Котлован (Липенский-Котлован, Старый Ряд) - Воскресенская церковь
Село Липенский-Котлован, от Твери 180 верст. Древний погост расположен между рекой Съежей и небольшим озером.
В древние Времена территория этого прихода входила в состав большого Егорьевского Удомельского погоста в Илове, что на Сьеже. Постепенно от этого погоста по мере строительства дерквей отделялись приходы, и в конце концов остаток его превратился в Липенско-Котлованский приход.
Церковь Воскресенская, построена в 1798 году, каменная, престола два: главный Воскресения Христова, придельный Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1856 года, метрики с 1790 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Василий Георгиевич Михайловский 48-ми лет, окончил духовную семинарию, в сдужении с 1877 года, связенником с 1881 года, состоял законоучителем земского училища и духовником, награжден в 1894 году скуфьей.
Диакон Павел Иоаннович Соколов 46-ти лет, в служении с 1877 года, диаконом с 1886 года.
Псаломщик Андрей Расцветаев 21-го года, окончил духовную семинарию, в должности с 1900 года.
Церковный староста крестьянин Егор Антонов, в должности первое трехлетие.
Прихожан в деревнях: Старом Ряду, Каменках, Черете, Комарне, Якшине, Фоминском, Князеве, Раткове, Петрове, Баранатом, Астафьеве, Кузминском, Матренине, Сидорове, Лединах, Вакарине, Гаврильцеве, Дивереве - 271 двор (1007 мужчин, 1129 женщин).
В 1915 году служили: Священник Александр Фруктов 44-х лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Воскресенском храме 13 лет.
Штатный диакон Павел Соколов 61-го года, на службе 28 лет.
Псаломщик Константин Шишков 27-ми лет, на службе 6 лет.
Прихожан в деревнях: Старый Ряд, Каменка, Артемьево, Черед, Деверево, Сидорово, Железное, Фоминское, Кузьминское, Комарно, Князево, Астафьево, Ледины, Баранатое, Рятково, Матренино, Якшино, Вакорино, Петрово, Гаврильцево, Пруды, Окульцево, усадьбы: Котлован, Воздвиженское, 11 хуторов - 1197 мужчин, 1302 женщины.
24 апреля 1935 года исполкомом Удомельского районного Совета депутатов Трудящихся принято решение о прекращении колокольного звона в церкви села Котлован.
7 октября 1942 года решением Удомельского райисполкома церковь закрыта как неработающая.
Храм возведен, вероятно, на средства помещиков Зварыкиных. В облике его заметны черты провинциальной новгородской (скорее всего, валдайской) традиции.
Наличники имеют простые рамочные оформления с короткими ушами, редкими для тверской архитектуры того времени, но довольно популярными в новгородской провинции. Не встречаются в Тверской губернии подобные висячие "серьги" на подоконных досках.
Необычен чрезвычайно широкий вынос карниза между окнами первого и второго света, низкая алтарная апсида с высокой кровлей, напоминающей таковую в деревянных храмах, а также грубоватые пилястры, спаренные в колокольне, широкие и уплощенные в четверике и в апсиде.
Простых и даже суровых форм столпообразная колокольня самая любопытная часть в этом храме.
От ограды погоста сохранились полуразрушенные ворота с тремя арками - конца XIX века.
Вид с юго-востока - апсида с крошечной главкой выглядит особенно эффектно и - архаично. Вообще, Воскресенский храм оставляет ощущение построенного скорее плотниками, чем каменщиками. Столпообразная колокольня особенно архаична для конца XVIII века - характерно новгородская, даже для этой области она запаздывает по архитектуре лет на сорок...
В холодном храме сводов не было, а деревянные перекрытия давно утрачены. Еще держится каркас иконостаса.
Живопись создана не ранее начала XX века, и также чрезвычайно провинциальной мастерской, руку которой можно усмотреть в памятнике того же времени - Сергиевской церкви села Русское Пестово соседнего Лесного района.
Близ церкви уцелело семейное захоронение Зварыкиных, чья усадьба расположена неподалеку от погоста
Церковь разрушается. Уже нет купола колокольни, провалилась крыша с главным куполом. С 1997 года котлованские. прихожане приступили к восстановлению церкви.
Котлованская церковь в январе 1978 года. Фото. из архива Александра Герасимова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru. |
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008.; материалам сайта Тверские Своды. )
(Фото. № 1, 2 Владимира Полякова с сайта Тверские Своды, фото. № 3 из архива Александра Герасимова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru.)
