Чукавино (Лукавино?) - Владимирской иконы Божией Матери церковь
![]() |
Первое документальное упоминание о Чукавине относится ко второй половине XVII в., когда оно принадлежало боярам Сытиным, выходцам из числа служилых московских людей, осевших в этих местах в конце XVI в. в период присоединения последнего независимого удельного Старицкого княжества к Москве.
В 1706 г. в сельце Чукавине, вотчине Степана Степановича Сытина, архиепископ Тверской и Кашинский Каллист благословил хозяина усадьбы на постройку деревянной церкви во имя Владимирской Божьей Матери. В конце 30-х гг. XVIII в. Чукавино было дано в приданое за дочерью Дмитрия Степановича Сытина - Надеждой прапорщику Петру Романовичу Чоглокову, чей старинный род вел свое происхождение от новгородских бояр.
Новый владелец Чукавина - Петр Романов Чоглоков был в ближайшем родстве с племянницей императрицы Елизаветы Петровны - Марией Симоновной Чоглоковой, урожденной графиней Гендриковой. Мария Симоновна, будучи замужем за двоюродным братом Петра Романовича, тайным советником и камергером Николаем Наумовичем Чоглоковым, в 40-е гг. XVIII в. состояла в свите императрицы Елизаветы Петровны фрейлиной.
Получив имение, Петр Романович вскоре занялся его обустройством, что требовало весьма немалых средств. По многовековой традиции строительство в усадьбе началось с церкви, о чем в 1740 г. епископу Тверскому и Кашинскому Митрофану было направлено прошение: «… в помянутом-де селе имеется церковь Божия во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, древянная, которая весьма обветшала и во время дождей бывают течи, отчего святым образам и прочей церковной утвари не малое есть повреждение, и ныне-де он, Чоглоков, желает в оном селе Чукавине вместо объявленной ветхой церкви в том же посте и в том же имяновании построить вновь каменную церковь Божию, с приделами Св. Николая чудотворца, да Великомученика Димитрия Солунского…».
Строительство церкви было окончено в весьма короткий срок: уже в 1746 г. 20 августа епископом Тверским и Кашинским Митрофаном состоялось первое освящение храма. Таким образом, Чукавинской Владимирской церкви в настоящее время исполнилось 260 лет со дня постройки. Какие-то отделочные работы продолжались, правда, и после этого. За первым освящением последовало еще два: в 1747 и 1748 гг., но в обоих случаях речь шла о приделах в трапезной. Церковь села Чукавина имела три престола: главный – во имя Владимирской Божьей Матери, правый – Николая чудотворца и левый – Дмитрия Солунского. Церковь выстроена из белого известнякового камня и имеет стройный, величественный вид. Она сверху была украшена 4-я статуями евангелистов, лепной работы.
На колокольне над входом в падине некогда был вставлен образ Владимирской Божьей Матери, на киоте которой надпись с трех сторон: «Стража земли русской», и на доске выше образа: «В память священнаго коронования императора Александра II-го и Марии 1856 г. Августа 26 дня». Этот образ был поставлен помещиком И. Е. Великопольским с разрешения Св. Синода 26 августа 1857 г.
На стене в паперти было надпись следующего содержания: «Сей св. храм построен 1746 г. Помещиком Петром Романовичем Чогловым. Внутри в теплой церкви стенная живопись возобновлена 1913 г. на частные пожертвования, благодаря стараниям церковного старосты полковника Андрея Николаевича Чаплина и священника Степана Симакова. Живопись производил живописец И. П. Кочеров».
Под колокольней на надгробном памятнике имеется следующая надпись: «Под сим камнем покоится тело строителя храма сего Петра Романовича Чоглова».
Последним по времени каменным строением в усадьбе была церковная ограда, возникшая примерно в 60-е гг. XVIII в. Сложенная из кирпича на белокаменном цоколе и с белокаменным открытием по всему периметру, ограда была сделана невысокой, скорее чисто символически отгораживая место последнего упокоения от мирской суеты. С юга и востока в ограде имелись святые ворота, у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию.
На этом небольшом почти прямоугольном участке в ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их ближайших родственников: Николай Анатольевич Чаплин, Надежда Ивановна Чаплина, Ермолай Николаевич Чаплин, Николай Николаевич Чаплин, Иван Ермолаевич Великопольский и его супруга София Матвеевна, урожденная Мудрова.
