Торжок - Пресвятой Троицы единоверческая церковь

ул. Поклонницкая (Поклонница)

Троицкая единоверческая церковь. Фото. П.Ф. Добрынина.


   Местность на западной окраине города называется Поклонницей. Это название произошло от располагавшейся здесь Поклонной горы, издавна почитаемой православными христианами. Поклонница располагалась в трёх верстах от Торжка на красивом возвышенном месте. Отсюда дпя идущих в город путников открывался вид на Торжок с его многочисленными храмами. Видя их, каждый православный осенял себя крестным знамением, делал поклон открывавшимся перед ним святыням. В более ранние времена здесь существовал раскольничий скит, основанный раскольниками-беспоповцами. В 1779 г. с благословения тверского епископа Павла, по ходатайству новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми, одна из деревянных келий скита была обращена в единоверческую церковь. Храм был освящён в честь Пресвятой Троицы, ради древней иконы Пресвятой Троицы, находившейся в этой церкви. В 1822 г. храм был обновлён. Рядом было старообрядческое кладбище, и в храме совершались богослужения в родительские вселенские субботы и, по желанию прихожан, в другие дни, особенно в дни кончины родных. В 1931 г. Троицкая церковь на Поклоннице была закрыта, а позднее снесена. В советское время полностью уничтожено и кладбище на Поклоннице.

   
     (По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002.)
    


   Троицкая Единоверческая кладбищенская церковь, на поклоннице, в 3-х верстах от Торжка, расположена на возвышенном и красивом месте. С этой местности для путников, идущих в город со стороны Осташкова, открывается впервые Торжок с своими многочисленными храмами, при виде коих каждый православный христианин осеняет себя крестным знамением, делает открывшейся пред его взором святыне поклон и нередко земной, - от чего, вероятно, и самая местность эта называется поклонницею. Единоверческое кладбище расположено в роще, где преимущественно растут сосны; местность здоровая и приятная, а потому в летнее время часто посещается гражданами, особенно прихожанами, для прогулок. Кладбище не обширное, обнесено каменною, довольно высокою оградою; могилы усопших находятся среди деревьев, осеняющих место их упокоения; содержится кладбище в надлежащем порядке. На некоторых могилах находятся лампадки, в коих постоянно поддерживается огонь; к сожалению, на редких православных кладбищах существует такой благочестивый обычай. За оградой кладбища на южной стороне одиноко сиротливо возвышается памятник ценный, едва-ли не мраморный, в виде саркофага, без креста; при виде его невольно возбуждается печальная мысль, что на этом месте погребен какой-либо несчастный, покончивший свою жизнь самоубийством, или умерший напрасною (внезапной) смертию; но оказывается, что здесь похоронен г. А. (или Т.) почтенный человек, единоверец, не пожелавший быть погребенным на общем кладбище, где храм Божий, а - вне онаго.
   Деревянное здание, ныне обращенное в кладбищенскую церковь, было построено раскольниками города Торжка беглопоповцами и здесь некоторое время существовал мужской раскольничий скит, почему бывшия тут деревянные постройки назывались келлиями; в синодике кладбищенской церкви записаны имена иноков. В 1799 году 18 февраля, по благословению Тверского епископа Павла (Пономарева), по ходатайству большинства Новоторжских старообрядцев во главе купцов Морозовых, скит был обращен в единоверческую церковь, с дозволением отправлять службы по старопечатным богослужебным книгам на древнем антиминсе, каковый с изображением на холсте шестиконечного креста, пришит на срачице на святом престоле. Вокруг антиминса надпись: "Во имя преподобного отца нашего Саввы освященнаго. Священнодействован боголюбивым Акакием, епископом Тверским, при державе благовернаго христолюбиваго царя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии и при игумене Левкии в лето 7074-е, месяца декабря в 5 день". Обращенный из скитскаго здания храм был посвящен не преподобному Савве, а в честь Пресвятой Троицы, ради древней святочтимой иконы Пресвятой Троицы, каковая икона ныне находится по правую сторону царских врат. Иконостас Троицкой кладбищенской церкви трехярусный; все иконы в нем древняго письма, из них особенным уважением у прихожан (кроме иконы Пресвятой Троицы) пользуются: икона Тихвинской Божией Матери (находится по левую сторону царских врат) и Божией Матери Седмиезерской - за левым клиросом. Замечательны по оригинальности изображений две старинныя иконы сошествия Святого Духа на апостолов; на одной из них внизу как бы в пещере изображен выходящим из врат дьявол в короне с поясом в руках (пояс в форме омофора); над сими вратами (дугообразными) надпись: "ныне князь мира сего будет изгнан вон"; над пещерой (из коей выходит князь мира) изображены апостолы (по 6 на каждой стороне): они возседают один над другим; вверху иконы Святой Дух, сходящий на апостолов. Другая икона сошествия Святого Духа изображает святых апостолов (12), седящих по 6 на каждой стороне, а над ними Святой Дух, лучами сходящий на них; от апостолов в два столбца нисходит благодать священства на святых отцов восточной церкви (святители написаны один ниже другого и число их не менее 20); внизу надпись: "Премудрость Божия созда себе дом и утверди седмь столпов - с таинствами святой православной церкви". Замечательны в сем храме царския врата - по своей искусной золоченой резьбе по дереву. Троицкий храм был возобновлен в 1822 году и в нем совершал литургию Тверской архиепископ, впоследствии Московский митрополит, Филарет. В этой церкви богослужение совершается в родительския вселенския субботы и в другие дни, по желанию прихожан, особенно в дни кончины родных.

