Никола-Высока (Никола-Высоково, Романовское) - Спасо-Преображенская церковь
Никола-Высока (Романовское) д. (погост, с.) Романовского с.п., 1 км к Ю.-З. от д. Романовское.
Название составное. Первая часть — храмовое название по престолу во имя святителя Николая Чудотворца в местной Преображенской церкви. Вторая часть от высота — по характеру рельефа.
Расположена на дороге Иваново — Дрюцково (Противье, Брейтово).
Возникла как погост при Преображенской церкви (1820). Долгое время имела второе название — с. Романовское. При селении во второй половине XIX в. размещалась почтовая станция с 5 лошадями на Моложско-Устюжском тракте, постоялый двор, находившийся в общественной собственности крестьян д. Романовское, с 1878 г. земское училище, заменённое в 1893 г. церковно-приходской школой. Ежегодно проводились две ярмарки: 9 мая Никольская с оборотом до 3000 руб. и 6 августа Преображенская — 1500 руб.
В селе располагается памятник историко-культурного наследия — Преображенская церковь. Престолы: Преображения Господня, Архангела Михаила, Святителя Николая (1820). Паспорт 4492.
Стоит в центре села, на небольшой возвышенности. С Ю. и В. к церкви примыкает кладбище.
Преображенская церковь, безусловно, самый ценный, как с точки зрения архитектуры, так и живописи, храм Весьегонского района.
В литературе (И. Добровольский) церковь датируется 1820 г., но по мнению специалистов (Г.К. Смирнов и др.), некоторые стилистические особенности, характерные для позднего барокко, позволяют отнести строительство к концу XVIII в. В 1820 г., скорее всего, было завершено строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма. Притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в.
В 1995 году в результате удара молнии сгорела крыша на храме, после чего здание начало быстро гибнуть сверху, где и размещены самые лучшие росписи.
(По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
(Фото. № 1 из группы БЕЖЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ в Контакте.)
Преображенская церковь стоит в центре села, на высоком месте, к югу от нее расположено заросшее деревьями кладбище. В 1770 г. была построена деревянная Преображенская церковь с приделом Ильи Пророка. Рядом с ней по храмозданной грамоте 1800 г. на средства прихожан сооружена каменная церковь Преображения с приделами Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Строительство началось не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм (главный престол освящен в 1834 г.). Деревянную церковь разобрали, по-видимому, в сер. 19 в. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, которую во 2-й пол. 19 в. соединили притвором-папертью с трапезной. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены в желтый цвет, детали декора побелены.
Храм принадлежит к архаичному для нач. 19 в. кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведенная в формах позднего классицизма, близких ампиру, — одна из лучших в области.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
(Фото. № 2 с сайта Весьегонск.net.ru.)
Один из лучших памятников культового зодчества в районе. Кирпичная церковь стоит в центре села, на возвышенности. Западный фасад обращен к улице, восточный - в сторону кладбища и протекающей в низине речке. В литературе церковь датируется 1820 г., однако стилистические особенности храма и трапезной характерны для позднего барокко и с большой уверенностью позволяют датировать их концом XVIII в. К 1820 г., скорее всего, относится строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма. Небольшой притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в. Высокий трехсветный четверик храма имеет граненую кровлю с высокой стрелой подъема. Тонко прорисованные луковичные главы поставлены на высокие граненые барабаны. Центральный барабан световой, боковые глухие. Сильно пониженные по отношению к четверику объемы апсиды и двухпридельной трапезной почти равны ему по ширине. Над алтарем и приделами поставлены небольшие главки. Завершает общую композицию трехъярусная колокольня, слегка сдвинутая к северу от продольной оси здания. Ее развитый объем, включающий полуярус и резонатор звона, увенчан главой в форме вазы.
Фасадная декорация храма имеет плоскостной характер с преобладанием вертикальных членений. Три яруса оконных проемов помещены в узкие прясла, отделенные друг от друга лопатками. Такими же лопатками обработаны углы четверика. Широкий венчающий карниз включает сухарики и филенчатый фриз с декоративными кокошниками. Над карнизом, между боковыми главами, помещены ложные люкарны. Арочные оконные проемы обрамлены простыми наличниками. Лопатки на фасадах апсиды и трапезной обработаны рустом. Колокольня, насыщенная ордерной декорацией, впечатляет мощной пластикой и монументальностью форм. Во всех основных ярусах использованы колонны тосканского ордера, несущие антаблемент с массивными карнизами, которые украшены мутулами. В декорации барабана использованы изящные ионические пилястры. Белокаменные детали декора отличаются тщательностью исполнения.
Высокое помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, который прорезан отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме сохранилась одновременная ему клеевая живопись, выполненная в традициях барокко. Росписи изобилуют многофигурными динамичными композициями с архитектурными фонами и пышным растительным орнаментом. Отличающиеся особой чистотой форм трехъярусный иконостас и надпрестольная сень выполнены в первой половине XIX в. в стиле зрелого классицизма.
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 165; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 9З.
А.Ф.
(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Фото. № 3 из архива Ирины Садиковой.)
Село Романовское, от Твери 200 верст, Весьегонска 35 верст.
Церковь Преображенская, постройки 1820 года, каменная, престола три: холодный Преображения Господня, теплые Святителя Николая и Архангела Михаила.
Церковные документы: опись 1879 года, метрические книги с 1791 года, исповедальные росписи с 1831 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Стефан Васильевич Троицкий 64-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1863 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году камилавкой.
Священник Александр Семенович Неклюков 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1888 года, состоял заведующим и законоучителем Дюдиковской церковно-приходской школы, награжден в 1895 году набедренником.
Диакон Павел Александрович Гурьев 42-х лет, в служении с 1878 года, диаконом с 1885 года.
Псаломщик Николай Иванович Рождественский 43-х лет, в должности с 1888 года.
Псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов 68-ми лет, в служении с 1851 года.
Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности с 1896 года.
Прихожане: 1) Священника Троицкого — в селе Романовском, в деревнях: Стафурове, Топорищеве, Кобылине, Острецове, Дьячкове, Щербинине, Труфонове, Горбачеве, Привороте, Дюдиновской Поповке, Ильине, Еремейцеве, Новом, Талашманке - 218 дворов (707 мужчин, 823 женщины).
2) Священника Неклюдова - в селе Романовском, в деревнях: Боловине, Подольском, Чучелове, Брикове, Романцеве, Башкине, Шушмирове, Микляеве, Кошелеве, Рыжкове, Орде, Филиппове, Грязной Поповке, Сычеве, Мосевском, Каменке, Дюдикове - 232 двора (725 мужчин, 802 женщины).
В 1914 году служили: Священник Александр Неклюков 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Преображеенском храме 26 лет.
Священник Феодор Завьялов 61-го года, из 4-го класса семинарии, на службе 39 лет, в Преображеенском храме 1 год.
Штатный диакон Александр Садиков 50-ти лет, на службе 29 лет, в Преображеенском храме 10 лет.
Псаломщик Николай Рождественский 58-ми лет, на службе 26 лет.
Псаломщик Павел Шувалов 30-ти лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово, Бриково, Романцево, Башкино, Шушмирово, Микляево, Кошелево, Рыжково, Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино, Дьячково, Стадоурово, Щербинино, Грязная Поповка, Трифоново, Сычево, Мосеевское, Горбачево, Дюдиковская Поповка, Талашманки, Каменка, Еремейцево, Дюдиково, Беляково, Приворот - 1662 мужчины и 1892 женщины.
В приходе сей церкви находились пять часовен: 1) близ деревни Филиппова, Мученицы Параскевы, деревянная, построенная в 1849 году; 2) в деревне Башкине, Мучеников Флора и Лавра, деревянная, построенная в 1849 году; 3) в деревне Мосеевском, Святых Бессребренников Космы и Дамиана, деревянная, построенная в 1850 году; 4) близ деревни Дюдиковской Поповки, Нерукотворного Спаса, деревянная, построенная в 1878 году; 5) между Новым и Каменкой, Казанской Божией Матери, деревянная, построенная в 1877 году.
