Торжок - Пресвятой Троицы единоверческая церковь
ул. Поклонницкая (Поклонница)
![]() |
Местность на западной окраине города называется Поклонницей. Это название произошло от располагавшейся здесь Поклонной горы, издавна почитаемой православными христианами. Поклонница располагалась в трёх верстах от Торжка на красивом возвышенном месте. Отсюда дпя идущих в город путников открывался вид на Торжок с его многочисленными храмами. Видя их, каждый православный осенял себя крестным знамением, делал поклон открывавшимся перед ним святыням. В более ранние времена здесь существовал раскольничий скит, основанный раскольниками-беспоповцами. В 1779 г. с благословения тверского епископа Павла, по ходатайству новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми, одна из деревянных келий скита была обращена в единоверческую церковь. Храм был освящён в честь Пресвятой Троицы, ради древней иконы Пресвятой Троицы, находившейся в этой церкви. В 1822 г. храм был обновлён. Рядом было старообрядческое кладбище, и в храме совершались богослужения в родительские вселенские субботы и, по желанию прихожан, в другие дни, особенно в дни кончины родных. В 1931 г. Троицкая церковь на Поклоннице была закрыта, а позднее снесена. В советское время полностью уничтожено и кладбище на Поклоннице.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002.)
Троицкая Единоверческая кладбищенская церковь, на поклоннице, в 3-х верстах от Торжка, расположена на возвышенном и красивом месте. С этой местности для путников, идущих в город со стороны Осташкова, открывается впервые Торжок с своими многочисленными храмами, при виде коих каждый православный христианин осеняет себя крестным знамением, делает открывшейся пред его взором святыне поклон и нередко земной, - от чего, вероятно, и самая местность эта называется поклонницею. Единоверческое кладбище расположено в роще, где преимущественно растут сосны; местность здоровая и приятная, а потому в летнее время часто посещается гражданами, особенно прихожанами, для прогулок. Кладбище не обширное, обнесено каменною, довольно высокою оградою; могилы усопших находятся среди деревьев, осеняющих место их упокоения; содержится кладбище в надлежащем порядке. На некоторых могилах находятся лампадки, в коих постоянно поддерживается огонь; к сожалению, на редких православных кладбищах существует такой благочестивый обычай. За оградой кладбища на южной стороне одиноко сиротливо возвышается памятник ценный, едва-ли не мраморный, в виде саркофага, без креста; при виде его невольно возбуждается печальная мысль, что на этом месте погребен какой-либо несчастный, покончивший свою жизнь самоубийством, или умерший напрасною (внезапной) смертию; но оказывается, что здесь похоронен г. А. (или Т.) почтенный человек, единоверец, не пожелавший быть погребенным на общем кладбище, где храм Божий, а - вне онаго.
Деревянное здание, ныне обращенное в кладбищенскую церковь, было построено раскольниками города Торжка беглопоповцами и здесь некоторое время существовал мужской раскольничий скит, почему бывшия тут деревянные постройки назывались келлиями; в синодике кладбищенской церкви записаны имена иноков. В 1799 году 18 февраля, по благословению Тверского епископа Павла (Пономарева), по ходатайству большинства Новоторжских старообрядцев во главе купцов Морозовых, скит был обращен в единоверческую церковь, с дозволением отправлять службы по старопечатным богослужебным книгам на древнем антиминсе, каковый с изображением на холсте шестиконечного креста, пришит на срачице на святом престоле. Вокруг антиминса надпись: "Во имя преподобного отца нашего Саввы освященнаго. Священнодействован боголюбивым Акакием, епископом Тверским, при державе благовернаго христолюбиваго царя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии и при игумене Левкии в лето 7074-е, месяца декабря в 5 день". Обращенный из скитскаго здания храм был посвящен не преподобному Савве, а в честь Пресвятой Троицы, ради древней святочтимой иконы Пресвятой Троицы, каковая икона ныне находится по правую сторону царских врат. Иконостас Троицкой кладбищенской церкви трехярусный; все иконы в нем древняго письма, из них особенным уважением у прихожан (кроме иконы Пресвятой Троицы) пользуются: икона Тихвинской Божией Матери (находится по левую сторону царских врат) и Божией Матери Седмиезерской - за левым клиросом. Замечательны по оригинальности изображений две старинныя иконы сошествия Святого Духа на апостолов; на одной из них внизу как бы в пещере изображен выходящим из врат дьявол в короне с поясом в руках (пояс в форме омофора); над сими вратами (дугообразными) надпись: "ныне князь мира сего будет изгнан вон"; над пещерой (из коей выходит князь мира) изображены апостолы (по 6 на каждой стороне): они возседают один над другим; вверху иконы Святой Дух, сходящий на апостолов. Другая икона сошествия Святого Духа изображает святых апостолов (12), седящих по 6 на каждой стороне, а над ними Святой Дух, лучами сходящий на них; от апостолов в два столбца нисходит благодать священства на святых отцов восточной церкви (святители написаны один ниже другого и число их не менее 20); внизу надпись: "Премудрость Божия созда себе дом и утверди седмь столпов - с таинствами святой православной церкви". Замечательны в сем храме царския врата - по своей искусной золоченой резьбе по дереву. Троицкий храм был возобновлен в 1822 году и в нем совершал литургию Тверской архиепископ, впоследствии Московский митрополит, Филарет. В этой церкви богослужение совершается в родительския вселенския субботы и в другие дни, по желанию прихожан, особенно в дни кончины родных.