   
     (По материалам издания Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.)
    


   Во второй половине XVIII века в Торжке существовала мощная старообрядческая община поповского согласия во главе с местными купцами Морозовыми, экономический и общественный вес которых в городе был очень велик. Морозовы числились купцами II гильдии (купцов I гильдии в Торжке не было), занимались хлебной торговлей, мукомольным промыслом, владели кожевенной мануфактурой, изделия которой шли на внутренний рынок и экспортировались. Один из братьев Морозовых — Иван Акимович — занимал в 1790-е годы пост городского головы, был представлен императрице Екатерине II как благотворитель, являлся храмоздателем новой городской кладбищенской Иоанна-Богословского церкви. В доме купцов Морозовых существовала потаенная молельня, в которой совершали службу беглые священники. На окраине Торжка, в урочище Поклонница, существовал беглопоповский скит. Обращение из раскола новоторжских старообрядцев, и особенно влиятельных купцов Морозовых, было важнейшей заботой тверского архиепископа Иоасафа (Заболотского), лично многократно увещевавшего Морозовых.
   В самом конце XVIII века в связи с наметившейся возможностью отправлять службы по дониконовскому обряду, находясь формально в лоне господствующей церкви, многие российские старообрядцы обращаются в единоверие, существовавшее в России официально с 1800 года. Сведения архива Покровской церкви, тверского архиепископа Дмитрия (Самбикина), свидетельствуют, что большинство новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми приняли единоверие в 1799 году. 18 февраля 1799 года по благословению Тверского епископа Павла (Пономарева) беглопоповский скит на Поклоннице освящается в Троицкую единоверческую церковь с дозволением отправлять службу на древнем антиминсе по старопечатным книгам. Дата освящения церкви вызывает сомнение и, возможно, с выявлением новых неизвестных документов будет уточнена, однако не вызывает сомнений, что Троицкая единоверческая церковь в Торжке — одна из первых единоверческих церквей в России и первая в Тверской епархии. В 1822 г. по благословению тверского архиепископа Филарета (будущего митрополита) церковь возобновлена. Возможно, существовал перерыв в ее службах.
   Троицкая единоверческая церковь после освящения Покровской единоверческой церкви обращена в кладбищенскую при единоверческом кладбище. Кладбище, согласно старообрядческому обычаю, находилось в уединенной сосновой роще, некоторые надгробия были безымянны. В начале XX века кладбище поражало православных благочестивым обычаем постоянно поддерживать огонь в лампадках на некоторых могилах. Ныне кладбищенская церковь и само кладбище уничтожены, войдя в зону индивидуальной застройки и дачного кооператива. Согласно данным исследователя Бочкаревой И.А., закрыта единоверческая Троицкая церковь была в 1929 году. В научно-вспомогательном фонде ВИЭМ хранится фотография — копия оригинала неизвестного автора — с большой долей вероятности изображающая уничтоженную Троицкую кладбищенскую единоверческую церковь (квф 192/185).

   
     (По материалам статьи Чичкина И. В. Единоверческие церкви Торжка // Сборник научных трудов ВИЭМ. - М.: ЗАО “Лилия ЛТД”, 1997.)

    


Посмотреть всю карту