Тетёрки урочище - Старообрядческий молельный дом
Всего в нескольких сотнях метров к востоку от усадьбы Сердюкова (ныне известной как Петровские Домики) находилось местечко Тетёрки. В этом местечке в XVIII в. существовала целая старообрядческая пустынь со своим кладбищем и кельями. В начале XIX в. здесь был поставлен молельный дом старообрядцев беспоповцев с жилищем для проповедника. В 1835 г. скит был разрушен, но старообрядческое кладбище в местечке Тетёрки просуществовало вплоть до 1920-1930-х гг.
23 ноября 1835 г. вышневолоцкий благочинный Василий Петров так описывал устройство общины беспоповцев: «Раскольники беспоповой секты собираются для Богомолья в праздничные дни и для поминовения родителей, а особенных сборищ не бывает. Тела умерших привозят, как я по моём расследовании узнал, из дальних мест». Благочинный в своём рапорте упоминает погребённую «года три назад или больше» на особом кладбище близ Вышнего Волочка в местечке Тетёрки сестру крестьянина д. Холохольни Афимьинского прихода Афонасья Кондратьева, а так же умершую Надежду Носкову - жену вышневолоцкого мещанина Павла Иванова Носкова-Таранова, которую тот привёз хоронить «из собственного дома устроенного по Бежецкой Большой дороге отстоящего от города в шестидесяти верстах».
Руководил вышневолоцкими беспоповцами наставник из крестьян д. Гусоки Новгородской губернии Устюжского уезда Афанасий Фёдоров. Жил наставник в особой молельне, устроенной в Тетёрках, окружённой «кельями». Эту молельню благочинный хорошо описал в доношении от 10 июня 1834 г.: «На третьей версте от г. Волочка в лесу издавна имеется раскольническое кладбище под названием Тетерки, при нём находится построенных до тринадцати небольших келий, в которых помещаются, как я мог узнать приходящие из разных селений раскольники большею частию женского пола; посреди оных келий выстроен крестообразно двухэтажный дом, разделённый на две половины, из коих на восток в нижнем этаже моленная, внутри разделённая ширмою и завесою для стояния молящихся, в правой стороне мужеска, а в левой женска пола людей, на стенах разных икон до осмидесяти, пред ними лампады со свечами, посредине небольшое паникадило так же со свечами, три налоя, из коих на одном Евангелие, а на прочих служебные старопечатные книги. В верхнем этаже устроены хоры с открывающимися стеклянными окнами, в другой половине обоих этажей жительствует наставник с прислужащими ему – сколько же их всех там находится узнать не можно. Дом сей, как известился я, построен в 1833 г., якобы по плану учреждённому светским Губернским Начальством, но плана сего видеть я не мог, и потому не известно, точно ли он построен так, как в плане значится; креста наверху оной же моленной не имеется...».
Кладбище Тетёрки, которое упоминает благочинный в рапорте, было на тот момент своеобразным духовным центром для всех старообрядцев и не только «беспопового» толка. Так на одном кладбище хоронили вместе с беспоповцами и другие старообрядцы, которые «к моленной оных (беспоповцев – Д.И.) и наставнику Афонасью никакого отношения не имеют, а приемлют беглых попов из разных мест приезжающих». Как пишет в своём рапорте протоиерей Василий Петров этих старообрядцев «малое количество», против «мужеска пола семдесят трёх и женска сто тринадцати душ» беспоповцев. Наставником этой небольшой группы староверов был вышневолоцкий мещанин Егор Ананьин Сергиевский, в доме у которого эти старообрядцы собирались на «в праздничные дни для Богомолья сборища».
13 декабря 1835 г. Тверской Архиепископ Григорий пишет письмо Тверскому гражданскому Губернатору графу Толстому, в котором после всех сведений о вышневолоцких старообрядцев, пишет: «Находя с моей стороны, что означенная часовня существует противузаконно, и что она, как видно из привозимых тел по округу гласною, следовательно вредною для православия; что начальствующий при ней крестьянин Афанасий Фёдоров живёт не своём месте и занимается не своим делом; и что все выстроенные около часовни келии служат пристанищем бродящих раскольников, и образуют собою род монастыря или общины, где со временем удобно может образоваться раскольническое гнездо; покорнейше прошу Ваше Сиятельство употребить с Вашей стороне зависящие меры, дабы означенная часовня была уничтожена, дабы построенные на кладбище келии так же были упразднены, и кладбище оставалось жилищем только для мёртвых тел, дабы наставник раскольников был выслан из Тверской губернии на своё место, к которому он принадлежит, и дабы тамошнее начальство имело за ним, яко опасным для православия, строгий надзор и о последующем почтить меня уведомлением».
Вместе с этим письмом донесение о кладбище и имеющейся там «общине» было отправлено и в Святейший Синод. Реакция на письмо последовала незамедлительно. Секретным письмом из Святейшего Синода Тверскому архиепископу было сообщено, что 17 января 1835 г. высочайшим повелением Тверскому губернатору было предписано законными методами прекратить существование в Тетёрках молитвенного дома и «устройства там отдельных келий, которые служат пристанищем бродягам». Согласно этому же повелению наставника раскольников надлежало выслать по месту жительства и учинить за ним надзор.
24 марта 1836 г. граф Толстой сообщал архиепископу Григорию о том, что им был командирован в Вышний Волочёк чиновник по особым поручениям Никифоров вместе с квартальным офицером для проведения следствия. После чего наставник Афонасий Фёдоров был выслан в Новгородскую губернию, отобранные у него при обыске венчики «возлагаемые на умерших» и устав общины были отправлены министру внутренних дел, а вышневолоцкому городничему было сделано распоряжение об уничтожении раскольничей часовни.
По рассказам очевидцев кладбище сравняли с землёй уже в послевоенные годы, но и сейчас следы вала, ограждавшего кладбище и могильных холмиков ещё заметны, а потомки староверов, захороненных в Тетёрках живут в Вышнем Волочке и поныне.
(По материалам сайтов: Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, Верхневолжье Православное - Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви.)