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
Спасо-Преображенская церковь (1803–1834 гг.) – оригинальный образец архитектуры русской провинции. Стенные росписи храма относят к лучшим достижениям религиозной живописи России XIX века.
Летом 1995 года в результате удара молнии храм лишился кровли. Сегодня памятник находится в аварийном состоянии, осыпаются росписи, на стенах видны поражения грибком, идет эрозия кладки. В 2014–2016 гг. обрушились две из пяти главок и монументальный ампирный иконостас.
В 2016–2017 гг. активисты ВООПИК совместно с Центром «Сельская церковь» начали противоаварийные работы в храме. Была проведена вычинка и обмазка сводов, создан проект реставрации иконостаса. Однако из-за недостатка средств работы прервались.
В 2020–2021 гг. по заказу Проекта «Консервация» подготовлен новый проект противоаварийных работ, включающий устройство кровель. Готов и проект воссоздания центральной главки.
В 2021 году мы приступили к консервации храма.
Работы, выполненные к августу 2022 года:
* Восстановлена и накрыта временной кровлей стропильная система четверика;
* На четверике завершена сложная вычинка карнизов и барабанов центральной и северо-восточной глав; барабаны закрыты временной кровлей;
* На северо-восточной части трапезной, где образовался значительный провал в крыше, устроена деревянная конструкция, укрытая от осадков рубероидом;
* Закрыт провал в апсиде, благодаря чему фрески в алтаре храма перестали намокать;
* Начата замена полов, освобождены вентиляционные продухи в цокольной части храма.
* Полностью восстановлен каркас и начат монтаж сохранившихся деталей иконостаса.
* В храме установлены климатические датчики, которые замеряют температуру и влажность в разных частях здания.
Планы на ближайшее время:
* Сохранение фресок храма – одна из наиболее сложных задач.
* Сборка и реставрация иконостаса на основе многочисленных оригинальных фрагментов.
* Устройство постоянной железной кровли на четверике и трапезной церкви.
(По материалам сайта Проект «Консервация».)
Павлова А. Л.
Иконография и стиль монументальной живописи Преображенской церкви села Никола-Высока
Росписи Преображенской церкви с. Никола-Высока — ведущий памятник монументального искусства Тверского края, пример оригинального соединения стилей и свободного использования гравюрных образцов. В стенописи 1850–1860-х гг. развиты столичные барочные традиции XVIII в., своеобразно трактованы приемы классицизма и использованы элементы эклектики. В статье впервые анализируется сложный стилистический контекст живописи и рассматриваются иконографические прототипы. Исследование снабжено подробными схемами расположения росписей.
Ключевые слова: с. Никола-Высока, влияние барокко, классицистические росписи, гравюрные образцы, эклектика.
Павлова Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, Российская академия художеств, заведующая отделом НИИ теории и истории изобразительных искусств; Государственный институт искусствознания, старший научный сотрудник.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
.
Стенопись алтаря и четверика Преображенской церкви села Никола-Высока Весьегонского района — один из самых ярких дошедших до настоящего времени памятников монументального искусства северо-востока Тверского края. Созданная, вероятно, в 1850–1860-е гг., роспись объединила сразу несколько основных стилей Нового времени: классицистическая структура размещения здесь скрыта под роскошными орнаментальными формами барокко, которые использованы с эклектической чрезмерностью. Иконографическая программа связана с традициями эпохи и приемами местных мастеров, что не помешало наделить состав росписей оригинальными чертами.
Хотя в 2013 г. вышла краткая статья о церкви в третьей части Свода памятников архитектуры и монументального искусства Тверской области, в которой дана характеристика и описание расположения стенописи, рамки энциклопедического издания не позволили подробно рассмотреть художественные достоинства памятника [20, с. 87–94] 1. Иконографию и стиль росписи необходимо показать подробнее и вписать в контекст церковной живописи региона, что стало основной задачей данной публикации. Сопоставление с графическими прообразами, выявленными в процессе работы, с росписями других церквей региона позволит продемонстрировать значение памятника не только для одной области, но и для всего отечественного искусства XIX в.
Церковь стремительно разрушается: в последние три десятилетия были утрачены иконостас, роспись свода и многие детали первоначальной отделки, сохранявшиеся без поновлений в интерьере до 1990-х с момента закрытия в 1930-е гг. Монументальная живопись церкви хорошо знакома путешественникам, краеведам и историкам: П. С. Иванов неоднократно привлекал внимание к проблемам сохранения убранства ее интерьера [6; 7; 8]. Однако до сих пор ни разу не проводился детальный стилистический анализ и иконографическое исследование. Художники и точное время создания росписи неизвестны, поэтому публикация образцов, схем расположения стенописи, анализ стиля и разбор особенностей иконографии поможет занять живописи Никола-Высоки важное место в истории русского монументального искусства.
Церковь в селе Никола-Высока (Романовское) начала возводиться «…не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм (главный престол… — в 1834 г.). Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, которую во 2-й половине XIX в. соединили притвором-папертью с трапезной. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены в желтый цвет, детали декора побелены. Храм принадлежит к архаичному для нач. XIX в. кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведенная в формах позднего классицизма, близких ампиру, — одна из лучших в области» [20, с. 87–88]. Подобно архитектуре, клеевая роспись четверика и алтаря обнаруживает родство с барокко: для провинциального искусства характерна долгая жизнь барочной декорации. В особенности это касается богатства декоративной гризайльной отделки. Как в резном убранстве иконостасов классицизма долго сохранялись элементы барокко, затем перешедшие в эклектику, так и стенопись XIX в. может обладать барочными чертами.
Иконостас (не сохранился)
Церковь Преображения Господня с. Никола-Высока. Вид с северо-запада *
Монументальная живопись церкви Преображения создавалась в эпоху заката классицизма в церковном искусстве. Переработка классицистических форм здесь касается в первую очередь барочного изобилия орнаментальной части росписи — «уборки». Характер передачи сюжетных композиций и фигур вполне созвучен стилистике 1830–1840-х гг. Однако тогда пышных барочных форм в «уборке» не использовали, что видно по точно датированным памятникам региона, например, росписи И. А. Берестова 1835–1837 гг. в Никольском соборе Николо-Теребенского монастыря [10; 11], росписи церкви Св. Троицы за Волгой в Твери (живопись 1817–1830-х гг.) или более поздней стенописи Богоявленской церкви села Еськи (Бежецкий район, 1843–1847 гг.) [19, с. 434–439] и Тихвинской церкви села Сукромны (Бежецкий район; роспись — 1830-х гг.— ?) [19, с. 500–512]. В названных памятниках скорее заметно влияние ампира. Можно предположить, что обращение к стилистике барокко в росписях Преображенской церкви Никола-Высока — признак наступающей эклектики с ее тяготением к декоративности. Стилистическая запутанность и одновременное сосуществование разных стилей — характерная черта регионального искусства.
Западная стена четверика
При первом взгляде на росписи Никола-Высоки в качестве аналога возникает интерьер церкви Воскресения Христова (архитектор С. И. Чевакинский, 1746–1756) в Екатерининском дворце в Царском Селе 2. В особенности это касается колористического решения, отдельных элементов композиции и барочного рисунка декоративных элементов. Понятно, что обращение к столичному памятнику, созданному почти на столетие ранее Преображенской церкви, говорит о стилизации барочных черт. Интерьер Воскресенской церкви не служил непосредственным образцом: в деталях сходство отсутствует, хотя при сравнении иконостаса царскосельской церкви и росписи западной стены Преображенского храма заметна преемственность. Западная стена лишена оконных проемов, что позволило художникам усилить ее пространственное решение. Архитектурная часть живописи выступает во всем блеске и великолепии: в центре написан мощный трехъярусный выступ — ризалит — как триумфальная арка с колоннами, оформляющая входной проем. В нишах, переданных средствами живописи, изображены круглые скульптуры, по стенам в несколько ярусов в роскошных рамах «развешаны», подобно картинам, сюжетные композиции.
