Рясня (Рясны) - Воскресения Христова церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Сергея Павловича Носикова.


   До начала ХVII в. Рясня была значительным селом и имела три церкви.
   В писцовых книгах 1624 и 1625 гг. левой половины Ржевского у. селение описывается так: «В Рясенской волости вдовы княгини Марьи, Князь Григорьевские жены Елизаветы, пустошь, что был погост Рясна на ручью, а в нем церковь Воскресения Христова древень вверх, да церковь Рождества Христова, да церковь мученицы Христовы Парасковеи, да придел Николая Чудотворца, древяны клетцки, все пусты развалились».
   В 1638 г. с. Рясня принадлежало князю Петру Шаховскому. В 1649 г. Рясня была продана в вотчину Ивану Ивановичу Вельяминову и зубчанину Захарью Ивановичу Козлову, «по 11 чети человеку», в 1651-м З.И. Козлов продал вотчину Семену Ивановичу Шаховскому. В 1670 г. князя С.И. Шаховского не стало, и вотчина в 1672 г. «справлена за его сыном князем Петром». По смерти князя П.С. Шаховского в 1682 г. Рясня досталась окольничему князю Перфилью Ивановичу и его сыну князю Ивану Шаховским. В 1684-м село принадлежало Андрею Никитичу Квашнину-Самарину, «доставшееся ему по променной записи от стольника князя И. П. Шаховского».
   14 июня 1687 г. Петру Квашнину-Самарину было разрешено построить церковь во имя Воскресения Христова. А 4 сентября 1693 г. деревянная церковь была освящена.
   В начале 80-х гг. ХVIII в. деревянная церковь пришла в ветхость. Новый каменный храм был построен в 1780 г. на средства помещика Николая Даниловича Козлова. Храм имел три престола: главный - во имя обновления храма Воскресения Христова и два теплых: правый - во имя Богоявления Господня и левый - во имя Святителя Николая. Правый придел был устроен на средства помещика Абрама Петровича Корнилова, а левый - на средства Николая Даниловича Козлова. Роспись в главной церкви произвел ряснинский живописец П.П. Зуев, а в теплых приделах - Богоявленском и Никольском - Старицкий живописец Иван Иванович Масленников. Прихожане были из с. Рясни и дд. Храпыни, Рылово, Волочагино, Борисцево, Пусторадиха, Дворцы, Ялыгино, Степанково, Стренево, Девонисово, Холмец, Сетки, Глазуны, Минино, Бояково, Грешнево, Михалково, Любино, Гудково.
   В 1901 г. в приходе было 492 хозяйства, проживали 2799 человек (1354 мужчины и 1445 женшин). Священником в церкви был Николай Иванович Рязанцев, 29-ти лет, дьяконом служил Виталий Семенович Лебедев, 21-го года, псаломщиком - Николай Иванович Сменковский, 38-ми лет.
   В ограде церкви до сих пор сохранились могилы: тайного советника Александра Александровича Корнилова (1801-1856) и тайного советника Алексея Михайловича Корнилова (10 февраля 1763 - 10 апреля 1823), отца Севастопольского вицеадмирала Владимира Корнилова.

   Воскресенская церковь не сохранилась, в 1996 г. на месте разрушенной церкви была построена часовня освящённая 22 ноября того же года.

   По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
   Село Рясны, в нем церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова с приделами Богоявления Господня и Чудотворца Николая, каменная, в твердости, утварью довольна, построена в 1780 году, однокомплетная, опись утвари церковной и книги прихода и расхода имеются, при ней земля отмежевана писцовая дача 40 десятин, на которую план имеется и хранится в ризнице, приходских дворов 233, в них мужеска пола душ 792, женска 885, разстоянием от эпархиальнаго града Твери 100, от уезднаго Старицы 44 версты, в близости села имеются Луковниково в 5-ти, Бабино в 7 верстах.
   В 1828 году служили: Священник Николай Иванов - 36 лет. Читает и поет хорошо. Обучался в Тверской семинарии до окончания курса учения и уволен с аттестатом третьего разряда. Не вдов. Произведен в священника в 1820 году, граммату имеет. Священник диакону племянник родной. О подозрительных делах записей нет. В дурных поступках не замечен. Жена его Наталья Димитриева - 23 года. Дети их: Параскева - 6 лет, Павел - 4 года, Екатерина ­ 2 года, Петр - 2 месяцов.
   Диакон Никифор Васильев - 56 лет. Читает и поет порядочно. Из класса поэзии уволен. Не вдов. Произведен в диакона в 1790 году, граммату имеет. Диакон пономарю по жене дядя родной. В дурных поступках не замечен. Жена его Екатерина Феодорова - 56 лет. Дети их: Евдокия - 21 год, Наталья - 20 лет, Анна - 18 лет.
   Дьячек Яков Платонов - 21 год. Читает и поет хорошо. Из класса реторики. Женат 1-м браком. Посвящен в дьячка в 1826 году, граммату имеет. С прочими родства не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Мария Ефимова - 21 год.
   Пономарь Стефан Андреев - 30 лет. Читает и поет хорошо. Из низшaгo класса Тверскaгo уезднаго училища. Женат 1-м браком. Посвящен в пономаря в 1816 году, граммату имеет. С прочими родства не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Евдокия Михайлова - 28 лет. Дети их: Александра - 7 лет, Григорий - 5 лет, Мария - 1 год.
   Просвирница умершаго пономаря Михаила Феодорова жена вдова Анна Пантелеймонова - 52 года. Определена в 1818 году и указ имеет. Просвирница пономарю теща. Дети ея: Арсений - 20 лет в Тверской семинарии в богословии прозванием Соколов, Анна - 26 лет, Александра - 19 лет, Ольга - 13 лет.
   Уволенные за старостию лет от должности: священник Иван Васильев - 73 года, вдов; дьячек Ефим Стефанов - 59 лет, жена его Екатерина Иванова - 54 года.
   Прихожан в селе Рясны, в сельцах: Феодоровское, Ивановское, Петрищево, Кольцово, Покровское, Алексеевское, в деревнях: Минино, Буяково, Холмец, Ялыгино, Павлушково, Сетки, Григорево, Волочагино, Рылово, Гришнево, Гутково, Пусторадиха, Стренево, Глазуны, Диванисово - 233 двора (792 мужчины, 885 женщин).

