Никольское-Дорофеево урочище (Дорофеевское) - Никольская церковь

Фото. Владимир Гоманец с сайта http://http://sobory.ru/


   Село Никольское-Дорофеево (ныне урочище в 1 км от д. Дорофеево), от Твери 75 верст.
   Церковь Никольская в упраздненном погосте Никольском, построена в 1813 году, деревянная, до 1900 года приписная к храму села Первитино (ныне Старицкого района). Указом Святейшего Синода, от 9 июня 1900 года за № 3889 при Никольской церкви открыт самостоятельны причт из священника и псаломщика. В начале ХХ века была построена каменная церковь.
   В 1901 году служили: Священник Димитрий Арсеньевич Вершинский 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1897 года, священником с 1900 года. Псаломщик Михаил Михайлович Измайлов 21-го года, в должности с 1899 года.
   В 1914 году служили: Священник Василий Спасский 44-х лет, окончил семинарию, на службе 23 года, в Никольском храме 3 года. Псаломщик Константин Троицкий 24-х лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Дорофеево, Быково, Плюснинское - 469 мужчин, 500 женщин.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь. 1914.)

     (Фото. Владимир Гоманец с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


Проект Никольской церкви (ок. 1811 г.). ГАТО.

Проект Никольской церкви (ок. 1811 г.). ГАТО.


   Колокольня церкви Николая Чудотворца (Спаса Преображения) стоит на возвышенном месте на опушке леса. Ближайший населенный пункт — деревня Дорофеево — находится в 1 км к юго-западу от колокольни. Наиболее ранние документальные сведения о погосте относятся к 1739 г., когда здесь сгорела деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1741 г. на ее месте поставили перевезенную из села Глебово соседнего Старицкого уезда деревянную церковь, которую освятили в честь Спаса Преображения, а придел — во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. ее заменили другой деревянной церковью, перевезенной из села Степурино (там она носила наименование Флора и Лавра). При этом она, очевидно, была сильно перестроена: «вновь три осмирика нарублены и покрыты». Освятили церковь во имя Николая Чудотворца. В 1813 г. она сгорела и вместо нее прихожане собирались построить каменную Никольскую План 1-го яруса колокольни.церковь по проекту бывшего губернского архитектора А.А. Трофимова (проект, по-видимому, был выполнен не позднее 1811 г.). Проект изображает церковь, довольно своеобразной композиции, с компактно сгруппированными объемами. Четверик храма с пилястровыми портиками тосканского ордера несет приземистый восьмерик с пологим куполом. С востока и запада к четверику примыкают равновеликие полукруглые апсида и притвор с прямыми плечиками и прямоугольными выступами на торцах. С запада композицию замыкает двухъярусная колокольня с крупным шпилем, напоминающим скорее шатер или обелиск. В стилистическом отношении архитектура церкви сочетает черты раннего и зрелого классицизма. По неизвестным причинам проект осуществлен не был, а погост до кон. 19 в. оставался без церкви. Только в 1896-1901 гг. на средства, завещанные бывшим смотрителем Краснохолмского духовного училища Дмитрием Скорюпиным, была выстроена каменная трехпрестольная церковь. Главный престол Спаса Преображения освятили в 1897 г, придел Николая Чудотворца (по которому церковь называли также Никольской) — в 1900 г, а придел Дмитрия Солунского позднее. Колокольню пристроили в 1900-е гг. В 1914 г. был утвержден проект ограды с воротами, выполненный техником И.П. Крыловым. Ограда вокруг прямоугольного участка церкви состояла из кирпичных столбов на высоком цоколе и с фигурной решеткой между ними. Трехарочные ворота завершались тремя главками. Был ли осуществлен проект, неизвестно. В советское время храм и трапезная полностью разрушены; в колокольне частично разобраны внутренние пилоны, во многих местах сделаны проломы в стенах, утрачены перекрытия и завершение. Стены колокольни сложены из кирпича и оштукатурены.
   Пример колокольни сельской приходской церкви, выстроенной в формах эклектики, в которых органично сочетаются элементы, восходящие к позднему классицизму, и мотивы, характерные для русско-византийского стиля.

   Добровольский, с. 280; ГАТО. Ф.160. Oп. 1. Д. 16469; Оп. 7. Д. 965, 966, 977,989,990; Ф. 466. Oп. 1. Д. 87123; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2027.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту