Красное (Архангельский, что при Осуге погост) - Михаило-Архангельская церковь
![]() |
Погост Архангельский, что при реке Осуге, от Твери 80 верст, от Торжка 20 верст.
Церковь Михаилоархангельская, построена в 1864 году, каменная, престолов три: главный Казанской Божией Матери и Архистратига Михаила, правый Святителя Николая и Святого Великомученика Георгия, левый Святого Пророка Илии и Святых Апостолов Петра и Павла.
Церковные документы: опись 1864 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1827 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Сергий Николаевич Прилуцкий 30-ти лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1897 года. Диакон Иоанн Стефанович Казанский 44-х лет, в служении с 1873 года, диаконом с 1891 года. Псаломщик Алексей Иванович Морковин 64-х лет, в должности с 1854 года.
Прихожан в погосте Архангельском, в деревнях Перцове, Мишкове, Якшине, Соколове, Ступневе, Подольневе, Фомине, Степанкове, Борыкове, Рудникове, Горощине - 395 дворов (1013 мужчин, 1254 женщины).
В 1914 году служили: Священник Сергий Прилуцкий 47-ми лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Михаилоархангельском храме 17 лет. Штатный диакон Иоанн Казанский 59-ти лет, на службе 23 года. Псаломщик Михаил Белюстин 33-х лет, на службе 13 ле, в Михаилоархангельском храме 8 лет.
Прихожан в деревнях Перцево, Мишково, Якшино, Соколово, Ступнево, Подольное, Фомино, Степанково, Борыково, Рудниково, Горощино - 973 мужчины и 1187 женщин.
В приходе сей церкви находились три часовни: 1) в деревне Рудникове, Святителя Николая; 2) в деревне Якшине, Святых Апостолов Петра и Павла; 3) в деревне Горощине, Святого Великомученика Георгия, - все деревянные.
С 1955 по 1974 год настоятелем храма служил Алексей Андреевич Злобин, ныне настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Городня-на-Волге.
![]() |
(По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июнь 2014 г. Фото. № 2 из архива Михаила Мещанинова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Село Красное – Архангельский погост (с сокращениями)
Старинный пятикупольный храм с главным престолом, освещенным в честь Архангела Михаила и иконы Божией Матери Казанская и двумя боковыми приделами: правым- в честь свт. Николая чуд. и вмч. Георгия Победоносца, левым- в честь св. апостолов Петра и Павла и св. пророка Илии и каменная колокольня возвышаются над полями.
Внутреннее убранство храма поражало стариной. Иконы, свечной ящик, подсвечники и даже помянники были настолько древние, что казалось мы попали в девятнадцатый век. Одетые старомодно прихожанки поправляли свечи… Шла служба, но ожидание таинственности не покидало нас.
До 1917 года село называлось Архангельским погостом, что при реке Осуга. Когда-то в старину здесь существовал монастырь, но был закрыт во времена Петра I. В документах за 1624 год описывается собор Архистратига Михаила с деревянным приделом свт. Николая чуд. и летняя деревянная церковь, а так же две кельи при соборе. Церкви в те времена принадлежала пахотная земля, луга и леса близ погоста.
В 1624 году Архангельский погост входил в состав Червицкой губы Чуриловской волости Ржево-Володимерова уезда, куда эта территория была переведена из Новоторжского уезда в более раннее время.
В конце XVIII века погост Архангельский вместе со всей Чуриловской волостью был переведен обратно в состав Новоторжского уезда, а вскоре с упразднением Чуриловской волости вошел в состав новообразованной Никольской волости.
В 1846 году была составлена опись Михайловской церкви и её имущества. Здесь отмечается, что деревянная церковь Архистратига Михаила на каменном фундаменте построена в 1757 году силами («тщанием») прихожан на месте, видимо, сгоревшего или разрушившегося от старости храма. Кроме церкви, в 1757 году была построена колокольня.
В те времена к храму относились 3 часовни. Первая – в деревне Горощино во имя св. вел. Георгия Победоносца, «построена на выгоне неизвестно когда». Вторая – в дер. Якшино во имя св. ап. Петра и Павла «деревянная, крепкая, построена неизвестно когда». Третья – в дер. Рудниково во имя свт. Николая, «в версте от деревни, деревянная, крепка».
В настоящее время часовни не сохранились, но святой целебный источник в честь св.ап. Петра и Павла по-прежнему бьет ключом, напоминая нам о святости этих мест.