Трехчастная композиция центральной части стены, витые колонны в нижнем регистре, облегченный второй ярус и венчающий сюжет в третьем ряду показывают преемственность стилистики царской дворцовой церкви и сельского храма Тверской глубинки. Возобновление барочных форм через столетие наглядно иллюстрирует слова Н. Н. Исаевой в разделе истории русского искусства, относящемся к первой трети XIX столетия: «…Искусство Нового времени, локализовавшееся на протяжении XVIII в. в столицах, губернских городах и усадьбах, искусство, остававшееся предметом потребления очень тонкого социального слоя людей избранных, наконец-то достигло уездных городов и сел» [12, с. 411].
Универсальные ордерные формы были общими для барокко и классицизма, хотя и выполнялись по-разному. Состав отдельных элементов тоже сближает памятники: арочные дьяконские двери в царскосельском иконостасе и ниши для фигур мытаря и фарисея в росписи западной стены Преображенской церкви, наличие ангельских фигур, резные обрамления и гризайльные рамы и многое другое. Однако в середине XIX в. декоративная часть выполнена более масштабно: шире рамы, карнизы и шаг колонн. Художники не были скованы техникой и материалом. Они могли изобразить замысловатый рисунок, придать ему изощренный объем и масштаб. Именно выполненный красками архитектурный каркас для композиций и фигур придает своеобразие росписи в Никола-Высоке и делает ее оригинальной.
Достижение полной свободы в решении сложных задач создания объемной структуры для стенописи стало возможным благодаря владению техническими возможностями академического рисунка. Вопрос существования в Тверском крае местной школы, в которой бы специально изучались основы академического рисунка, остается до конца не изученным. Однако само наличие традиции подобной «уборки» свидетельствует о существовании специальной мастерской, где по гипсовым слепкам обучали рисованию ордерных элементов. Мастерские или школы, прививавшие академический идеал, в XIX в. были открыты в разных губерниях: некоторые из них широко известны, как школа А. В. Ступина в Арзамасе, о других сохранилось меньше сведений [4; 14]. Кроме того, в Тверском крае находилась школа А. Г. Венецианова, степень влияния которой на церковное искусство северо-восточного региона еще предстоит выяснить [17].
Свод четверика. Фотография В. М. Рудченко, 1983 г. [3]
В стенописи необходимо было создать и удержать сложную ордерную систему, в которой есть своя последовательность, создающая зрительную устойчивость всей иллюзорной конструкции. Архитектурная ордерная декорация, переданная средствами живописи, должна быть самодостаточной, даже если представить ее вне стен. В подавляющем числе памятников времени классицизма в северо-восточном регионе Тверского края иллюзорный декор напрямую связан с реальными архитектурными формами. Подобные художественные ухищрения возможны только благодаря чудесам академического рисунка с его передачей глубины.
Тверские мастера, как лесковский Левша, на стенах церкви села Никола-Высока «подковали блоху» средствами изощренного владения академическими приемами передачи объема на плоскости. В зависимости от источника освещения, игры света и тени задавалась глубина той или иной части ордерной декорации. Изображенный красками архитектурный каркас для композиций и фигур имеет в Преображенской церкви различную глубину в разных ярусах декора.
На северной и южной стенах четверика три ряда окон, и благодаря откосам видна реальная толщина стен. Под окнами расположены два широких горизонтальных фриза, пространственное изображение которых объединяет логика ордера. Пышный, барочный по формам фриз над окнами второго света передан как чуть заглубленный по отношению к поверхности стены. Он состоит из крупных объемных завитков листьев аканта. Сверху на него в отдельных местах накладывались более светлые золотистые рамы больших сюжетных композиций, что показывает глубину изображенного фриза. Над окнами первого света размещен еще один фриз с выступом антаблемента на крупных кронштейнах. Если бы верхний фриз не был заглублен, нарушилась бы система: казалось бы, что он «свисает» и слишком сильно выдается из стены.
Возможно, на развитие традиции пышных гризайльных росписей «под лепнину» повлиял осташковский лепной декор. 1770–1790-е гг. отмечены в Осташкове и Ниловой пустыни расцветом барочного лепного искусства. Широко известен лепной декор в Троицком и Воскресенском соборах Осташкова, в Петропавловской и Крестовоздвиженской церквях Ниловой пустыни, выполненный мастером Кондратием Семеновым Конягиным, впоследствии принявшим постриг [5, с. 25–26]. Г. К. Смирнов отметил связь убранства осташковских церквей с «художественными традициями Москвы и Петербурга, в частности в характере декора много общего с лепным убранством сер. XVIII в. таких памятников, как Воскресенский собор в Новом Иерусалиме и Успенский собор в Горицком монастыре Переславля Залесского» [18, с. 45]. Внутреннее убранство осташковских церквей состояло в стилистическом «родстве» со столичным барокко и ярчайшим памятником Владимирского края.
На продолжение лепного искусства в живописи XIX в. указывал А. А. Галашевич: «На смену им (осташковским лепщикам XVIII в.— А. П.) пришли альфресчики со своей… технологией иллюзорной передачи рельефа или архитектурного декора» [5, с. 39]. Лепное искусство барокко было своеобразно «пересказано» на языке живописи и продолжено в эпоху классицизма. Не только в росписи Никола-Высоки нашло отражения лепное искусство XVIII в.: блестящим примером подобного оформления служит роспись Казанской церкви в погосте Русское-Кошево (или Русский Кошев; ныне — деревня Грудино или деревня Горка Краснохолмского района) [15]. Близость рисунка осташковской лепнины и орнаментальных элементов стенописи северо-востока Тверского края, возможно, говорит о том, что живописцы унаследовали или скопировали образцы для лепного убранства, которыми пользовались в Осташкове. В данном случае имеет место редкий случай оригинальной художественной преемственности в разные эпохи внутри одной губернии. Однако рисунок осташковской лепнины не воспроизводился в росписях дословно: только в отдельных фрагментах улавливается явное сходство. Например, похожи вставки с тремя головками херувимов, раковины, изогнутые барочные «гребешки», растительные элементы — ветви и розетки. Но в росписи все элементы выполнены крупнее и сложнее: большие листья аканта фантастически переплетены и изогнуты, из разных цветов составлены букеты и гирлянды, объединенные с архитектурным декором.
Сложная барочная «уборка» — отличительная особенность ряда памятников монументального искусства, составляющая из них отдельную группу. Кроме упомянутой выше Казанской церкви погоста Русский Кошев к ней относится роспись церкви Вознесения села Новокотово Молоковского района (1809; клеевая роспись — 1860-е — ?).
Каждый из трех памятников группы обладает своеобразием: так, убранство восьмилоткового сомкнутого свода Никола-Высоки не имеет аналогов, что ставит данную роспись в исключительное положение и требует пристального рассмотрения. К сожалению, художественное решение свода не дошло до наших дней. Ряд приемов, которыми пользовались мастера для размещения живописи на сложной криволинейной поверхности, можно рассмотреть по фотографии В. М. Рудченко 1983 г. из архива Свода памятников [3].
Северная стена четверика
Южная стена четверика
Свод в росписях села Никола-Высока решен в виде ажурного перекрытия, в котором прорезаны отверстия для композиций. В классицистической церковной росписи активно использовались приемы иллюзионизма, не нарушавшие явно тектонику сооружения. Систему размещения росписей можно уподобить своеобразному иллюзорному сооружению, наложенному на реальные стены. Ордерный каркас для стенописи изящно декорирован переданной средствами живописи лепниной. Интересно, что в некоторых местах видна толщина «стен и сводов» этой ордерной конструкции. Хорошо заметно, что каркас для живописи мыслится как нечто легкое и воздушное, хотя и не лишенное основательности. Одна часть сюжетов заключена в рамы, а другие композиции даны в просвете иллюзорных арочных проемов. В том месте, где изображены проемы, их форма передана в соответствующем ракурсе таким образом, что на одной из сторон арки показана ее незначительная толщина.