Прихожане церкви были из с. Чукавино и дд. Подвязье, Ладеньково, Колесово, Змеевы Горки, Саначино, Шарапово, Кокорево (Славино).
В 1868 – 1869 гг. усердием помещика села Коноплино А. Ф. Шишмарева были исправлены иконостасы церкви. Они были позолочены червонным золотом.
В 1901 г. в приходе было 159 хозяйств, проживали 1155 человек (575 мужчин и 580 женщин). Священником церкви был Яков Иоаннович Тугаринов, 39 лет, дьяконом и псаломщиком служил Михаил Иванович Постников, 65 лет.
В 1937 г. была закрыта Чукавинская Владимирская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под склад.
С 1980 г. Чукавино была базой отдыха завода «Центросвар» города Твери. Здесь, после долгого перерыва была произведена косметическая реставрация Владимирской церкви и усадьбы.
В 1996 г. бывшее имение Чукавино с церковью было передано в аренду московскому обществу «Возрождение».
Александр Шитков – преподаватель педагогического училища,
председатель Старицкого отделения Российского общества
историков-архивистов, краевед.
(По материалам сайта Старица - земля православная. Монастыри и храмы..)
По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
Село Чукавино, в нем церковь во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Великомученика Дмитрия, каменная, в твердости, построена в 1747 году, утварию довольна, опись церковной утвари и книги приходорасходныя имеются, однокомплектная, земли отмежевано 36 десятин, плана на церковь и землю не имеется, приходских дворов 87, а в них мужеска пола душ 424, женска 434. Оное село разстоянием от губернскаго в 69-ти, а от уезднаго городов в 7-ми верстах, в близости к нему имеются села: Холохольня в 4-х, за рекою Волгою Спаское в 5-ти верстах.
В 1828 году служили: Священнник и благочинный Иоанн Петров - 39 лет. Из богословии, окончив курс, сказывает по две порповеди в год в Старицком Борисоглебском соборе, аттестат имеет, учения был хорошаго, поведения честнаго. Вдов. Произведен в 1816 году и гpaммaтy имеет, в 1824 определен в благочиннаго, а в 1826 году награжден набедренником. О родстве в клире записей нет. Оный благочинный по указу Тверской консистории июня от 14 дня 1827 года за недонесение вышшему начальству о взятиях села Зиновьева священником Феодором Игнатьевым за просфоропечение из церкви церковных денег 5 рублей без записи в разходной книге оштрафован взысканием на вдов и сирот 5 рублей. В дурных поступках не замечены. У него дети: Павел - 14 лет обучается в Старицком уездном училише в вышшем классе прозванием Петровский, Иван - 8 лет в Старицком приходском училище в вышшем классе и тем же прозванием, Анна - 4 года.
Дьячек Дмитрий Потапов - 26 лет. Читает хорошо, поет порядочно. Изключен Старицкаго уезднаго училища из вышшаго класса. Женат вторым браком. При указе с 1817 года. До причетников подозрительного делане было. Жена его Агафия Софронова - 30 лет. У них дети: Иван - 8 лет, Марья - 5 лет, Ерм - 3 года, Параскева - 1 год.
Пономарь Павел Яковлев - 36 лет. В чтении и пении порядочен. Уволен из руской школы. Женат первым браком. Определен указом с 1807 года, в стихарь посвящен в 1813 году и граммоту имеет. Жена его Евдокея Осипова 40 лет. У них дети: Матрена - 15 лет, Марья - 11 лет, Александр - 7 лет.
Престарелый дьячек Потап Васильев - 64 года. Уволен от должности за старостию в 1817 гoдy.
Умершаго пономаря Иосифа Федорова жена Анисья Иванова - 64 года. Получает из попечительства жалованье.
Умершаго диакона Егора Иванова дочь Анна - 53 года. Получает из попечительства жалованье.
Прихожан в селе Чукавине, в деревнях Ладеникове, Колесове, Саначине, Кокореве, Еримееве, Подвязье, Шарапове, в сельце Горках, в сельце Коноплине - 87 дворов (424 мужчины, 434 женщины).
По данным 1901 года:
Село Чукавино, от Твери 60 верст, от Старицы 7 верст.
