Торопец - Успения Пресвятой Богородицы церковь
Успенская церковь, каменная, построена в 1786 году «прихожанами на собственные средства на месте прежней, погубленной пожаром».
Имела три престола: главный - во имя Успения Божьей Матери, придельные - во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев и во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. На колокольне висело 6 колоколов, самый большой из которых весил 60 пудов 20 фунтов. Причт состоял из священника и псаломщика. Неприкосновенного Kaпитала имелось 3700 рублей. К Успенской церкви была приписана Троицкая церковь погоста Кудина (не сохранилась). В конце 70-х годов 19 века к Успенской церкви числилась приписанной церковь Рождества Богородицы.
Прихожан в 1876 году - 98 дворов (359 мужчин, 418 женщин), в 1879 году - 386 мужчин, 470 женщин.
В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник И. Беллавин.
В разные годы служили:
Свящ. Иоанн Успенский
Свящ. Петр Иоаннович Быстров 14.11.1865 - 03.1868
Прот. Иоанн Григориевич Беллавин - 1896 -
Свящ. Феодор Иоаннович Горожанский - 1899 - 1913 -
Свящ. Иоанн Гаврилович Лебедев - 1913 -
Свящ. Александр Федосов † 06.10.1917
Дьякон Иоанн Васильевич Смирнов - 1869 -
В 1913 году служили: Священники: Горожанский Феодор Иоаннович, Лебедев Иоанн Гаврилович, церковный староста Безносов Павел Николаевич.
(По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)
(Фото. № 1 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Успенская церковь в г. Торопце расположена на перекрестке ул. Ленина (бывшая Успенская) и Карла Маркса. Построена в 1768 году в стиле барокко, кирпичная, оштукатуренная, типа «восьмерик на 2-светном четверике» .
Храм четырехпрестольный : главный - во имя Успения Божией Матери и придельные - во имя Зосимы и Савватия, во имя Димитрия Солунского. Стены храма были окрашены в светло-синий цвет, убраны различными библейскими изображениями, пол вымощен квадратными чугунными "штуками". В главном алтаре был устроен четырехярусный иконостас "великолепной, превосходной резьбы, весь сплошь вызолоченный червонным золотом и убран в приличных местах ангелами и ангельскими лицами". При входе в придельные храмы по сторонам стояли две кафельные печи. Иконостасы приделов были двухярусные, резные, "позлащенные червонным золотом". Церковная библиотека насчитывала 240 книг, среди которых были 10 Евангелий разных годов издания, в том числе и 1744, 1758, 1862 г.г. Рядом с церковью располагалась сторожка.
Кровля фигурная, с выгибом. С востока примыкает граненая апсида. В 1960-х годах были разобраны трапезная с двумя приделами и 3-ярусная колокольня.
В настоящее время церковь, в которой находилась все советское время керосинка, и не смотря на полное свое запустение, продолжает оставаться величественной и поражать своей высотой.
Кто знает, быть может, она когда-нибудь тоже будет восстановлена, как реставрируются и восстанавливаются сейчас многие церкви города.
Стоит на углу улиц К. Маркса и В.И. Ленина (бывшая Успенская улица) неприметная церквушка того же названия, что и старое название улицы. Неприметной она стала совсем недавно, когда разобрали её колокольню, построенную, правда, позже церкви, но имевшую исключительно важное значение для панорамы города. Саму же церковь освятили вскоре после Богоявленской, в 1768 году.
Многое в ней кажется знакомым: наличники, фигурное покрытие, объемы, силуэт. Но есть в Успенской церкви нечто такое, что отличает от других. Прежде всего – четверик с двумя рядами окон, придавшими нижнему ярусу храма вид двухэтажной постройки, благодаря чему церковь стала выше и стройнее. Другая её особенность та, что декор перестает быть широким и размашистым. Он становится более графичным, утонченным. Сдержанно, «по-столичному» выглядят плоскости стен. На примере Успенской церкви трудно сказать, является ли она продолжением самостоятельных поисков торопчан или же испытывает влияние ведущих школ, где барокко отживало свой век и на смену прихотливому стилю шли строгие классические правила. Скорее, то и другое взаимно переплеталось, интерпретируясь в руках местных зодчих. Несомненно только одно – именно этот тип церкви с подобным декором окажется более живучим и получит распространение в близлежащих селах.
(По материалам сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
(Фото. № 3 из экспозиции Торопецкого краеведческого музея предоставлена Сергеем Павловичем Носиковым. Фото. № 4 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания фотографа М.И. Герасимова (его же снимок), Псков. 1907 - 1908 гг.)