Благодаря включению ордерной системы в роспись в классицизме зоны храмового убранства четко дифференцированы: свод от стен всегда отделен карнизом или орнаментальной полосой наподобие фриза. «Несомое» — свод — отделяется от «несущего» — стен. В Преображенской церкви Никола-Высоки изображен замечательный своеобразный антаблемент, отделяющий свод от стен. Он не перегружен декорацией. Гладкий архитрав отмечен несколькими профилями, во фризе проходит узкая орнаментальная «плетенка», небольшой вынос карниза декорирован изящными кронштейнами и розетками между ними.
В классицизме по сравнению с росписями XVIII в. заметно сокращается число сюжетов. На четырех более широких диагональных лотках, опирающихся на тромпы, в Никола-Высоки расположили по одной большой композиции, что придало крестообразность композиции свода. Между ними, на более узких лотках, по два малых сюжета в овальных рамах. В арочных «проемах» помещены фигуры Саваофа и архангелов, а восемь овальных сюжетов посвящены излюбленной теме эпохи: в них развернут цикл евангельских «Заповедей блаженств», в которых с разных сторон открывается суть христианской жизни. В Никола-Высоке заметна нарочитая избирательность и сознательное ограничение сюжетов, столь свойственные классицизму. В классицизме большому количеству композиций предпочли ясность и изящество, пусть и иллюзорной конструкции, декорированной роскошной гризайльной отделкой.
Не только в утонченных деталях мастерам удалось достигнуть завершенности и изящества. Самостоятельной и своеобразной красотой обладает общее композиционное решение свода: композиции и гризайль сложены в единую выразительную форму, которую можно уподобить мальтийскому кресту, окруженному сиянием. В центре креста располагается небольшое круглое отверстие светового барабана. Мотив мальтийского креста неоднократно повторен в декоративном оформлении свода: гризайльные орнаменты на более узких лотках увенчивались миниатюрными крестиками характерных «мальтийских» форм.
Фрагмент орнаментального фриза в центре южной стены четверика
Свод главного алтаря. Композиция «Новозаветная Троица в окружении ангельских сил»
Программа росписей и ее художественное оформление в классицизме оставляет за скобками историческую и фактическую стороны библейской истории. В прошлое ушли многословные по составу росписи с десятками композиций, сплошным ковром покрывавшие стены церквей в XVII–XVIII вв. На время пребывания в храме молящийся оказывается в идеальном райском пространстве великолепного сооружения, через которое он видит небо. Тематика программы росписей обращена к конкретной личности: здесь не изображается величие и значительность священной истории, как было принято в развернутых программах XVII–XVIII вв., а ведется доверительный разговор. «Заповеди блаженств» призваны поддержать веру и утешить человека, а праздничные формы декоративной росписи настраивают на радостное восприятие даже печальных моментов жизни, потому что нищие духом, плачущие, жаждущие, изгнанные и оклеветанные одинаково блаженны перед Богом.
На центральном восточном лотке в центре располагалось изображение Саваофа в окружении четырех коленопреклоненных ангелов и головок херувимов, парящих в верхней части. Мастера не боялись повторов одних фигур: в непосредственной близости от восточного лотка, прямо под ним, находилась центральная большая икона верхнего ряда иконостаса, на которой тоже был написан Саваоф. Если иконы и росписи свода не сохранились, то композиции в алтаре дошли до настоящего времени: на своде алтаря до сих пор можно видеть еще одно изображение Саваофа, но не отдельно, а в иконографии Новозаветной Троицы, рядом с Христом и Святым Духом в виде голубя. Перечисленные три изображения Саваофа очень похожи и традиционны: во всех случаях Бог-Отец представлен восседающим на облаках с приподнятыми руками. Однако при явном сходстве художникам удавалось избежать монотонности. Интересно, что разнообразие достигалось не за счет существенных изменений ракурсов и поз, а благодаря незначительным нюансам. Во всех трех случаях фигура и голова Саваофа написаны фронтально, но положение рук и ног не повторяется: именно благодаря этому образ оказывается трактованным по-разному. На иконе обе руки распростерты на одной высоте, в композиции свода четверика поднята только правая рука, а левая отведена в сторону. Почти также написаны руки на своде алтаря, но здесь в левой руке Саваоф держит скипетр, что меняет облик. Соответственно положению рук значительно отличается расположение складок гиматия, что играет существенную роль в трактовке фигуры. В сохранившемся алтарном образе часть изумрудно-зеленого гиматия висит на правой руке, в остальном верх фигуры хорошо виден. Саваоф облачен в небесно-голубой хитон. В изображениях на своде четверика и на иконе фигура сильнее скрыта широкими складками гиматия, которые, хотя и падали по-разному, одинаково скрадывали туловище. Более симметричная поза на иконе придает значительность и величие образу. Естественность расположения фигуры в росписях четверика и алтаря усиливает непосредственность и правдоподобность изображения, что важно для убедительности образа. Подобные детали наглядно демонстрируют уровень мастерства художников, работавших над убранством Преображенской церкви. Хотя иконография Саваофа была типичной для своего времени и позднее, изображения вписывались в различный контекст и воспринимались по-разному.
Остальные три более крупных лотка свода церкви с. Никола-Высока заняты изображениями архангелов, объединенных в небольшие группы. С одной стороны, структура с арочными проемами и медальонами упрощала для художников расположение композиций и фигур, но с другой — ставила перед мастерами задачу группировки изображений. Гризайльная роспись осуществляла связь архитектурной формы и росписи, но каждый раз перед художниками вставала необходимость оригинального решения: как именно воспользоваться предоставленными для сюжетов частями? Размещение живописи в Никола-Высоке показывает не только своеобразие подхода, но и демонстрирует общие принципы, которыми руководствовались живописцы. В частности, восприятие композиции на своде было рассчитано на взгляд человека, стоящего лицом к востоку, но не теряло цельности при рассмотрении с других точек зрения. Число и характер размещения фигур в арочных проемах соотнесены: восточный лоток с западным, а северный — с южным. Изображение Саваофа в окружении ангелов на восточном лотке зрительно уравновешено сочетанием трех фигур архангелов на западном лотке, в то время как на северном и южном написаны по две фигуры. Архангелы на северном и южном лотке написаны так, что один из них выдвинут вперед, ближе к восточной части, а другой — за ним. Такое расположение расширяло пространственное решение внутри композиций. При этом симметричные позы связывали изображения на своде в единое целое, что очень важно, так как фигуры архангелов и Саваофа разделены обрамлениями и композициями, заключенными в овальные медальоны. Рамы не только объединялись в систему и осуществляли связь изображения со стеной, но и разделяли изображения, поэтому важно было «не дать рассыпаться» общей композиции.
Хотя не все атрибуты архангелов можно точно увидеть на фотографии, отдельные хорошо различимые детали позволяют реконструировать имена. Центр западного лотка занимает, предположительно, архангел Рафаил, которого обнимает Товия, по сторонам от них — архангелы Варахиил с цветами и Уриил с огненным снопом. Наиболее известные архангелы Гавриил с зерцалом и фонарем и Михаил с огненным мечом и щитом хорошо видны соответственно на передних планах северного и южного лотков. За Гавриилом следует Иегудиил с венцом и бичом, за Михаилом — вероятно, Селафиил с кадилом. Их фигуры зрительно направлены в сторону Саваофа. Архангелы с подобными атрибутами хорошо сохранились на своде Никольского собора Николо-Теребенского монастыря, созданном в стилистике, близкой к росписи Никола-Высоки. При сравнении символических предметов в руках архангелов заметно, что мастера и, видимо, заказчики не относились формально к написанию тех или иных атрибутов. Так, например, у архангела Гавриила в Никольском соборе И. А. Берестов написал зерцало и ветвь, а фонарь и посох, вероятно, держит в руках Уриил. Товию Берестов не изобразил. В росписях Никольского собора и Никола-Высоки совпадают только традиционные символы предводителя небесного воинства Михаила, Варахиила с цветами и Иегудиила с венцом и бичом.