12 мая 2018 года в с. Котлован Удомельского района прошёл после долгих лет субботник на колокольне храма Воскресения Христова. В первую очередь он связан с подготовкой к установке первого после десятилетий безбожия креста на купол колокольни. Крест уже доставлен из Вышнего Волочка, где он так же временно занимал место над куполом колокольни до начала активных реставрационных работ на Преображенской церкви. На субботник собрались жители села и энтузиасты из Удомли. Перед началом субботника настоятель храма протоиерей Сергий Тимофеев отслужил молебен и освятил крест. В ходе субботника от многолетнего птичьего помёта освободили колокольню, убрали мусор вокруг храма, а завершилось всё чаем с пирогами. Организатором субботника выступила Римма Михайловна Родионова (г. Удомля).
3 июня 2018 г. для древнего с. Котлован Удомельского района стал особым в его истории. Как поведали нам старожилы села, уже после всех событий, 5 июня 1978 г. с колокольни храма были сброшены шпиль и крест. Три дня местные мужики пилили на колокольне шпиль, попутно прикладываясь к спиртному, хранившемуся в храме, который превратили к тому времени в склад. И вот спустя сорок лет, почти день в день, мы поставили крест на храм и подняли колокол, который впервые в 1930-х гг. заблаговестил на колокольне храма. Идея установки креста на колокольне Котлованской церкви у меня возникла спонтанно зимой этого года - у нас в храме на Пятницком кладбище хранился первый крест, который мы поднимали на колокольню в 2015 г. Теперь у нас стоит постоянный крест. А тут на храме нет креста и никто из местных даже не думает рискнуть залезть на колокольню и попробовать поставить крест! Первым идею поддержал Сергей Кабажов - ключарь храма, затем присоединилась Римма Родионова и верхолаз Сергей Евдокимов. Начинание благословил о. Сергий Тимофеев - приходящий священник Котлованской церкви. Как оказалось у него хранился и колокол для этого храма. Затем был субботник, во время которого местные жители вычистили колокольню от мусора. А потом и день установки назначили - 3 июня. День установки совпал с днём службы в храме, поэтому решили ставить именно в этот день, что бы собрались жители Котлованского прихода. И люди собрались, с самого раннего утра к храму стали стекаться богомольцы. Мы с Сергеем занялись приготовлениями, предстояло не только поднять и установить крест и колокол, но и подлатать и законсервировать кровлю колокольни, убрать деревья. Перед богослужением, под пение тропаря "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим, состоялся подъём колокола, а затем под его звон и креста! Крест возвращался на своё исконное место под ликующий звон колокола! Пусть пока нет шпиля, но, как справедливо заметила Римма, храм без креста, как православный христианин без креста - это проповедь! В подъёме приняли участие местные жители, они же поднялись на колокольню и помогали добровольно там. И вот, наконец, крест поднялся над храмом. Кто-то внизу (а на колокольне все хорошо было слышно) заметил: "Ну, теперь мы под Богом ходим. Смотри, как сияет". День стал клониться к вечеру, работы по кровле подошли к концу, установили небольшой шпиль под крест, залатали кровлю, срубили деревья на карнизах и перевесили колокола. Работу завершили благовестом. Колокольный звон плыл над селом, которое притихло на узкой полоске суши между озером и речушкой. Его не слышало село с 1930-х. Говорят проклятие монахини Марфы, которая видела разорение храмов в селе, то, как сжигали иконы, и сказала: "Не будет вам счастья, пока крест не поставите на место!". У ушла из села с чудотворной иконой Успения Богоматери в глухие новгородские леса. Сегодня старики говорили о том, что проклятье снято - крест на своем месте. Ведь правда, за двадцать лет с того момента, как начались службы в церкви, крест так и не поставили. Не так-то просто оказалось залезть на колокольню и вместо поверженного шпиля снова возвигнуть знамя Христа! Что-то все мешало... Но Господь всему даёт своё время. И теперь крест снова занял свое место над селом, хотя хочется верить, что найдется благотворитель, который сможет воссоздать на храме шпиль, кровлю летнего храма, где гибнут уникальные росписи и иконостас. Но мы верим, Господь не оставит этот храм. Крест будет сиять над ним, а колокол призывать людей на общую молитву.
Денис Ивлев
(По материалам группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.)