   По данным 1901 года:
   Село Рясня, от Твери 100 верст.
   Церковь Воскресенская, построена в 1770 году, каменная, престола три: в холодной Обновление Храма Воскресения Христова, в теплой: Богоявления Господня и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись и план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Николай Иванович Рязанцев 29-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1900 года. Диакон Виталий Семенович Лебедев 21-го года, в служении с 1894 года, диаконом с 1900 года. Псаломщик Николай Иванович Сменковский 38-ми лет, в должности с 1881 года.
   Прихожан в селе Рясне, в деревнях: Храпынях, Рылове, Волочашне, Борисцове, Пусторадихе, Дворцах, Ялышне, Степановке, Стреневе, Дивонисове, Холмеце, Сетках, Глазунах, Минине, Боякове, Грешневе, Михалкове, Любине, Гудкове - 492 двора (1354 мужчины, 1445 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Андрей Никольский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Воскресенском храме 1 год. Штатный диакон Виталий Лебедев 42-х лет, на службе 21 год, в Воскресенском храме 14 лет. Псаломщик Герман Сменковский 26-ти лет, на службе 4 года.
   Прихожан в деревнях: Волочагино, Рылово, Грешнево, Храпыни, Михалково, Дворцы, Стренево, Девопилово, Сетки, Холмец, Мишино, Гудково, Глазуны, Болково, Борисцево, Пусторадиха, Степанково, Ялыгино, Бабинское - 1194 мужчины и 1483 женщины.

   
     (По материалам изданий Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. - Старица, 2007., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Сергея Павловича Носикова. 2015 г.)
    


А. Шитков
ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА РЯСНИ СТАРИЦКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


   Историк В. Успенский, бывая в конце XIX века в этих краях, записал со слов местных жителей: «Где находился Литовский городок Рясна, определенно сказать не могу, но слышал я от знакомых, что городок этот находился в недалеком расстоянии от современной Рясни, при реке Тьме, на какой-то насыпи, сохраняющей до сих пор название городища. Здесь сохранился камень с углублением, дающим ему вид чашки; говорили, что из этой чашки имели обыкновение есть разбойники, когда-то укрывавшиеся здесь, и что от камня до кургана, находящегося на другом берегу реки, был подземный ход»1.
   Около села Рясни находится местность Литиковка, где имеются высокие насыпанные курганы, про которые говорят, что они были насыпаны во время защиты крепости от литовского нашествия. Здесь еще в начале ХХ века раскапывали предметы старинного военного оружия.
   Рясня впервые упоминается в 1335 году, когда она была сожжена московским князем Иваном Калитой.
   До начала XVII века Рясня была значительным селом и имела три церкви.
   В писцовых книгах 1624 и 1625 годов левой половины Ржевского уезда селение описывается так: «В Рясенской волости вдовы княгини Марьи, Князь Григорьевские жены Елицкаго пустошь, что был погост Рясна на ручью, а в нём церковь Воскресения Христова древень вверх, да церковь Рождества Христова, да церковь св. мученицы Христовы Парасковеи, да придел Николы Чудотворца, древяны клетцки, впусте развалились; пашни церковные перелогом и лесом поросло, середние земли девять четвертей; церковные же две пустоши: Пустошь Починок, пашни и перелогом и лесом поросло, середние земли восемь четвертей, пустошь Горки, пашни перелогом и лесом поросло середние земли семь четвертей; на погосте же Рясне, что бывала поместная земля пашни перелогом и лесом поросло средние земли 22 четверти с осьминою»2.
   В 1638 году в писцовой книге находим уже такую запись: «В 146 году церковная воскресенская земля, что в волости в Рясне, да пустошь Починки, да пустошь Горки, находилась на оброке у крестьян князя Петра Шаховского, оброку 10 алт»3.
   Через 11 лет, в 1649 году «пустошь, что был погост Рясна, на ручье, по выписке за пометою дьяка Ивана Владычкина, продана в вотчину Ивану Ивановичу Вельяминову да зубчанину Захарью Ивановичу Козлову, по 11 чети человеку»4.
   В 1670 году князя Семёна Ивановича Шаховского не стало, и его вотчина через два года была утверждена за сыном князем Петром Шаховским5.
   В 1682 году «по смерти князя Петра Семёновича Шаховского вотчина его деревня, что ныне село Рясна, 11 четвертей досталась окольничему князю Перфилью Ивановичу и его сыну князю Ивану Шаховским, по любовному разделу с родственником их князем Фёдором Ивановичем Шаховским»6.
   В писцовой записи за 1684 год находим нового владельца вотчины Рясни, «за Андреем Никитиным Квашниным-Самариным находилось во владении село, что была деревня Рясна, доставшееся ему по променной записи от стольника князя Ивана Перфильева сына Шаховского»7.
   14 июня 1687 года «отдана на оброк по челобитной стольника Петра Квашнина в оброк церковная воскресенская земля, а оброку ему велено платить, по писцовым книгам 132 и 133 гг. (1624 и 1625 гг. – А.Ш.), с пашнею 25 чети да 8 десятин пашеннаго и непашеннаго по 15 алт. С деньгою в год»8.
   В этом же году Петру Квашнину-Самарину было разрешено построить деревянную церковь во имя Воскресения Христова9.
   30 августа 1692 года «по указу патриарха и по помете на выписке церкви Воскресения Христова, которую по челобитью своему построил стольник Андрей Квашнин-Самарин во Ржевском уезде в Рясенской волости на прежнем церковном Воскресенском месте, положить дани с дворов: поповы 4 деньге, с дьячкова, пономарева, просвирницына по одной деньге с двора, с 20 дворов крестьянских по 3 деньги с двора, с 11 дворов бобыльских по деньге с двора, да по писцовым книгам с пашни с 25 чети, с 3 десятин пашеннаго лесу, да с 5 десятин лесу ж непашеннаго, по указной статье, всего дани 28 алт. С деньгою, заезда гривна; и те данныя деньги 201 года (1693 года. – А.Ш.) платил новоставленный поп Тимофей Андреянов»10.
   4 сентября 1693 года «по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви Воскресения Христова в село Рясна под расписку тоя ж церкви попа Тимофея»11.
   В 1704 году вдова Андрея Квашнина-Самарина, Аксинья, отдала свою приданную вотчину и то, что осталось по смерти мужа: село Рясню, деревню Грешнево и пустошь Елыгино своей дочери девице Марфе Андреевне, которая, будучи замужем за Леонтием Хрущёвым, продала своё недвижимое имение в 1725 году поручику Александру Самсоновичу Дьякову за 250 рублей12.


Воскресения Христова церковь.