До недавнего времени на своде Вознесенской церкви в Новокотове сохранялась обширная композиция «Новозаветная Троица в окружении архангелов», очень близкая по иконографии к росписям в Никола-Высоке. Расположение фигур в Новокотове не разделялось обрамлениями — композиция на своде дана, подобно Никольскому собору Николо-Теребенского монастыря, как единый крупный сюжет. Расположение архангелов в нем построено по-своему, хотя очевидна и близость их изображений. Так, например, с юга от Троицы на первом месте написан архангел в воинском одеянии, вероятно, Михаил, но в левой руке он поднимает весы — атрибут, который чаще связывается с архангелом Иеремиилом [13]. При различиях росписи в Новокотове и Никола-Высоке есть и близость в деталях: так, например, иконография Новозаветной Троицы на своде четверика Новокотова практически совпадает с подобным изображением на своде алтаря в Никола-Высоке.
Как указано выше, на более узких диагональных гранях в Никола-Высоке расположены композиции по «Заповедям блаженств». На каждой грани написано по два сюжета в овальных рамах один над другим, причем нижние немного крупнее верхних. Перспективное сокращение подчеркивает высоту свода и позволяет естественно сократить размеры фигур в малых медальонах. Соотнесение размеров фигур в композициях, расположенных рядом, — важная задача, требующая в каждом отдельном случае особого решения. На более узких гранях свода используется несколько уменьшенный масштаб фигур, который, однако, читается на расстоянии. Всего на своде восемь медальонов: причем мастерам удалось разместить в них все девять «Заповедей блаженств». Для этого две последних заповеди объединены в одном медальоне на северо-западной грани. Возможно, две последних заповеди представили рядом потому, что они близки по смыслу: в них говорится об изгнании. Большую часть композиции занимает сюжет «Блаженны изгнанные за правду», а немного меньшую — «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». Медальон был разделен на две неравные части клубящимися облаками. Несмотря на то, что в соединении сюжетов видна логика, подобный пример расположения двух композиций внутри одного обрамления — исключительный случай.
Когда перед мастерами вставала необходимость поместить в разных местах иллюстрации фраз, которые в исходном, как правило, хорошо известном молитвенном или евангельском тексте идут подряд, не могло быть одного способа расположения: во всех случаях предлагалось своеобразное решение проблемы [см.: 15]. В Никола-Высоке художники разместили первые четыре картины по «Заповедям блаженств» в малых верхних медальонах, начиная с северо-восточной грани против часовой стрелки («Блаженны нищие духом», «Блаженны плачущие», «Блаженны кроткие» и «Блаженны алчущие и жаждущие правды»). Остальные пять расположены в более крупных нижних медальонах. Действие композиций на тему «Блаженств» разворачивается, согласно гравюрному образцу, на облаках, что логично объединяется с изображением Саваофа и предстоящих архангелов, также написанных на фоне небес.
Иконографическая программа Преображенской церкви выстроена на тематике, которая впоследствии повсеместно распространилась в церковных росписях. Как правило, во второй половине XIX в. сюжеты свода значительно упрощены по сравнению с живописью второй четверти — середины XIX в. Число композиций сокращается, рисунок орнаментов становится крупнее, теряются объем, явная связь с барокко, разнообразие, выразительность и сложность. Типичным примером подобной эволюции среди наиболее близких аналогов может служить роспись свода четверика церкви Воздвижения в г. Бежецке (1704–1709; клеевые росписи — середины — второй половины XIX в.— ?; ныне — Благовещенский женский монастырь). На сомкнутом своде представлена Новозаветная Троица в окружении архангелов [19, с. 376–377].
Вероятно, памятники ближнего к Преображенской церкви круга не сохранились, хотя явные параллели в монументальном решении стен, особенно западной, дошли до настоящего времени (в частности, в не раз упомянутых церквях Вознесения села Новокотово и Казанской села Русское-Кошево). В Новокотове и Русском Кошеве на сводах размещены по одной крупной композиции соответственно — «Троица Новозаветная в окружении ангельских сил» и «О Тебе радуется». Сюжеты полностью занимают поверхность сомкнутых сводов, и отдельные лотки никак не учтены при создании росписи. Иное дело в Никола-Высоке: реальные архитектурные формы здесь предопределили создание структуры размещения живописи, что полностью отсутствует в сохранившихся примерах монументальной росписи аналогичных сводов.
Различные формы сводов предполагали разные способы размещения сюжетов. Более органична для расположения классицистической живописи форма больших гладких куполов, как в Никольском соборе Николо-Теребенского монастыря [10]. Здесь стиль архитектуры ближе всего к стилю живописи: на классицистическом своде легко и непринужденно разместились ангельские силы, поклоняющиеся Новозаветной Троице. Более изощренные задачи, чем в Никола-Высоке, стояли перед художниками данного региона при росписи сводов четвериков в церквях конца XVIII в., таких, как Богоявленская в Еськах (1783–1801) и Тихвинская в Сукромнах (1779–1785; обе — Бежецкий район). Четыре пилона в Еськах и два столба в Сукромнах несут сложные системы сводов, которые было очень трудно приспособить для классицистической росписи. В интерьере церкви в Никола-Высоке нет столбов, на которые опирается свод. Как и в Еськах и Сукромнах, в Никола-Высоке в четверике три ряда окон, что решило проблему освещенности внутреннего пространства. Росписи в Еськах и Сукромнах, вероятно, предшествуют по времени создания живописи Никола-Высоки. Близость в основном касается не стиля, а общих иконографических прообразов, например, излюбленного образца эпохи — Библии Кристофа Вайгеля (1695) [2]. В частности, цикл по «Заповедям блаженства» по образцу одних гравюр Библии располагается в верхних частях стен в Богоявленской церкви села Еськи.
По иконографическому составу к росписи свода церкви села Никола-Высока ближе всего относится живопись в Тихвинской церкви села Сукромны. Почти все композиции здесь посвящены «Заповедям блаженства»: представлены все девять композиций, каждая в отдельной раме в виде различных по форме арочных проемов. В Сукромнах с большей последовательностью употреблены иллюзионистические приемы: они помогают разместить и объединить композиции на криволинейной поверхности коробовых сводов, которые поддерживают подпружные арки, перекинутые от столбов. Замысловатые формы архаичной архитектуры заставляли мастеров эпохи классицизма искать необычные пути размещения монументальной живописи: здесь было бы невозможно создать цельную и самостоятельную систему росписей на своде, как это удалось в Никола-Высоке. Росписи объединяет принцип размещения композиций внутри изображенных средствами живописи проемов. Гризайль и орнаментальная роспись в Сукромнах отличается близостью к стилистике классицизма с ампирными элементами, что совершенно отсутствует в росписях Никола-Высоки с их подчеркнутой декоративностью и барочностью. Если в иконографических программах сводов церквей в Сукромнах и Никола-Высоки совпадает значительное внимание, отведенное «Заповедям блаженств», то по стилю росписи далеки.
