Пятницкое (Ясеницы, Ясеницы-Пятница) - Воскресенская церковь

Фото. Валерия Ремизова.


   Пятницкое — д. (с.) Кесемского с.п., 10 км к З.-С.-З. от с. Кесьма.
   Происхождение названия храмовое — по Пятницкой церкви, ныне не существующей.
   Расположена на улучшенной грунтовой дороге Кесьма — Тимошкино — Пятницкое и левом берегу ручья Ретишиха.
   Есть все основания полагать, что современное селение Пятницкое не что иное, как древнее с. Ясеницы (Ясеницы-Пятница) — административный центр Есеницкого стана Городецкого у. в XVI в.
   Крупное с. Ясеницы было, вероятно, разорено дотла в результате трагических событий нач. XVII в. Более позднее селение, возникшее в 1630 - 50-е гг. на старом пепелище стараниями карел-переселенцев, унаследовало от старого лишь название храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. К 1669 г. в селе насчитывалось 11 дворов, в которых проживала 21 «душа» мужского пола. К этому моменту оно стало административным центром дворцовой карельской Пятницкой вол.
   Судьба села, как и всей Пятницкой вол., круто изменилась после дворцового переворота 1762 г., результатом которого стало утверждение на русском престоле Екатерины II. Гвардейские офицеры, активно участвовавшие в свержении Петра III и воцарении Екатерины, получили крупные земельные владения с крестьянами в дворцовых волостях, чины и звания. Среди них был и Чертков Евграф Александрович, в скором будущем действительный тайный советник, действительный камергер и генерал свиты Её Императорского Величества. Ему только в весьегонских краях была пожаловано более половины Пятницкой вол. вместе с с. Пятницким.
   В 1797 г., после смерти Евграфа Александровича, село перешло к двум его племянникам: генерал-майору Дмитрию Васильевичу и генерал-лейтенанту Ивану Васильевичу Чертковым. К 1834 г. селом единолично владел И.В. Чертков.
   До 1918 г. село являлось центром Пятницкого церковного прихода, объединявшего 3 дворянских сельца и 25 крестьянских селений, насчитывавших 439 дворов и 2740 прихожан.
   В селении расположен памятник историко-культурного наследия — Воскресенская церковь. Паспорт 958.
   Построена в 1842 г. Престолов три: главный — Воскресения Христова; южный — Печорской иконы Божией Матери и Воздвижения Креста Господня; северный — Преподобного Иоанна Лест- вичника и Святого Благоверного князя Александра Невского.
   Расположена в центре села на довольно большой площади. Кирпичная. Построена в 1832-42 гг. на средства прихожан вместо сгоревших двух деревянных церквей.
   В послевоенные годы храм использовался под склад, но с разрушением крыши был заброшен уже в 1960-е гг. В настоящее время его состояние близко к руинированному.

   
     (По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)

     (Фото. № 1 Валерия Ремизова с сайта Храмы России.)
    


   Воскресенская церковь расположена на территории бывшего кладбища в центральной части села, обращена восточным фасадом к большой площади. Наиболее ранняя из известных в селе церквей — Воскресения с приделом пророка Ильи — построена в 1670 г. В 1744 г. рядом была поставлена деревянная церковь Параскевы Пятницы, в которую позднее (до 1785 г.) был перенесен Воскресенский престол из пришедшего в ветхость старого храма. Вместо последнего в 1788 г. возвели теплую деревянную церковь Рождества Христова с приделом пророка Ильи.
   В 1822 г. оба деревянных храма сгорели. В 1824 г. из села Соболины была перевезена упраздненная деревянная церковь, которую освятили во имя Воскресения с приделами пророка Ильи и архангела Михаила. Существующая каменная церковь Воскресения выстроена на средства генерал-лейтенанта Ивана Васильевича Черткова, артиллерии капитана Василия Ивановича Халютина и других прихожан в 1834-42 гг. (заложена 15 октября 1833 г., вчерне завершена в 1837 г.). С юга располагался придел Печерской Божьей Матери и Воздвижения, с севера — Иоанна Лествичника и Александра Невского. Кирпичные стены оштукатурены и частично сохранили окраску охрой с побеленными деталями. К настоящему времени утрачена восьмилотковая кровля колокольни с главой, обрушились перекрытия приделов и колокольни, не сохранились иконостасы и значительная часть живописи в интерьере.
   Сооруженный в формах позднего классицизма, храм отличается необычной для своего времени объемно-пространственной композицией, восходящей к трехбанным украинским церквам 2-й пол. 17 — нач. 18 в.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
    


Воскресения церковь. Фото. 1978 г.


