Торжок - Ильи Пророка церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Ильинская пл.

Ильи Пророка церковь. Фото. с сайта http://www.torzhok.info/


   Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625 г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна была посвящена св. пророку Илии, другая - св. мученице Параскеве-Пятнице, «строение мирское того приходу посацких людей. В 1738 г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы. В 1818 г. началось строительство нового Ильинского храма, так как прежний пришёл в ветхость. Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822 г. Известны имена расписывавших её художников: А. Беренсон и И. Морозов. В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны». Церковь была обнесена оградой, внутри которой находились два склепа семьи храмоздателя Торочкова и сестёр Суворовых.
   Церковь закрыли в 1929 г., и в 1930 г. здание передали новоторжскому педтехникуму под общежитие. В 1971 г, здание храма передано ДСО «Спартак». В наши дни (до 2005 г.) здесь размещался спортивный зал школы бокса.
   В Ильинском храме с 1901-ого по 1929 год служил протоиереем Александр Вершинский. 8 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский был причислен к лику святых. В 2005 году Ильинский храм стал подворьем монастыря Нилова пустынь.

   
     (По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника".)

     (Фото. № 1 из группы Храм Пророка Илии г.Торжок в Контакте.)
    


Ильи Пророка церковь. Фото. с сайта http://www.torzhok.info/


   Ильинская церковь в первый раз упоминается в описании города Торжка Потапом Нарбековым в 1625 году. Из этого описания видно, что в нынешнем Ильинском приходе были две деревянные церкви, одна была посвящена св пророку Илии, а другая - святой мученице Параскеве-Пятнице; при них был "поп Тихон Сергеев и дьячек Василий Максимов". Из икон, сохранившихся от Ильинской церкви (1625) доселе известна только одна святого пророка Илии с деяниями в иконостасе. В 1738 году вместо двух деревянных церквей, вероятно, уничтоженных пожаром, построен был один каменный храм во имя святого пророка Илии с приделом святой мученицы Параскевы. В 1818 году архиепископом Тверским Серафимом, по прошению прихожан, была выдана храмозданная грамота, которою дано было благословение на сооружение новой каменной двухэтажной церкви "на место каменной Ильинской церкви, яко невместительной для прихожан по тесноте своей и пришедшей уже в опасную ветхость"... Главный строитель этого храма был местный священник (впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков. На его средства сделаны серебряные позлащенныя ризы на местныя (в Ильинском храме) иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, Пресвятой Троицы и Преображения Господня (длиной 1 аршин 11 вершков, в ширину 14 вершков). На алтарных дверях - символичные изображения Ветхаго и Новаго завета, в виде ангелов. Пред местными иконами (двумя) замечательны две искусно обтянутыя по наружности вязаным бисером свечи с изображением херувимов (за стеклом); это - труды дворянки Елисаветы Александровны Максимовой (в 1843 году). На левой стороне иконостаса в верхней (Ильинской) церкви - местная икона, на коей изображены святой Иоанн, Новгородский архиепископ, Симеон персидский, преподобный Ефрем Сирин, Ефрем Новоторжский и его ученик Аркадий, Иулиания Новоторжская и святая мученица Татиана. На этой иконе риза серебряная позлащенная, устроена в 1844 году на средства жены протоиерея Татианы Петровны (Торочковой) и ея приемной дочери Анны Семеновой. В храме - две хоругви, из коих на первой с одной стороны находятся изображения пророка Илии, а на обороте - преподобного Ефрема, аркадия и Иулиании Новоторжских, Нила Столобенскаго, святого Симеона Персидского и мученицы Татианы; на 2-й хоругви с одной стороны - святой мученицы Параскевы Пятницы, на оборотной стороне - святого Арсения Тверского, преподобного Макария калязинскаго, благоверного великого князя Михаила Тверского, преподобного Агофоника и Московского митрополита Ионы. Местночтимая икона Божией Матери - Скорбящих Радость (1 аршин 7 вершков Х 1 аршин); на ней риза серебряная позлащенная (дар Нат. Ег. Калашниковой). Икона Тихвинской Божией Матери (7 вершков), как видно из надписи, подарена Ильинским диаконом Сампс. Семеновым в 1843 году, в серебряной позлащенной ризе.
   В 1865 году стены верхняго храма были расписаны священными изображениями художником Александром П. Беренсоном, а затем в 1886 году живопись возобновлена Московским художником Морозовым. Нижний храм во имя святой мученицы Параскевы-Пятницы, в иконостасе котораго находится старинная икона святого Николая с деяниями. В ограде Ильинской церкви два склепа: в одном (близ самаго храма) погребены храмоздатель пртоиерей Симеон Торочков, его жена Татиана и их родные, а в другом - Суворовы: сестры Александра, Елисавета († 1863) и Анна (1865). В районе Ильинского прихода существовал путевой двор, в котором ныне помещена женская прогимназия.
   Ныне существующая (каменная) Ильинская церковь освящена в 1822 году. Этот храм один из лучших по архитектуре в Торжке; расположен на Возвышенной местности, от чего Ильинская церковь со всех сторон и даже с отдаленных пунктов видна более других; с восточной стороны она находится над крутым высоким берегом реки Тверцы. В Ильинской церкви из древних икон замечательны местныя - в Ильинском иконостасе: храмовая икона пророка Илии с деяниями, но, к сожалению, она покрыта серебряною позлащенною ризою, а потому нет возможности разсмотреть ее подробно; икона Рождества Христова с изображениями, относящимися к событию воплощения Бога Слова, весьма хорошей живописи; по преданию, она была прежде храмовою иконою в Христорождественском монастыре (ныне кладбищенская церковь); икона Воскресения Христова (Сошествие Спасителя во ад) с изображениями вокруг страстей Христовых; иконы - Нерукотвореннаго образа Спасителя, Смоленской Божией Матери и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с житием его; а также древния иконы аналойного размера: святого Николая чудотворца, святой мученицы Параскевы-Пятницы, великомученицы Екатерины и пророка Илии, замечательные по древности и иконописи.


