Озеряево - Покровская церковь
Село Озеряево, от Твери 150 верст, от Волочка 40 верст.
Церковь построена в 1825 году, каменная, престола два: Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1804 года, исповедальные с 1820 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Анатолий Димитриевич Пенкин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года. Псаломщик Сергей Александрович Орлов 62-х лет, в должности с 1855 года. церковный староста крестьянин Семен Захаров в должности с 1887 года.
Прихожан в селе Озеряеве, в деревнях: Починке, Трестине, Облине, Шелемихе, Веретье, Табошеве, Лиснове - 123 двора (368 мужчин, 399 женщин).
В 1915 году служили: Священник Николай Троицкий 28-ми лет, окончил семинарию, на службе 6 лет, в Покровском храме 3 года. Псаломщик Виталий Сборовский 24-х лет, окончил семинарию, на службе 1 год.
Прихожан в деревнях: Шелемиха, Облино, Веретье, Табошево, Лисково, Починок, Трестенка - 414 мужчин и 429 женщин.
В 1937 году церковь закрыта, до недавнего времени находилась в очень плохом состоянии. В 2007 году началось восстановление храма силами местных дачников, в настоящее время (2012) приближаются к завершению наружные консервационные работы.
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915. и материалам сайта Тверские своды.)
(Фото. № 1 ! с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Церковь Покрова расположена за южной окраиной села, стоит посреди кладбища, обнесенного оградой из валунов. Сооружена рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца (1733) по проекту, «засвидетельствованному» в 1811 г. губернским архитектором А.А. Трофимовым. Строительство началось в 1814 г. подрядчиком тверским купцом Николаем Семеновичем Селезневым и вчерне закончилось в 1819 г. Отделка продолжалась еще несколько лет, главный престол освящен 1 октября 1825 г., придел Николая Чудотворца в трапезной - не ранее 1829 г. Деревянную церковь разобрали не позднее 1834 г. В 1858 г. сделали новую ограду из дикого камня. Вероятно, тогда же появились Святые ворота с севера, со стороны подхода из села. В 1903-04 гг. на средства церковного старосты дворянина Федора Михайловича Чернова по проекту архитектора А.П. Фёдорова и под наблюдением инженера Николая Николаевича Егорова на месте первоначального деревянного притвора сооружена новая колокольня. При этом первоначальную колокольню с боковыми камерами разобрали, за счет чего пространство трапезной было расширено в западном направлении. В новой колокольне почти в точности повторили объемную композицию прежнего сооружения, но оформление верхнего яруса значительно упростили: ленточный руст и пары колонн в арках звона не были воспроизведены. К настоящему времени утрачены иконостасы и часть росписей в интерьере, деревянная лестница на колокольню, располагавшаяся в южной палатке. Кирпичные стены оштукатурены.
Редкий в районе памятник церковной архитектуры в стиле зрелого классицизма, отличающийся своеобразной фасадной композицией и развитыми ордерными формами; большую ценность представляет монументальная живопись в интерьере.
Продольно-осевую композицию церкви составляют храм типа восьмерик на четверике, равные ему по ширине пониженные полукруглая апсида и квадратная трапезная и столпообразная колокольня с двумя боковыми палатками. Храм увенчан шаровидной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Колокольня состоит из четырех ярусов-четвериков, равных по ширине, но различных по высоте. Второй и третий ярусы самые низкие, самый высокий четвертый завершен шпилем над гуськовой кровлей. Все объемы завершены профилированными карнизами. Фасады четверика храма оформлены в виде триумфальной арки с пологим треугольным фронтоном. Угловые рустованные пилоны, дополненные двумя тосканскими колоннами, несут аттик, прорезанный полуциркульной аркой. В глубокую арку вписаны проемы первого и второго света: арочный вход с двумя прямоугольными окнами по сторонам и термальное окно второго света. Над окнами первого света помещены ромбовидные филенки. Рамочный портал входа увенчан треугольным сандриком с круглыми рельефными медальонами под ним. Такие же, но более крупные медальоны украшают аттик по сторонам арки. Восьмерик расчленен прямоугольными трехчастными окнами (на диагональных гранях - ложными), напоминающими по композиции серлиану. Люнет над средней частью украшен лепной раковиной, а по сторонам от него помещены круглые медальоны. Фасады трапезной и апсиды прорезаны прямоугольными окнами с горизонтальными филенками над ними. В первом ярусе колокольни устроен арочный вход. Палатки на боковых сторонах завершены щипцовыми фронтонами. Во втором ярусе колокольни на западном фасаде - полукруглое окно, глухой третий ярус обработан крупными прямоугольными филенками. Верхний ярус прорезан высокими арками звона.
