Волосово (Степановское, Степановское-Волосово) - Борисоглебская домовая церковь
Церковь в 1864 г. князь Алексей Борисович Куракин устроил в верхнем этаже одного из боковых флигелей главного усадебного дома в память скоропостижно скончавшегося любимого сына Бориса и его небесных покровителей-св. мучеников Бориса и Глеба. Внутреннее убранство церкви в начале XX в. включало: 4 подсвечника, 1 дарохранительницу, 9 лампад, 5 столов, в том числе 1 стол для риз и 2 аналойных стола с иконами, 6 табуретов, 2 ковра, 1 люстру, 1 кумачевый занавес, 4 кумачевых оконных шторы, 14 икон. Согласно некоторым данным часть икон для церкви была написана самим А.Б. Куракиным (1809-1872) - человеком высоко образованным и одаренным, талантливым художником-любителем, почетным членом Академии художеств. Он был также не лишен литературного таланта, писал музыку. Из живописных работ князя наибольшую известность получила исполненная в 1830-е гг. серия видов усадьбы Степановское.
Приезжая в имение, князь занимался, главным образом, устройством домовой церкви во имя святых Бориса и Глеба (патрональные святые рода Куракиных) в южном флигеле дома. Иконы для церкви (копии с известных образов) А.Б. Куракин написал сам. В 1863 г. церковь была освящена, хотя работы по её оформлению продолжались вплоть до кончины князя в 1873 г.
Последними владелицами усадьбы были дочери Алексея Борисовича: Александра Алексеевна (1840-1919), в замужестве Козен, и Елизавета Алексеевна (1848-1928), в замужестве Нарышкина. Елизавета Алексеевна учредила в восточном флигеле главного дома усадьбы Елизаветинскую общину и передала ей часть хозяйственных строений. На месте Слободы разбили большой фруктовый сад. В двухэтажном флигеле, при церкви Бориса и Глеба, княгиня Е.А. Нарышкина устроила двухклассную церковноприходскую школу.
В 1901 году домовая церковь в селе Степановском (госпожи Нарышкиной), престол Святых Мучеников Бориса и Глеба, числилось приписанной к Никольской церкви села Дорожаева. При церкви больница и приемный покой для приходящих.
В 1901 году служил причт Никольской церкви села Дорожаева: Священник Петр Александрович Богородский 42-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1882 года, состоял законоучителем в земском училище, награжден скуфьей в 1897 году. Псаломщик Андрей Константинович Знаменский 38-ми лет, в должности с 1880 года.
В 1914 году служил причт Никольской церкви села Дорожаева: Священник Петр Богородский 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Никольском храме 32 года. Псаломщик Феодор Знаменский 19 лет, на службе 4 года.
(По материалам статьи - А.В. Горбунова. Мемориальные сооружения в дворянских усадьбах Тверского края., материалам сайта Литературная карта Тверского края и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. Женщина-Апрель (glukovarenik) из сообщества travel-russia.)
Сельцо Степановское, Волосово то-ж, Зубцовского уезда Тверской губернии.
Частые пребывания в сельце Степановском князя Алексея Борисовича Куракина II ознаменовались устройством церкви в верхнем этаже одного из боковых домов и помещения для священника в нижнем. Она устроена в 1863 г., во имя святых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, под впечатлением тяжелой утраты, понесенной незадолго пред тем князем Алексеем Борисовичем: в 1860 г. 26 марта на двадцать третьем году жизни скончался сын его, носивший имя первого из сих страстотерпцев. Освящение было совершено в 1864 г., в Духов день, местным благочинным, священником села Первитина Михаилом Вяхиревым при большом стечении народа. В престольный праздник, 24 июля 1864 года, в домовой церкви отправлено торжественное богослужение. Накануне праздника было всенощное бдение, а в самый праздник, в 10 часов, по прочтении часов, сперва отправлена большая панихида, потом водоосвящение, после совершена божественная литургия и, наконец, молебен св. страстотерпцам Борису и Глебу. При чтении Евангелия и во время многолетия производилась пушечная пальба.
