Спасс (Спасское, Спасский, что на Низу погост) - Спаса Преображения церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. hram-tver. 2017 г.


   На кладбище при храме - могила известного учёного химика Александра Абрамовича Воскресенского. 

   Погост Спасский, что на Низу, от Твери 50 верст, от Торжка 11 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1804 году, распространена в 1872 году, каменная, престола четыре: в холодной два: средний Преображения Господня, южный Успенской Божией Матери, в теплой два: средний Святителя Николая, южный Великомученика Пантелеймона и Святых Великомучениц Варвары и Параскевы.
   Церковные документы: опись 1868 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1820 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Протоиерей Василий Александрович Невский 62-х лет, студент семинарии, в служении с 1862 года, священником с 1865 года, награжден в 1899 году саном Протоиерея. Священник Александр Александрович Косухин 37-ми лет, окончил духовную академию действительным студентом, священником с 1891 года, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Феодор васильевич Сперанский 41-го года, в служении с 1879 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Иванович Богородский 47-ми лет, в должности с 1885 года.
   Прихожане: 1) Протоиерея Невского - в сельце Бубеньеве, в сельце Миронежье, в деревнях Бубеньеве, Миронежье, Марьине, Можайцеве, Владычне, Клокове, Коноплищах, Бережке, Адрианове, Савинске, Бродникове, Измайлове, Терешкине, в погосте Спасском - 323 двора (1336 мужчин, 1453 женщины). Раскольников 8 мужчин и 16 женщин. 2) Священника Косухина - в погосте Спасском, в деревнях Домославле, Старо-Беркаеве, Ново-Беркаеве, Селихове, Карамыслове, Адрианцеве, Тетерневе, Жданове, Горках, Панике, Галькове, Клякове, Сафонихе, Внукове, Погорелове, Свининкине, Любинях - 307 дворов (1426 мужчин, 1551 женщина). Раскольников 2 мужчины и 1 женщина.
   В 1914 году служили: Священник Александр Косухин 52-х лет, окончил Академию, на службе 23 года. Священник Александр Метлин 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 3 года, в Спасском храме 2 года. Священник-диакон Феодор Спиранский 55-ти лет, на службе 35 лет, в Спасском храме 28 лет. Псаломщик Александр Богородский 59-ти лет, на службе 47 лет. Псаломщик Николай Любимов 28-ми лет, на службе 9 лет.
   Прихожан в деревнях Миронежье, Бубеньево, Можайцево, Владычня, Клоково, Коноплище, Андреяново, Савино, Измайлово, Бродниково, Терешкино, Бережок, Домославль, Бережок, Панино, Сафониха, Внуково, Погорелово, Свининково, Гальково, Кляково, Любиня - 2475 мужчин и 2635 женщин.
   В приходе сей церкви находилось 8 часовен: 1) в деревне Марьине, Преображения Господня, построена в 1854 году, каменная; 2) в деревне Тетерневе, Святителя Николая, построена в 1833 году, деревянная; 3) в деревне Бубеньеве, Святителя Николая, деревянная; 4) в деревне Терешкове, Преподобного Ефрема Новоторжского, деревянная; 5) в деревне Миронежье, Святой Мученицы Параскевы, деревянная; 6) в деревне Измайлове, Знамения Божией Матери, деревянная; 7) в деревне Можайцеве, Святителя Николая, деревянная; 8) в деревне Владычне, Святителя Николая, деревянная.


Фото. Василия Шелемина с сайта http://www.sobory.ru/

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.)

     (Фото. № 1 hram-tver. 2017 г. Фото. № 2 Василия Шелемина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Появление храма в Спасском погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья. В Писцовых книгах 1626/1627 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви – в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна княжна Волкнская, проживавшая в деревне Измайлово. Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресв. Богородицы (южный) и 2 в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный). Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.
   В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.

   
     (По материалам изданий: Позднышева Н. И. Церковная летопись погоста Спасского // Новоторжский сборник. Вып. 1. - Торжок, 2004., Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. - Тверь, 2010. и материалам сайта Спасо-Преображенский храм с. Спас Торжокского района.)
    


Позднышева Н.И.


ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ ПОГОСТА СПАССКОГО


   Текст «Летописи» был подарен в кабинет краеведения Мирновской средней школы 29 августа 2001 года Косухиным Александром Александровичем. Его дед и прадеды были священниками церкви Преображения Господня, что в селе Спас с конца 18 века по 30-е годы 20 века. «Летопись» долгое время хранилась в семье Косухиных.
   Сохранность документа удовлетворительная. Летопись представляет собой рукописный текст, написанный черными чернилами на 35 листах белой нелинованной бумаги (размеры листа 21,5x34 см). На титульном листе имеются исправления, часть слов стерта, оставшийся текст читается достаточно легко. На оборотной стороне титульного листа помещено содержание церковной летописи, указаны номера глав, их название, проставлены номера страниц. Листы между собою скреплены, титульный лист и листы с 32 по 35 оторваны. Листы с 2 по 24 содержат подробные сведения о погосте и его истории, о храме и его строителях, о священнослужителях, прихожанах, знатных людях прихода, о церковно-приходской школе. С 26 листа начинается погодное изложение событий церковной жизни с 1898 по 1907 год.
   «Летопись» была составлена в 1898 году священником Василием Александровичем Невским по просьбе архиепископа Тверского и Кашинского Дмитрия (Самбикина), посетившего Спас в 1897 году. Подробная информация о пребывании владыки в Спасе содержится в Тверских епархиальных ведомостях за июнь 1897 г. Сведения, сообщаемые в «Летописи» были собраны ее автором по крупицам. Невский приводит много преданий и легенд, связанных с погостом Спасским, а также использует некоторые документы, доступ к которым у него был. Хочется верить, что предлагаемый фрагмент «Летописи» будет интересен всем, кто интересуется историей Торжка и его округи.
   Текст «Летописи» приводится с сохранением авторской пунктуации и орфографии за исключением букв, вышедших из употребления.

Текст.
(Кабинет краеведения Мирновской средней школы. КОФ. №13)

(л. 1) Церковная летопись
погост Спасский, что на низу,
Тверской губернии Новоторжского уезда


   (л.2) 1. Погост Спасский, что на низу.
   Недалеко от г. Торжка (10-11 верст) внизу по течению реки Тверды, в одной версте от шоссейной С. Петербургско-Московской дороги, по косогору берега реки в живописном беспорядке раскинулось небольшое селение с обширным величественным храмом, высящимся над селением. Этот храм и селение - погост Спасский, что на низу, - по народному же названию - Спас на Тверце.
   Свое название погост Спасский получил от древней главной церкви, построенной в честь Преображения Господня, и характерную прибавку - на низу от г. Торжка, к которому он, как пригородное ближайшее село, в древности стоял в очень близкой связи. Новоторжский соборный храм устроен в честь Преображения Господня, в погосте Спасском — в честь того же, по течению реки Тверцы последний в отличии от перваго должен был само собою обособиться прибавкою на низу.

   2. Древности погоста.
   О начале существования погоста Спасского не сохранилось ни письменных, ни тем более печатных документов, да и не могло быть о погосте, но сравнительно позднейшия известия заставляют думать, что погост Спасский многого-много древнее их, и что своим началом, если он не современен г. Торжку, то не много моложе его. Так, в выписи из писцовых книг 1626 года значится, что в погосте Спасском было уже две церкви и из них одна теплая; две церкви и особенно теплая в то время, когда и в городах это было редкостью, наводят на мысль, что погост Спасский, чтобы так благоустроиться, должен был для этого много лет просуществовать ранее, чтобы для такого благоустроения собрать редкия тогда и дорогия деньги. За древность погоста говорят и подземныя насельники — покойники, разместившиеся вокруг церкви на большое пространство; кроме кладбища, недавно закрытаго по сплошной населенности покойниками, и вокруг его с двух сторон нередко вешними водами вымываются кости покойников, да и самые дома настоящих священно-церковно-служителей едва ли не стоят на костях древних прихожан погоста.
   В древнем описании г. Торжка Нарбеком упоминается погост Спасский и близ него существовавшая на реке Тверце четыре мельницы, из которых одна принадлежала Новоторжскому Борисоглебскому монастырю.

