Пятницкое (Ясеницы, Ясеницы-Пятница) - Рождества Христова церковь
Проект церкви Рождества Христова (1785). ГАТО. |
Пятницкое — д. (с.) Кесемского с.п., 10 км к З.-С.-З. от с. Кесьма.
Происхождение названия храмовое — по Пятницкой церкви, ныне не существующей.
Расположена на улучшенной грунтовой дороге Кесьма — Тимошкино — Пятницкое и левом берегу ручья Ретишиха.
Есть все основания полагать, что современное селение Пятницкое не что иное, как древнее с. Ясеницы (Ясеницы-Пятница) — административный центр Есеницкого стана Городецкого у. в XVI в.
Крупное с. Ясеницы было, вероятно, разорено дотла в результате трагических событий нач. XVII в. Более позднее селение, возникшее в 1630 - 50-е гг. на старом пепелище стараниями карел-переселенцев, унаследовало от старого лишь название храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы. К 1669 г. в селе насчитывалось 11 дворов, в которых проживала 21 «душа» мужского пола. К этому моменту оно стало административным центром дворцовой карельской Пятницкой вол.
Судьба села, как и всей Пятницкой вол., круто изменилась после дворцового переворота 1762 г., результатом которого стало утверждение на русском престоле Екатерины II. Гвардейские офицеры, активно участвовавшие в свержении Петра III и воцарении Екатерины, получили крупные земельные владения с крестьянами в дворцовых волостях, чины и звания. Среди них был и Чертков Евграф Александрович, в скором будущем действительный тайный советник, действительный камергер и генерал свиты Её Императорского Величества. Ему только в весьегонских краях была пожаловано более половины Пятницкой вол. вместе с с. Пятницким.
В 1797 г., после смерти Евграфа Александровича, село перешло к двум его племянникам: генерал-майору Дмитрию Васильевичу и генерал-лейтенанту Ивану Васильевичу Чертковым. К 1834 г. селом единолично владел И.В. Чертков.
До 1918 г. село являлось центром Пятницкого церковного прихода, объединявшего 3 дворянских сельца и 25 крестьянских селений, насчитывавших 439 дворов и 2740 прихожан.
(По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
(Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
Наиболее ранняя из известных в селе церквей — Воскресения с приделом пророка Ильи — построена в 1670 г. В 1744 г. рядом была поставлена деревянная церковь Параскевы Пятницы, в которую позднее (до 1785 г.) был перенесен Воскресенский престол из пришедшего в ветхость старого храма. Вместо последнего в 1788 г. возвели теплую деревянную церковь Рождества Христова с приделом пророка Ильи. Судя по сохранившемуся проекту 1785 г., она имела ярусную композицию основного объема с двусветным четвериком и малым глухим восьмериком, увенчанным восьмигранным барабаном и луковичной главкой. К храму примыкали равные ему по ширине, но значительно более низкие пятигранная апсида и квадратная в плане трапезная. Последняя соединялась с почти равновеликим ей северным приделом, имевшим крупную пятигранную апсиду, которая частично закрывала фасад четверика. С запада трапезную и придел объединял более низкий притвор. Прямоугольные окна церкви обрамлялись барочными фигурными наличниками.
В 1822 г. оба деревянных храма сгорели.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)