Максимовское (Максимовская) - Архистратига Михаила часовня

Александра Невского часовня.


   Деревянная клетская часовня с крытым гульбищем. Была приписана к Иоанно-Предтеченской церкви в Сельце-Корельском. В 1980-х разобрана и перевезена в музей деревянного зодчества в Василёво, под Торжком.

   
     (По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., материалам сайта Храмы России.)

     (Фото. № 1 hram-tver. 2007 г.)
    


Архистратига Михаила часовня.


   Одной из древних, сохранившихся до наших дней, является клетская постройка часовни святого Архистратига Михаила в далекой глухой деревне Максимовская Удомельского района. После научного исследования она перевезена из «неперспективного населенного пункта» и отреставрирована на территории этнографического музея Тверской области близ деревни Василево Торжокского района. Впервые эта часовня была зафиксирована участниками этнографической экспедиции Горьковского государственного университета и Калининского объединенного историко-архитектурного и литературного музея под руководством Ф.В. Васильева в 1986 году.
   Деревня Максимовская Озерогорского сельсовета некогда относилась к приходу церкви Обновления храма Воскресения Христова сельца Карельского Вышневолоцкого уезда. В давние времена этими местами, богатыми лесом, рыбными речушками и озерами, владели новгородцы. Эти болотистые места облюбовали раскольники, о них рассказывают клировые ведомости благочинного. Население немногочисленных разбросанных деревень было смешанное. Переселенцы — карелы — были на положении государственных и дворцовых крестьян в отличие от русских крепостных.
   Деревня состояла из трех «концов», сходящихся на центральной плошали. В XIX веке тут стояли 16 крестьянских дворов: помещика Мозовского — 3 двора, 8 душ мужского пола, 10 женского; помещика Вилькинса — 11 дворов, 34 души мужского, 42 женского пола; помещика Семенского — 2 двора, 5 душ мужского пола, 7 душ женского. Деревня расположена на плоском берегу одноименного озера. Жители уже не помнят ни времени возведения, ни названия, ни повода, в связи с которым была построена часовня. Да и от прежней деревни мало что сохранилось.
Разрез главы часовни.   Большую работу по определению даты постройки проводили искусствовед В.В. Стрелин и специалисты лаборатории естественно-научных методов Института археологии Академии Наук СССР Н.Б. Черных и Л.Н. Гурьева. Теперь можно датировать постройку часовни 50-60 годами XVIII века. Архивные материалы рассказали, что часовня была построена «для выноса умерших тел». Освящена она была, вероятно, 8 ноября (по старому стилю), в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
   Часовня почти квадратная в плане, размером без галерей в 10 аршин (7,5 м), представляет собой клеть с двухскатной крышей и охватывающей с трех сторон галереей. Самцовая кровля с «курицами» и «потоками» имела на охлупне небольшую главку. При выяснении форм и размеров главки исследователи узнали от старожилов удивительные факты.
   В 1960-х годах молодежь деревни сбросила главку с крыши на землю. Обветшалый крест и лемеховое покрытие от удара о землю рассыпались в прах, а взорам сельчан предстала фигурка, вырезанная из дерева и спрятанная от глаз людей все эти столетия. Нам не дано теперь узнать, языческие или старообрядческие верования подтолкнули мастера-строителя на изготовление такой фигурки внутри конструкции главки. Долго ходила эта резная часть главки из рук в руки крестьян, но теперь уже никто не знает, куда она пропала.
   Продороженные тесины кровли опирались на конструкции гульбищ. Ограждение галереи было выполнено с большим вкусом и смекалкой. Угловые столбики имели точеную форму в виде напряженных баляс, такой же формы и средние — плоские, из крупных плах. Важным элементом при обследовании стало наличие сохранившихся следов раскраски архитектурных деталей часовни. Это подтверждает высказывание В.П. Орфинского, что тверские деревянные постройки на севере края так же могли иметь в старину яркую раскраску, как и другие сооружения русского Севера. Отдельно стоящее небольшое сооружение, чтобы принимать на себя большую роль по формированию пространства площади, могло рассчитывать лишь на собственные силы. Отсюда и ее выразительный силуэт, и праздничность декоративного убранства. Благодаря яркой раскраске, детали четко выделялись на темном фоне бревенчатых стен. Балясы, резьба причелин, балюстрада были окрашены в красный и зеленый цвета.
   Два маленьких косящатых окна со ставнями были без стекол. Массивная плотницкая дверь не имела серьезных запоров. Полы и потолки выполнены из колотых и протесанных «пластин». Убранство интерьера утрачено, но, несмотря на повреждения, сохранилось ощущение старины: грубоватая обработка стен, простота в оформлении помещения, следы от существовавшего некогда тябла (полки для икон).
   У позднего, начала XIX века, крыльца была расположена звонница — особое сооружение для подвешивания колоколов. Двухпудовый колокол обычно был укреплен на семиаршинном столбе с двухскатной крышечкой в завершении. В других часовнях, если колоколов было несколько, сооружали более усложненную конструкцию на двух или четырех столбах с навесом.

   
     (По материалам журнала Тверская старина № 9 1994 // Валерий Курочкин. Деревянные часовни.)

     (Фото. № 2 архитектора Кустова А.И., экспедиция-2 КОСНРПМ (1978 г.) по обследованию северо-восточных районов области с целью выявления экспонатов для перевозки в МДЗ в д. Василево под Торжком (семейный архив), из группы в Контакте Православный Вышний Волочёк.)

    


Посмотреть всю карту