   В переписной книге за 1710 год читаем, что в селе Рясне на ручье Чернобыльце стоит деревянная церковь Воскресения Христова. «При церкви во дворе поп Василий Тимофеевич служит у оной церкви с 1707 года; во дворе дьячек Иван Тимофеев; во дворе просвирня. Данных денег и других сборов платят они с той церкви в год рубль 21 алт. 4 ден. Церковной земли по писцовым книгам 132 и 133 годов: пашни в селе Рясне 10 четвертей в поле, а в дву потомуж; пустошь Починок на речке Сиговке, пашни лесом поросло 8 четвертей; пустошь Горки, на Суходоле, 7 четвертей в поле, а в дву потомуж; сена лесом поросло 8 десятин»13.
   В 70-е годы XVIII века деревянная Воскресенская церковь села Рясни пришла в ветхость. Местные помещики братья капитан в отставке Николай Данилович и подпоручик в отставке Захарий Данилович Козловы весной 1773 года подали прошение в Тверскую духовную консисторию, в котором писали, что «в приходе нашем во Ржевском уезде Володимерове в селе Рясны деревянная церковь ветхая», и просили высокое начальство «водрузить церковь Божию на каменною во именования прежнего Обновления храма Воскресения Христа Бога нашего с приделом Святого Чудотворца Николая»14. 15 июля членом Святейшего Правительствующего Синода Платоном, Архиепископом Тверским и Кашинским, помещикам Козловым была выдана храмоздательная грамота на строительство каменной церкви в селе Рясне.
   Интересно, что в октябре этого же года другой местный вотчинник Абрам Петрович Корнилов также просил Тверскую духовную консисторию о разрешении «строить деревянной церкви с приделом по-прежнему», но Архиепископ Платон отказал просителю, так как «двум церквам в селе Рясне строенным быть есть излишно, а когда помещики Козловы хотят строить каменную, то она деревянной предпочтена быть должна; что же касается до споспешествования помещику Корнилову в строении каменной церкви иже состоит в его воле, а рассуждается, что когда он хотел строить деревянную церковь, то некоторое в помоществование к построению вместо деревянной каменной церкви»15. Надо сказать, что у Абрама Корнилова будет ещё возможность «в помоществовании» нового каменного храма в селе Рясне.
   В 1780 году помещики братья Козловы докладывали Архиепископу Платону, что «церковь с приделом ныне за сем сооружена и местными образами и церковною утварью и книгами довольна украшена и снабжена. Того ради Ваше Преосвященство Покорно просим об освящении оной церкви Божией и с приделом дать нам указ на имя Благочинного села Чурилова священника Максима Емельянова а что чего в оной церкви и имеется церковной утвари и к ним при сем прилагает за подписанием онаго Благочинного Максима Емельянова вашему Преосвященству именной реестр»16.
   17 августа в журнале Тверской епархии появилась запись: «Показанный храм по положение церковному освятить... очередному священнику благословляем и для того отпустить антиминсы»17.
   Через 10 лет после освящения нового каменного Воскресенского храма в селе Рясне коллежский советник и предводитель Старицкого дворянства Абрам Петрович Корнилов просит члена Святейшего Правительствующего Синода Платона, Архиепископа Тверского и Кашинского, разрешить сделать тёплые каменные приделы, так как «церковь Божия построенная каменная и придел Николая Чудотворца <...> холодные», «да и алтарь весьма тесен в котором священник с диаконом хотя и производит службу но с великою осторожностью и в зимнее время священно и церковно служители производят службу с великою трудностию, а и приходящие люди не так охотно собираются избегая и оттого самого недохода церковной в зимнее время уже, <...> а дабы и храма Божия не потерять наружного виду желание имею и вашего Высокопреосвященства прошу Архипастырского Благословения.
   Позволить к объявленной церкви Божия Обновления храма и Воскресения Христа Бога нашего <...> с обоих сторон сделать пристройку каменные которой и составить сим храме Божие весьма порядочной. А в тех пристройках благословите со одной стороны сделать придел Богоявления Господня а на другой стороне вынесть из трапезы придел Николая Чудотворца а как и давно намерение имея устроить храм Богоявления Господня которой и обязуюсь сделать теплыми и чтобы в зимнее время в службе не было никакого и тому препятствия, и когда Благословением Вашего Высокопреосвященства позволено будет прошу дать мне храмоздательную грамоту дабы я могу все сие производить безовсякого препятствия...»18
   11 октября 1790 года храмоздательная грамота местному помещику Корнилову была выдана.
   Но, к сожалению, устроителю Абраму Петровичу Корнилову дожить до освящения новых теплых каменных приделов не удалось, он умер 22 апреля 1795 года и был похоронен в церковной ограде Ряснинской сельской церкви.


Воскресения Христова церковь.


   К началу лета 1795 года работы по пристройке к церкви двух новых приделов во имя Богоявления Господня и Николая Чудотворца были закончены, и 3 июня вдова, коллежская советница Наталья Петровна Корнилова покорнейше просила Иренея, Епископа Тверского и Кашинского, что «приделы каменным зданием пристроены и надлежащими благолепиями украшены, а равною и церковною утварью снабжены и так к освящению оных препятствиев ни каковых и не предвидится, <…> и по надлежащим церковным обрядом приказать освятить по желанию моему города Ржева протоиерею Афанасию Никифорову и о сем учинить милостиво архипастырскую Резолюцию19.
   И вновь в журнале Тверской епархии за 25 июля 1795 года читаем: «Освящение вышеписаных новостроенных приделов ежели по Свидетельству никаких препятствий к тому освящению не окажется к Ржевскому протоиерею, и выдать к тому освящению новые антиминсы...»20 А 17 октября Афанасий Никифоров писал в Тверскую епархию: «...Мною протоиереем по чиноположению церковному того же сентября пятого надесять дня и освящены, о чём духовной консистории сим благопостенно и доношу»21.
   Помещики Козловы и Корниловы продолжали оказывать Ряснинскому храму большую помощь. Упоминаниями об их богатых пожертвованиях и вкладах пестрят страницы одной из сохранившихся описей, составленной в 1846 году. В описи также дается подробное описание размеров Воскресенского храма села Рясни. Приведем некоторые интересующие нас выдержки из данной описи:
   «Церковь каменная, длиною тринадцать сажень и два аршина, шириною в настоящей четырнадцать аршин, а в трапезе с приделами в тринадцать сажень и один аршин.
   В настоящей сей церкви как изнутри, так и снаружи оштукатурены и окрашены снаружи белою краскою, а по местам желтою краскою, внутри в главном алтаре и настоящей церкви раскрашены разными красками с разными фигурами на «Аль фреско», сверх сего как стены, так и купола расписаны ризными Священными изображениями на масле, а в приделах и трапезе отбелены.
   ...Пол в церкви и алтаре каменный накрашенный.
   Во всей церкви в обще тридцать окон, а именно: в настоящей в осмерике 6, в средине 6, круглых в низу и алтаре 7, в трапезе 2 и 9 в приделах, а в окнах 35 рам елового дерева со стеклами из коих в настоящей и приделах нижние укреплены железными решетками.
   На церкви четыре главы крытые простым железом, окрашены медянкою.
   На главах кресты железные, на настоящей восьмиконечный с короною на верху, на приделах четырёхконечные с четырьмя железными цепочками, окрашены желтою краскою.
   ...Входные двери в церковь с трех сторон; с западной двойные, снаружи железные, окрашены медянкою, а внутри деревянные; с южной стороны и северной также двойные, с наружи железные, окрашенные медянкою со внутренними и внешними замками, а внутри деревянные, растворчатые со стеклами.
   Паперть с западной стороны под колокольнею каменная с деревянною дверью, окрашена медянкою с личинным запором; в ней с левой стороны устроено место для хранения церковных угольев.
   Сия церковь с трапезою и приделом с левой стороны построены иждивением помещика Николая Даниловича Козлова; а придел с правой стороны построен иждивением помещика Абрама Петровича Корнилова… Настоящая церковь освящена в 1780 году... Придел с правой стороны освящен в 1790 году... Придел с левой стороны неизвестно.
   Иконостас при главном престоле церкви деревянный с резьбою, по гладким местам окрашенный зеленою краскою, а резьба, карнизы и рамки образов вызолочены, четыремя резными вызолоченными около местных образов колоннами на таковых же тумбах с несколькими резными же вызолоченными полуколоннами, в три яруса, в которых иконы все живописные, сделан вместе с церковью иждивением Г-на Николая Даниловича Козлова.
   ...На правом клиросе в резной вызолоченной киоте за стеклом икона Богоматери Смоленской, шитая бисером с серебренном безпробным с подвесками серьгами, длиною в ½ арш., шириною в 4 вершков.
   Пред оною иконою для поставления свеч небольшие медные посеребренные шандалами и тремя цепочками лампада, весу в ней ¾ фунта. Икона богоматери и лампада пожертвованы белорусской дворянкой Матреною Федоровою.
   Под оною иконою Покрова Богоматери, в деревянном выкрашенном зеленою краскою киоте со стеклом, длиною 7 вершков, шириною 6 вершков, пожертвован тою же Дворянкою.


