Вышний Волочек - Андрониковой Божией Матери собор Казанского монастыря
г. Вышний Волочёк, Красный городок
![]() |
К концу XIX века Казанская обитель имела уже до 700 сестер и была вполне благоустроена. Только теплый храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, существовавший еще при утверждении первоначальной обшины, хотя и расширенный впоследствии, стал теперь слишком мал и тесен для такой многочисленной обители. Поэтому в 1897 году м. Досифея и м. Макария просили у архиепископа Димитрия разрешения на постройку каменного трехпрестольного теплого храма с главным престолом в честь святыни обители - древней чудотворной иконы Божией Матери Андрониковой.
Вскоре были утверждены план и чертежи храма, разработанные московским архитектором Н.П. Mapковым. А 21 апреля 1897 года Св. Синод разрешил разобрать теплый Боголюбский храм и на его месте возвести новый - во имя Андрониковой иконы Божией Матери, используя годный материал от старой церкви.
Закладка храма в честь греческой святыни состоялась 1 мая 1897 года, а так как это был день празднования перенесения иконы Божией Матери Греческой Андрониковой из Санкт-Петербурга в Казанский монастырь, то событие было особенно торжественным. При многочисленном стечении народа 30 апреля было совершено всенощное бдение в главном соборном xpaмe. На следующее. Утро проходил крестный ход на Чкасову гору, а после его возвращения в соборном храме обители была совершена литургия Преосвященным Димитрием в сослужении архимандрита Aлексия, Кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева, протоиерея П. Aлексеева и других.
После литургии при пении молебнов был совершен крестный ход на место устраиваемого в монастыре величественного храма и произведена закладка главного храма Преосвященным Димитрием, а придельных - архимандритом Aлексием и протоиереем Иоанном Кронштадтским. Главный престол храма был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери, а придельные - один в честь свт. Григория, пpocвeтитeля Армении, и еп. Иннокентия Иркутского, а другой - в честь Всех Святых.
Устроение нового храма на месте домовой церкви было последним желанием М. Досифеи. Так как в силу своей немощи игумения не могла принимать деятельного участия в сооружении нового собора, то все заботы она поручила казначее монастыря монахине Макарии.
За четыре с половиной года строительства храма очень много скорбей и тяжeлых трудов пришлось перенести казначее Макарии. До самого освящения собора она не знала покоя и с раннего утра до глубокой ночи всегда сама была на стройке. Постоянно не хватало средств для своевременной закупки строительных материалов и оплаты труда работников.
Но Царица Небесная не оставляла игумению и сестер обители Своим покровительством и послала нового попечителя и теплого молитвенника в лице протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского), который и раньше помогал обители, но с начала постройки Греческого собора усугубил свои жертвы. Впоследствии нашлись и новые благодетели из купечества, так что при их общем усердном содействии был воздвигнут величественный и обширный храм.
И наконец, с 15 по 17 сентября 1901 года состоялось освящение храма и его престолов.
15 сентября в монастырь прибыл Владыка Димитрий и вместе с 20 священнослужителями совершил всенощное бдение в главном престоле храма Казанского собора. Священник монастыря Василий Страшинин произнес «Сказание об Андрониковой иконе Божией Матери», а затем Высокопреосвященным Димитрием был прочитан акафист Благовещению Пресвятой Богородице.
На следующий день, 16 сентября, в 8 часов утра во время перезвона к богослужению было совершено освящение нового храма пpoтoиepeeм Иоанном Kронштадским. Из Казанского собора был вынесен ковчежец с мощами святых угодников и крестным ходом перенесен в освященный храм. Архиепископ Димитрий произнес поучение из истории построения монастырей в нашем Отечестве, а священник В. Страшинин - слово о значении и святости храма. После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице.
17 сентября на ранней литургии священником монастыря протоиереем Петром Алексеевым был освящен левый придел в честь свт. Григория, просветителя Армении, и св. Иннокентия, епископа Иркутского. А перед поздней литургией архиепископ Димитрий освятил правый придел во имя Bceх Святых.
После литургии были отслужены молебны святым Григорию, Иннокентию, Димитрию Солунскому, Иоанну Рыльскому; Софии, Вере, Надежде и Любови (по случаю дня празднования) и Всем Святым.
