане полуярус и второй ярус колокольни. Окна второго света храма отделялись от основной части стен карнизом, как и аттиковые завершения стен апсиды и трапезной, также разобранные. Среднее окно второго света было термальным, боковые — прямоугольные. Фасады четверика завершались треугольными фронтонами с живописными композициями в тимпанах. Над восемью прямоугольными окнами ротонды размещались лежачие прямоугольные филенки. Полуярус колокольни прорезали термальные окна, которые фланкировались круглыми медальонами. Стены второго яруса с прямоугольными проемами звона были покрыты ленточным рустом. Расположенные выше полукруглые окна акцентировались щипцовыми фронтонами. В настоящее время сооружение восстанавливается. К началу 2013 г. были возведены верхняя часть стен четверика храма и трапезной, а также ротонда, в трапезной поставлены два столба и две стены, отделяющие придельные алтари, а между храмом и трапезной — новая стена с арочным проемом. Кирпичные стены церкви лишены штукатурки. Цоколь, поддерживающая часть карниза и подоконные плиты — белокаменные.
Несмотря на значительные утраты, церковь, выстроенная в стиле зрелого классицизма, является важным элементом градостроительной структуры Погорелого Городища, наиболее ценным архитектурным памятником поселка.
Добровольский, с. 265; Токмаков, с. 10; Кузнецов, с. 66-71; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16421. Л. 15; Д. 16451. Л. 62; Д. 16468. Л. 317; Д. 16469. Л. 198-199; Оп. 7. Д.1757, 1774, 1775, 1778, 1787, 1814, 1819, 1822, 1834; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р—III, № 6411; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2050. Л. 27-28.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
(Фото № 3 из издания Токмаков И.Ф. I. Посад Погорелое-Городище, Зубцовского уезда, Тверской губернии. II. Город Зубцов Тверской губернии и его уезд. Краткий историко-статистический и археологический очерк. С 16 рисунками. - Москва, 1906., предоставлено Андреем Ага.)
<<<<<<<<<= Начало статьи Е. Варламова "ПАМЯТИ ОТЦА ИОАННА"
Через Зубцовского батюшку нам определили священника из ржевского Воскресенского собора, отца Иоанна. Приехал за ним к концу литургии. Сообщили, что он выехал на требы. Около часа, в ожидании его, побродил вокруг храма и вдоль нашей Великой реки Волга, любуясь видами покрытого боевой славы города.
И вот мы едем с батюшкой в Ивановское. Он совсем ещё молодой, на вид не более 25-ти лет. Только пару лет назад как рукоположен в иереи в Вышнем Волочке.
Проезжая мимо Погорелого Городища, он объявляет, что его только что назначили служить в местном Ильинском храме. Знаю, что этот храм-руины, как там можно служить(?), и всё же обрадовался таковому известию. Нам с женой на каждый воскресный день и церковный праздник приходилось добираться на службу в Зубцов. А теперь будет действующая церковь вблизи Ивановского!
Отслужив праздничный водосвятный молебен при стечении почти всех ивановцев и прибывшего люда из Нового, Александровки, Васильевского, отправились назад во Ржев. Погода стояла, как никогда, солнечная и жаркая, в тени не ниже +30 градусов С. А отец Иоанн почему-то в чёрной суконной рясе. Мне невыносимо душно за рулём при открытых окнах автомобиля, раскалённые солнечные лучи направлены прямо на нас. Моя футболка-безрукавка сплошь одна вода от пота. А каково ему, батюшке, в его одеянии, притягивающем весь жар солнечной энергии?Подъезжая к Погорельскому водохранилищу, осторожно спрашиваю: «Отче, а не искупаться ли нам?» К моей радости он соглашается.
Количество народа по берегам водоёма в такой солнцепёк не пересчитать. Весь он, завидев приближающегося священника, одетого по своей полной форме, остолбенел, лишь раздумывая, зачем он здесь. Как себя при этом вели плавающие – не известно. Слава Богу, никто не утонул.
Окунулись с ним в воду, конечно, по очереди: облачение священника нельзя оставлять без присмотра. Дальнейшая дорога во Ржев уже не казалась такой трудной. Если в Ивановское ехали в основном молча, то теперь разговорились. Он рассказал как стал священнослужителем, пройдя путь от детдомовца, через колхозные общаги с соответствующими деградированными элементами. Душа его просила чего-то другого, высшего. А попав однажды в храм, понял, где его место. Сразу же покрестился. Обратился к настоятелю принять его работником в храм, где оказался очень нужным и в слесарных, и столярных работниках, вплоть до сторожа. За свою безотказность и исполнительность получил позволение прислуживать в самом храме во время церковных служб.
В свою очередь рассказал ему о нашем посещении старца Николая на острове Залита. Оказалось, за год до нас отец Иоанн тоже был у него. Именно он благословил батюшку (в миру Крылова Ивана) на священство.
И вот отец Иоанн с женой Надеждой и малой дочкой в Погорелом. Здание храма открыто всем ветрам, кирпичные стены ещё стоят, но из последних сил, и купол вот-вот обрушится.
С несколькими старушками батюшка очистил один из отсеков притвора. В нише его определил алтарь, который отделил от крохотной средней части листами фанеры. Повесили иконы от дарителей местных погорельчан и дачников. Епископ Тверской и Кашинский Виктор, осмотрев здание харама, всё же освятил престол бывшего притвора на проведение церковных служб.
