Золотилово (Большой Березуй, Молодой Березуй погост) - Казанской иконы Божией Матери церковь
Село Большой-Березуй, от Твери 152 версты, от Зубцова 18 верст. Село находилось недалеко от деревни Золотилово.
Церковь Казанская, построена в 1793 году, каменная, престола три: Казанской Божией Матери, Собора Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1896 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1839 года, план на землю и межевые книги.
В 1901 году служили: Священник Георгий Иоаннович Судаков 38-ми лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1890 года, член благочиннического совета, катихизатор, депутат от духовенства на училищном и Епархиальном съезде, награжден скуфьей в 1899 году. Священник Всеволод Феодорович Соболев 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1893 года. Диакон ИоаннАлександрович Гумилин 62-х лет, в служении с 1859 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Сергей Павлович Симаков 36-ти лет, в должности с 1885 года. Псаломщик Леонид Леонтьевич Садиков 29-ти лет, в должности с 1896 года. Церковный староста дворянин Александр Иванович Андреевский в должности с 1887 года.
Прихожан в сельце Буконтове, в сельце Марьине, в сельце Ушакове, в деревнях Аносове, Бабихине, Голякове, Григорове, Горячкине, Золотилове, Игнатове, Истратове, Крюкове, Новоселове, Андреевской Пустошке, Кудрявцевой Пустошке, Родионове, Тимонине, Простине, Холме, Шапине, Бровцине, Борисе-Глебе, Бычкове, Власьеве, Горшкове, Карамрене, Гребенкине, Козлове, Кулыниве, Курове, Луковишкове, Коптелове, Леснове, Михореве, Тублове, Фролове, Гребенкине, Ковшове - 510 дворов (1582 мужчины, 1701 женщина).
В 1914 году служили: Священник Арсений Соболев 32-х лет, окончил семинарию, на службе 10 лет, в Казанском храме 5 лет. Священник Петр Поведский 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 10 лет, в Казанском храме 4 года. Диакон Алексий Пыжев 37-ми лет, на службе 9 лет. Псаломщик Иван Иларионов 25-ти лет, на службе 9 лет. Псаломщик Иаков Голиков 38-ми лет, на службе 5 лет.
Прихожан в деревнях: Бровцыно, Борисо-Глеб, Бычково, Власьево, Гребенкино, Ковшово, Козлово, Коптеловка, Кульшево, Курово, Карамзино, Луковниково, Лесково, Михирево, Горшково, Тублово, Флорово, Аносово, Бабихино, Голяково, Григорово, Горячкино, Золотилово, Игнатово, Истратово, Крюково, Новоселово, Пустошка Андреевская, Пустошка Кудрявцева, Родионово, Тимонино, Тростино, Ушаково, Холм, Щапино - 1322 мужчины, 1499 женщин.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. Пузановой Ирины с сайта Храмы России.)
Северный фасад (1907). ГАТО. |
Казанская церковь стоит на высоком берегу реки Вазуза (Вазузского водохранилища), посреди кладбища. Село Большой Березуй не сохранилось, ближайший населенный пункт — деревня Золотилово — расположен в 1 км к северу от церкви. В сер. — 3-й четв. 18 в. село Большой Березуй находилось в вотчине Елизаветы Тимофеевны Сысоевой, в замужестве Андреевской (вышла замуж между 1765 и 1781 гг. за камер-фурьера Степана Степановича Андреевского). В селе стояли две деревянные церкви: Собора Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Рождества Богородицы с приделом Ильи Пророка (последняя построена вместо прежнего деревянного храма в 1762-1765 гг.). Каменная Казанская церковь с приделами Собора Богородицы и Николая Чудотворца сооружена на средства Е.Т. и С.С. Андреевских в 1781-1801 гг. Основное строительство завершилось, по-видимому, в 1797 г., но освящен главный престол был только в 1801 г., приделы, устроенные на средства половника Константина Степановича Андреевского — в 1818 г. Деревянную церковь Собора Богородицы разобрали в 1793 г., когда каменный храм был "выведен почти до глав". Вторую деревянную церковь разобрали позднее (между 1807 и 1846 г.). На месте одной из них впоследствии была поставлена деревянная часовня. В 1842 г., на средства генеральши Марии Ивановны Андреевской, построили деревянную сторожку. В 1863 г. на средства помещика полковника Ивана Николаевича Андреевского вокруг кладбища была сооружена деревянная ограда с каменными столбами. На южной стороне ограды находилась каменная часовня-усыпальница дворян Саловых. В 1907-1908 гг. по проекту епархиального архитектора А.П. Федорова оба придела были удлинены пристройками и соединены с храмом крупными арочными проходами. При этом разобрали фронтоны на южном и северном фасадах храма, а окна восьмерика увеличили, растесав их вниз. В советское время были полностью разобраны трапезная и двухъярусная колокольня, почти целиком оба придела и апсида. Не сохранились ограда, сторожка и обе часовни. Кирпичные стены церкви оштукатурены.
Несмотря на значительные разрушения, церковь представляет собой историко-художественный интерес как единственный сохранившийся на территории Зубцовского района сельский приходский храм в стиле позднего барокко.
Добровольский, с. 266-267; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16469; Оп. 7. Д. 465, 500, 505, 511, 532, 547, 2789, 2793, 2805; Ф. 466. Oп. 1. Д. 85536; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6348; РГАДА. Ф. 1355. Oп. 1. Д. 1694; РГВИА ВУА. Д. 19087. Ч. 4. Л. 83 об.; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2050. Л. 5.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
(Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)