   3. Исторический памятники в окружности погоста Спасскаго.
   Стоя на двух путях — водном и сухом между Тверью и Торжком - Новгородом, погост Спасский был очевидцем и несчастным участником многих исторических событий: не миновали его татары, громили литовцы, в глазах его или вблизи отбивался Торжок от Твери, видел он полчища Иоанна Третьего и гибельный поход Иоанна Грозного на Новгород, кровью своих жителей запечатлел он эти губительныя и междоусобныя войны. Памятником древних погромов остались три кургана или сопки на (л. 2 об) северной стороне от Спасского храма; одна из этих сопок серединой своей пришлася под канаву, окружающую новое кладбище; первой же весной по прорытии канавы, ее очень размыло водою и из сопки вымыло несколько человеческих костей, которыя длинною своей отличались очень от обыкновенных, почти на ¼ аршина.
   Исторически звучат названия некоторых местностей близ Спасского погоста: на юг близ крестьянских сараев течет водопадистый ручей в реку Тверцу с громким историческим именем «Переяславец»; против Спаса за Тверцой высится, вся усыпанная камнями, буграми и впадинами Княжинская (Княщинская) гора и вокруг нее местность с названием Княщино; на четыре версты ниже Спаса на противоположной стороне Тверцы виднеются насыпи и камни, народом называемыя Могилки. - Был ли монастырь там или приходская церковь с кладбищем, или кости убитых в многочисленных боях в этой местности, неизвестно.

   4. Народное предание о бывших некогда крестных ходах
   из г. Торжка в погост Спасский.

   Что погост Спасский в древности стоял в более близкой связи с г. Торжком и имел к нему особенное отношение, об этом в нем хранится следующее предание у Спасских прихожан: в так называемую десятую пятницу по Пасхе некоторых деревни Спасского прихода и теперь празднуют и поэтому случаю бывает у Спаса торговля пряниками и другими лакомствами народными, в старину же, в этот день, есть говор народный, совершался из Торжка к Спасу крестный ход на лодках, новоторжские купцы на этот день и следующие дни со своими товарами переселялись к Спасу, а за ними и другие богомольныя жители; от Спаса же крестный ход возвращался уже сухим путем по старой большой дороге в сопровождении причта и икон из Спасской церкви до часовни, стоявшей на большой дороге против деревни Внуково, откуда, по совершении краткой литии Спасский крестный ход возвращался назад, а городской продолжал путь до города. Покойный протоиерей Новоторжской Клементьевской церкви П.А. Чиримов, уроженец погоста Спасского, бывши благочинным над своим родным селом, однажды в разговоре передавал, что когда он учился в Новоторжском духовном училище, отец его и урожденец, и священник погоста Спасского, проводя его в Торжок и из Торжка, не раз указывал ему по старой Петербургско-Московской дороге против дер. Внуково место, на котором прежде стояла часовня; до этой часовни, по словам его отца, Спасский причт провожал крестный ход из Торжка, приплывавший к Спасу в десятую пятницу на лодках.

   5. Народная легенда о погостах Спасском, Семеновском и Петропавловском.
   Глубоко верующий русский народ в бедах и несчастиях, которых на долю его выпадало немало, всегда прибегал к небесной помощи и по вере своей нередко получал ее; по младенческой простоте своей невидимую помощь Божию он старался приурочить к каким-либо видимым и осязаемым предметам; отсюда произошло немало народных религиозных легенд.
   В прежнее время, до существования железных дорог на Руси, по Тверце в больших размерах существовало судоходство; каждое лето проходило несколько 1000 барок и других судов; в некоторых местах реки, в порогах и косах, подымаемы были с большим трудом и бедным коноводам не мало доставалось ругани и даже побоев от береговых грубых солдат, утешением и облегчением в скорбях для них только была молитва к Господу и св. Его угодникам; такие именно места на реке существовали около погостов (л. 3) Спасскаго, Семеновскаго и Петропавловскаго; много здесь приходилось лить слез пережить горя беднякам коноводам, много молитвенных слезных выдохов неслось к видимым на берегу храмам, много клалось крестных знамений и земных поклонов к мелькавшим еще издали главам и крестам церковным, и вот в младенчески простых умах народа мало помалу сложилась такого рода легенда, которую мне приходилось слышать от Спасских прихожан: «Однажды шли по берегу Тверцы Спас Милостивый, Петр и Павел, и Семен Святой, и видя в некоторых местах эти мучения коноводов, возжелались за бедных мужичков, и возговорил Спас Милостивый Петру-Павлу и Семену Святому: ”Нужно помочь бедным мужичкам православным крестьянам!” И поселились с тех пор на Тверце Спас Милостивый перед Паницким порогом, Семен Святой выше перед Вешняковым порогом, а Петр-Павел ниже на косе, и с тех пор коноводам в этих местах куда стало легче».