Церковь Владимирская, построена в 1746 году, каменная, престола три: в холодной Владимирской Божией Матери, в теплой Святителя Николая и Великомученика Димитрия мироточивого.
Церковные документы: опись 1851 года, метрики с 1802 года, исповедные с 1828 года. В 1901 году служили: Священник Иаков Иоаннович Тугаринов 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1884 года, священником с 1886 года, награжден в 1896 году набедренником. Диакон-Псаломщик Михаил Иванович Постников 65-ти лет, в служении с 1852 года, диаконом с 1900 года.
Прихожан в деревнях: Подвязье, Ладенькове, Колесове, Змиевых Горках, Санагине, Шарапове, Кокореве-Славине тож - 159 дворов (575 мужчин, 580 женщин).
В 1914 году служили: Священник Стефан Симаков 46-ти лет, из 3-го класса семинарии, на службе 24 года, во Владимирском храме 14 лет. Исполняющий должность псаломщика Николай Тархов 44-х лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Подвязье, Ладеньково, Горки, Колесово, Саначино, Шарапово, Кокорево - 643 мужчины и 684 женщины.
В приходе сей церкви находились две часовни: 1) в деревне Колесове, каменная; 2) в деревне Санагине, деревянная.
(По материалам изданий Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
ЦЕРКОВЬ СЕЛА ЧУКАВИНА
Тверской губернии, Старицкого уезда.
(По поводу 150-летия).
Августа 20 дня 1896 года исполнилось 150 лет со дня освящения церкви с. Чукавина. Считаем нелишним сообщить по этому поводу некоторые сведения об этой церкви, представляющей из себя любопытный памятник старинного зодчества.
Церковь с. Чукавина, окруженная кирпичной оградой, расположена на крутой возвышенности правого берега реки Волги, — расстоянием от уездного города Старицы в 6-ти вер., от Старицкой Мариинской Женской Общины не более 1-й версты. С церковной площадки открывается живописный вид на все стороны. С севера виднеется река Волга, с запада и юго-запада находятся окруженное лесом кладбище и постройки духовенства. Далее, на восток и юг горизонт ограничивается садом и постройками помещика г. Чаплина. Благодаря выгодному местоположению, вид церкви — в общем, можно сказать, привлекательный, и кто хоть однажды имел случай видеть Чукавинскую церковь, тот, без всякого сомнения, долго не забудет картины её.
Когда же и кем была основана церковь в селе Чукавине? В сохранившейся доныне в архиве при церкви села Чукавина грамоте мы, между прочим, находим, что еще в 1706 г. преосвященный Каллист, архиепископ Тверский и Кашинский, благословил Степана Степановича Сытина строить церковь во имя Владимирской Божией Матери с приделом — в честь Великомученика Димитрия в его вотчине в с. Чукавине, Старицкого уезда. На основании этого письменного сведения о церкви с. Чукавина можно предположить, что вскоре после разрешения в 1706 г. была выстроена церковь в с. Чукавине. Но что это была за церковь, и сколько времени она существовала, это ясно видно из другой, хранящейся в архиве церкви, грамоты преосвященного Митрофана, епископа Тверского и Кашинского, на имя вотчинника с. Чукавина, Старицкого уезда, прапорщика Петра Романова Чоглокова, от 13 июня 1740 г. В ней мы читаем следующее: «В поданном его, Чоглокова, прошении объявлено, в помянутом-де селе имеется церковь Божия во имя Владимирския Пр. Богородицы, древянная, которая весьма обетшала и во время дождей бывают течи, отчего святым образам и прочей церковной утвари не малое есть повреждение, и ныне-де он, Чоглоков, желает в оном селе Чукавине вместо объявленной ветхой церкви на том-же погосте и в то же имянование построить вновь церковь Божию с приделами Св. Николая Чудотворца, да Великомученика Димитрия Солунскаго.... И по нашему архиерейскому благословению ему, прапорщику Чоглокову, на оное церковное строение камень и прочие потребные к тому материалы заготовлять и в том селе Чукавпне церковь Божию каменную на том-же погосте и в то имянование с приделами Николая Чудотворца и Великомученика Димитрия строить доброй архитектуры».... и, далее, «как оная церковь с приделами готовы и ко освящению с тем в готовности будут, тогда о освящении оной церкви и приделов просить ему нас и того ради ему, прапорщику Чоглокову, сия наша благословенная грамота дана в Москве июня 13 дня 1740 года».