   Расположенная на большой овальной площади, в центре села, кирпичная Воскресенская церковь - один из интереснейших в Тверской области образцов позднеклассицистической культовой архитектуры с исключительно своеобразной объемно пространственной композицией. Здание построено в 18З2 -1842 гг. на средства прихожан, вместо сгоревших двух деревянных церквей.
   Церковь имеет крестообразный план. Собственно храм - массивный, вытянутый с севера на юг двухсветный четверик - завершен массивной ротондой, с востока к нему примыкает прямоугольная апсида, Воскресения церковь. План. завершенная приземистым восьмериком, с запада - двухъярусная колокольня. Завершения всех трех объемов расположены на продольной оси, что напоминает по композиции трехчастные, трехглавые храмы рубежа XVII - XVIII вв. Постепенное нарастание высотной доминанты от апсиды к колокольне создает оригинальный силуэт. Декор фасадов выполнен сдержанно и лаконично с использованием небольшого набора архитектурных элементов. Окна оформлены рамочными наличниками, завершенными на храме треугольными сандриками, на апсиде и колокольне - полуциркульными люнетами. Центральные части боковых фасадов храма выделены раскреповкой. Над входом помещены тройные полуциркульные окна. Такое же окно помещено на восточном фасаде апсиды. Стены первого яруса колокольни обработаны ленточным рустом. Пилоны восьмигранного яруса звона, поставленного на полуярус, решены в виде спаренных колонн.
   В интерьере четыре мощных пилона несут купольную ротонду, конструктивный переход к которой осуществлен с помощью парусов. Северный и южный компартименты четверика, где находились приделы, имеют плоские потолки. В алтаре, на уровне парусов восьмерика, подшит поздний плоский потолок. Фрагментарно сохранившаяся живопись выполнена в конце XIX в.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 1900, 1904. 1908; Ф. 468. Оп 1. Д. 20449; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 164; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 93, 107.

   А.Ф.

   
     (По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

     (Фото. № 2 из издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   Село Пятницкое, от Твери 206 верст, от Весьсгонска 40 верст.
   Церковь Воскресенская, постройки 1842 года, престола три: главный Воскресения Иисуса Христа, южный Печерской Божией Матери и Воздвижения Креста Господня, северный Преподобного Иоанна Лествичника и Святого Благоверного Князя Александра Невского.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрические книги с 1780 года, исповедальные росписи с 1820 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Никольский 47-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1873 года, священником с 1879 года, награжден в 1896 году скуфьей.
   Диакон Петр Петрович Воинов 26-ти лет, из 4 класса духовной семинарии, в служении с 1895 года, диаконом с 1897 года.
   Псаломщик Николай Иванович Раевский 59-ти лет, в должности с 1855 года.
   Церковный староста, дворянин Михаил Александрович Колюбакин, в должности 6-е трехлетие.
   Прихожан в сельцах: Тюльпине, Даниловском, Быкове, в селе Пятницком, в деревнях: Большой Поповке, Малой Каменке, Петряине, Большой Каменке, Васильках, Большом Мякишеве, Иллицах, Кулакове, Дошавове, Мемохине, Крутцах, Кошоберах, Старом Шишкове, Волкине, Грязной Поповке, Лобневе, Плоскове, Тимошине, Вяльцеве, Новом Шишкове, Корнягове, Ясневе, Абросимове, Веслине - 439 дворов (1258 мужчин, 1482 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Никольский 35-ти (?) лет, окончил семинарию, на службе 35 лет, в Воскресенском храме 26 лет.
   Штатный диакон Петр Волков (?) 41-го года, из 4 класса семинарии, на службе 17 лет.
   Псаломщик Иоанн Архангельский 43-х лет, на службе 22 года, в Воскресенском храме 14 лет.
   Прихожан в деревнях: Большая Поповка, Малая Каменка, Петряино, Большая Каменка, Восяйково, Иллицы, Кулаково, Больше Мякишево, Доманово, Мелюхино, Крутцы, Калюберово, Старое Шилково, Новинки, Грязная Поповка, Лобнево, Плосково, Тимошкино, Вяльцево, Новое Шилково, Корнягово, Яснево, Абросимово, Веснино, в селах: Тюльпино, Быково - 1297 мужчин и 1366 женщин.
   В приходе сей церкви находилось шесть часовен: 1) на приходском кладбище, Воскресения Христова, деревянная, построенная в 1851 году; 2) в деревне Ясеневе, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, построенная неизвестно когда; 3) в деревне Большой Каменке и Василькове, Преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1859 году, деревянная; 4) в деревне Иллицах, Святителя Николая, построенная в 1866 году, деревянная; 5) в деревне Лобневе, Великомученика Георгия, построенная в 1864 году, деревянная; 6) в сельце Тюльпине, Святителя Николая, построенная в 1869 году, деревянная.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    


Посмотреть всю карту