Бесстолпный четверик храма несет при помощи тромпов восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом. Широкий арочный проем открывается в апсиду, перекрытую конхой. Более узкий арочный проем, но заглубленный в такую же арочную нишу, ведет из храма в трапезную с плоским перекрытием. В колокольне и палатках перекрытия также плоские.
В интерьере фрагментарно сохранились клеевые росписи 1868 г. Стилистика живописи отмечает время перехода от крупных ансамблей 1-й пол. 19 в. с пышным гризайльным орнаментом к более камерной стенописи 2-й пол. 19 в. К тому же кругу относится роспись храма села Перхово (Удомельский район, ранее - Вышневолоцкий уезд), возможно выполненная той же артелью. Иконографическая программа объединяет почитание Богоматери, в честь которой освящен храм, и тему Воскресения Христова. Органичной частью программы стали тексты молитв, включенных в роспись. Колорит живописи выделяется контрастностью, что придает драматизм общему художественному решению. Обрамления композиций имеют разнообразные формы и сложные декоративные вставки. Традиционное для алтаря изображение Святого Духа в центре конхи сопровождено словами тропаря «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа...», написанного на крупном плате, который держат ангелы. Свод основного объема занимает обширная композиция, изображающая Новозаветную Троицу на востоке, а также херувимов и ангелов, переданных в разнообразных динамичных позах. Свод отделяется живописным карнизом с розетками из листьев аканта и с мутулами. Под ним - фриз нежно-зеленого цвета, а стены основного объема имеют яркорозовый фон. В простенках восьмерика размещены четыре прямоугольные композиции: «Покров», «Вознесение Господне», «Падение Савла», «Исцеление Христом глухонемого». Сюжеты заключены в профилированные рамы, углы которых акцентированы орнаментальными вставками. В тромпах были фигуры сидящих евангелистов, которые почти полностью утрачены. На восточной грани восьмерика, под окном, помещен текст стихиры, которую поют во время крестного хода на Пасху («Воскресение Твое Христе Спасе...»). На северной и южной стенах четверика росписи расположены в два ряда. В верхнем находится по две прямоугольные сюжетные композиции, между которыми написаны квадратные гризайльные композиции с церковными атрибутами (новозаветными на южной стене, ветхозаветными на северной). На южной стене изображены «Отрок Иисус в храме» и «Умножение хлеба», на северной - «Изгнание торгующих из храма» и «Спасение апостола Петра от потопления». В нижнем ярусе в узких простенках на ярком ультрамариновом фоне помещены фигуры святых в рост: Михаил Тверской и апостол Петр на северной стене, два святителя (один из них Арсений Тверской) на южной. Оконные и дверные откосы расписаны под серо-голубой мрамор. Тема единства двух Заветов развернута на западной стене четверика, центральную часть которой занимают четыре композиции на ветхозаветные сюжеты - «Видение пророка Иезекииля», «Жертвоприношение Авраама», «Три отрока в печи огненной» и «Лестница Иакова». Главная композиция, иллюстрирующая видение пророка Иезекииля о воскресении мертвых, написана по гравюре Ф. Килиана (с оригинала Б. Пикарта). Из того же источника взят образец для композиции «Три отрока» по книге пророка Даниила и «Лестница Иакова» (с оригинала Л. Дориньи). Внизу на западной стене находились сдвоенные фигуры четырех преподобных. Полуциркульное завершение входного проема на западной стене оформлено гризайльным щипцовым фронтоном на изящных консолях из акантовых листьев.
Святые ворота образованы двумя массивными прямоугольными кирпичными пилонами, на которые опирается крутой деревянный фронтон. С востока ворота дополнены калиткой с одним прямоугольным пилоном и прямой кирпичной перемычкой.
Добровольский, с. 236; Памятники архитектуры.., с. 267-268; ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 1495, 1496, 1499; Ф. 466. Оп. 1. Д. 83976; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6368; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2024. Л. 41.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
(Фото. № 3 Владимира Полякова 2012 г. с сайта Тверские своды. Фото. № 4 Павла Иванова 2007 г. с сайта Тверские своды.)