Отсюда ясно видно, что до настоящей каменной церкви была деревянная, которая к 1740 году имела жалкий вид; озабочиваясь этим, г. Чоглоков — на месте пришедшего в ветхость храма возымел желание выстроить каменный храм, на что и получил, как мы видим из грамоты, благословение от преосвященного Митрофана.
Подробности построения храма, сохранившегося до наших времен, неизвестны; не сохранилось также сведений и о томъ, кто был архитектором и мастером его. Известно только об устройстве его следующее. Каменный храм в с. Чукавине очерчен, и начаты земляные работы — 21 июня 1740 г.; закладка его происходила 21 августа того же 1740 г. 23 июня 1746 г. на церковь водружен крест. Августа 20 1746 г. настоящая летняя церковь освящена преосвященным Митрофаном при владельце того села Петре Романове Чоглокове. Обо всем этом сохранилась запись - внизу иконы Петра, митрополита Московского, помещающейся около правого клироса, в 1-м ярусе иконостаса главного придела церкви. Вот все, что осталось записанным при церкви относительно первоначального её устройства, но для нашей цели и этого достаточно. Выстроенная усердием г. Чоглокова, им-же церковь была отделана и благоукрашена, на что есть указание в описи — при церкви с. Чукавииа. Про колокольню нужно сказать, что она была выстроена в одно время с церковью — усердием того же г. Чоглокова.
Про дальнейшее благоустройство Чукавинской церкви в ХѴIII-м столетии в архиве церкви не сохранилось сведений, почему необходимо в исследовании состояния этой церкви допустить значительный пробел.
Но с XIX-го века состояние Чукавинской церкви представляется в более ясном свете. Из записей при церкви можно видеть, что за это время неоднократно производимы были значительные работы и ремонт в церкви. Так, при священнике Иоанне Петрове, за промежуток времени с 1830 по 1842 г. можно указать на следующее. В 1830 — 31 г. окрашена крыша церкви и колокольни; в 1832 г. устроена новая печь в церкви; в 1833 — 34 г. сделаны новые рамы и двери; в 1842 г. выбелена и окрашена церковь и ограда. С 1848 по 1851 г. при священнике Петре Пешехонове также производились работы для поддержания храма. Так, за это время стены теплой церкви и крыша на церкви окрашены; церковь, колокольня и ограда выбелены снаружи, а летняя церковь и внутри; печь переделана. При последующем священнике Василии Пешехонове было произведено несколько значительных и наиболее важных работ по церкви. В 1858 — 59 г. выбелена и окрашена церковь снаружи охрой, окрашены решетки в окнах, двери в церкви, ворота в ограде; теплая церковь и паперть выбелены и внутри; крыша на церкви окрашена медянкой на масле. В 1860 г. переделаны три крыльца в церкви; снаружи церковь окрашена известкой и охрой. В 1868 — 69 г. усердием помещика с. Коноплина Аф. Ф. Шишмарева — с помощью церковных средств были исправлены иконостасы церкви. Они были позолочены червонным золотом; кроме того, в иконостасе, главного придела — в честь Владимирской Божией Матери иконы заменены новыми; в это же время пол в теплой церкви сделан деревянным вместо прежнего каменного. Так было до 1876 г. В этом же году при священнике Петре Преферанском — в приделах Св. Николая Чудотворца и Димитрия Солунского иконостасы заменены новыми. В 1882 г. при священнике Георгии Некрасове была произведена починка и окраска железной крыши церкви. Последние капитальные работы и улучшения — произведены за последнее время с 1892 по 95-й г. при священнике Николае Поспелове; за это время сделаны новые рамы в летней и зимней церкви, устроена новая печь в теплой церкви; затем усердием Е. Н. Чаплина — крыша на колокольне покрыта новым листовым железом.
Произведен еще ремонт зимней церкви внутри: стены выбелены и окрашены фресковой и частью масляной краской бледножелтого цвета; по стенам написано несколько живописных картин. Паперть — окрашена голубой краской. В 1896 г. предположено на всей церкви сделать новую крышу из листового железа — вместо прежней очень ветхой — из кованного железа (она существует около 90 лет).