При этой деревянной церкви с 1859 году строится новая каменная с колокольней. В церковной ведомости за 1910 года сказано: «Церковь построена в 1864 году тщанием госпожи Измалковой и купца Краснопёрова при помощи прихожан. Их в то время было: мужчин - 988 человек, женщин – 1205 человек. Деревни, относящиеся к этому приходу Перцово, Мишково, Фомино, Степанково, Борыково, Рудниково, Горощино».
Основной вклад в строительство сделала помещица деревни Мишково (расположенной в 3-х верстах от Архангельского) Анна Васильевна Измалкова – супруга генерал-майора. По преданию, она отличалась набожностью, в отличие от её мужа. До сих пор на литургии в храме за неё возносится молитва «о упокоении души приснопамятной строительницы храма сего Анны». Во времена революционной смуты её прах был перенесен из семейного склепа и захоронен в стене церковного подвала.
По преданию, А.В.Измалкова несколько раз снилась прихожанам и просила перенести её прах из фамильного склепа. Клирики исполнили её просьбу. Вскоре склеп был вскрыт, могилы разорены. Сабля её мужа и мундир, в котором он был похоронен, использовались в школьных спектаклях (со слов Александры Федоровны Ермолаевой. Она в это время вела уроки пения в Красносельской школе).
После революции в 1937 году храм был закрыт, но не разграблен. Во время войны 1941-1945 гг. в нем был склад медикаментов, т.е. это был стратегический объект. Немецкие самолеты летали над этой местностью, но храм чудом оставался цел.
Олег Петрович, внук Александры Федоровны Ермолаевой рассказывал - она пела в храме с 7 лет, всего 80 лет. Их семья во время войны жила в доме, ближайшем к церкви. Неожиданно в небе показались немецкие самолеты. Конечно, если они летели бомбить храм, как стратегический объект, то разбомбили бы, наверняка и ближайшие дома к нему. В одной из комнат дома (в детской) стояла большая храмовая икона преп. Серафима Саровского. Александра Федоровна сказала внукам, чтобы они молились перед ней. Как потом стало известно, немецкие летчики неожиданно увидели нашу военную автоколонну. Видимо, они решили не рисковать (их могли бы сбить) и повернули обратно.
С 1898 году и некоторое время после революции в храме служил Сергей Николаевич Прилуцкий, родственник (двоюродный брат) митрополита Николая Ярушевича. Митр. Николай, будучи студентом Петербургской семинарии, приезжал в село Красное к родственникам и пел на клиросе.
После войны матушка о. Сергия Прилуцкого помогала ходатайствовать об открытии храма. Благодаря её родственным связям с митрополитом Николаем, храм был снова открыт в 1946 году. После открытия в 1947 году настоятелем храма был прот. Константин Бениволенский, 19 лет с 1955г. по 1974г.- настоятелем являлся о. Алексий Злобин, а с 1974 по 1999 – о. Леонид Новиков. С 1999 по настоящее время настоятель храма о. Сергий Шибалов.
Е.К. Басова
(По материалам Елизаветы Басовой с сайта Проза.ру.)
Церковь Михаила архангела Червинскаго стана на погосте на реке Осуге, 184 г. дани 27 алт.
132 и 133 г. г. в Чуриловской волости в Черницкой губе царя и великаго князя погост Архангельской, на реке на Осуге, а на погосте церковь собор архистратига Михаила да предел Николы чюдотворца древян клетцки, церковь и в церквах образы и книги и колокола строенье приходных людей: на погосте ж во дворе поп Максим Акимов, во дв. дьячек Микулко Дмитриев, двор пономаря Андрюшка Федоров, во дв. проскурница Натальица Дмитриева, да бобылей нищих две кельи; пашни паханые поповы и дьячковы и пономаревы середние земли четыре четверти, перелогом и лесом поросло шестнадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Осуге на лугу под погостом пятнадцать копен, лесу пашеннаго две десятины, да непашеннаго лесу три десятины.
184 г. августа 26 дня подана (св. патриарху) к подписке Новоторжской приписи церкви Михаила Архангела, что на реке на Осуге, грамота попа Афанасья Васильева.
По переписным ржевским книгам переписи Селижарова монастыря игумена Евфимия 185 г. у Архангельской церкви 2 дв. поповых, да в приходе двор помещиков, 46 дв крестьянских, 5 дв. бобыльских, пашни церковныя земли 4 чети, да перелогом и лесом поросло 16 чети в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Осуге, на лугу под погостом 5 копен.
В 1703 г. по переписи Воздвиженскаго монастыря игумена Александра у показанной церкви находились: два священника да в приходе 3 дв. помещиковых, 50 дв. крестьянских; пашни 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен.