Все украшения и сюжеты картин в этом храме носят отпечаток личности самого Князя, руководившего всеми подробностями его сооружения. Церковь делится на три части. В первой, назначенной для княжеской семьи, находится у левой стены изображение, или модель, памятника над могилою князя Бориса в Дорожаевской церкви: напротив — образ Ангела Хранителя во весь рост, с чертами молодого Князя: среди тяжелой скорби воображение отца отождествляло Ангела Хранителя с духом возлюбленного сына, и этот образ был проявлением его поэтической мысли. Задняя стена занята копией большой картины на текст евангелиста Луки: "Дух Господень на мне: егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпусти сокрушенныя во отраду". По обеим сторонам этой картины изображены в медальонах беседа Иисуса с Никодимом и утопающий Петр. Над аркою, под которой обыкновенно стоят во время службы владелицы имения, находится картина, изображающая св. Иеронима, писанная масляными красками молодым князем Борисом Алексеевичем, с его собственноручной подписью: "Кавалергардскаго Ея Величества полка корнет князь Куракин". Им же написан образ Пресвятой Богородицы (копия с Мурильо), помещенный в Дорожаевской церкви. Точно такой же образ, писанный его сестрою княжной Елизаветой Алексеевной Куракиной (в супружестве Нарышкиной), висит в домовой церкви, в алтаре над жертвенником. Брать и сестра копировали этот образ одновременно с оригинала, принадлежавшего родной тетке князя Алексея Борисовича, Татьяне Борисовне Потемкиной, рожд. княжне Голицыной. Тут же находятся две драгоценные для владелицы иконы: одна Покрова Пресвятыя Богородицы чеканного серебра с эмалью, поднесенная Елизавете Алексеевне благодарными крестьянами в 1902 г., в день двадцатипятилетия основаннаго ей Дорожаевского двухклассного училища; вторая икона изображает Спасителя и была поднесена также крестьянами в ден освящения Елизаветинской церкви.
Средняя часть описываемого храма широко открыта для всех служащих в имении и для народа. Стены её украшены четырьмя белыми с позолотою киотами, в которых помещены картины следующего содержания: 1) отречение Петра (копия картины фламандской школы), 2) положение Спасителя во гроб (копия с Скедонэ), 3) Ананий и Сапфира и 4) жена-хананеянка. Иконостас также белый с позолотой. Запрестольный образ — моление о чаше, копия с Бруни.
По кончине князя Алексея Борисовича домовая церковь была оставлена на имя старшей его дочери Елизаветы Алексеевны Нарышкиной, и таким образом служба в ней продолжилась, с той лишь разницей, что стали ее отправлять иepoмонахи, нарочито командируемые на все время пребывания владелицы в имении.
При церкви пел хор певчих из учеников и учениц Дорожаевского двухклассного училища под управлением регента, исполняющего также должность псаломщика.
В августе 1892 г. в Степановское к Елизавете Алексеевне приезжал из Петербурга отец Иоанн Кронштадтский, который служил обедню в домовой церкви, а накануне присутствовал у всенощной, где читал канон. К его приезду собралось в усадьбу со всех сторон до пяти тысяч народа, и церковь, понятно, не могла вместить всех желающих; окна были раскрыты, и толпа молилась на широком дворе, куда доносилось церковное пение. Подъем духа был необыкновенный, и воспоминание об этом дне еще долго жило в памяти всего окрестного населения.
В июле 1902 г. высокопреосвященнейший Димитрий, apxиепископ тверской и кашинский, приехал на освящение вновь выстроенного храма во имя Тихвинской Божией Матери при сельце Елизаветине. Прибыв за два дня перед этим и остановившись у Елизаветы Алексеевны, владыка отслужил в домовой церкви всенощную на воскресенье весьма торжественно, в сослужении с местным духовенством, а на другой день — обедню в селе Дорожаеве.
Из эпизодов семейной жизни, связанных с домовой церковью в Степановском, нужно отметить происходившие в ней четыре бракосочетания: княжны Е.А. Куракиной с A.Д. Нарышкиным, княжны А.А. Куракиной с А.0. Козен, B.А. Нарышкиной с графом Д.Н. Татищевым и К.А. Нарышкина с Н.К. Нарышкиной. Эти бракосочетания записаны в обыскных книгах Дорожаевской церкви.
Домовая церковь сельца Степановского остается памятником создателя её, князя Алексея Борисовича, и скромный звон её колокола не переставал, вплоть до самого закрытия храма в советское время, оповещать усадьбу и живущих в ней, что все ищущие покоя душам своим призываются к молитве.
(По материалам издания Восемнадцатый век. Княже-куракинские церкви и поместья. Том II. Под редакцией: Смольянинов В.Н. б.м.: Типо-литография Н.И. Гросман и Г.А. Вендельштейн, 1905.)