Фото. Андрея Агафонова.


   Из всех этих икон особенное внимание обращает на себя местная икона Воскресения Христова. Размером икона 1 аршин 8 вершков длины и 1 аршин с вершком ширины. В средине этой иконы вставлена другая - Сошествие Иисуса Христа во ад, размером 7 и 6 вершков. По сторонам вставной иконы идут рядами двадцать четыре клейма, в которых изображены страсти Господни с следующими подписями: первый ряд: а) Воскрешение Лазаря; б) Вход в Иерусалим; в) Изгнание из церкви иудеев из Святое Святых храма Соломона; г) О совете архиереев жидовских о Господе Иисусе Христе нашем; д) Сошествие во ад Крестителя Господня Иоанна; второй ряд: а) О предании Господа нашего Иисуса Христа Иудою беззаконным жидам; б) О пришествии Иуды из Иерусалима в Вифанию поклониться Христу; в) О шествии Господа из Вифании в град Иерусалим; г) О напоении апостолов от Господа; умовение ног ученикам; д) О пришествии Иуды к жидам и о взятии 30 сребренников; третий ряд: а) Моление Господа нашего, взяша воины Господа нашего Иисуса Христа на страсть; б) О приведении Господа нашего ко двору Анне архиерею и отвержение Петра; четвертый ряд: а) Приведоша Господа к Пилату и вопрошение его и биение тростью по главе Его; б) О возложении креста на Господа нашего к горе Голгофе, распятие Господне; пятый ряд: а) Просиша (?) Иосиф у Пилата тело Христово сняти с креста; б) Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа; в) Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа; г) О собрании архиереев к Пилату и о поставлении стражей у гроба Господня; д) О возвращении стражей к архиереом жидовским и о воскресении Христовом; шестой ряд: а) О послании ко Иосифу эпистолии о приведении во Иерусалим; б) Пришедши в Рим к Кесарю Марфа и Мариа, сестры Лазаревы, со многими дарами; в) Послание от Кесаря из Риму во Иерусалим к Понтийскому Пилату; г) И рече Кесарь: о злочестиве Пилате, како смел еси тако сотвори праведна и неповинна на смерть крестную предати; д) Каияфа сие виде тече скоро и скрыся в некоей пещере. Внизу иконы надпись: "Написася сей святый образ страсти Господни в лето от сотворения мира дата от Рождества же Христова 1630 года месяца октября в 9 день тщанием и трудами той церкви священником Иоанном Силиным".
   В ризнице Ильинской церкви хранятся оловянныя - дарохранительница, дароносица и небольшая чаша для приобщения больных, а также риза, стихарь и подризник из набойчатой холстины; два пояса из серебрянной парчи с медными застежками, на одной (из застежек) находится изображение двуглаваго орла (предполагают, что это из царских даров - в память временнаго пребывания в Ильинской церкви тела Государя Императора Александра I), а на другой - крест и по сторонам онаго солнце и луна. Из богослужебных книг замечателен Служебник времен Алексея Михаиловича.