   6. Обширность в древности Спасскаго прихода и впоследствии от него
   образовавшиеся новые приходы.

   Приход Спасский, замечательный и ныне обширностию и многочисленностию прихожан, в древнее время, несомненно, простирался на несравненно большее пространство; некоторые окружающие его села имеют позднейшее происхождение и, можно думать, суть как бы дети, отделившиеся от Спасскаго прихода; по крайней мере два села - Сергиевское и Рай, если не в целом составе, то частями главными состояли в Спасском приходе и получили отдельное существование, прежде Сергиевское, благодаря г. Шишкову, потом Рай, благодаря одному из Глебовых-Стрешневых. И Шишков, и Стрешнев образовали отдельные приходы из своих крепостных крестьян. Оба села - Сергиевское и Рай в простонародье еще доселе не утратили названий - Выставка, какое название обще присваивается новооткрытым селам. По исследованию г. Панкова (Богословск. Вестник 1898), выставками назывались в старину новые села, приписныя к главному погосту и находившиеся от него в зависимости. Еще до сих пор деревня Марьино, стоящая на шоссе, принадлежит двум приходам, а года 3-4 тому назад трем приходам: бывшия (крестьяне) Шишкова к селу Сергиевскому, Глебова-Стрешнева к Раю, Аршеневскаго или Измаильскаго к погосту Спасскому; во всех деревнях праздники общие. Не далее 40 лет тому назад, причты Сергиевскаго и Рая, хотя раз в год - 6 августа — открытым образом свидетельствовали за прихожан свое сыновнее почтение к старейшему погосту Спасскому, от котораго они возродились. В день Преображения Господня совершался крестный ход из погоста Спасскаго в деревню Марьино, и этот крестный ход на мосту через реку Логовежь встречали с крестами и иконами причты Сергиевский и Райковский, после чего крестный ход уже соборно продолжал свое шествие до часовни деревни Марьино. Здесь соборно совершали молебен празднику и водосвятие, а за тем уже каждый причт с крестами и иконами обходил вокруг принадлежащую ему часть деревни и потом совершал служение молебнов по домам прихожан. К сожалению, это братское и истинно христианское общение трех приходов прекратилось, вероятно, по гордости и каким-либо людским капризам.

   7. Троицкое, по преданию, принадлежавшее панее погосту Спасскому.
   Вблизи дер. Андрияново и Беркаево, принадлежащих приходу Спасскому, имеется огромная лесная дача в 500 слишком десятин. Которая носит название несвойственное дачам частных владельцев, она называется Троицкое. Молва народная с этим именем (л. 3 об) соединяет предание, очень свойственное названию. Среди пустоши находится возвышенное место, на котором заметны следы построек и жилья, равно заметны бугорки с камнями, как бы давнишния могилки; здесь была церковь во имя св. Троицы, приходская ли она была, или монастырская, в сознании народном по давности лет затерялось, но зато создалась легенда, общераспространенная в народе относительно мест, освященных прежде существовавшими на них церквами. Многими, случайно остававшимися на этом месте в ночь, слышан был колокольный как бы подземный звон, церковное служение и заупокойное пение. Вместе с этой легендою Спасские прихожане говорят, что Троицкое прежде принадлежало Спасской церкви; эту легенду и предание мне приходилось не раз слышать от покойной, очень религиозной старушки, проживавшей в дер. Андрияново Е.Я. Перской, приходилось слышать и от многих старцев крестьян. Очень возможно, что Троицкое, был ли то монастырь или приходская церковь, после погрома татарского или разорения литовского разграбленное и сожженное, было приписано к погосту Спасскому со всеми землями и пустошами, и потом, с течением времени, отвоевали или насильно, или крючкотворством, в частныя руки, ведь в былыя времена много церковных и монастырских земель, по простоте наших предков утекло в руки завидущим; не мудрено и Троицкому по преданию принадлежавшему прежде Спасской церкви, перейти в частныя руки; от Спасской церкви не одно Троицкое утекло; утек и лог Бережок за Тверцою, принадлежавший по писцовым книгам Спасской церкви, сохранились только названия церковныя: Попов лог, очень широкий и Дьяконов ручей, очень долгий. Некоторым подтверждением предания, что Троицкое прежде принадлежало Спасской церкви, может служить праздник св. Троица. На этот великий праздник, всюду торжественно празднуемый, в Спасскую церковь почему-то особенно собирается много народу не из своего только прихода, но и из соседних приходов, а прежде собиралось, говорят, несравненно большее множество; был прежде в церкви особенный образ св. Троицы в серебряном окладе очень древний и очень почитаемый, но от времени и старости полинял и затерялся. Не умеют русские ценить и хранить даже древние святыни.

