Песно (Песно погост) - Спаса Преображения церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg.


   Сайт храма http://pesno.ru/


   Церковь Преображения Господня, каменная в стиле барокко, построена в 1775 году «заботливостью прихожан». Двухъярусная, пятиглавая, с короною под куполом. Неоднократно ремонтировалась.
   Имела пять престолов. В верхнем этаже три холодных: главный - во имя Преображения Господня, придельные - во имя Владимирской иконы Божьей Матери и во имя чудотворцев Косьмы и Дамиана. Внизу два теплых - во имя Архангела Гавриила и во имя святого митрополита Дмитрия Pостовского Чудотворца.
   На каменной, отдельно стоящей от храма, колокольне висело 5 колоколов. Причт состоял из священника и псаломщика. К храму была приписана Троицкая церковь в с. Hовo-Tpoицкое (не сохранилась).
   При церкви кладбище, старинных захоронений на нем не обнаружено.
   Прихожан в 1876 году - 105 дворов (520 мужчин, 552 женщины), в 1879 году - 632 мужчины, 700 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник А. Парийский.
   В разные годы служили:
   Свящ. Николай Преображенский
   Свящ. Александр Иаковлевич Парийский - 1856 † 25.09.1896
   Свящ. Василий Танаев - 05.09.1906
   Свящ. Владимир Николаевич Мелхиседеков 24.10.1906 - 1913 -
   Дьякон Илларион Беллавин (пс.-д.) - 12.08.1894 зшт † 22.04.1895
    В 1913 году служили: Священник Мелхиседехов Владимир Николаевич, псаломщик Терентьев Павел Платонович, церковный староста Терентьев Филипп.

    
     (По материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Хроника Псковской епархии ( 1894-1917). По страницам Псковских епархиальных ведомостей ( 1894-1917 гг.). - Псков, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913., материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления.)

     (Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)
    


   Церковь в селе Песно впервые упоминается в «Писцовой книге Торопецкого уезда 7048-7049 (1540-41) г.г.: «Село Пестно над озером над Пестном, а перевара Всхонъская, стала церковь Козьма и Демьян… А село Пестно запустела от литовские войны…» Затем она упоминается в «Переписной книге переписи Торопецкого уезда 1710 г.»: «№ 371 По скаски папа … погост Песна храм во имя Преображения Спасава…». Можно предположить, что первоначальная деревянная церковь во имя Косьмы и Дамиана пришла в ветхость или была разрушена во время литовских войн и была заменена на деревянную Преображенскую, вероятно, с пределом Косьмы и Дамиана.
   Строительство каменной Преображенской церкви началось в 1745 г. и длилось до 1775 г. Скорее всего храм строился на средства помещицы Челищевой, которая, предположительно, была похоронена вместе с малолетним сыном в склепе рядом с церковью (в настоящее время разорен). Упоминание о Челищевой находим в «делах Канцелярии Синода по Смоленской Епархии за 1771 г.»: «…внук священника Преображенской церкви села Песна Торопецкого уезда дьячок Конон Семенов подал прошение о назначении его священников в эту церковь, так его прадед и дед были там священниками; помещица Челищева вычеркнула его отца из подушного оклада и согласно указа от 1768 года всех выведенных из подушного оклада в причт не назначать».
   В 1840 г. в связи с сокращением штатов к Преображенской церкви п. Песно приписывается церковь Живоначальной Троицы погоста Троицкое (Ново-Троицкое), что в 4 верстах от п. Песно. Троицкая церковь была построена в 1740 г. «усердием помещика Ивана Сергеевича Челищева». До нас дошло подробное описание храма, опубликованное в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1896 г.
   По данным «Клировых ведомостей» за 1876 г. к Песненской церкви приписано 105 дворов в 39 деревнях — 520 мужчин и 552 женщины, по данным за 1879 г. — 632 мужчины и 700 женщин. В самом Песно по данным «Списков населенных мест Торопецкого уезда 1885 г.» - 4 двора и 15 жителей.
   В 1890 г. на кладбище в Песно был похоронен уроженец села Сергеевское, действительный тайный советник, губернатор г.Смоленска (1871-1880), почетный гражданин городов Смоленска, Гжатска, Красного, Дорогобужа, Поречья, Рославля, Белого и Юхнова, кавалер орденов Св. Владимира 3-й степени, и Св. Станислава 1-й степени, благотворитель и меценат Александр Григорьевич Лопатин.
   В XIX веке храм незначительно перестраивается, появляется надвратная колокольня.
   История сохранила нам имена некоторых священников, служивших в Песненской церкви: священник Николай Преображенский, иерей Александр Иаковлевич Парийский (с 1856 по † 25.09.1896, похоронен у храма), заштатный дьякон Илларион Беллавин (с 12.08.1894 по 22.04.1895), псаломщик Николай Григорьевич Никольский (с… по 08.08.1901), священник Василий Симеонович Танаев (с… по 05.09.1906), священник Владимир Николаевич Мелхиседеков (с 24.10.1906 по 1913 г.).