Воскресения Христова церковь.


   На правом клиросе на стене икона Богоматери Тихвинския, иконного письма, с серебряным безпробным венцем весом 1 фунт 12½ золот., и белыми бусами, длиною 1 арш. 3 верш., шириною 1 аршин; пожертвован Госпожою Марьею Григорьевою Хотенцовою.
   ...За клиросом на стене Икона Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, иконного письма, в киоте красного дерева со стеклом, длиною 1 арш. 6 верш., шириною 1 арш. 3 вершка; пожертвована Госпожою Марьею Афанасьевою Козловою.
   ...На левом клиросе икона резных Святых без подписей отделана разноцветною фольгою и по местам бусами, на ней весят два серебряных позолоченных кольца, в киоте резном позолоченном, длиною 6½ верш., шириною 3½ вершков; пожертвована белорусской дворянкой Матреною Федоровою.
   ...Икона Николая Чудотворца в окладе медном посеребренном, весом 72 золотников, в киоте, окрашенном зеленою краскою, со стеклом, длиною 5½ верш., шириною 5 вершков, пожертвована дворовою девкою Феодосиею Филипповою.
   ...Икона Богоматери Всем Скорбящим Радость в окладе медном посеребренном, весом 50 золотн., длиною 5½ верш., шириною 5 вершков, пожертвована дворовою девкою Феодосиею Филипповою.
   На левом же клиросе на стене икона Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца, иконного письма, в деревянном киоте, окрашенном белою краскою, со стеклом, длиною 1½ аршина, шириною 1¼ арш., пожертвована Госпожою Марьею Афанасьевою Козловою.
   ...За клиросом на стене икона Святителя Николая Чудотворца, Игнатия Богоносца, Нила Столобенского, живописная, в киоте окрашенном красною краскою, со стеклом, длиною 13 вершков, шириною 11 вершков, пожертвована дворовым человеком Игнатием Трофимовым.
   ...При престоле придел с правой стороны иконостас деревянный, столярной работы, по гладким местам окрашенный зеленою краскою, а резьба, карнизы и рамки образов вызолочены, в два яруса, в котором иконы все живописные, сделан вместе с приделом иждивением Господина Абрама Петрова Корнилова.
   ...На правом клиросе на стене икона Богоматери Казанской, в медном посеребренном окладе, в киоте окрашенном зеленою краскою, со стеклом, в длину 8 вершков, в ширину 6 вершков; пожертвован сельца Петрищева дворовою девкою Прасковею Андреевою.
   ...При Престоле придела с левой стороны иконостас деревянный, столярный, гладкий, окрашенный белою краскою, рамки образов и карнизы вызолочены, в 2 яруса, в котором иконы все живописные, обновлен иждивением Господина Александра Дмитриева Козлова.
   ...На левом клиросе икона многих святых в киоте со стеклом, длиною 9 вершков, шириною 7 вершков, пожертвована дворовою девкою Феодосиею Филипповою.
   ...Над входом в паперти снаружи в киоте со стеклом с резными колоннами, окрашенным разными красками, образа Обновления Храма Воскресения Христова, в длину 10 вершков, в ширину 8 вершков, пожертвован Дворовым человеком Дмитрием Амвросиевым.
   ...Риза парчовая по белой земле, а по местам желтая и зеленая, под бархат с фиолетовыми цветочками, по оплечью и полям обложена позолоченным Гасом, крест и Звезда на ней шитые по карме золотом, на подкладке коленкоровой зеленой. Она с прочими принадлежностями, как то Епитрахильи и поручами; пожертвована в 1843 году Помещиком Александром Корниловым.
   Риза парчовая по белой земле с выкладкою красного, а по местам голубого шелка, по оплечью и по полям обложена позолоченным Гасом, Крест и Звезда на ней шитые по карме золотом, на подкладке коленкоровой вишневого цвета. Она с принадлежностями к ней Епитрахилью и поручами; пожертвована Помещиком Александром Козловым.
   Риза парчовая белая, по оплечью и полям обложена позолоченным Гасом, Крест и Звезда на ней шитые по карме серебром, на подкладке коленкоровой кофейного цвета; Пожертвована помещицею Анною Александровою Козловою.
   Риза парчовая белая с цветами из разного шелка, оплечье желтой парчи с цветами из разного шелка, а по полю обложена желтою материю с золотою насыпью; Крест и Звезда на ней желтой парчи, на подкладке холщевой окрашенной. Пожертвована Помещиком Абрамом Корниловым.
   Риза черного бархата, по оплечью и полям обложена посеребренным Гасом, Крест и Звезда на ней того же Гаса, на подкладке коленкоровой черной; пожертвована с принадлежностями к ней Епитрахилью, поясом и поручами помещиком Алексеем Корниловым.
   Риза парчовая вишневого цвета, оплечье и пояс красной парчи и обложены посеребренным Гасом, Крест и Звезда на ней того же Гаса, на подкладке коленкоровой голубой; пожертвована помещицею Евдокею Борисовой.