   8. Отделение от Спасского прихода в настоящее столетие двух деревень.
   По дальности расстояния от Спасской церкви в настоящем столетии отделились две деревни и присоединились дер. Парнево в 1844-м к селу Климову и в 1864 году, дер. Сельцо к погосту Рай.

   9. Село Тетеревье или Тетеплево, присоединенное к Спасскому приходу.
   Между деревнями, принадлежащими к Спасскому приходу, одна носит странное для деревни название: село Тетеревье или Тетерлево. Эта деревня в старину действительно была самостоятельным селом и присоединена к приходу Спасскому вероятно около половины 18 столетия, по следующему, как говорит предание, обстоятельству. Когда вышел указ от Правительства, чтобы к каждой приходской церкви нарезана была прихожанами узаконенная пропорция земли, три помещика, жившие в селе Тетерлеве, заспорили из-за надела церкви землею и ни один из них не хотел поступиться для церкви ни одним клочком своей земли; почему Духовное начальство, уничтоживши самостоятельность Тетерлевского прихода, приписали село к Спасскому приходу; церковь Тетерлевская по ветхости упразднена и на место оной устроена часовня; близ часовни еще доселе заметны бугорки-могилки прежде усопших прихожан Тетерлевских; в часовне не мало древностей из прежде существовавшей церкви; из обзора древностей церковных видим, что церковь Тетерлевская была о двух престолах, так как между иконами хранятся двое царских дверей. Опишу эти древности в должном порядке:
      (л, 4) 1. Царския двери вышиною около 2 аршин, разделены резным штапиком на три части в верхней изображен образ Благовещения, во 2 и 3 частях образ Евангелистов.
      2. Царския двери вышиною 1 и три четверти аршина - разделены на две части, в верхней части образ Благовещения, внизу на правой половине образ Святителя Иоанна Златоустаго, на левой Святителя Василия Великаго.
      3. Образ архидиакона Стефана с двуперстным сложением, служивший северною дверью.
      4. 8 икон двухярусных - вероятно местных, в верхних ярусах двунадесятыя праздники.
      5. Образ св. Троицы, изображенный очень своеобразно:
        Господь Саваоф в виде древнего старца, внутри Его Господь Иисус Христос в виде довольно молодаго человека, внутри Его Святой Дух в виде голубя.
      6. Образ Николая Чудотворца с молитвой на толстой синеватой бумаге, как-будто писаный тушью от руки.
      7. Очень древний образ входа Господня в Иерусалим.
      8. Образ Скорбящей Божией Матери в металлической ризе с надписью, которая написана безграмотно так: умиление и посещение Господь страждующим.
      9. Хоругвь, образ написан на грубом ушпаклеванном холсте, вставленном в деревянную грубо окрашенную раму с петлями которыми она соединена с длинным деревянным шестом; на одной стороне изображен св. Николай Чудотворец, на другой св. Архангел Михаил.
      10. Древний Образ Казанской Божией Матери в серебряном венце, по бокам изображены чудеса.
      11. Образ св. Николая Чудотворца с изображением чудес древний, поновлением испорченный.
      12. Часть нижняго яруса иконостаса с надписью местами слупившейся: «сотворен сей иконостас в церкви <в тексте пробел> Чудотворца, что в Тетеревье по обещ <в тексте про6ел> ка Льва Федоровича Свечина
         40 году,
         30 году»1

   10. Древния церкви и древния жильцы погоста Спасскаго
   по выписи из писцовых книг.
   По выписи из писцовых книг писца Володимира Полтинина и подьячего Ивана Федорова 134 и 135 год.

(Точная копия из выписи.)

   «В Спасской волости в церковных землях написано: погост Спасский на низу на Тверце на реке на Государеве Ц(а)реве и великаго князя Михаила Феодоровича всея России земле, а на погосте церковь Преображения Господня деревянная верх клетцы теплая да церковь Успения Пресвятыя Богородицы деревянная клетцы, а на погосте во дворе поп Кирила Григорьев, во дворе дьячок Петрушка Кирилов, во дворе пономарь Емеля Кирилов, во дворе просвирница Марьица, да церковных бобылей во дворе вторышка Иван, во дворе Микитка Федоров, во дворе Томилка Иванов, во дворе Степанка Афанасьев, во дворе Иванка Яковлев. Пашня пахотныя церковныя худыя земли десять четвертей перелогу и лесом поросло, двадцать четвертей в поле, а в двух потому же сена двадцать копен. И та церковная земля против приправочных книг (л. 4 об) в сошное письмо не положено. Да того же погосту церковныя земля две трети пустоши Кужелева запустела от поветрия пашня перелогом и лесом поросло, — девяносто шесть четвертей в поле, а в двух потому же, да тому же, погосту лог за рекою за Тверцою Бережок, а дана сия с писцовых книг Новоторжского уезду Спасской волости погоста Спасскаго попу Григорью Петрову да попу Андрею Федорову с церковными причетники на их церковную землю по их челобитью и по помете на выписке дьяка Димитрия Федорова для церковнаго владения во 172 году2; у подлинной выписи пишет тако: дьяк Анисим Невежин, справил Иванко Андреев».
   На много дум и мыслей наводит эта выпись: где стояли церкви? И места их стояния не сохранились в памяти народной. На южной стороне ограды, в близь дороги, виднеется место, покрытое старою известью, битым кирпичом и щебнем в сажени 3 квадратных, по другую сторону дороги такое же замусоренное место около в сажень длины; церкви ли стояли на этих местах или какия другия постройки, неизвестно.
   У попа Кирила Григорьева оба причетника Петрушка и Емеля - Кириловичи - не родные ли дети его?
   На церковной земле сидят пять церковных бобылей и земля, которою они совместно с притчем владеют, в сошное письмо не положено, кто все они?
   Вернее всего думать, что Петрушка и Емеля дети о. Кирилла, а церковныя бобыли - боковая линия того же Спасскаго причта. Еще и теперь наше духовенство довольно крепко цепляется за отцовския места, а в прежния времена это стремление было еще сильнее. У наших предков не было гордаго стремления вперед и выше, а было стремление хоть беднейшее местечко занять да около родных отца-матери. У пишущаго эти строки был дед, блистательно окончивший все мудрыя курсы семинарии, и как лучший оставлен был лектором при семинарии, - академий тогда не было, и лектора могли в будущем ожидать почетныя места города, но у лектора к несчастью умер отец, дьячок беднейшаго села, и лектор предпочел все будущие почести хоть бедному, но родному гнезду. Так было уже в школьныя времена, что же сказать о временах дошкольных безграмотных. Тогда вся семья духовная старалась остаться около роднаго гнездышка, лишь бы дали клочок земли для пропитания. У Спасскаго причта в старину земли было огромное количество — все 358 четвертей хлеба пахотной, да логовая за Тверцой, зачем было других мест искать? Паши, сей и кормись с благословения своих батюшек. И вот во время написания писцовых книг сидело пять церковных бобылей, а теперь от них расплодились 24 двора у Спаса и 25 дворов в Бродникове, куда часть Спасских была вывезена сто лет тому назад. Спасския бобыли, пока родныя были из причта и пока их было не много, владели церковной землей безплатно, но потом, когда размножились, они обязаны были отбывать для причта все большия страдныя работы, даже тогда, когда уже вместе с монастырскими крестьянами отнесены были в государственныя и за церковную землю стали платить подать в казну. Один очень почтенный и древний старичок, давно уже умерший, при начале моего священства, говорил мне, что он очень хорошо помнит, когда Спасские крестьяне обязаны были работать на причт, для этого все крестьяне были поделены были между членами причта подоходно, и наш дом, по его словам работал на дьякона. Но потом времена переменились; под прикрытием своего нового начальства — окружных голодных старшин, крестьяне вышли из обязательных отношений к духовенству, наоборот, при существующей доселе чрезполосности владения стали запускать свои руки в доли земли им не принадлежащия. (л. 5) Да и земли-то стало много меньше прежняго, в общем владения причта и крестьян, - всего 182 десятины, что далеко не равняется 358 четвертям, а за Тверцою лог Бережок только названиями своими напоминает о былой принадлежности церковным служителям.

