Торжок - Входоиерусалимская церковь
ул. Медниковых (ул. Соборная)
Храм во имя Входа Господня в Иерусалим построен в 1840 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства купцов Уваровых и являлся тёплым храмом при холодном Спасо-Преображенском соборе.
Храм закрыт для богослужения в 1931 году.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника".)
(Фото. № 1 из группы ТВЕРСКИЕ СВОДЫ в Контакте. 2023 г.)
Близ Спасо-Преображенского холодного собора - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный, главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора - близ Преображенского храма существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц)... вероятно, некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время. Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд, правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, а левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе, как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинные иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородские), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятых праздников. В неделю Ваий (в храмовый праздник теплого собора) издавна совершается крестный ход в собор из городских церквей - не общий, а отдельно из каждого храма.
Новая соборная каменная теплая церковь, с амосовыми печами для отопления в зимнее время, в 1841 году выстроена с каменною о двух этажах колокольнею иждивением новоторжских почетных купцов Уваровых, и ими же украшена образами и настенным писанием и иконостасами, снабжена церковною утварью, крестами, Евангелиями, сосудами и служебными ризами, и, наконец, в 1842 году освящена высокопреосвященнейшим Григорием архиепископом Тверским бывшим. Настоящий престол освящен во имя Входа Спасителя во Иерусалим, придельный на правой стороне во имя великомученика Никиты и Неопалимой Купины, а придельный на левой стороне во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. Теми же купцами Уваровыми оная церковь в 1851 году возобновлена стенным писанием на Альфреско.
В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимиевич Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоит Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1896 году наперсным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоит Директором тюремного комитета, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью.
Прихожан - 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).
В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в соборном храме 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в соборном храме 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в соборном храме 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в соборном храме 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, в соборном храме 7 лет.
Прихожан - 176 мужчин и 182 женщины.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Иероманах Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. - Тверь, 1860., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
(Фото. № 2 из группы ТВЕРСКИЕ СВОДЫ в Контакте. 2023 г. Фото. № 3 Александра Викторовича Шипилина с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 Андрея Агафонова.)
Нина Лопатина
КТО АВТОР ПРОЕКТА ВХОДОИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ В ТОРЖКЕ?
В 1833 г. протоиерей собора Фёдор Иванович Лисицын с братией и согражданами написал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию. В нём излагалась просьба разобрать тёплую ветхую каменную однопрестольную церковь св. Николая, которая располагалась к северу от Преображенского собора, и взамен неё построить новую каменную колокольню с помещением в ней тёплой церкви того же наименования по прилагаемому к прошению плану и фасаду. Здесь же сообщалось, что у собора до сего времени не было колокольни, и колокола повешены на деревянных столбах.[1]
5 сентября 1833 г. проект каменной колокольни был выслан из Тверской духовной консистории в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Здесь, рассмотрев проект, присланный из Твери и, вероятно, подписанный тверским губернским архитектором И. Ф. Львовым[2], вынесли решение: «проект переделать дабы дать фасаду лучший вид, чтоб сия новая церковь с колокольнею стилем архитектуры сходствовала с вновь выстроенным собором, сохраняя при том размеры церкви, принятые в доставленном проекте от Консистории». 8 и 22 мая проект рассматривался на заседании в Комитете министров, 19 мая – поступил на рассмотрение к Императору («Высочайше удостоен»). Результатом этих рассмотрений было вынесено окончательное решение: «оный <проект> отправлен вновь в Тверскую консисторию как не получивший одобрения».[3]
В ГАТО в «Деле о дозволении при нововыстроенном города Торжка Преображенском соборе состоящую с северной стороны небольшую каменную церковь разломать и на место оной выстроить новую каменную с колокольней церковь» хранится проект колокольни, подписанный петербургским архитектором Висконти.[4]
В истории известны два архитектора с фамилией Висконти, работавшие в России: Давид Иванович и Пётр Иванович. Они были родными братьями и приехали из Швейцарии. Старший, Давид (1772–1838), сделал более успешную карьеру, стал академиком архитектуры, членом Строительного комитета. Младший, Пётр (1778–1843), иногда называемый Висконти 2-й, дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий. Кто из них был автором проекта вышеупомянутой колокольни – неизвестно.
Далее события развивались следующим образом. В сентябре 1836 г. протоиерей Преображенского собора Феодор Иоаннов с братией и церковный староста Никита Никифорович Уваров с состоятельными горожанами подали прошение тверскому архиепископу Григорию: «В прошлом 1834 году хотя и дозволено было строить оную церковь по плану и фасаду, составленном в Главном управлении <…> Но так как мы предполагали в тёплом храме поместить два престола, то помещение их в выданном проекте невозможно. Поэтому желаем выстроить трёхпрестольную церковь, на что и полагаем учинить свои пожертвования, а также церковную сумму <…> А для того, составя новый план и фасад предполагаемому тёплому соборному храму, колокольне и самому местоположению, высылаем его. План и проект отправлен в Департамент Главного управления 12 октября 1836 года». [5] Как видим, в Торжке решили не ограничиваться только колокольней, но и построить вместе с ней новый соборный храм, тёплый, с печью, рядом с холодным парадным собором Спаса. Видимо тогда же решили строить новый, обширный храм не на месте ветхой Николаевской церкви, стоявшей к северу от собора Спаса, а к югу от собора.
Но история с проектом повторилась. 30 января 1837 г. из Петербурга в Тверскую консисторию был направлен такой ответ: «по рассмотрении проекты сии не одобрены, а составлены вновь для соблюдения надлежащей правильности и одобрены государем».[6]
А. М. и М. А. Салимовы считают, что, скорее всего, второй проект, высланный в Петербург из Твери, мог быть сделан И. Ф. Львовым, которому Г. К. Смирнов, автор паспорта на Входоиерусалимский собор в Торжке, приписывает авторство построенного в 1842 г. Входоиерусалимского собора. Но в связи с тем, что в 1837 г. в Тверь был высланы из Петербурга «составленные вновь» проекты, авторство И. Ф. Львова они подвергают сомнению. Так как документы с новыми проектами, присланными в 1837 г., не выявлены исследователями, Салимовы сравнили графический проект новой колокольни 1833 г., подписанный Висконти, с построенной в 1842 г. колокольней и обнаружили «целый ряд первоначальных проектных элементов», что наряду с общей стилистикой связывает проект Висконти с тем, что было построено. Правда, построенная колокольня на один ярус короче, чем в проекте, подписанном Висконти. [7]
[1] Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 1–2.
[2] Львов Иван Фёдорович (1797–после 1864) – в 1824–1864 г.г. тверской губернский архитектор.
[3] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 9–10.
[4] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/40. Л. 16.
[5] Там же Л. 14- 15 об.
[6] Там же. Л. 17.
[7] Салимов А. М., Салимова М. А. Входоиерусалимский храм в Торжке// «И свет во тьме светит…» // Сб. науч. трудов ВИЭМ, посвящённый 2000-летию Рождества Христова. – Торжок, 2002, с. 48–55; Паспорт на собор, сост. Г. К. Смирновым.
(Текст статьи со страницы Нины Лопатиной в Контакте.)
(Фото. № 5 Андрея Агафонова. Фото. № 6 со страницы Нины Лопатиной в Контакте.)