Воскресения Христова церковь.


   Подризники.
   Подризник шелковой желтой клетками, по оплечью и подолу обложен позолоченным Гасом, на нем Крест из того же Гаса, на подкладке коленкоровой голубой; пожертвована помещиком Александром Козловым.
   Епитрахили.
   ...Епитрахиль парчовая по белой земле желтая, а по местам зеленая, по краям обложена позолоченным Гасом, Крестов на ней четыре из того же Гаса, на подкладке коленкоровой зеленой; принадлежит к ризе № 1, пожертвована помещиком Александром Корниловым.
   Епитрахиль парчовая по белой земле, желтая и по местам зеленая под бархатом по краям обложена позолоченным Гасом, Крестов на ней четыре из таково же Гаса, на подкладке коленкоровой зеленой, принадлежит к ризе № 2; пожертвована помещиком Александром Корниловым.
   Епитрахиль парчовая по белой земле с выкладкою красного и по местам голубого шелка, обложена по краям посеребренным Гасом, крестов на ней четыре из таково же Гаса, на подкладке коленкоровой голубой, принадлежит к ризе под № 3; пожертвована помещиком Александром Козловым.
   Епитрахиль из одной парчи с Епитрахилью под № 3, по краям обложена посеребренным Гасом, Крестов на ней четаре таково же Гаса, на подкладке коленкоровой голубой, принадлежит к ризе под № 6; пожертвована помещиком Александром Козловым.
   Епитрахиль бархатная темно-зеленого цвета, по краям обложена позолоченным Гасом, крестов на ней четыре из таково же Гаса, на подкладке коленкоровой черной, принадлежит к ризе под № 4; пожертвована с двумя парами поручей… помещицею Софией Козловой.
   Епитрахиль бархатная черного цвета по краям обложена посеребренным Гасом, на ней крестов четыре из таково же Гаса, на подкладке коленкоровой черного цвета, принадлежит к ризе под № 5; пожертвована с ризою помещиком Алексеем Корниловым.
   Пояс белый шитый по канве цветами из разного шелка, на нем крест золотого Гаса, на подкладке коленкоровой фиолетовой, пожертвована Помещицею Любовию Бабинской.
   Пояс красный, шитый по канве цветами из разного шелка с серебреною застежкою, на коей изображение Св. И Чудотворца Николая, на подкладке коленкоровой черного цвета; пожертвована Помещицею Любовию Бабинской.
   Тоже из Гирнаперовой разноцветной ленты с крестом позолоченного Гаса, на подкладке черного коленкора; пожертвован помещицею Софиею Козловой.
   Тоже атласный малинного цвета, с крестом из позолоченного Гаса, на подкладке черного коленкора; пожертвован Госпожою Софиею Козловой.
   ...Стихарь парчовый по белой земле, желтый, а по местам зеленый под бархат с фиолетовыми цветами, по оплечью, рукава и подолу обложен позолоченным Гасом, с крестом, шитым по карме золотом, на подкладке коленкоровой зеленой, принадлежит к ризе одноматерчатой под № 1; пожертвован помещиком Александром Корниловым.
   Стихарь парчовый по белой земле с выкладкою красного, а по местам голубого шелка по оплечью, рукавоам и подолу обложен позолоченным Гасом, с крестом шитым по карме золотом, на подкладке коленкоровой, вишневой; принадлежит к ризе одноматерчатой под № 2; пожертвован помещиком Александром Козловым.
   Стихарь парчовый белый по оплечью, рукава и подолу обложен позолоченным Гасом, с крестом из того же Гаса, на подкладке коленкоровой кофейного цвета, принадлежит к ризе одноматерчатой под № 3; пожертвован помещицею Анною Козловою.
   Стихарь парчовый, белый с цветами из разного шелка, оплечье желтой парчи с цветами разного шелка, рукава и подол обложены желтою материею с золотою насыпью, с крестом из желтой парчи, на подкладке холщевой окрашенной, принадлежит к ризе одноматерчатой под № 4; пожертвован помещиком Абрамом Корниловым.
   Стихарь черного бархата по оплечью рукава и подолу обложен посеребренным Гасом, с крестом таково же Гаса, на подкладке коленкоровой черный, принадлежит к ризе одноматерчатой под № 5; пожертвован помещиком Алексеем Корниловым.
   Стихарь парчовый вишневого цвета, оплечье красной парчи, рукава и подол обложены красною парчою с крестом из посеребренного Гаса, на подкладке коленкоровой голубой, принадлежит к ризе одноматерчатой под № 6; пожертвован помещицею Евдокиею Борисовой.
   Орарь парчовый по белой земле желтый и по цветам зеленый под бархат, по краям обложен позолоченным Гасом, на нем крестов семь из таково же Гаса; на подкладке коленкоровой зеленой, принадлежит к Стихарю под № 1; пожертвован помещицею Евдокиею Борисовой.


Воскресения Христова церковь.