   11. Ныне существующая церковь в погосте Спасском, и ея постепенное благоустройство.
   Ныне существующая церковь в погосте Спасском каменная. Начата построением в конце прошлаго столетия, по благословению Преосвященного Павла II-го, и окончена в 1804-м году.
   В построении церкви самое деятельное и плодотворное участие принимали Храмоздательницы оной, вдова дворянка Екатерина Ивановна г-жа Перская и младшая ея сестра девица Пелагея Ивановна княжна Волконская, проживавшая в дер. Измайлово; все небогатыя средства свои они без сожаления тратили на постройку церкви и, когда не хватило денежных средств, они не пожалели своей родовой пустоши под названием Ожигово, продали ея и на вырученныя деньги достроили церковь. Церковь Спасская — продолговатая в виде корабля с обширным величественным куполом, построена в итальянском стиле, длина ея с притвором 8 сажен, ширина 7 сажен; при ней трехъярусная колокольня; покрыты были — церковь и колокольня тесом, в том же 1804 году в притворе был освящен престол во имя Святителя и Чудотворца Николая; в холодной же церкви три престола в ряд освящены были в 1806-м году Тверскаго кафедральнаго собора священником Петром Семеновым, — средний во имя Преображения Господня, южный во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный во имя Преподобного Александра Свирского. В холодной церкви иконостас был устроен по тогдашняму времени очень роскошный, с резными херувимами и серафимами и вызолоченный; средния царския двери и две местные иконы, хранящиеся доселе, украшены разнообразными узорами и сиянием из золоченой английской жести; в притворе очень тесный алтарь устроен был в северном углу и огражден иконостасом самым простым с старинными разнаго размера закоптелыми иконами, вероятно снятыми из прежних деревянных церквей.
   После смерти благочестивых Храмоздательниц Спасской церкви, в Спасских церковных старостах и причте, как видно из церковных документов, не проявлялось особенной заботливости о благоустроении храма; с 1806 года по 1848 год совершена только одна капитальная работа по церкви — в 1824 году церковь и колокольня покрыты железом. Между тем теплая церковь до того была тесна, мрачна и грязна, что по словам старцев, помнивших ея несовершенство, скорее походила на какой-нибудь подвал или погреб, чем на храм Божий; и вообще — все внутреннее и внешнее положение церкви требовало скораго исправления и улучшения. На такое запущенное положение церкви обратил внимание один добрый дворянин прихожанин покойный Евгений Сергеевич Карамышев, и, принявши на себя звание Строителя церкви, а потом и церковнаго старосты, энергично принялся за постепенное устроение и благоукрашение ея.
   В 1848 году им распространена теплая церковь Св. Чудотворца Николая прибавлением к ней нижнего яруса колокольни, устроены новые полы и верхние накаты, при чем св. алтарь устроен посредине (л. 5 об) под входной аркой в холодную церковь, на собственныя средства устроен очень ярусный под мрамор иконостас с художественно написанными иконами; к колокольне пристроена паперть каменная с двумя выходными крыльцами и ступенями из белого Старицкого камня.
   В 1851-53 годах устроена новая кругом кладбища каменная ограда с 4-мя по углам каменными башнями, оштукатурена, покрыта тесом с окраскою онаго масляною краскою.
   В 1856 году в холодной церкви устроены новые полы, вдоль западной стены обширные хоры и новый роскошный иконостас с новыми иконами, блестяще вызолоченный четырехъярусный с золотыми колоннами; купол и стены храма украшены художественной орнаментовкой, св. престолы новые из кипариса; освящение храма совершал Преосвященный Гавриил в том же 1856 году, при чем св. престол на северной стороне освящен во имя св. великомученицы Параскевы. На все устройство холодного храма и его освящение употреблено было не менее 10 тысяч рублей, из них не малая доля издержана строителем из собственных средств.