Известно, что церковь в Еськах была расписана в 1843–1847 гг. Отдельные элементы орнамента свидетельствуют о том, что роспись в Никола-Высоке могла быть выполнена немного позднее, в 1850-е гг. Декоративная часть стенописи Никола-Высоки явно преобладает над элементами ордера, что можно отнести к тому периоду классицизма, когда он стал испытывать влияние эклектики. Густое орнаментальное заполнение стен росписью, стилизованной под лепнину, пышные обрамления для композиций и икон, характер рисунка отдельных деталей декора, в частности геометрическая плетенка в сочетании с растительными элементами на прямоугольных горизонтальных вставках во фризах над окнами первого света на северной и южной стенах,— характерные черты эклектики. Однако, если сравнить роспись в Никола-Высоке со стенописью в церкви Рождества Христова в с. Хабоцкое, хорошо видно, что в Хабоцком эклектические формы в декоративной части проявились значительно сильнее [16]. Возможно, церковь в Никола-Высоке была расписана несколько ранее, чем церковь в Хабоцком. Правда, до тех пор, пока не найден документ с точными датами росписи церкви, невозможно установить времени ее создания.
Если сравнивать роспись в Никола-Высоке с более классицистической стенописью, то орнаментальной части в ней больше, чем было принято в классицизме 3. Однако, если сопоставлять стенопись Никола-Высоки с близкими по стилистике памятниками одной группы — Новокотово и Русское-Кошево — получается обратное. По сравнению с ними роспись Никола-Высоки в большей степени имитирует архитектурные детали, скульптуру и лепнину. При явном сходстве в оформлении западной стены в церквях в Новокотове и Русском-Кошеве в стенописи Никола-Высоки развернуто представлена ордерная декорация, наделившая отделку церкви богатством и роскошью. Колонны здесь написаны в двух ярусах, антаблементы гораздо полнее, фризы шире, чего нет в других памятниках. Размеры церкви позволили написать больше композиций — во всей отделке заметен размах. Возможно, именно величина церкви предопределила подобную роспись: в более камерном пространстве Казанской церкви в Русском-Кошеве такое решение воспринималось бы как чрезмерное [15]. При сопоставлении росписей одного круга видно, что художники пользовались одним художественным «арсеналом», но применяли средства его выразительности по-разному.
«Возьми крест свой и следуй за Мной». Композиция на западной стене и гравюра Кр. Вайгеля
Ордерная система близка по формам во всех трех памятниках (Никола-Высока, Русское-Кошево и Новокотово) — один принцип разделения росписи на ярусы при помощи похожих карнизов и фризов, с ними связаны широкие рамы для композиций, составленные из динамически закрученных растительных элементов, имитирующих лепнину. Везде есть излюбленные детали этого круга памятников: витые колонны, ниши со скульптурами мытаря, фарисея и ангелов со страстными символами. Сближает памятники и характерный колорит — фон стен в небесно-голубой гамме и золотисто-охристые имитации лепнины и скульптуры. Однако при рассмотрении каждой церкви в отдельности видно, что характер живописи в них совершенно различен: изящная, изысканная и непредсказуемая в Русском-Кошеве, значительно упрощенная в Новокотове и грандиозная и величественная в Никола-Высоке. Очевидно, в них работали мастера одной школы даже артели, но художественное решение памятников выполнено по-разному.
«Притча о талантах». Композиция на западной стене и гравюра Кр. Вайгеля
Западная стена четверика в Никола-Высоке представлена в виде трехъярусного фасада монументального сооружения. Его центральная часть, словно мощный ризалит, чуть выступает вперед. В середине верхней части расположен сюжет на слова 23-го стиха 9-й главы Евангелия от Матфея: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Композиция написана по гравюре Библии Кристофа Вайгеля (1695): в ней кратко содержится вся суть христианского учения. В Евангелии непосредственно перед словами о несении креста Христос предсказывает свои страдания, смерть и Воскресение — эти темы также нашли свое отражение в программе росписей.
Как и в гравюре, в композиции «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» фоном служит аскетичный скалистый пейзаж. На первом плане изображен Христос: за ним следует вереница людей, несущих большие кресты. Как всегда, в живописи более отчетливо выделена фигура Христа в центре, а число последователей, изображенных на гравюре, значительно сокращено. Большинство идущих за Христом написаны на дальних планах в рассеянной розоватой дымке. На гравюре практически всё пространство густо заполнено множеством фигур, несущих кресты. Понятно, что в росписи были внесены изменения для того, чтобы композицию можно было ясно различить на расстоянии.
По сторонам от центрального сюжета верхнего яруса западной стены располагаются композиции «Притча о талантах» и «Притча о десяти девах» (последняя практически не сохранилась и едва читается на стене). Обе написаны по образцу гравюр той же Библии Вайгеля и основаны на 10-м и 16-м стихах 25-й главы Евангелия от Матфея. Эта глава нашла самое подробное отражение в системе росписей церкви в Никола-Высоке: верхние регистры живописи на северной и южной стенах также иллюстрируют 25-ю главу.
Важность конкретного евангельского отрывка подчеркнута в подписях сюжетов. Как часто было в первой половине XIX в., в качестве надписи указывалось не название сцены, а давалась ссылка на соответствующие главы и строки Евангелия. Таким образом подписана большая часть композиций в церкви.
Практически все сюжеты верхнего яруса росписей стен выстраиваются в последовательное повествование на тему Царствия Небесного. Христос объясняет, что ожидает человека в вечности на примере притчей о талантах и десяти девах. Сюжеты северной и южной стен, расположенные на том же уровне, посвящены еще более конкретному разъяснению путей достижения Царствия Небесного. Подробное иллюстрирование 32-го, 35-го и 36-го стихов 25-й главы продолжается в композициях «И соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других», «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», «Был странником, и вы приняли Меня» на южной стене; «Жаждал, и вы напоили Меня», «Был наг, и вы одели Меня», «Был болен, и вы посетили Меня» на северной. Тема деятельного пути спасения человека сочетается со своеобразно понятой темой Страшного Суда, которая изображается в композиции «И соберутся перед Ним все народы…». Подобная трактовка темы характерна для региона и эпохи: Страшный Суд изображен таким же образом, например, на западной стене церкви Рождества Христова в с. Хабоцкое [16]. Тема посмертного воздаяния за грехи здесь совершенно заслонена пространным изображением дел милосердия, деятельного, сознательного и обдуманного стремления к Царствию Небесному, заключенного в притчах о талантах и десяти девах. Хотя в обеих притчах важную роль играет и тема суда.
«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть…». Композиция на южной стене и гравюра Кр. Вайгеля
«Проклятие бесплодной смоковницы». Композиция на западной стене и гравюра Кр. Вайгеля
Перечисленные восемь сюжетов верхнего регистра составляют единый цикл по 25-й главе Евангелия от Матфея. В Библии Вайгеля данные сцены также расположены подряд и составляют наряду с «Заповедями блаженств» излюбленные композиции эпохи. В разных храмах цикл обычно составлен из избранных композиций: в Никола-Высоке до полного цикла не хватает одной, последней композиции — «В темнице был, и вы пришли ко Мне» 4.
Тема суда своеобразно продолжается в сюжетах главных композиций западной стены, которые объединены с темами страдания и Воскресения Христа. В средней части западной стены расположены три наиболее крупные сцены — «Изгнание торгующих из храма» в центре, а по сторонам от него — «Вход Господень в Иерусалим» и «Проклятие бесплодной смоковницы». События изложены по 21-й главе Евангелия от Матфея и размещены подряд, как и в тексте. Перед Распятием Христос торжественно въехал в Иерусалим, вслед за этим произошли события «Изгнания торгующих» и «Проклятие смоковницы», которые среди прочего стали прообразами суда. Неразрывно с темой суда связана страстнáя тематика: образ внезапно засохшей смоковницы традиционно понимается как проявление силы Христа, которую Он сознательно скрывает, отдавая Себя на Распятие.
Композиция «Изгнание торгующих из храма» — одна из основных для западной стены во второй четверти XIX в. в рассматриваемом регионе. Сюжет выполнялся по образцу двух гравюр со знаменитого одноименного полотна французского живописца Жана Жувене (1644–1717) (1706 г., происходит из церкви Сан-Мартин-де-Шамп в Париже; в настоящее время хранится в музее изящных искусств в Лионе, Франция). С картины были сделаны различные гравюры: Гаспар Дюшанж в 1703–1706 гг. (1662–1757) воспроизвел картину целиком [21, с. 18], а Филипп Андреас Килиан (1714–1759) — только центральную часть [1] 5.