Преображенская церковь.


   Вот как написал об иерее Александре Парийском краевед Г. Лошаков, проживавший в д. Троицкое, в некрологе, напечатанном в «Псковских епархиальных ведомостях» в 1896 г.: «40 лет священствовал в Песно и приписанной к ней Троицкой церкви иерей Александр Парийский. По рассказам других, о. Александр попал в Песно сиротою в семью священнической вдовы. Спустя много лет он здесь похоронил тещу, жену, троих детей, в том числе особенно любимую замужнюю дочь, оставившей двух малюток сыновей, и, наконец, своячницу. Так что кроме службы все хозяйство в поле и по дому лежало на нем. Не смотря на это, он был исполнителен: когда бы не случились праздники, заказные обедни, требы – он был готов на службу, а в годовые праздники посещал дома прихожан, но нигде «не угощался». Последние годы он состоял духовником священнослужителей благочиния и преподавал Закон Божий в Улинской земской школе, верстах в 4-х от погоста… В Троицкой приписной церкви он держал очередь исправно, невзирая на погоду… Будучи терпелив, он не жаловался на болезнь, сносил что-нибудь неприятное и даже казался веселым… Полученными наградами (набедренник, скуфья, камилавка) он не заносился… Наконец он и в беседе не был односторонним, читал и светское и духовное, занимался политикой и проч. Особенно любезен он был 23 ноября, в день своего ангела, я удивлялся умению его занять каждого… На погребении в чудный теплый день 28 сентября собралось много народу, 6 священников и 2 дьякона. Надгробные речи были произнесены о. благочинным Нилом Ратьковским и о. Василием Черепниным…».
   По воспоминаниям местных жителей, служба в храме велась до 1936 г. включительно. Храм не был существенно поврежден во время Великой отечественной войны, частично сохранялось внутреннее убранство. Разрушать храм начали в начале 1960-х. Были сняты деревянные полы для нового здания сельсовета, кирпич разбирался на печи. Из-за отсутствия кровли под воздействием влаги стали разрушаться своды и стены.
   Что касается приписной Троицкой церкви, то, по воспоминаниям местных жителей, стены храма рухнули в 1959 г., когда мимо нее проезжал колхозный трактор. Остатки здания разобрали на кирпичи.
   Удивительно, но жители д. Песно до 50-х годов XX века сохраняли традицию проведения деревенских праздников в дни празднования Православной Церковью памяти святых бессеребреников Косьмы и Дамиана Римских (14 июля н.с.) и Ассийских (14 ноября н.с.). Теперь мы знаем, что этой традиции без малого 500 лет, и сохраняется она с тех времен, когда «…над озером над Пестном… стала церковь Козьма и Демьян…»
   Церковь Преображения Господня в д. Песно пережила многое на своем веку: и ошибки архитектора, которые чуть было не привели к обрушению храма в конце XVIII века, и запустение по причине крайней бедности прихода в XIX, и артиллерийские обстрелы во время Великой отечественной войны, и разграбление сельчанами в 60-е года XX века… Но все же выстояла.
   И вот, в 2012 году, по благословению преосвященного Андриана, епископа Ржевского и Торопецкого, начались работы по восстановлению этого уникального храма, построенного в 1745-75 годах обрусевшими потомками императора Римской империи Оттона III на восточной окраине тогда еще Псковской губернии.
   Пять престолов храма были освящены в честь Преображения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Архангела Гавриила, Святителя Дмитрия Ростовского и святых бессеребрянников Косьмы и Дамиана.

   
     (По материалам сайта Храм Преображения Господня в д. Песно.)

     (Фото. № 2 с сайта Храм Преображения Господня в д. Песно.)
    


   Церковь Спаса Преображения расположена вблизи озера Песно, на высоком холме. Построена на средства прихожан около 1775 г. Имела четыре придела: Владимирской Божьей Матери, Архангела Гавриила, Дмитрия Ростовского и Космы и Дамиана. В советское время обрушились стены юго-восточной части храма, утрачены западное крыльцо-рундук с двумя парами лестничных маршей и двумя массивными столбами на верхней площадке, а также Святые ворота, стоявшие в нескольких метрах к западу от церкви. Прямоугольный объем, покрытый ленточным рустом и прорезанный арочными воротами и калиткой, служил также основанием для яруса звонницы, увенчанной высоким шатром. Здание выстроено из большемерного кирпича и покрыто известковой обмазкой.
   Своеобразный памятник торопецкого круга храмов в стиле барокко, близкий им по декору, но отличающийся редкой объемно- пространственной структурой. Спаса Преображения церковь. План.
   Основной объем двухэтажной церкви представляет собой поперечно вытянутый пятиглавый храм-четверик с восьмигранными барабанами. Центральный световой барабан, покоящийся на квадратном основании и увенчанный каркасной коронообразной главкой над шатровой кровлей, значительно превосходит по размерам угловые глухие барабаны с луковичными главками. К храму примыкают более низкие, равные ему по ширине одинаковые объемы трапезной и алтаря, имевшие крутые двускатные кровли. Фасады церкви разделены междуэтажным карнизом, образованным несколькими ступенчатыми рядами полочек. В соответствии с трехчастной структурой постройки стены расчленены пилястрами — рустованными в нижнем этаже и гладкими в верхнем. В храме три яруса окон (один в первом этаже и два во втором) расположены по двум осям. Между ними, в средней части фасада, помещены ложные окна. Как и световые проемы, они имеют лучковые перемычки и обрамлены наличниками с ушами и трехчастными клинчатыми замками. В первом и втором ярусах наличники дополнены сверху прямыми рамками, а в третьем — соединяющимися между собой полукруглыми фартуками. Антаблемент с многообломными архитравом и карнизом раскрепован на пилястрах. Западный и восточный фасады над средней частью завершены щипцовыми фронтонами с овальным окном в тимпане (с востока — ложным). Центральный барабан на углах обработан огибающими пилястрами и расчленен окнами с лучковыми перемычками (три восточных окна — ложные). Проемы обрамлены фигурными наличниками с ушами, клинчатыми замками и лучковыми фартуками. На гранях угловых барабанов расположены ложные прямоугольные окна, под которыми проходит пояс поребрика. Восточный и западный фасады церкви имеют лишь по одной оси проемов посередине: в первом случае это алтарные окна обоих этажей, во втором — входные проемы (к верхнему поднимались лестницы крыльца).
   Внутренняя структура в обоих этажах трехчастная, отвечающая делению на храм, трапезную и алтарь. В первом этаже, имеющем плоские перекрытия, храм соединяется с алтарем пятью узкими арочными проемами, с трапезной — тремя более широкими (два боковых заложены, вероятно, в 19 в.). Во втором этаже высокое помещение храма в средней части открывается в световой барабан, с востока и запада опиравшийся на внутренние стены, а с двух Других сторон — на полулотковые своды. При переходе к барабану сохранились тромпы. По три арочных проема ведут Из храма в алтарь и трапезную, перекрытые лотковыми сводами. В толще западной стены трапезной устроена узкая лестница (поднимающаяся, вероятно, на чердак).
   В интерьере верхнего храма фрагментарно сохранилась верхняя часть первоначального деревянного иконостаса в стиле барокко. Ярус расчленялся колоннами на пьедесталах и включал два ряда икон (верхние из них — овальные, горизонтально вытянутые). Три средних прясла яруса завершаются крепованным антаблементом, над которым — фигурный аттик с арочной рамой иконы, которую фланкируют пилястры. Стоявшее на антаблементе аттика Распятие с предстоящими утрачено. В окнах сохранились кованые кубоватые решетки.

   Косточкин, с. 59-61; ГАТО. Ф. 1286. Оп. 3. Д. 3. Л. 123; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 5518; ИИМК РАН. Фотоархив. О.1480. № 45; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1572. Л. 22.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту