Торжок - Входоиерусалимская церковь
ул. Медниковых (ул. Соборная)
![]() |
Храм во имя Входа Господня в Иерусалим построен в 1840 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства купцов Уваровых и являлся тёплым храмом при холодном Спасо-Преображенском соборе.
Храм закрыт для богослужения в 1931 году.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника".)
(Фото. № 1 из группы ТВЕРСКИЕ СВОДЫ в Контакте. 2023 г.)
![]() |
Близ Спасо-Преображенского холодного собора - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный, главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора - близ Преображенского храма существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц)... вероятно, некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время. Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд, правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, а левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе, как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинные иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородские), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятых праздников. В неделю Ваий (в храмовый праздник теплого собора) издавна совершается крестный ход в собор из городских церквей - не общий, а отдельно из каждого храма.
![]() |
Новая соборная каменная теплая церковь, с амосовыми печами для отопления в зимнее время, в 1841 году выстроена с каменною о двух этажах колокольнею иждивением новоторжских почетных купцов Уваровых, и ими же украшена образами и настенным писанием и иконостасами, снабжена церковною утварью, крестами, Евангелиями, сосудами и служебными ризами, и, наконец, в 1842 году освящена высокопреосвященнейшим Григорием архиепископом Тверским бывшим. Настоящий престол освящен во имя Входа Спасителя во Иерусалим, придельный на правой стороне во имя великомученика Никиты и Неопалимой Купины, а придельный на левой стороне во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. Теми же купцами Уваровыми оная церковь в 1851 году возобновлена стенным писанием на Альфреско.
В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимиевич Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоит Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1896 году наперсным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоит Директором тюремного комитета, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью.
Прихожан - 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).
В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в соборном храме 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в соборном храме 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в соборном храме 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в соборном храме 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, в соборном храме 7 лет.
Прихожан - 176 мужчин и 182 женщины.
![]() |
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Иероманах Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. - Тверь, 1860., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
(Фото. № 2 из группы ТВЕРСКИЕ СВОДЫ в Контакте. 2023 г. Фото. № 3 Александра Викторовича Шипилина с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 Андрея Агафонова.)
Нина Лопатина
КТО АВТОР ПРОЕКТА ВХОДОИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ В ТОРЖКЕ?
В 1833 г. протоиерей собора Фёдор Иванович Лисицын с братией и согражданами написал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию. В нём излагалась просьба разобрать тёплую ветхую каменную однопрестольную церковь св. Николая, которая располагалась к северу от Преображенского собора, и взамен неё построить новую каменную колокольню с помещением в ней тёплой церкви того же наименования по прилагаемому к прошению плану и фасаду. Здесь же сообщалось, что у собора до сего времени не было колокольни, и колокола повешены на деревянных столбах.[1]
5 сентября 1833 г. проект каменной колокольни был выслан из Тверской духовной консистории в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Здесь, рассмотрев проект, присланный из Твери и, вероятно, подписанный тверским губернским архитектором И. Ф. Львовым[2], вынесли решение: «проект переделать дабы дать фасаду лучший вид, чтоб сия новая церковь с колокольнею стилем архитектуры сходствовала с вновь выстроенным собором, сохраняя при том размеры церкви, принятые в доставленном проекте от Консистории». 8 и 22 мая проект рассматривался на заседании в Комитете министров, 19 мая – поступил на рассмотрение к Императору («Высочайше удостоен»). Результатом этих рассмотрений было вынесено окончательное решение: «оный <проект> отправлен вновь в Тверскую консисторию как не получивший одобрения».[3]
В ГАТО в «Деле о дозволении при нововыстроенном города Торжка Преображенском соборе состоящую с северной стороны небольшую каменную церковь разломать и на место оной выстроить новую каменную с колокольней церковь» хранится проект колокольни, подписанный петербургским архитектором Висконти.[4]
В истории известны два архитектора с фамилией Висконти, работавшие в России: Давид Иванович и Пётр Иванович. Они были родными братьями и приехали из Швейцарии. Старший, Давид (1772–1838), сделал более успешную карьеру, стал академиком архитектуры, членом Строительного комитета. Младший, Пётр (1778–1843), иногда называемый Висконти 2-й, дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий. Кто из них был автором проекта вышеупомянутой колокольни – неизвестно.
![]() |
Далее события развивались следующим образом. В сентябре 1836 г. протоиерей Преображенского собора Феодор Иоаннов с братией и церковный староста Никита Никифорович Уваров с состоятельными горожанами подали прошение тверскому архиепископу Григорию: «В прошлом 1834 году хотя и дозволено было строить оную церковь по плану и фасаду, составленном в Главном управлении <…> Но так как мы предполагали в тёплом храме поместить два престола, то помещение их в выданном проекте невозможно. Поэтому желаем выстроить трёхпрестольную церковь, на что и полагаем учинить свои пожертвования, а также церковную сумму <…> А для того, составя новый план и фасад предполагаемому тёплому соборному храму, колокольне и самому местоположению, высылаем его. План и проект отправлен в Департамент Главного управления 12 октября 1836 года». [5] Как видим, в Торжке решили не ограничиваться только колокольней, но и построить вместе с ней новый соборный храм, тёплый, с печью, рядом с холодным парадным собором Спаса. Видимо тогда же решили строить новый, обширный храм не на месте ветхой Николаевской церкви, стоявшей к северу от собора Спаса, а к югу от собора.
Но история с проектом повторилась. 30 января 1837 г. из Петербурга в Тверскую консисторию был направлен такой ответ: «по рассмотрении проекты сии не одобрены, а составлены вновь для соблюдения надлежащей правильности и одобрены государем».[6]
А. М. и М. А. Салимовы считают, что, скорее всего, второй проект, высланный в Петербург из Твери, мог быть сделан И. Ф. Львовым, которому Г. К. Смирнов, автор паспорта на Входоиерусалимский собор в Торжке, приписывает авторство построенного в 1842 г. Входоиерусалимского собора. Но в связи с тем, что в 1837 г. в Тверь был высланы из Петербурга «составленные вновь» проекты, авторство И. Ф. Львова они подвергают сомнению. Так как документы с новыми проектами, присланными в 1837 г., не выявлены исследователями, Салимовы сравнили графический проект новой колокольни 1833 г., подписанный Висконти, с построенной в 1842 г. колокольней и обнаружили «целый ряд первоначальных проектных элементов», что наряду с общей стилистикой связывает проект Висконти с тем, что было построено. Правда, построенная колокольня на один ярус короче, чем в проекте, подписанном Висконти. [7]
[1] Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 1–2.
[2] Львов Иван Фёдорович (1797–после 1864) – в 1824–1864 г.г. тверской губернский архитектор.
[3] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 9–10.
[4] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 16.
[5] Там же Л. 14- 15 об.
[6] Там же. Л. 17.
[7] Салимов А. М., Салимова М. А. Входоиерусалимский храм в Торжке// «И свет во тьме светит…» // Сб. науч. трудов ВИЭМ, посвящённый 2000-летию Рождества Христова. – Торжок, 2002, с. 48–55; Паспорт на собор, сост. Г. К. Смирновым.
![]() |
(Текст статьи со страницы Нины Лопатиной в Контакте.)
(Фото. № 5 Андрея Агафонова. Фото. № 6 со страницы Нины Лопатиной в Контакте.)
Салимов A.M.,
Салимова М.А.
ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ В ТОРЖКЕ
Церковь Входа Господня в Иерусалим является частью центрального городского ансамбля, главным звеном которого, по праву, считается Спасо-Преображенский собор. Интересующая постройка была сооружена как тёплая церковь и являлась таковой до ее закрытия в 20-е гг. XX века.
В советский период здание сильно видоизменило свой облик. Храм был приспособлен под хлебозавод, а глава и два яруса колокольни разобраны. В настоящее время - это один из корпусов завода «Витязь». В 1977 г. венчающие части (барабан и купол) основного объёма были восстановлены (ведущий архитектор А.И. Кустов)1. При этом основной массив колокольни не воссоздавался. Его исчезновение лишило одной из самых ярких доминант не только соборный ансамбль. Отсутствие колокольни отрицательно сказалось на значительном участке городского ландшафта.
В 1974 году здание Входоиерусалимской церкви было поставлено на охрану, а в 1978 г. архитектор ВПНРК Г.К. Смирнов составил на него паспорт, в котором содержится описание и стилистический анализ памятника2. Согласно паспортным данным, храм «выстроен в стиле позднего классицизма... имеет четырёхстолпный подклет, перекрытый крестовыми сводами (за исключением центральной части, где сейчас плоское перекрытие). Объёмную композицию церкви составляет четверик, несущий с помощью четырёх опор сложной конфигурации большой цилиндрический барабан на парусах. Барабан имеет купольное перекрытие. Угловые ячейки перекрыты купольными сводами на парусах, а ответвление креста - цилиндрическими сводами с распалубками. Особенностью объёмно-планового построения храма является отсутствие апсиды. Примыкающая к церкви с запада небольшая бесстолпная трапезная, перекрыта коробовым сводом, который укреплён двумя подпружинными арками. Продольную композицию с запада завершает колокольня, от которой сохранился «первый ярус, перекрытый купольным сводом». Последний «фланкируется с юга и севера двумя помещениями. В южной ячейке, по-видимому, располагалась лестница в верхние ярусы колокольни. Наружный декор собора характерен для архитектуры позднего классицизма. Фасады храма украшены пилястровыми портиками дорического ордера, завершёнными треугольными фронтонами с белокаменной просимой. Портик фланкирован полуциркульными окнами. Центральный проём портика обогащён белокаменной тягой. Из белого камня выполнены также капители пилястр, церкви и колокольни. Антаблемент храма и первого яруса колокольни выдержан в духе дорического ордера, имеет триглифный фриз. Из внутреннего убранства собора сохранился лишь лепной карниз, проходящий по всем стенам и опорам на уровне пят сводов. Карниз отличается выразительной, сочной лепкой»3.
История места, где находится тёплый соборный храм, насчитывает свыше тысячи лет и наиболее ранние археологические находки связаны здесь с рубежом IX-X вв.4 Главный городской собор - Спасо-Преображенский - известен с первой половины XII в.5 В 1364 г. летопись фиксирует сооружение нового каменного одноимённого храма6. Именно в этом здании, как свидетельствует писцовая книга Торжка 1625 г., был «придел вверху на полатех Вход во Иерусалим»7. Одновременно, рядом со Спасским собором источник отмечает деревянную церковь Николая Чудотворца8. Документ 1833 г. не только подтвердил существование небольшой тёплой однопрестольной «во имя Святителя и Чудотворца Николая» (каменной с 1759 г.) церкви, но и уточнил её местоположение. Согласно источнику, храм находился к северу от Спаса9. Следовательно, Входоиерусалимский собор, стоящий к югу от центрального городского храма, не был выстроен на месте Никольской церкви. Необходимость данного уточнения вызвана желанием внести ясность в определение местоположения церкви Николы, поскольку в тексте паспорта присутствует вполне однозначное утверждение: «Входоиерусалимский собор построен ... на месте каменной Никольской церкви 1759 г.»10
Впервые вопрос о сооружении новой каменной тёплой церкви был поднят в 1833 г.11 В своём прошении протоиерей Преображенского собора Фёдор Иоаннов «с братьею и согражданы» объяснял необходимость создания нового храма тем, что старая тёплая- Никольская церковь «от долговременности показывает в стенах разселины и как по местоположению, так и по тесноте и ветхости давно уже предположена к сломке»12. Здесь же он сообщает, что «колокольни же по се время ещё нет и колокола повешены на деревянных столбах»13. Любопытна одна из фраз данного источника, свидетельствующая о нежелании прихожан строить новый отдельностоящий храм с пристроенной к нему колокольней: «... мы нижайше охотно желаем, выстроить новую соответственно вновь выстроенному собору (Спасскому - А.С., М.С.) каменную колокольню с помещением в ней на место ветхой каменной тёплой вышеозначенной церкви новой в то же именование церкви» (курсив наш - А.С., М.С.)14. Выполненный в 1833 г. архитектором Висконти чертёж действительно исключал создание самостоятельного храмового объёма15. В дополнение заметим, что изначально храм-колокольню предполагалось возвести на месте старой Никольской церкви, сохранив прежнее посвящение для нового тёплого собора.
Позже, вероятно осознав, что небольшой тёплый собор не сможет вместить всех прихожан, состоятельные члены прихода во главе со старостой, купцом Никитой Уваровым, и протоиереем Фёдором Иоанновым «с братиею» обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому с просьбой позволить изменить проект и «...выстроить новой каменной храм с колокольнею»16. Таким образом, в прошении ставился вопрос о кардинальном изменении проекта, после реализации которого колокольня должна была стать только частью значительной по площади постройки.
Чертёж, отправленный в 1836 г. в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, включат «...новый план и фасад предполагаемому тёплому Соборному храму, колокольне и самому местоположению ...»17.
Документ, содержащий сведения о подготовке и строительстве Входоиерусалимского храма, не позволяет сказать однозначно, что здание построено «...по проекту Тверского губернского архитектора И.Ф. Львова»18. Безусловно, он мог быть автором второго чертежа, посланного в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Но не исключено, что как и в 1833 г., когда в Торжок прислали чертёж колокольни за подписью Висконти, так и в 1837 г., графические материалы, подготовленные в Тверской губернии, подверглись в столице серьёзной корректировке. Такое предположение находит подтверждение в источнике, свидетельствующем о том, что в Петербурге «по разсмотрении проекты сии не одобрены, а составлены вновь для соблюдения надлежащей правильности.. .»19.
К 1842 г. новый собор был завершён20. У нас нет возможности сравнить его с чертежом, который был прислан в Торжок из Петербурга, поскольку документ этот до сих пор обнаружить не удалось. Однако, есть все основания утверждать, что не только общая для того времени стилистика связывает проект Висконти и колокольню, сооружённую в начале 40-х гг. XIX в. Последняя является частичной реализацией той графики, которую в 1833 г. предложил Торжку Висконти. В отличие от проекта, основная соборная вертикаль стала короче на один ярус, однако сохранила целый ряд первоначальных проектных элементов.
В истории создания Входоиерусалимского храма весьма заметную роль играл новоторжский купец Никита Уваров21. Не исключено, что основными помощниками Н.Н. Уварова были его сыновья Иван и Александр. По крайней мере, иеромонах Илиодор в своём историческо-статистическом описании Торжка констатировал, что тёплая соборная церковь была выстроена «иждивением новоторжских почётных купцов Уваровых»22. Вклад же Никиты Уварова в дело создания нового храма был, вероятно, настолько значителен, что наряду с главным Входоиерусалимским престолом в тёплой церкви освятили «малый» придел во имя Никиты мученика, святого тезоименитого основному заказчику храма23. Кстати, тяготы по строительству тёплого собора могли подорвать силы купца, тем более, что в год освящения храма ему было около 70-ти лет24. Не исключено, что его кончина наступила где-то в 1-ой половине - середине 1840-х гг., поскольку к 1848 г. усадьба Н.Н. Уварова перешла к его наследникам25.
По свидетельству Илиодора, вновь выстроенная церковь Входа Господня в Иерусалим была теми же купцами Уваровыми «украшена образами и настенным писанием и иконостасами, снабжена церковною утварию, крестами, Евангелиями, сосудами и служебными ризами»26.
В 1842 г., когда встал вопрос об устройстве иконостаса, то решено было, помимо новых икон, перенести во вновь созданную тёплую церковь «...прежние иконы из старой тёплой церкви, которая по давности своей и ветха и затемняет вид большого собора, а потому к сломке предполагается»27. Не исключено, что некоторые из них были зафиксированы В.Д. Машуковым в 1901 г.28
Историко-архивный материал вполне определённо свидетельствует о том, что в начале 40-х гг. XIX в. рядом со Спасо-Преображенским собором (к северу и югу от него) стояло два тёплых храма. Новый - Входоиерусалимский и старый - Никольский, 1759 года, который разобрали в 1842-43 гг.
До конца 70-х гг. XIX в. церковь Входа Господня в Иерусалим, вероятно, серьёзно не обновлялась, и за более чем тридцатилетний период «лепота её много пострадала; краска на стенах, живопись на них потемнела, позолота на иконостасе потускнела...»29. Всё это по словам «протоиерея с братиею и церковнаго старосты» требовало «безотлагательного исправления»30.
«На возстановление живописи преимущественно в св. Алтаре и потом на стенах храма ... изъявил желание употребить свой капитал... староста церковный купец Яков Васильевич Новосёлов»31.
Что-либо о последующих крупных ремонтах на памятнике в дореволюционный период больше не было, хотя, безусловно, в последней четверти XIX - начале XX вв. храм ремонтировался, поскольку церковнослужители и прихожане должны были следить за зданием и поддерживать его в надлежащем состоянии. В этом нас заставляют убедиться старые фотографии, запечатлевшие соборный ансамбль на рубеже XIX - XX вв.
Примечания:
1 Архив ГУП НРЦ «Тверьпроектреставрация». Собор Входа в Иерусалим. Проект реставрации. Шифр 3219. 1977 г.
2 Смирнов Г.К. Паспорт на Входоиерусалимский собор в Торжке. 1978 г.
3 Там же.
4 Малыгин П.Д. Раскопки на Нижнем городище в Торжке // КСИА. Вып. 179. М., 1984. С. 83.
5 Российское законодательство X - XX вв. Законодательство Древней Руси. М., 1984. Т. 1. С. 262, 265.
6 Новгородская первая летопись. М. - Л., 1950. С. 368.
7 Писцовая книга Торжка и посада // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. С. 2.
8 Там же. С. 3-4.
9 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 27640. 1833 г. Л. 1.
10 Смирнов Г.К. Паспорт на Входоиерусалимский собор в Торжке...; Местоположение Никольской церкви было уточнено в статьях: Салимов А.М., Малыгин П.Д., Булкин В.А., Олейников О.М. Открытие древнего храма в Торжке // Великое прошлое. Тверь. 1998. С. 102; В.А. Булкин, П.Д. Малыгин, О.М. Олейников, А.М. Салимов. Спасо-Преображенский собор в Торжке по материалам исторических и архитектурно-археологических исследований // Архив архитектуры, XI. Новгородские древности, V. М., 2000. С. 81.
11 ГАТО . Ф. 160. Оп. 11. Д. 27640. 1833г. Л. 1.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же. Л. 16.
16 Там же. Л. 14.
17 Там же. Лл. 14-14 об.
18 Смирнов Г.К. Паспорт на Входоиерусалимский собор в Торжке...
19 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 27640. 1837 г. Л. 17.
20 Там же, 1842 г. Лл. 35-36; Там же, 1878 г. Л. 40.
21 Там же, Л. 14.
22 Илиодор. Историческо-статистическое описание города Торжка. Тверь, 1860. С. 117-118.
23 Там же. С. 118.
24 ТАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 269. 1811 г. Л. 9 об.
25 ГАТО. Ф. 312. Оп. 4. Д. 14869. 1848 г. Л. 58.
26 Илиодор. Указ соч. С. 118.
27 ГАТО. Ф. 160. Oп. 11. Д. 27640. 1842 г. Л. 35.
28 ИИМК РАН 0.608/37. № 190 3780. Л. 610-611.
29 ГАГО. Ф. 160. Oп. 11. Д. 27640. 1878 г. Л. 39.
30 Там же.
31 Там же.
(Текст статьи Салимов А. М ., Салимова М. А. Входоиерусалимский храм в Торжке // «И свет во тьме светит...». Сборник научных трудов ВИЭМ, посвящённый 2000-летию Рождества Христова / Сост. В.В. Кузнецов. - Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2002.)