Изложивши исторические сведения о церкви с. Чукавина, перейдем к описанию её внешнего вида и внутреннего устройства.
Церковь в с. Чукавине одноглавая — в связи с колокольней имеет форму креста. Кроме главного входа с западной стороны через колокольню, есть еще боковые двери с северной и западной стороны церкви. Главный летний придел церкви и колокольня в 3 яруса, зимняя церковь в один ярус. Стены церкви и колокольни — из белого камня. Размер церкви по линии от востока к западу 13 саж. 5 вер. Продолговатые окна освещают внутренность храма, решетки в окнах железные. Крыша на храме и колокольне железная, шатровая; кресты на главах железные, 8-миконечные.
Церковь украшена статуями 4-х евангелистов лепной работы; колокольня же — иконой Владимирской Божией Матери в сребропозлащенной ризе; икона вставлена в доску с золоченым киотом и помещена снаружи во впадине колокольни над самым церковным входом. На киоте надпись с 3-х сторон — «Стража земли русския», на доске выше образа: «в память священнаго коронования Императора Александра II-го и Марии 1856 г. августа 26 дня». По сторонам образа — изображение херувимов. Этот образ поставлен г. Великопольским, с разрешения Св. Синода, 1857 г. августа 26 дня.
Других каких-нибудь украшений с внешней стороны церкви и колокольни нет, но при всем том вид их стройный и величественный. Жаль только, что вследствие скудости средств церкви и бедности прихода церковь очень редко ремонтируется и потому ветшает и разрушается временем. Правда, за последнее трехлетие, после того, как высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Тверский и Кашинский, посетил эту церковь в июне месяце 1893 г. и преподал наставление о необходимости поддержать эту древнюю святыню, заметно среди прихожан сильное желание привести в лучшее состояние свою церковь, и уже сделаны некоторые самые необходимые исправления в церкви, но еще многое нужно сделать, чтобы привести в благолепный и благоприличный вид церковь. Для этого ещё не изысканы в достаточной мере средства.
Переходя к описанию внутреннего вида Чукавинской церкви, мы находим здесь много обращающего на себя внимания, и прежде всего бросается в глаза старинное устройство церкви; затем в ней есть много священных предметов, которые, по справедливости, обращают на себя особенное внимание посетителя.
Не имея целью подробно описывать внутренние архитектурные особенности храма, его украшения и священные предметы, мы упомянем лишь вкратце о внутреннем устройстве храма и о тех святынях и редкостях, которые наиболее замечательны.
Церковь с. Чукавина состоит из двух отделений, разделенных между собой капитальной стеной с пролетом. Восточная половина её представляет собой летнюю церковь, в которой главный престол в честь Владимирской Божией Матери. Западная же половина представляет собой зимнюю церковь, в которой два престола: на правой стороне — во имя святителя и чудотворца Николая, на левой — в честь св. Димитрия Мироточивого.
Алтарь главного престола отделяется от храма капитальной стеной. В нем есть впадина для помещения ризницы; подобные же впадины в стене устроены и в теплой церкви, как для ризницы, так и для жертвенников. Пол в летней церкви каменный; солея каменная — возвышается над помостом храма на ¼ ар. В зимней церкви пол деревянный; входные двери — одни деревянные, другие на-половину со стеклами. Иконостас летней церкви в 4 яруса, деревянный с резьбой, по гладким местам окрашен зеленой краской. В зимней же церкви иконостасы в один ярус, деревянные ъ резьбой и позолотой, по гладким местам окрашены красной краской.
Из особенно чтимых св. икон в летней церкви достопримечательны следующие: 1) находящийся на левой стороне царских врат в позлащенной киоте за стеклом образ Владимирской Божией Матери - мерой в вышину ½ арш., в ширину 1 арш., греческого письма; на нем риза и венец сребропозлащенные весьма искусной работы, последний украшен разными каменьями. Вверху иконы за стеклом в виде полукружия сияние с изображением Св. Духа — тоже в сребропозлащенной ризе. Весу в ризах и венце 10 фун. 95 зол. Внизу ризы металлическая надпись: «сделана сия риза 1753 года тщанием Петра Чоглокова». Образ сей с 1746 г. не был поновляем, но не смотря на то очень сохранился. Чистота отделки его и выразительность ликов свидетельствуют об искусстве иконописца, писавшего его. Икона сия особенно чтима среди прихожан и даже окрестных жителей. К сему образу народ притекает с верой и усердием для поклонения и испрошения покрова и помощи Божией Матери в различных своих скорбях и болезнях; служит молебны и по вере пользуется благодатной помощью.