В соответствии с гравюрными образцами композиции «Изгнание торгующих из храма» в росписях разделяются в рассматриваемом регионе на две группы: к одной относятся написанные по гравюре Дюшанжа 6, к другой — по гравюре Килиана 7. «Изгнание торгующих» в Никола-Высоке выполнено по гравюре Килиана, которая изображает только центральный фрагмент огромной картины. Подобные композиции логично вписываются в контекст нескольких сюжетов, объединенных на западной стене.
«Изгнание торгующих из храма». Композиция на западной стене и гравюра Ф. А. Килиана
Еще нагляднее тема Страшного Суда и посмертной участи выражена в тематике двух икон, помещавшихся некогда в нижней части западной стены по сторонам от входного проема. С юга находилась икона «Загробная жизнь нищего Лазаря», с севера — «Земная жизнь нищего Лазаря». Для несохранившихся икон были выполнены в технике настенной росписи обрамления и надписи, благодаря которым в настоящее время можно узнать их сюжеты. Рядом написаны традиционные для западной части церквей в XIX в. фигуры мытаря и фарисея, стилизованные под скульптуру. Над ними помещены изображения ангелов со страстными символами. Ангел с южной стороны держит крест с терновым венцом, корзину с молотком, клещами и гвоздями, ангел с северной — колонну бичевания, к которой привязаны плети.
По традиции страстной цикл развернут в алтарной части. В простенках алтаря расположены композиции «Снятие с креста», «Распятие», «Моление о чаше» и «Положение во гроб». На западной стене, по сторонам от царских врат, в полный рост написаны святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий (с юга), Николай Чудотворец, Арсений и Варсонофий Тверские (с севера). Создатели и совершители богослужения часто изображались в алтарях. В люнете над царскими вратами размещены фигуры парящих ангелов с Нерукотворным Спасом. Интересно, что над заглубленным в северную стену шкафчиком для кадила с дымоходом внутри помещено гризайльное изображение фимиамницы в виде вазона на ножке с ручками и крышкой, из отверстий которой исходят клубы дыма.
Изображение фимиамницы над встроенным шкафом в алтаре
Верхние регистры стен четверика, как говорилось выше, заняты композициями на сюжеты 25-й главы Евангелия от Матфея («Дела милосердия»), под ними внутри орнаментального фриза написаны образы евангелистов, изображенные по известным и очень популярным в Тверском регионе иконам В. Л. Боровиковского для Казанского собора Санкт-Петербурга. В средней части каждой из стен помещено по три композиции христологического цикла: «Отрок Иисус в храме», «Сретение» (по гравюре Филиппа Андреаса Килиана), «Рождество Христово» на северной стене, «Благовещение» (с гравюры Библии Вайгеля «в четвертях»), «Бегство в Египет» (по гравюре Филиппа Андреаса Килиана с оригинала Якоба Йорданса (1593–1678)). Нижний ряд стен был занят иконами (не сохранились), часть из которых была посвящена изображению евангельских притч — «Притча о богатом юноше» (на северной стене), «Кесарю кесарево» и «Лепта вдовицы» (на южной).
Большую роль в восприятии стенописи играет колорит сюжетных композиций, который не сливается с небесно-голубым фоном стен и золотыми рамами. Цветовое решение сюжетов не выбивается из общего колорита стенного письма. Мастерам необходимо было найти баланс, в котором отдельные части хорошо были бы видны, не растворялись и не «выпадали» из одной цветовой тональности. Колористическое равновесие составлено из очень светлых тонов холодного голубого фона и теплой золотистой архитектурной структуры из карнизов, колонн, рам, лепнины и скульптуры. Внутри ордерной системы находятся более темные выразительные сюжеты, основные тона которых состоят из соединения нежных розовых и голубых оттенков. В отдельных фрагментах палитра усиливается изумрудно-зеленым цветом и красно-коричневыми охрами. Колорит стенописи выглядит оригинально и изысканно, хотя мастера используют ограниченный набор красок, узнаваемый и характерный для северо-восточного региона в XIX в. Праздничное цветовое решение в сочетании с объемной пышной «уборкой» предопределили сильное художественное воздействие, которое оказывают росписи.
«Сретение». Композиция на северной стене и гравюра Ф. А. Килиана
«Бегство в Египет». Композиция на южной стене и гравюра Ф. А. Килиана
«Обрезание». Композиция на южной стене и гравюра Кр. Вайгеля
Композиция «Изгнание торгующих из храма» и фигуры ангелов на западной стене
В обширной иконографической программе наибольшее внимание уделено теме Страстной седмицы и предшествующих дней богослужебного года. Во время литургии в Великий вторник читаются стихи 25-й главы Евангелия от Матфея, подробно проиллюстрированные на северной и южной стенах. «Притча о талантах», «Притча о десяти девах», «Проклятие засохшей смоковницы» также упоминаются за богослужением Великого вторника. История о богаче и нищем Лазаре — часть богослужения седмицы перед Страстной неделей 8. Страшный суд и события Страстной недели — наиболее трагические и гнетущие в христианском вероучении. Однако стилистика академического искусства эпохи позднего классицизма позволила воплотить грозные богословские истины в торжественном и великолепном духе победы над смертью, которым пронизаны лучшие примеры церковных росписей северо-востока Тверского края.
Внутреннее убранство Преображенской церкви оказывало влияние на стенопись региона второй половины XIX в. Среди монументальной живописи, продолжавшей приемы, заложенные в росписи Никола-Высоки, наиболее выразительно решение интерьера Троицкой церкви села Любегощи Весьегонского района [20, с. 78–82]. Своеобразие и стойкость местных традиций свидетельствует о высоком уровне художественной жизни Тверского края в XIX в.
* Фотографии (2005 г.) и схемы расположения росписей выполнены автором. Репродукции с гравюр предоставлены О. Р. Хромовым, за что автор приносит ему особую благодарность. Компьютерная обработка изображений осуществлена С. С. Рожковым. Основная часть фотографий, гравюры и схемы публикуются впервые.
Примечания
1 Автор текста по архитектуре — Г. К. Смирнов (с. 87–89), по монументальной живописи и иконостасам — А. Л. Павлова (с. 89–93).
2 На сходство указала О. Б. Сипола, за что пользуюсь случаем ее поблагодарить.
3 См., например, клеевую классицистическую роспись свода Воскресенского собора в Кашине — 1820-х гг. (?).
4 Росписи на сюжеты 25-й главы в одной стилистике сохранились в среднем ярусе северной, южной и западной стен четверика Благовещенской церкви села Белое (1790; Бежецкий район; клеевая роспись — 1867), над окнами второго света в церкви Троицы в селе Градницы (1782–1804; Бежецкий район; клеевые росписи второй четверти XIX в.), на сводах церкви Корсунской иконы Божией Матери в селе Зеленцово (Кашинский район; до революции — Мышкинский уезд Ярославской губернии; 1799; клеевая роспись — первой половины XIX в.).
5 Гравюра Килиана использовалась в качестве образца не только в Тверской области. Так, например, композицию «Изгнание торгующих из храма» по той же гравюре можно видеть в росписях притвора храма Рождества Богородицы села Вощажниково Борисоглебского района Ярославской области (росписи — середины XIX в.— ?).
6 По гравюре Дюшанжа написана грандиозная композиция на западной стене Богоявленского храма села Еськи и выполненные по ее образцу (частично сохранились лишь две — на западной стене церкви Спаса Нерукотворного села Константиново и, возможно, в Троицкой церкви села Градницы — обе Бежецкого района).
