Финдиряево (Фендеряева) - Успенская часовня
Деревянная часовня представляет собой рубленный восьмерик с крытой обходной галереей, завершается невысоким шатром. Была приписана к Владимирской церкви села Березки. В 1970-х разобрана и перевезена в музей деревянного зодчества в Василёво, под Торжком.
Часовня во имя Успения Божьей Матери длиною в три сажени (6,3 м), а шириною в две (1,8 м), с примостом с трех сторон и апсидой построена в 1818 году и освящена 15 августа (по старому стилю) в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Она стояла на выгоне деревни Финдеряево Вышневолоцкого района. Постройка выявлена и паспортизирована архитектором П.Н. Шамариным в 1978 году при экспедиции Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината. Через 10 лет, почти разрушенная, она была изучена, перевезена и отреставрирована на территории этнографического музея Тверской области.
Деревня Финдеряево в 6 километрах от приходского каменного храма иконы Владимирской Божьей Матери, что в селе Березках. Деревня принадлежала потомкам действительного статского советника, директора Вышневолоцкой водной системы Логина Михайловича Манзея. Она насчитывала всего 6 дворов, 28 душ мужского и 27 женского пола и была распланирована в один порядок — три дома по одну сторону дороги, три по другую.
Эта постройка уже не похожа на те легкие сооружения народного зодчества, где преобладала фантазия древоделов над церковными канонами. Профессиональная архитектура к началу XIX века, применяя ордерные принципы, переносит их на любые строительные материалы, в том числе на дерево. Это противоречило самому духу народного деревянного зодчества и особенно губительно сказалось на культовой архитектуре. Поколебать древние традиции «помогли» авторитет зодчих с мировым именем и вкусы просвещенной части общества. В часовне из деревни Финдеряево уже нет круглых бревен фасадов, их сменил гладко тесаный брус, срубленный в углах без выпусков, «в лапу». Традиционное каменное композиционное решение «восьмерик на четверике» сменило клетское строение. К срубу с востока примыкает пятигранная апсида для алтаря. Может быть, это все же маленькая церковь? Нет, документы архива гласят об освящении именно часовни. Она была рублена, скорее всего, по заказу помещика. Через непродолжительное время стены сруба были дополнительно обшиты тесом, что еще больше приблизило архитектурный облик деревянной постройки к каменной. Не случайно в часовнях, которые не могут подобно храмам воздействовать на зрителя величием своего объема, а могут привлекать внимание лишь изяществом форм и выразительностью деталей, цвет играл столь важную роль. И в этой часовне была выполнена традиционная для классицизма покраска фасадов: белые наличники и известковая покраска плоскостей стен охрой.
(По материалам сайта Храмы России и материалам журнала Тверская старина № 9 1994 // Валерий Курочкин. Деревянные часовни.)
(Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Петра Павловича с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Рис. № 3 из журнала Тверская старина № 9 1994 // Валерий Курочкин. Деревянные часовни.)