2) На правом клиросе главного придела церкви в позлащенной за стеклом киоте — образ Нерукотвореннаго Спаса мерою — вышины 1 арш. 7 вершк., ширины 13 вершк. Этот образ в 1860 г. усердием помещика Aф. Ф. Шишмарева поновлен и обложен сребропозлащенной ризой с венцом, в коей весу 7 ф. 5 з.
3) Помещенный на левом клиросе главного прицела церкви — образ св. великомученицы Екатерины живописный на медной доске, вышины 1 арш. и ширины ¾ арш., в позлащенной за стеклом киоте. Образ сей пожертвован в текущем столетии в церковь с. Чукавнна помещиком Аф. Ф. Шишмаревым и заслуживает внимания знатоков по своей замечательной итальянской живописи.
4) В левом приделе церкви — образ св. великомученика Димитрия Солунского живописный, вышины 1 ар. 8 в., ширины 12 в., обложен медной посеребренной ризой с 2-мя медными позлащенными венчиками, весьма искусной и древней работы. Риза на нем сделана в 1849 году усердием прихожан.
К зимней церкви примыкает с западной стороны каменная колокольня о 3-х ярусах, нижний из которых представляет паперть зимнего храма. Здесь обращает на себя внимание гробница из белого камня, обнесенная деревянной оградой. Под ней, по преданию, хранятся останки строителя храма г. Чоглокова, что, между прочим, подтверждается и тем обстоятельством, что над гробницей на стене паперти висит образ, на котором изображен в числе других святых и святитель Петр, митрополит Московский, имя коего носил основатель храма. 2-й ярус не занят ничем, кроме деревянной лестницы. В 3-м ярусе висят колокола, коих числом пять. Из них самый большой колокол в 46 п. — лит в 1812 г. в Твери мастером Богдановым; 2-й колокол надтреснутый в 10 ½ п., лит в 1746 г. тщанием храмоздателя г. Чоглокова. Об остальных трех колоколах: а) в 3 п. 32 ф., б) в 3 п. и в) в 34 ф. — не сохранилось сведений, а потому нельзя определить, к какому времени относится их происхождение, а равно неизвестно, кем они пожертвованы.
Что касается ризницы Чукавинской церкви, то и она достойна внимания по тем древним и редким священным предметам, которые сохраняются в ней до сего времени. Сюда должно отнести следующее:
1) Крест сребропозлащенный, четвероконечный с изображением распятия Господня и с венчиком чеканной работы, вес. 91 зол.; в середину его вложен крест из кипарисного дерева с 2-мя частями неизвестных св. мощей. О времени поступления сего креста в Чукавинскую церковь неизвестно по записям, но и одного наружного осмотра достаточно, чтобы убедиться, что он весьма древней работы.
2) Крест кипарисный, нижняя часть которого в виде круглой рукоятки — серебряная, стороны обложены серебром; на нем с правой стороны надпись: «из Софийского собора».
3) Крест сребропозлащенный, четвероконечный, чеканной работы; на лицевой стороне его литые изображения распятия Господня с предстоящими по сторонам — Божиею Maтериею и Иоанном Богословом, а вверху изображение Господа Саваофа. Весу в нем 61 зол. Сей крест приобретен в 1804 г. на церковную сумму.
Из Евангелий разных времен замечательны по древности:
1) Евангелие средней величины, напечатанное на белой бумаге с киноварью в Москве в 1697 г., при Государе Петре I-м, обложенное малиновым бархатом. Евангелисты и середина — с изображением распятия Господня — сребропозлащенные; на задней доске пять сребропозлащенных накладок; весу в окладе серебра 24 зол.
