Островно (Островна, Островской погост) - Дмитровская церковь
Село Островна, от Твери 160 верст, от Волочка 70 верст.
По пути из Удомли в Котлован, на берегу живописного озера, раскинулась деревня Островно. Дома расположены по обеим сторонам дороги, а почти в конце деревни, справа, стоит вновь построенная (2000 год) часовня, на месте, где раньше была церковь. На старом кладбище растут огромные деревья, виднеются надгробия и металлические оградки. Можно также увидеть камни от фундамента, на котором стояла церковь.
Церковь Дмитровская, построена в 1778 году, распространена в 1889 году, деревянная, престолов пять: главный святого великомученика Димитрия Солунского, правый преподобного Нила Столобенского, левый святых мучеников Кирика и Иуилиты; в теплой церкви: правый Смоленской Божией Матери, левый Рождества Христова.
Церковные документы: опись 1855 года, метрики с 1728 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Тимофей Алексеевич Дрызлов 53-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1880 года, состоял законоучителем земского училища, в 1908 году, по случаю своего 60-летия, "Императором награждён за службу по гражданскому и военному ведомству орденом св. Анны 3-й степени".
Диакон Владимир Николаевич Дамаскин 30-ти лет, в служении с 1891 года, диаконом с 1893 года.
Псаломщик Николай Димитриевич Смоленский 20-ти лет, в должности с 1898 года.
Церковный староста крестьянин Петр Степанов, в должности первое трехлетие.
Прихожан в селе Островне, в сельцах: Приюте, Перхове, Мишкове, Мишковской мельнице, Селине, Павлове, Погорельце, в деревнях: Лоховском, Погорельце, Пренькове, Клопинине, Спехове, Красном, Глебове, Глухих, Годомле, Дубках, Клюхине, Зосемице, Доронине, Ханине, Астратове, Анфимове, Сорокине, Мурове, Боронатом, Фоминском, Астафьеве, Стрекалове, Очепе, Колодееве - 277 дворов (1002 мужчины, 1060 женщин).
В 1915 году служили: Священник Димитрий Беневоленский 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 3 года. В 1915 году награждён набедренником, а к Пасхе 1916 года удостоен скуфии.
Штатный диакон Владимир Дамаскин 44-х лет, на службе 23 года, в Дмитриевском храме 19 лет.
Исполняющий должность псаломщика Всеволод Маслов 26-ти лет, на службе 1 год.
Прихожан в деревнях: Ляховское, Доронино, Стрекалово, Очеп, Ханино, Анфимово, Петрово, Сорокино, Мурово, Боронатое, Астафьево, Глухие, Спехово, Красное, Погорелец, Климушиха, Массиха, Заболотье, Глебово, Годомля, Заселище, Преньково, Клопинино, Дубки, Конохино, 5-ти хуторах, усадьбах: Уголок, Павлово, Приют, Мишко - 1153 мужчины, 1237 женщин.
5 марта 1935 года исполкомом Удомельского районного Совета депутатов трудящихся принято решение о прекращении колокольного звона в островенской церкви. Стоявшую закрытой церковь местные власти решили использовать под склад. Не прошло и недели после этого, как в июле 1940 года в храм ударила молния, и он сгорел.
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008.)
(Рис. № 1 Фрагмент картины В.К. Бялыницкого-Бируля из издания Православные храмы и часовни Удомельского района. - Вышний Волочек: Ирида-прос, 2017..)
Священномученик Владимир родился 27 февраля 1870 года в городе Торжке Тверской губернии в семье псаломщика Николая Дамаскина. Последние годы жизни его отец служил в селе Георгиевском Новоторжского уезда (ныне деревня Новгородка близ села Бирючёво Спировского района Тверской области - Д.И.); скончался в 1914 году.
Вскоре после рукоположения о. Владимир был направлен в храм села Островно Удомльского района, где прослужил большую часть жизни. Во время гонений в 1930 году местные власти арестовали его, но, продержав два с половиной месяца в заключении, отпустили, и он снова стал служить в своем храме.
В августе 1937 года Сталин принял решение об аресте и расстреле всех тех, кто с его точки зрения был враждебен советскому государству и безбожной идеологии. Представители НКВД потребовали от местных властей, и в частности от председателей сельских советов, донесений на живущих в их селах. Так появились доносы о том, что о. Владимир собирает подписи верующих, надеясь отстоять храм от закрытия и, ходя по селам, говорит, что созданные колхозы — это кабала для крестьян, и колхозников заморят голодом. Они доносили, что еще в 1932 году о. Владимир под видом церковной службы собрал в храме крестьян, которые затем в количестве трехсот человек отправились к сельсовету, намереваясь изгнать его председателя. Писали, что священник занимался антисоветской деятельностью, которая заключалась в том, что он ходил по селам и справлял службы в избах, «а также демонстративно, в полном облачении, шел по деревенской улице вслед за гробом умершего крестьянина», что священник, узнав, что на одном из колхозных собраний было постановлено закрыть храм, срочно собрал церковную двадцатку, чтобы обсудить с ней, как отстоять церковь. От имени двадцатки был послан по селам с подписным листом пятнадцатилетний подросток, который вписывал фамилии тех, кто был неграмотен и не мог расписаться (что власти попытались истолковать как фальсификацию подписей). «В настоящее время ставится важный вопрос, — сообщал председатель сельсовета в своем заявлении, — к двадцатилетию годовщины великой пролетарской революции закончить обработку и сдачу льноволокна государству. Владимир Николаевич Дамаскин так ставит свое дело, чтобы сорвать этот важный вопрос. Он 31 октября объявляет в церкви, чтобы православные приходили в храм, где до 7 ноября службу будет проводить три раза, тем самым он отвлекает массу от обработки льна. Считаю, что необходимо принять соответствующие меры к Дамаскину как к антисоветскому элементу».
22 декабря 1937 года священника арестовали и заключили в Бежецкую тюрьму. Он был стар, почти слеп из-за катаракты; произведенное на следующий день медицинское обследование установило порок сердца, эмфизему легких, и врачи вынуждены были признать, что по состоянию здоровья он является инвалидом. В тот же день были допрошены свидетели, некоторые из них писали ранее жалобы и донесения на о. Владимира. Вечером исполняющий обязанности начальника Удомльского УНКВД допросил священника. Допрос занял около часа, столько понадобилось времени, чтобы заполнить лист допроса анкетными данными и записать ответы.
В тот же день следователь составил обвинительное заключение, в котором были повторены все лжесвидетельства. Сам он его составил, сам постановил направить следственное дело в Тройку при УНКВД, сам же с таким решением и согласился. Это было время, когда верховная власть требовала вершить подобные дела с наивозможной жестокостью. Уже через несколько дней, 27 декабря, Тройка НКВД постановила расстрелять священника. Священник Владимир Дамаскин был расстрелян 29 декабря 1937 года.
По материалам книги игумена Дамаскина Орловского "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Правослвной церкви XX века".
(По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)
(Рис. № 2 Л.И. Баскакова из издания Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008.)