Во время крестного хода вокруг освященного храма были совершены литии с осенением святым крестом и окроплением освященной водой. Молебствие закончилось в храме многолетиями Государю Императору, Государыням Императрицам и всему Царствуюшему Дому, Св. Синоду, архиепископу Димитрию с паствой, игумении Досифее, настоятелю Кронштадтского Андреевского собора протоиерею Иоанну, благотворителям, благоукрасителям святой обители и всем православным христианам.
При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь была захоронена схимонахиня Пелагия, а позднее казначея Макария и игумения Досифея.
Храм во имя Андрониковои иконы Божиеи Maтери - каменный, на высоком гранитном цоколе, трехпрестольный, теплый, величественный и обширный. Снаружи отделан лепной работой, орнаментом и росписью. Длина храма 47 м., наибольшая ширина - 34 м., высота - 18 м. Главный пpeстол был освящен в честь Андрониковой иконы Божией Матери, левый придел - в честь свт. Григория, пpocвeтитeля Армении и св. Иннокентия, епископа Иркутского, прп. Иоанна Рыльского и вмч. Димитрия Солунского, а правый придел в честь Всех Святых. Иконостас был прекрасной столярной работы с резьбой, в главном приделе весь золотой, а в боковых приделах - темно-синего цвета с вызолоченной резьбой. Во всю ширину храма - хоры. В подвальном этаже собора, на глубине более двух метров располагалась усыпальница, в ней была каменная лестница, которая вела в кирпичную пристройку к собору. Под сводами этого храма нашли свой последний приют основательница обители игумения Досифея, казначея Макария и схимонахиня Пелагия.
Святынями храма являлись:
а) Чудотворная Греческая Андроникова икона Божиеи Матери. Это небольшая по размеру святая икона (35 см. высоты и 25 см. ширины) была вставлена в середину другой иконы, имеющей 100 см. высоты и 80 см. ширины, на которой были изображены прп. Ефрем Сирин и мц. Неонила. Эта вторая икона была украшена серебряной позолоченной ризой. Греческая святыня была перенесена из соборного храма, где для нее на особом возвышении за левым клиросом, около решетки, был устроен резной вызолоченный иконостас. Пожертвована Е.Н. Cивохиным.
Все далee перечисленные святыни находились ранее в домовой Боголюбской церкви:
б) Иверская икона Божиеи Матери в серебряной вызолоченной ризе, высотой 25 см., шириной 20 см., в золоченой paмe за стеклом. Пожертвована Митрополитом СанктПетербургским Исидором.
в) Кaзанская икона Божиеи Матери в серебряной вызолоченной ризе, высотой 30 см., шириной 25 см. Пожертвована князем А.С. Путятиным.
г) Тихвинская икона Божиеи Матери в серебряной вызолоченной ризе, высотой 80 см., шириной 65 см. Пожертвована купцом Н.Н. Пожарским.
д) Тихвинская икона Божиеи Матери, письмом и мерою - подобие чудотворного образа Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Пожертвована А.Н. Васильевои.
Собор Андрониковой Божьей Матери в духе "тоновской" архитектуры - типичный образец пятиглавого крестовокупольного храма с центральной световой главой. Кирпичное на высоком гранитном цоколе здание побелено с покраской деталей охрой. Шестистолпный храм завершен барабанами-восьмериками, несущими массивные золоченые маковицы. С востока примыкает низкая апсида, с запада - объем с гранитными лестницами на хоры. Боковые фасады с центральными ризалитами завершены крупными ложными закомарами. В нижней части ризалиты обработаны разнообразными филенками с крестами, а в верхней - аркатурно-колончатыми поясами, в которых окна чередуются с нишами. Опирающийся на четыре столба и подпружные арки центральный барабан имеет внутри круглое сечение. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Глухие барабаны стоят на крестовых сводах угловых компартиментов. Под притвором расположена усыпальница. На стенах и сводах сохранились фрагменты сюжетных и орнаментальных композиций. Хоры ограждены ажурными чугунными балясинами.
С сентября 1922 года в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После кончины игумении Амвросии Тверская дивизия полностью овладела монастырской землей и помещениями. В советское время у собора были утрачены боковые главы и часть росписей интерьера.
В конце 1990 года уцелевшие постройки и земли монастыря вернули Русской Православной Церкви и с этого момента началось возрождение Казанского монастыря.
За это время были востановлены главы собора и проведен ремонт.
![]() |
(По материалам изданий: Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре. - СПб.: Православный фонд В. Пикуля, 1997., Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Фото. № 1 hram-tver. Фото. № 2 Андрея Ага.)