2) Евангелие большого размера, напечатанное на белой бумаге с киноварью в Москве в 1744 г., при Императрице Елизавете Петровне, и обложенное с обеих сторон сребропозлащенным окладом — с изображением на верхней доске его — в середине — сошествия Иисуса Христа во ад, а по углам 4 евангелистов. Весу в окладе серебра 7 ф. 51 зол. На нижней доске Евангелия вырезана металлическая подпись следующего содержания: «1760 года февраля 6 дня Старицкаго уезда села Богородицкаго в церковь Пр. Богородицы Виадимирския положено вкладу по обещанию вдовы Надежды Димитриевны Петра Романовича жены Чоглокова».
3) Евангелие средней величины, напечатанное на белой бумаге с киноварью в Москве в 1748 г., при Императрице Елизавете Петровне, обложенное зеленым бархатом; евангелисты и середина с изображением Спасителя, сидящего на престоле, — сребропозлащенные; на задней доске пять сребропозлащенных накладок. Весу в окладе серебра 68 зол. Из утвари сей церкви обращают также внимание на себя — некоторые из сосудов, как-то: потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца, ковшичек для теплоты сребропозлащенные — без пробы, весом в 4 ф. 8 зол.; св. потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца — серебряные без пробы, весом в 2 ф. 5 зол. Те и другие сосуды по своему наружному виду свидетельствуют о своей большой древности. Кадило чеканного серебра с серебряной цепочкой — без пробы, весом в 1 ф. 42 зол., две весьма изящных сребропозлащенных дарохранительницы — также останавливают на себе вннмание по своей отделке. Одна из дарохранительниц приобретена в 1836 г. и весит 2 ф. 28 зол., другая — с финифтовыми изображениями пожертвована в 1868 г. майором П. А. Чаплиным. Как память отдаленного времени, заслуживает также внимания хранящийся в ризнице небольшой оловянный ковчег с 5 литыми изображениями, весом в 2 ф., и два венца старинной фигуры, медные, посеребренные — с финифтовыми изображениями.
Достойна также внимания — плащаница Христа Спасителя, пожертвованная усердием Аф. Ф. Шишмарева. Изображение Господа и 4 херувимов — по углам плащаницы живописные; слова вышиты золотом по темно-красному бархату, вокруг золоченая бахрома и кисти.
Кроме поименованных святынь и древностей Чукавинской церкви, много есть и других принадлежностей ризницы, которых нельзя обойти молчанием, как-то: священные облачения нового времени. Между ними особенно достойны внимания облачения на священника: а) из белого фая с нашитыми из шерсти цветами, и б) парчёвое — по желтому фону. Первое пожертвовано усердием — помещицы Л. А. Чаплиной; второе — Н. И. Чаплиной.
К числу редкостей церкви с. Чукавина, наконец, следует отнести несколько экземпляров старопечатных книг — Московского, Киевского, и Петербургского изданий XVII и XVIII века.
Книги эти следующие: 1) Минеи-Четьи за месяцы — декабрь, январь и февраль, на серой бумаге. Киев 1695 года.
2) Месячная минея в 12 кн. на белой бумаге. Москва 1705 г.
3) Октоих в 2 кн.- на серой бумаге. Москва 1706 г.
4) Требник, на серой бумаге. Москва 1708 года.
5) Триодь постная. Москва 1710 года.
6) Октоих с 1 по 5 глас, на серой бумаге. Москва 1727 г
7) Последование благод. молебных пений, на белой бумаге. Москва 1743 года.
8) Апостол — на белой бумаге. Москва 1750 г.
9) Минеи-Четьи за месяцы — сентябрь, октябрь и ноябрь, на белой бумаге. Москва 1764 г.
10) Библия, на белой бумаге. Москва 1766 г.
11) Нотный обиход в 2-х кн. Москва 1772 года.
12) Нотный обиход на Господские и Богородичные дни. Москва 1772 года.
13) Устав, или изображение чина церковного, на серой бумаге. Москва 1773 г.
14) Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни, на серой бумаге. Москва 1776 г.
15) Беседы Василия Великого, на серой бумаге. Москва 1790 г.
16) Краткие поучения о главнейших спасительных догматах веры разных св. отцов, на серой бумаге. С.-Петербург 1795 г.
17) Наставление о церкви и семи таинствах церковных, на серой бумаге. С.-Петербург 1795 г.
Священник Е. Рогожин.
(По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 1 сентября 1896 г. № 17. Часть неофициальная.)