(По материалам издания Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.)
Во второй половине XVIII века в Торжке существовала мощная старообрядческая община поповского согласия во главе с местными купцами Морозовыми, экономический и общественный вес которых в городе был очень велик. Морозовы числились купцами II гильдии (купцов I гильдии в Торжке не было), занимались хлебной торговлей, мукомольным промыслом, владели кожевенной мануфактурой, изделия которой шли на внутренний рынок и экспортировались. Один из братьев Морозовых — Иван Акимович — занимал в 1790-е годы пост городского головы, был представлен императрице Екатерине II как благотворитель, являлся храмоздателем новой городской кладбищенской Иоанна-Богословского церкви. В доме купцов Морозовых существовала потаенная молельня, в которой совершали службу беглые священники. На окраине Торжка, в урочище Поклонница, существовал беглопоповский скит. Обращение из раскола новоторжских старообрядцев, и особенно влиятельных купцов Морозовых, было важнейшей заботой тверского архиепископа Иоасафа (Заболотского), лично многократно увещевавшего Морозовых.
В самом конце XVIII века в связи с наметившейся возможностью отправлять службы по дониконовскому обряду, находясь формально в лоне господствующей церкви, многие российские старообрядцы обращаются в единоверие, существовавшее в России официально с 1800 года. Сведения архива Покровской церкви, тверского архиепископа Дмитрия (Самбикина), свидетельствуют, что большинство новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми приняли единоверие в 1799 году. 18 февраля 1799 года по благословению Тверского епископа Павла (Пономарева) беглопоповский скит на Поклоннице освящается в Троицкую единоверческую церковь с дозволением отправлять службу на древнем антиминсе по старопечатным книгам. Дата освящения церкви вызывает сомнение и, возможно, с выявлением новых неизвестных документов будет уточнена, однако не вызывает сомнений, что Троицкая единоверческая церковь в Торжке — одна из первых единоверческих церквей в России и первая в Тверской епархии. В 1822 г. по благословению тверского архиепископа Филарета (будущего митрополита) церковь возобновлена. Возможно, существовал перерыв в ее службах.
Троицкая единоверческая церковь после освящения Покровской единоверческой церкви обращена в кладбищенскую при единоверческом кладбище. Кладбище, согласно старообрядческому обычаю, находилось в уединенной сосновой роще, некоторые надгробия были безымянны. В начале XX века кладбище поражало православных благочестивым обычаем постоянно поддерживать огонь в лампадках на некоторых могилах. Ныне кладбищенская церковь и само кладбище уничтожены, войдя в зону индивидуальной застройки и дачного кооператива. Согласно данным исследователя Бочкаревой И.А., закрыта единоверческая Троицкая церковь была в 1929 году. В научно-вспомогательном фонде ВИЭМ хранится фотография — копия оригинала неизвестного автора — с большой долей вероятности изображающая уничтоженную Троицкую кладбищенскую единоверческую церковь (квф 192/185).
(По материалам статьи Чичкина И. В. Единоверческие церкви Торжка // Сборник научных трудов ВИЭМ. - М.: ЗАО “Лилия ЛТД”, 1997.)