7 В частности, в церквях Вознесения села Новокотово Молоковского района, Казанской Божией Матери села Шаблыкино Краснохолмского района, Тихвинской села Сукромны и др.
8 На связь тематики стенописи и богослужения Великого вторника указал иерей Александр Шишкин, за что, пользуясь случаем, приношу ему благодарность.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схемы расположения росписей Преображенской церкви села Никола-Высока ►
1. Саваоф с предстоящими ангелами и херувимами
2. Архангел Михаил
3. Архангел Селафиил (?)
4. Архангел Варахиил (с цветами)
5. Архангел Рафаил и Товия
6. Архангел Уриил (с пламенем)
7. Архангел Иегудиил (с венцом и бичом)
8. Архангел Гавриил (с зерцалом и фонарем)
9. «Блаженны нищие духом…»
10. «Блаженны плачущие…»
11. «Блаженны кроткие…»
12. «Блаженны алчущие и жаждущие правды…»
13. «Блаженны милостивые…»
14. «Блаженны чистые сердцем…»
15. «Блаженны миротворцы…»
16. «Блаженны изгнанные за правду…»
17. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать…»
18. «Притча о талантах»
19. «Возьми крест свой и следуй за Мной»
20. «Притча о десяти девах»
21. «Вход Господень в Иерусалим»
22. «Изгнание торгующих из храма»
23. «Проклятие бесплодной смоковницы»
24. Ангел с крестом
25. Ангел с колонной бичевания
26. Икона «Загробная жизнь нищего Лазаря» (не сохр.)
27. Фарисей
28. Мытарь
29. Икона «Земная жизнь нищего Лазаря» (не сохр.)
30. «И соберутся пред Ним все народы…»
31. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть…»
32. «Был странником, и вы приняли Меня…»
33. Евангелист Матфей
34. Евангелист Марк
35. «Благовещение»
36. «Обрезание»
37. «Бегство в Египет»
38. Икона «Кесарю кесарево» (не сохр.)
39. Икона «Лепта вдовицы» (не сохр.)
40. «Был болен, и вы посетили Меня…»
41. «Был наг, и вы одели Меня…»
42. «Жаждал, и вы напоили Меня…»
43. Евангелист Лука
44. Евангелист Иоанн
45. «Отрок Иисус в храме»
46. «Сретение»
47. «Рождество Христово»
48. Икона «Притча о богатом юноше» (не сохр.)
49. Распятие (не сохр.)
Список источников и литературы
1. Kilian Ph. A. Register zu den Historischen Abbildungen der Geschichten Alten und Neuen Testaments… Augsburg, 1758.
2. Weigel Ch. Biblia Ectipa: Bildnusser aus Heilige Schrifft Alt- und Neuen Testaments… Augsburg, 1695.
3. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Преображенская церковь. Калининская область (ныне — Тверская), Весьегонский район, село Никола-Высока, 1979 / сост. П. Н. Шармин // Архив СПАМИР ГИИ.
4. Акимов С. С. Арзамасская школа живописи А. В. Ступина: академическая модель художественного образования в условиях российской провинции первой половины XIX века // Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. М., 2016. С. 82–88.
5. Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Иконописных дел мастера конца XVI — начала XX вв. в Тверском крае. Материалы к словарю тверских иконописцев // Русская культура XVI–XX вв. Материалы, исследования, публикации. 2006. Вып. 4. С. 3–47.
6. Иванов П. С. На Преображенской церкви в селе Никола-Высока проводятся противоаварийные работы // Тверские своды. Тверь, 2017. URL: http://tversvod.ru/event462/ (дата обращения: 05.01.2021 г.).
7. Иванов П. С. Национальное достояние — Никола-Высока // Тверские своды. Тверь, 2016. URL: http://tversvod.ru/event417/ (дата обращения: 05.01.2021 г.).
8. Иванов П. С. Спасо-Преображенская церковь (1790, 1820). Храмовая живопись (1854) // Тверские своды. Тверь, [2016]. URL: http://tversvod.ru/page62 (дата обращения: 05.01.2021 г.).
9. Иванов П. С. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. Тверь, 2010.
10. Ивлев Д. М. К строительной истории собора Николо-Теребенского монастыря // Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево. [Матвеево], [2017]. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1203174 (дата обращения: 28.04.2020 г.).
11. Ивлев Д. М. Максатихинский район. Николо-Теребенский монастырь. Живописцы Николо-Теребенского монастыря // Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево. [Матвеево], [2020?]. URL: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1207684 (дата обращения: 28.04.2020 г.).
12. Исаева Н. Н. Церковная стенопись // История русского искусства: в 22 т. Т. 14. Искусство первой трети XIX века / отв. ред. Г. Ю. Стернин. М., 2011. С. 388–411.
13. Литвинова Л. В. Иеремиил // Православная энциклопедия. [М.,] 2010. URL: https://www.pravenc.ru/text/293624.html (дата обращения: 04.01.2021 г.).
14. Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.
15. Павлова А. Л. Иконография и стиль росписей Казанского храма села Русское-Кошево Тверской области // Архитектурное наследство. 2019. Вып. 70. С 134–151.
16. Павлова А. Л. От классицизма к эклектике: росписи церкви Рождества Христова с. Хабоцкое // Архитектурное наследство. 2020. Вып. 72. С. 111–132.
17. Подушков Д. Л. Художник А. Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики. Вышний Волочек, 2013.
18. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 1 / отв. ред. Г. К. Смирнов. М, 2002.
19. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 2 / отв. ред. Г. К. Смирнов. М, 2006.
20. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / отв. ред. Г. К. Смирнов. М, 2013.
21. «Шедевры из кладовой». Европейская гравюра XV–XX веков из собрания музея Ирбита / вступ. ст. А. Гамлицкого; сост. О. Коптеева, А. Бородина. Ирбит, 2016.
(Статья из журнала «Архитектурное наследство» № 75/2021 с сайта Проект «Консервация».)
(Фото. (2005 г.) и схемы расположения росписей выполнены А. Л. Павловой. Опубликованы в журнале «Архитектурное наследство» № 75/2021.)
Никола-Высока являлось погостом соседней деревни Романовское, которое в первой половине 19 века затейливо именуется «Романовское, что на высоке». Интересно, что в прошении о строительстве храма оно отнесено к Бежецкому уезду, этот короткий период в его истории длился с 1796 по 1803 год. До этого и после село относилось к Весьегонскому уезду Тверского наместничества, а в более раннее время к Ярославскому уезду и Углицкой провинции.
Прошение выстроить каменную церковь в селе Романовском датировано декабрем 1799 года и подписано священником Семеном Ивановым, дьяконами и дьячками. Из текста узнаём, что в селе имелась деревянная церковь Преображения, новую же хотели освятить во имя Богоявления Господня. В последующих бумагах, вплоть до освящения, каменную называют Богоявленской.
Её выстроили к 1820 году и сначала освятили тёплые приделы Николая Чудотворца и архистратига Михаила, расположенные в трапезной, четверик же ещё 14 лет стоял неосвященный. Известно, что деревянная церковь была 1770 года постройки, с отдельно стоящей колокольней. С 1820 по 1834 год использовали и описывали в ведомостях обе церкви – деревянную и частично каменную, а после 1834 года деревянную перестали упоминать, подав прошение о её разборке.
Неизвестно, кто проектировал и строил каменную церковь. Начинал её возводить «Ерославского уезду вотчины господина статского советника Петра Ивановича Ханыпова крестьянин Егор Иванов, которой в прошлом 1802 году под вышеозначенную церковь бут набутил (набутить – выложить камнем)». Но прихожанам не понравилась его работа и они подали прошение, во-первых, расторгнуть договор с подрядчиком, а во-вторых «вышеописанный набученный бут перенести на другое удобнейшее место». Им разрешили.
Ирина Трубецкая
(По материалам группы Проект «Консервация» в Контакте.)
(Фото. архивных документов из группы Проект «Консервация» в Контакте.)