Когда удавалось бывать в этом Ильинском «храме» на службах в присутствии всего нескольких человек, всегда вспоминались описания катакомбных храмов страшных нероновых времён. Но батюшка Иоанн не выказывал уныния. Недаром сказано: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф, 18:19,20).
После одного из проведённого отцом Иоанном молебна у поклонного креста в Ивановском произошло важное событие в жизни ряда взрослых и подростков. Они приняли таинство крещения с трёхкратным погружением в реку Дёржа.
По окончании батюшкой священного действия, все наблюдавшие за ним люди разных возрастов, с радостью, прямо в одежде, попрыгали тоже окунаться в только-что освящённую воду реки.
Шли годы, у отца Иоанна с матушкой Надеждой прибавление в семействе.
А Ильинская церковь всё та же – катакомбная. Но не вечно ей быть таковой. По крепким молитвам батюшки и тех малочисленных прихожан появился в Погорелом Городище один из московских меценатов, которых на Руси из покон веков называли благодетелями, добровольно и безвозмездно взявшийся за восстановление храма. Им явился Михаил Георгиевич Кизилов – широко известный в нашей стране и за рубежом генерал-авиатор. Для него это оказалось делом чести: пророк Илия – один из небесных покровителей военно-воздушных десантников и авиаторов.
Параллельно с вложением средств в производство некоторых отраслей хозяйства в посёлке он стал постепенно обустраивать Ильинский храм, как сказано им в «свидетельство о торжестве правды Божией». Все строительные работы, росписи и убранство храма с алтарём во имя пророка Илии проходили под неусыпным контролем отца Иоанна (теперь уже протоиерея). К празднику Рождества Христова 2012 года, он был полностью восстановлен и освящён епископом Ржевским и Торопецким Адрианом.Мне посчастливилось присутствовать на этом празднике. Торжественно красочная служба на Рождество шла почти всю ночь. Народу в храме было столько, что казалось собрались не только все жители посёлка, но и изо всех окрестных деревень. Люди, которые не смогли пробраться внутрь, стояли всё это время при открытых дверях, вне храма. Под освещением полной луны и мерцающих звёзд небосвода при морозе в пределах – 35 градусов С, не расходясь по домам, слушая пение хора и возгласы священников.
Отца Иоанна, страдавшего астмой и покинувшего нас от зловредной пандемии, со слезами на глазах вспоминает моя жена, иногда певшая и руководившая хором в этом храме:
«О батюшке в первую очередь остались его необычные службы в притворе Ильинской церкви. В Погорелом с мужем бывали в основном наездами и в летние отпускные дни. В то время, когда в посёлке наконец-то появился священник, пела на клиросе московского Данилова монастыря и заканчивала регентские курсы (руководителей церковных хоров). Найдя среди обширных развалин бывшего храма притвор с проходящей там всенощной, которую служил отец Иоанн, тут же «нырнула», в так называемый, церковный хор, состоящий из двух-трёх бабушек. Литургию (главную службу Богу, проходящую утром) тогда знала хорошо, а вечернюю слабовато.
Батюшка тактично подправлял меня, давал на дом соответствующую литературу, которую приходилось разбирать по несколько часов в день, отрываясь от дачных грядок. В результате всенощную стали служить без каких-либо сокращений и с великой радостью в сердце.
Когда началось восстановление храма и рядом поставили временную церковь, более просторную чем притвор, народу на службах значительно прибавилось. Состав клироса расширился как за счёт дачников, так и местного населения, появились и мужчины с крепкими басами, даже детские голоса можно было слышать. Батюшка благословил неизменяемые песнопения исполнять всем присутствующим приходом, который пел с большим вдохновением.
Всеобщая радость пришла, когда отцу Иоанну можно было служить, а народу петь в воскрешённом из руин храме, ставшем для верующих родным домом.»
Как-то поинтересовался у матушки Надежды о видах на урожай текущего года, зная, что у них в Вахнове домик с земельным участком. «Какой урожай!? На мне малые детки, не до огорода. А батюшка, как агроном в колхозе: все заботы об общем, но только духовном урожае.»
Отцу Иоанну ничто земное не было чуждо. Писал стихи. Предпочитал спокойную сельскую жизнь. Любил езду на велосипеде. А однажды, сидя за общим столом, выяснилось, что его любимое блюдо - жареная рыба, политая лимонным соком.
Батюшкины проповеди с большим интересом слушали прихожане, укрепляясь через них в вере, возвышаясь духовно. Он же и сам старался повысить свою компетентность по всем жизненно важным вопросам, чтобы правоверно отвечать на них к нему обращённым жаждующим. К сожалению, протоиерей не успел защитить диплом бакалавра, обучаясь в высшей духовной семинарии.
Помним, что он был одним из инициаторов и непосредственным участником крестного авиалёта над Ржевской епархией, подготовка к которому велась в течении 2-х лет. 5 маломестных и нескоростных самолётов по благословению епископа Адриана, выстроившись в виде креста, облетели не только Погорелое Городище, но и ещё несколько городов и населённых пунктов епархии. Батюшка потом делился своими впечатлениями: его самолёт находился в центре этого креста, дух захватывало от особой, необычной, небесной молитвы и красоты земной с минимально допустимой высоты полёта.
Отец Иоанн оставил после себя не только воссозданный храм, но, главное – вдохнул в сердца большей части граждан нашего поселения незатухающую искру Христовой веры.
С уважением Е. Варламов.
(По материалам группы Зубцов православный в Контакте.)