   Орарь шелковый красный с мишурными цветами полосами, концы обложены посеребренном бархатною, на нем крестов пять из серебреного Гаса, на подкладке коленкоровой розовой, принадлежит к Стихарю под № 4; пожертвован помещиком Николаем Корниловым.
   Орарь бархатновый черный в круге обложен посеребренным Гасом, на нем крестов семь из таково же Гаса на подкладке коленкоровой черной, принадлежит к Стихарю под № 5; пожертвован помещиком Николаем Корниловым»22.
   В Государственном архиве Тверской области имеется дело о завещанных 1000 рублей Софьей Дмитриевной Корниловой для церкви села Рясни.
   В ноябре 1869 года в Москве скончалась вдова тайного советника Софья Дмитриевна Корнилова, урождённая графиня Толстая, которая оставила духовное завещание, составленное 2-го ноября 1867 года и засвидетельствованное 9-го ноября в бывшей Московской Палате Уголовного и Гражданского Суда. По завещанию этому покойная Корнилова назначила душеприказчиками тайных советников статссекретаря Фёдора Петровича Корнилова и Фёдора Тимофеевича Ван-дер-Флинта. Именно они и представили в Тверскую духовную консисторию текст завещания:
   «1. Передать на вечное поминовение Александра и Софии в Тверскую Духовную Консисторию в пользу Церковного причта Старицкого уезда села Рясни, где похоронены, как завещательница Софья Дмитриевна так и муж ея, Тайный Советник, Сенатор Александр Алексеевич Корниловы, тысячу руб. сер. С тем, чтобы причт села Рясни получал с означенной суммы ежегодно одни проценты, не трогая капитала, который должен оставаться навсегда неприкосновенным.
   2. Из числа оставшихся по смерти завещательницы Св. Икон, две Иконы Спасителя, в серебряных, позолоченных ризах, и одну Икону – Нерукотворного Спаса, живописную, в деревянном киоте, поставить в Церкви помянутого села Рясни.
   Получив ныне из московского окружного Суда завещание покойной Софьи Дмитриевны Корниловой, мы, в исполнении воли ея, препровождая при сем завещанные в пользу причта сел Рясни тысячу руб. сер. Для передачи этих денег по принадлежности помянутому причту, с соблюдением изъясненного выше условия завещательницы, – долгом считаем присовокупить, что передачу в церковь села Рясни помянутых выше трёх Св. икон, мы вместе с сим поручили Духовному отцу покойной Софьи Дмитриевны Корниловой Протоиерею Симеоновской церкви, что на Поварской (в Москве) Церкви Алексею Ивановичу Соколову, у которого те Иконы поныне хранятся, и уведомили об этом Господина Обер Прокурора Святейшего Правительствующего Синода.
   Извещая обо всем этом Тверскую духовную Консисторию, для надлежащего с ея стороны, в чем следует, исполнения, мы покорнейше просим Консисторию уведомить нас, как о получении денег 1000 рублей, так и о распоряжении, какое сделано будет ныне Консисториею по сему предмету; каковое уведомление просим прислать на имя из нас Душеприказчика Статс-секретаря Фёдора Петровича Корнилова, по показанному ниже адресу его»23.
   Тверской прокурор (подпись неразборчива. – А.Ш.) уведомлял Тверскую консисторию, что «душеприказчики по завещанию Корниловой, Тайные Советники Фёдор Петрович Корнилов и Фёдор Тимофеевич Ван-дер-Флинт, жительство имеют: 1-й в С.-Петербурге, Литейной части, 2-го участка, на углу Итальянской и Надеждинской улице, в доме Буткевича и 2-й в С. Петербурге, Литейной части, 3-го участка, по Сергиевской улице, в доме Фадеева»24.
   После необходимых процедур деньги были переданы церковному сельскому причту села Рясни 10 июля, о чём они доложили в вышестоящие органы: «мы нижеподписавшиеся села Рясни Священник, Дьячек и Пономарь по Завещанию Г. Корниловою деньги тысячу рублей (1000) от Благочинного села Мологина Священника Петра Смоленского получили для внесения оных денег в кредитное установление для получения с оных денег процентов не трогая капитала, который должен оставаться навсегда неприкосновенным, в чем подписом своим и удостоверяем Старицкого уезда села Рясни Священник Петр Николаев Никольский. Дьячек Арсений Шевелев. Пономарь Владимир Зверев»25.
   Таким образом, уже не живя в Рясне, Корниловы оказывали посильную помощь Воскресенской церкви села Рясни.
   К началу XX века приход Воскресенской церкви села Рясни состоял из 20 населенных пунктов – села Рясни и деревень: Храпыни, Рылово, Волочагино, Борисцево, Пусторадиха, Дворцы, Ялыгино, Степанково, Стренево, Девонисово, Холмец, Сетки, Глазуны, Минино, Бояково, Грешнево, Михалково, Любино, Гудково, в которых было 492 двора численностью 2799 человек26. Это и явилось тем, что в 1901 году на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия пришло прошения от причта, церковного старосты и прихожан села Рясни Старицкого уезда, в котором они просили разрешение о расширении приходской церкви, так как «храм наш очень тесен, так что в праздничные дни не вмещает молящихся; кроме того, крайне неудобен, ибо присутствующим при богослужении приходится помещаться в двух приделах, почему большая половина их даже не слышит не только возгласов священника, но и церковного пения»27.


Воскресения Христова церковь.


   К прошению прилагался уже разработанный план и подробнейшие списки тех, кто будет нести ответственность за выполнение работ и за расходование денег: «Работы будут произведены хозяйственным способом под наблюдением строительной комиссии, в члены коей избираем крестьян: дер. Ялыгина Михаила Иванова Гусева, дер. Стренево Николая Иванова Гусева, дер. Минина Алексея Сергеева Асташева под председательством личного почетного гражданина Фёдора Петрова Эммаусского; кандидатами к ним крестьян: дер. Рылова Ивана Варсистова, дер. Степанихи Михаила Кузьмина и дер. Девонисова Федора Яковлева, каковую комиссию почтительнейше просим Ваше Высокопреосвященство утвердить. При чем имеем честь доложить, что на указанный ремонт собрано добровольных пожертвований от разных лиц Михаилом Ивановым Гусевым 130 рублей, Николаем Ивановым Гусевым 120 рублей, Фёдором Эммаусским 94 рубля и им же по приговору прихожан 144 рубля, и кроме того Михаил и Николай Гусевы жертвуют от себя по 500 рублей – всего собрано одна тысяча четыреста восемьдесят восемь (1488) рублей. На тот же предмет мы, прихожане, обязуемся в течение 6 лет уплачивать с каждого лица мужского пола в возрасте от 17 до 60 лет по 50 коп., о чем и представляется при сем наш приговор. Денег при церкви имеется билетами 2838 рублей 32 копейки и наличными 1 рубль 20 копеек. В случае недостатка собранных денег покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство употребить дозволить нам на означенный предмет из церковных сумм 2500 рублей»28.
   Ответственным техником, принявшим на себя обязанность по наблюдению за работами по распространению церкви в селе Рясне Старицкого уезда, стал Тверской губернский архитектор В.И. Назарин29.
   Также была утверждена смета распространения церкви, «длина придела 5 саж., ширина 4 сажени; длина средней части 4,66 саж., ширина 4 сажени, а потому распространенная часть церкви равняется 54,64 кв. сажени или вместительность ея на... 877 человек...»30
   28 февраля 1901 года указом Тверской духовной консистории за № 2444 было получено разрешение на распространение приходской церкви села Рясни31.
   Перестройка сельского храма продолжалась до 1903 года, когда наблюдающий за ее работами губернский архитектор Назарин выяснил, что сделанный кирпич «для кладки полуциркулярных сводов не может быть допущен, как не вполне прочный», и поэтому просил Тверское губернское правление по строительному отделению «изменить часть проекта разрешения, то есть, дозволить нам заменить кирпично-полуциркулярные своды цементно-бетонными, тоже полуциркулярными»32.
   Таким образом, работы были приостановлены. Созданная комиссия из наличного состава техников строительного отделения специально выезжала в село Рясню, и на месте рассмотрев новый проект распространения храма, вынесла вердикт о том, что «препятствий к замене кирпичных сводов цементными не встречается. При устройстве сводов должны быть применены следующие технические приемы: 1) своды должны быть устроены по системе «Монье» из цементного раствора на прочном каркасе. Толщина их в рамке должна быть три дюйма и к опорам увеличивать до пяти дюймов; толщина распалубок – три дюйма; 2) при составе цементного раствора следует брать на три части чистого речного средней величины песка одну часть портландского цемента; 3) проволочная сетка должна быть следующего устройства: толщина проволоки по ребрам (направляющим) ⅓ дюйма, по производящим ¼ дюйма, перпендиклярном к ним ⅙ дюйма. Расстояние между проволоками по производящим 2 вершка, перпендикулярные к ним 3 вершка. При всех пересечениях перевязать стекольной проволокой. Все материалы должны быть самого лучшего качества и работы должны быть произведены с особой тщательностью...»33
   30 ноября 1903 года губернский инженер Кошелев, осмотрев в присутствии церковного причта законченные работы по распространению Воскресенской церкви села Рясни, составил акт, в котором, в частности, было написано: «...все работы произведены правильно, прочно, из материалов надлежащего качества во всем согласно с проектом утвержденным по протоколу Строительного Отделения тверского губернского Правления от 2 февраля 1901 года за № 22 и отношению того же Губернского Правления о неимения препятствий к замене кирпичных сводов цементными за исключением вновь устроенных алтарей, которые проектированы совершенно отдельно от существующего алтаря в натуре же все три алтаря устроены в связи между собою. Отступление это не может иметь влияния на прочность сооружения, так что с технической стороны не встречается препятствий к освящению вновь устроенных пристроек и совершения в них богослужения…»34
   Освящение храма состоялось в декабре 1903 года. Надо сказать, что роспись в главной церкви произвел ряснинский живописец П.П. Зуев, а в теплых приделах – Богоявленском и Никольском – старицкий живописец Иван Иванович Масленников.
   До 1917 года в селе Рясне устраивались базары «каждый праздничный и воскресный день, а особенно 13 сентября, торговцы мелочных лавок съезжались на площадь к церкви и продавали прихожанам сельдь, кренделя, лакомства, дранчатые корзины, лопаты и ведра»35.