   В хронике при церковной летописи под 1826 годом записано: "В сем же году (выше была запись о смерти городского лекаря Василия Васильева) февраля 13 дня в нижней церкви Ильинскаго храма поставлено было на ночь тело в Бозе почившаго Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в Бозе почившей Его супруги Елисаветы Алексеевны". Об этом событии свидетельствует прибитая к западной стене храма металлическая (медная) доска, на коей находится надпись о временном пребывании в этом храме смертных останков Императора Александра I, умершаго в Таганроге 19 ноября 1825 года и Его супруги, скончавшейся в городе Белом, Смоленской губернии. Под 1827 годом записано: "19 сентября погребено тело неизвестной женщины, приплывшее по реке Тверце"... Такое же событие записано под 15 сентября 1830 года (неизвестного мужчины). "Июня 1844 года скончался протоиерей Симеон Иоаннович Торочков, от чахотки (как записано в документах), 80 лет и погребен, по указанному разрешению, при Ильинской церкви в семейном склепе 24 июня. Между многими священнослужителями погребение его совершал Новоторжского Борисоглебскаго монастыря архимандрит Сергий"... Этот протоиерей отличался радушием, гостеприимством; в своем, близ храма, двухэтажном доме он имел удовольствие принимать многих высокопоставленных лиц, в числе коих были: Филарет, митрополит Киевский, Филарет, митрополит Московский, и другие архипастыри, большей частию вызываемые из своих епархий на чреду служения в Священный Синод. Преемником его был протоиерей Димитрий Иванович Соколов, скончавшийся 6 августа 1899 года. После него краткое время был священник Михаил Никольский († 5 декабря 1900 года), а с 1901 года священствует его зять Александр Вершинский.

   Ильинская церковь, построена в 1822 году, каменная, двухэтажная, престола два: верхний холодный Святого Пророка Илии, нижний теплый Святой мученицы Параскевы.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные 1823 года, план на землю.
   В 1900 году служил Священник Михаил Феодорович Никольский 48-ми лет, студент семинарии, священником с 1878 года, награжден в 1895 году скуфьей, умер в 1900 году. В 1901 году - Священник Александр Вершинский. В 1901 году служили: Диакон Михаил Аник. Виноградов 68-ми лет, в служении с 1850 года, диаконом с 1863 года. Псаломщик Павел Косм. Черниговский 63-х лет, в должности с 1854 года.
   Прихожан в Торжке, в Ямской слободе, в деревнях Жабкине, Ушакове - 280 дворов (812 мужчин, 868 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Александр Вершинский 41-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Ильинском храме 12 лет. Штатный диакон Павел Пешехонов 37-ми лет, на службе 9 лет, в Ильинском храме 4 года. Псаломщик-диакон Михаил Воинов 50-ти лет, на службе 29 лет, в Ильинском храме 10 лет.
   Прихожан в Торжке, в деревнях Жабкино, Ушаково - 739 мужчин и 869 женщин.
   В приходе сей церкви находились две часовни: 1) в деревне Жабкине, Святых мучеников Флора и Лавра, построена издавна, деревянная и 2) в деревне Ушакове, Святителя Николая, построена издавна, деревянная.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. № 2 с сайта Информационный портал города Торжка. Фото. № 3 Андрея Агафонова.)

    


Посмотреть всю карту