186 г. в Ропочевской волости: "погостъ на реке на Осуге, а на нем церковь архистратига Михаила, у церкви во дв. поп Сидор Максимов, во дв. дьячек Алешка Сидоров, во дв. пономарь Федка Степанов, во дв. просвирница Акулиница, да на церковной земле живут за попом Сидором 5 дворов бобылей, в них 12 челов.".
1709 г. к Архангельской церкви определен во диакона Матвей Евсигнеев, который входил в синод. казенный приказ с прошением, объясняя, что он посвящен во дьякона к той церкви на место бывшаго дьякона Зиновья Андреева, а дьяконская земля разделена между попами и причетниками, потому что многое время дьякона не было, и просил о выделе земли на дьяконскую часть. По этому прошению последовало распоряжение: Селижарова монастыря игумену послать указ, велеть владеть землею и сенными покосы дьякону, который определен к той церкви по мирскому челобитью, и разделить ту землю между попами с причетники, против прочих церквей, как довлеет. (Патр. пр. вязка 2 № д. 48; кн. 223, л. 14 об.).
1710 г. в Репочевской волости церковь архангела Михаила, в приделе Николая чудотворца, да другая церковь св. пророка Илии деревянныя на погосте Архангельском; при церквах во дв. поп Евгений Афанасьев служит у той церкви в попах со 194 году; у него сын Матвей у той же церкви во дьяконах; во дв. поп Григорий Иванов служит в попах у той церкви с 1708 года; во дв. дьячек Максим Сидоров; во дв. дьячек Корнила Афанасьев; во дв. пономарь Никита Федотов. Данных денег и др. сборов платят они с той церкви на год всего по рублю 26 алт. 4 деньги.
К той церкви дано по указу великих государей на прокормление попу с причетники земли по писцовым книгам 7132 и 7133 гг. пашни паханой перелогом и лесом поросло 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, пашеннаго леса 3 десятины, да непашеннаго лесу 3 десятины, сена 15 копен на реке Осуге. (Переп. кн. 12377, л. 1502).
1712 года, ржевскаго уезда, Новоторжския приписи церкви архангела Михаила на вдовом попе Иване Сидорове, что он постава на свое место в попы сына своего Григорья и в ставленическом столе дал скаску с подкреплением, что ему по поставлении сына своего у той церкви впредь не служить, а после того чорным своим челобитьем взял патрахельную памят, доправлено на нем попе пени по 2 указам 7 р. 4 ал. 2 ден. (Патр. пр. кн. 218, л. 571 об.).
1713 г. марта 9 дня, на попе Григорье Архангельской церкви за то, что он великаго государя указу учинился противен, взять пени 5 руб.; а дьячка за то, что в Светлое Христово Воскресение в утреннее пение во время целованья св. икон учинил мятеж и становился выше дьякона Матвея, учинить монастырское смиренье, бить шелопами нещадно для того, чтоб впредь иным церковником так было делать неповадно (Патр. пр. св. 2, № д. 66).
В настоящее время (1895 год) состояние сей церкви таково:
Новоторжскаго уезда погоста Архангельскаго на реке Осуге церковь во имя архистратига Михаила.
1) Построена в 1864 г. г-жей Измалковой и купцом Красноперовым, при помощи прихожан.
2) Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка.
3) Престолов три: главный в честь Казанской Божией Матери и св. архистратига Михаила, по правую сторону во имя свв. чудотворца Николая и великомученика Георгия; по левую во имя свв. пророка Илии и апостолов Петра и Павла — теплые.
4) Утварью и ризницею достаточна.
5) Причта — священник, диакон и псаломщик.
6) Земли 77 дес. 1857 кв. саж., из коей 3 десят. усадебной, 61 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной и 3 дес. 1857 с. неудобной.
7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
8) Жалованья 164 р. 64 к.; дохода — 298 р.; процентов 56 р. 64 к. Церковь вносит процентнаго сбора 60 р., на дух. учил. 24 р. 70 к.
9) Разстояние от консистории 80 верст.; ближайшия села Волосово в 3 верст., Арпачево и Никольское в 4 верстах.
10) При сей церкви — три часовни: 1) в дер. Рудникове во имя св. и чуд. Николая; 2) в дер. Якшине во имя свв. ап. Петра и Павла, и 3) в дер. Горощине во имя св. великом. Георгия.
Приходских дворов 401; в них мужеск. пола 1000 душ, женскаго 1184 д.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)