Воскресения Христова церковь.


   История, к сожалению, движется не только благими порывами, и как ни призывали патриоты России русский народ к прозрению, революция все-таки разразилась. Размеренная жизнь города Старицы и Старицкого уезда была нарушена. Постепенно были закрыты почти все городские и сельские храмы. Сегодня, осмысляя историю, мы понимаем: трагедия России кроется, прежде всего, в разрушении нравственных начал общественной жизни. Там, где пустеют храмы, пустеют и души.
   В 20-30 годы XX столетия Воскресенская церковь была разграблена, крестный час колоколов пришелся на 1928–1929 годы. Именно в это время на церковь, ее институты, священнослужителей обрушилась волна репрессий, началась массовая ломка храмов.
   По воспоминаниям старожилов села Рясни последним священнослужителем сельского храма был Андрей Петрович Никольский. В 1936 году он был арестован, а в 1937 году по приговору тройки – расстрелян. Воскресенская церковь открывалась только по большим церковным праздникам. Народ собирался не только местный, но и с других бывших приходов: Луковникова, Бабина, Орешек. Службу проводил бывший псаломщик Герман Степанович Сменковский, который к тому преподавал в местной школе математику, и в его обязанности входила охрана приходского храма. В годы Великой Отечественной войны во время оккупации села немцами сельская церковь не пострадала. Смертельная рана была нанесена ей сразу же после освобождения Красной Армией села Рясни. Приведем два документа, которые рассказывают об уничтожении храма.
   «Председателю Луковниковского Райсовета.
   Для выполнения спецзадания на Л. поле 769 Б 170 прошу разрешить:
   1. Разобрать разрушенные и сгоревшие печи и домовые трубы сожженных в селе Луковникове домов и вывести полученную щебенку.
   2. Предоставить (передать) нам для разборки церковь села Рясня и вывезти щебенку.
   3. Отпустить из Районного управления милиции тол на необходимые при разломке церкви взрывных работ.
   Заместитель Главного инженерного объекта 769 – Н. Колосов».
   «Решение Исполнительного Комитета Луковниковского Районного Совета Депутатов Трудящихся от 12-го марта 1942 года.
   Ходатайство в/ч 769 БАО о передаче в их распоряжение гравийных и кирпичных отходов, находящихся у сгоревших коммунальных зданий и Ряснинской церкви.
   Рассмотрев ходатайство в/ч 769 БАО, исполком Райсовета Решил:
   1. Разрешить в/ч 769 БАО разобрать здание Ряснинской церкви и все отходы после укладки пригодного кирпича употребить на необходимые нужды...
   3. Поручить командованию 769 БАО установить контроль за разборкой и вывозкой указанного материала, не допуская случаев разбазаривания и уничтожения ценных строительных материалов.
   Председатель Исполнительного Райсовета – Карцев.
   Секретарь Исполнительного Райсовета – Беляев»36.
   22 ноября 1996 года на месте разрушенной церкви была открыта построенная часовня во имя Воскресения Христова.
   В ограде часовни до сих пор сохранились могилы тайного советника Александра Александровича Корнилова (1801–1856) и тайного советника Алексея Михайловича Корнилова (10 февраля 1763–10 апреля 1823), отца севастопольского вице-адмирала Владимира Корнилова.

(В цитатах сохранены орфография и пунктуация источника.)


   Примечания

   1. Крылов И.П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 71.
   2. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 198. Ч. неоф.; № 19. С. 199. Ч. неоф.
   3. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   4. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   5. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   6. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   7. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   8. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 199. Ч. неоф.
   9. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 200. Ч. неоф.
   10. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 200. Ч. неоф.
   11. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 200. Ч. неоф.
   12. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 200. Ч. неоф.
   13. Церковь Воскресения Христова в селе Рясне. // Тверские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 200-201. Ч. неоф.
   14. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2854. Л. 1.
   15. ГАТО. Ф. 473.Оп. 1. Д. 2149. Л. 1.
   16. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2854. Л. 1-1 об.
   17. Там же. Л. 1 об.
   18. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2862. Л. 1-1 об.
   19. Там же. Л. 2-2 об.
   20. Там же. Л. 2 об.
   21. Там же. Л. 6.
   22. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19094. Л. 1 об., Л. 2-3, 6-6 об., 9 об.-12 об., 15-15 об., 19 об., 22-22 об., 37 об.-41, 43-45 об.
   23. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2883. Л. 3-4.
   24. Там же. Л. 2.
   25. Там же. Л. 6.
   26. Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 548.
   27. ГАТО. Ф. 160. Оп. 14. Д. 2883-2. Л. 1.
   28. Там же. Л. 1-1 об.
   29. Там же. Л. 14.
   30. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 83614. Л. 4 об.
   31. Д. 466. Оп. 1. Д. 83626. Л. 9.
   32. Там же.
   33. Там же. Л. 12.
   34. Там же. Л. 18-18 об.
   35. ГАТО. Ф. 800. Оп. 1. Д. 6949. Л. 27.
   36. СМАТО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 3. Л. 53-54.