   В 1859 году надстроен 4-й ярус на колокольне и поставлен высокий винтообразный шпиль из белаго английскаго железа.
   В 1872 году распространены холодныя и теплыя церкви в ширину с северной и южной сторон на 6 сажен, теплыя на столько же в ширину, а в длину обе на 11 с половиной саженей.
   В 1877 году заказан для теплой церкви новый иконостас и в том же году 21 августа благопопечительный и энергичный строитель и староста церкви, Евгений Сергеевич Карамышев, скончался.
   В 1878 и 1879 годах новый иконостас, при новом старосте Александре Яковлевиче Перском, устроен и поставлен в теплой церкви, устроен новый престол из кипариса и алтарь расширен; освящение совершено в 1879 году проиереем Новоторжского Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчининым.
   В 1881 году приняла на себя попечительство о церкви супруга усопшаго строителя Е.С. Карамышева, Елизавета Васильевна Карамышева и с полным усердием и любовью с того времени и доселе, постоянно заботится о благоустроении и благоукрашении св. церкви, не щадя и собственных средств на это святое дело.
   В 1882 году переделаны все полы, верхние накаты и крыша в теплой церкви.
   В 1885 году вызолочен на полимент иконостас теплой же церкви.
   В 1887 году устроены новые полы в холодной церкви, при чем св. престол во имя св. великомученицы Параскевы за теснотою был упразднен.
   В 1888 году устроен в южной стороне теплой церкви новый престол во имя св. великомученика и целителя Пантелиймона и св. великомучениц Варвары и Параскевы; освящение совершено в том же году протоиереем Новоторжской Климентовской церкви П.Л. Чиримовым.
   В 1889 г. попечительницею церкви на собственный счет устроен в южной пристройке холодной церкви, под которой в каменном склепе похоронен ея супруг, строитель и староста церкви Е.С. Карамышев, роскошный из американскаго ореха иконостас работы известного Московского художника Астафьева, и в верхнем ярусе иконостаса помещены шесть ея семейных икон, из которых пять в серебряных золоченых ризах, весь иконостас с иконами стоит не менее тысячи рублей.
   (л. 6) В 1890 г. в северной пристройке холодной церкви иконостас из американскаго же ореха по образцу иконостаса южной пристройки.
   В 1894 году прочищен и промыт с поновлением местами позолоты иконостас в холодной церкви и покрыт новым малиноваго цвета колером; иконы также промыты и покрыты лаком.
   В 1899 году прочищен и промыт с поновлением местами позолотою иконостас в теплой церкви и покрыт новым сиреневаго цвета колером, иконы все промыты, некоторые поновлены и покрыты лаком.
   Таким образом, благодаря энергичному усердию, заботливости и усердию покойнаго строителя церкви Евг. Серг. Карамышева и его благопопечительной супруги, доныне здравствующей. Елиз. Вас. Карамышевой, Спасская церковь как внутри, так и снаружи, приведена в самый благоустроенный и благолепный вид.

_________________

   1 Цифры 40 и 30 переданы буквам М, Л под титлами.
   2 Цифры, указывающие год, переданы буквами под титлом: РОГ. Имеется в виду 7173 год от сотворения мира, от Рождества Христова - 1665.

   
     (Источник: Позднышева Н. И. Церковная Летопись погоста Спасского // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 1 / Отв. редактор В.В.Кузнецов; составитель, научный редактор П.Д. Малыгин. - Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2004.)

    


Посмотреть всю карту