   
     (По материалам журнала Тверская старина. 2010. № 32.)
    


   Церковь Воскресения Христова в селе Рясне.
   132 и 133 гг. в Рясенской волости в порозжих землях поместье вдовы княгини Марьи князь Григорьевские жены Елецкаго пустошь, что был погост Рясна, на ручью, а в нем церковь Воскресения Христова древян вверх, да церковь Рождества Христова, да церковь св. мученицы Парасковеи да предел Николы чудотворца древяны клетцки в пусте развалились; пашни церковные перелогом и лесом поросло середние земли десять четвертей; церковныя ж две пустоши: пустошь Починок, пашни перелогом и лесом поросло середние земли восемь четвертей, пустошь Горки, пашни перелогом и лесом поросло середние земли семь четвертей; на погосте ж Рясне, что бывала поместная земля пашни перелогом и лесом поросло середние земли 22 четверти с осминою.
   146 г. церковная воскресенская земля, что в волости в Рясне, да пустошь Починки да пустошь Горки находилась на оброке у крестьян князя Петра Шаховскаго, оброку 10 алт. (Дворц. патр. прик. кн. 6).
   Во 157 г. пустошь, что был погост, Рясна, на ручье, по выписке за пометою дьяка Ивана Владычкина, продана в вотчину Ивану Иванову Вельяминову да зубчанину Захарью Иванову Козлову, по 11 чети человеку.
   Во 159 г. Захар Иванов Козлов продал вотчину свою половина пустоши Рясна, что бывала церковная земля, 11 четвертей князю Семену Иванову Шаховскому.
   Во 178 г. князя Семена Ивановича Шеховскаго не стало, и его вотчина во 180 г. справлена за его сыном князем Петром и отказана.
   Во 190 г. по смерти князя Петра Семеновича Шеховскаго вотчина его деревня, что ныне село, Рясна, 11 четвертей досталась окольничему князю Перфилью Ивановичу и его сыну кн. Ивану Шеховским, по полюбовному разделу с родственником их кн. Федором Ивановичем Шеховским. (Вотч. колл. дела ст. л. по гор. Ржеву, кн. 25, № д. 7).
   192 г. за Андреем Никитиным Квашниным-Самариным находилось во владении село, что была деревня, Рясна, доставшееся ему по променной записи от стольника князя Ивана Перфильева сына Шаховскаго.
   195 г. июня 14 дня отдана на оброк по челобитью стольника Петра Квашнина в оброк церковная воскресенская земля, а оброку ему велено платить, по писцовым книгам 132 и 133 гг., с пашни 25 чети да с 8 десятин пашеннаго и непашеннаго лесу по 15 алт. с деньгою на год. (Патр. прик. кн. 120, л. об. 401).
   Того же года ему Петру Квашнину разрешено построить церковь Воскресения Христова. (Ibid., кн. 148, л. 195).
   7200 года августа в 30 день, по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенныя церкви Воскресения Христова, которую по челобитью своему построил стольник Андрей Квашнин-Самарин во ржевском уезде в Рясенской волости на прежнем церковном Воскресенском месте, положить дани с дворов: попова 4 ден., с дьячкова, Пономарева, просвирницына по одной деньге с двора, с 20 дворов крестьянских, по 3 ден. с двора, с 11 дворов бобыльских по деньге с двора, да по писцовым книгам с пашни с 25 чети, с 3 десятин пашеннаго лесу да с 5 десятин лесу ж непашеннаго, по указной статье, всего дани 28 ал. с деньгою, заезда гривна; и те данныя деньги 201 г. платил новоставленный поп Тимофей Андреянов. (Патр. пр. 142, л. 873; к. 149, л. 354).
   201 г. сентября в 4 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Воскресения Христова в село Рясное (sic) под росписку тоя ж церкви попа Тимофея. (Ibid., кн. 138, л. 34).
   В 1704 г. жена Андрея Квашнина-Самарина, вдова Аксинья, отдала свою приданую вотчину и то, что осталось по смерти мужа, село Рясна, деревню Грешневу и пустошь Елыгино дочери своей девице Марфе Андреевой, которая, будучи замужем з Леонтьем Хрущевым, продала свое недвижимое имение в 1725 году поручику Алексею Самсонову Дьякову за 250 р. (Вотч. колл. дела стар. л. по гор. Ржеву, кн. 25, № д. 7).
   1710 г. в Рясинской волости в селе Рясне, на ручье Чернобыльце, церковь Воскресения Христова деревянная. При церкви во дв. поп Василий Тимофеев служит у оной церкви с 1707 г.; во дв. дьячек Иван Тимофеев; во дв. просвирня. Данных денег и др. сборов платят они с той церкви в год рубл 21 алт. 4 ден. Церковной земли по писцовым книгам 132 и 133 гг. пашни в селе Рясне 10 четвертей в поле, а в дву потомуж; пустошь Починок на речке Сиговке, пашни лесом поросло 8 четвертей; пустошь Горки, на суходоле, 7 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена лесом поросло 8 десятин. (Пер. кн. 12377).

   В настоящее время (1895 год) состояние церкви таково:
   Старицкаго уезда села Рясны церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова.
   1) Построена в 1770 г. тщанием прихожан.
   2) Зданием каменная, с такой же колокольнею, крыта железом, крепка.
   3) Престолов три: в настоящей холодной во имя Обновления храма Воскресения Христова, в приделах теплых: 1) во имя Богоявления Господня, 2) во имя св. и чудотворца Николая.
   4) Утварью достаточна, и ризница находится в хорошем состоянии.
   5) Причта — священник, диакон и псаломщик.
   6) Земли усадебной 2 десят. 420 с., пахотной 35 дес. 1057 с. Землею священноцерковнослужители владеют сами.
   7) Жалованья 204 руб.; % — 76 руб., доходу 830 руб. Церковь пользуется % с капитала в 2600 р. Процентнаго сбора вносится 81 руб. 50 коп., на духовно-учебныя заведения 52 р. 73 коп.
   8) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, — у священника на собственной земле, у диакона на церковной земле; псаломщик дома не имеет.
   9) Разстояние от консистории — 100 вер.; ближайшия церкви села Луковникова и села Бабина в 4 верст.
   10) Приписной и домовой церкви нет; в деревне Гудкове находится молитвенный дом.
   Приходских дворов 471; в них мужск. пола 1324 д., жен. пола 1408 д.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту