Старица - Бориса и Глеба собор
Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба – покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года (1558-1561). В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм … современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, - несомненно был великолепен и величественен».
В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью.
Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера.
Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1817-1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы», которую отличают сложная ярусная композиция, состоящая из различных в плане объемов, и развитый декор в духе зрелого классицизма.
Борисоглебский Собор имел два храма, летний - холодный и зимний - теплый. Холодный храм построен в 1820 году на Высочайше пожалованные суммы, теплый же храм устроен в основании колокольни в 1827 году на оставшиеся от постройки холодного собора средства с пособием от горожан. В обоих храмах шесть приделов: 1) Во имя Бориса и Глеба, 2) — Покрова Пресвятой Богородицы, З) — Митрофания Воронежского, 4) — Нерукотворного образа, 5) — Безсребренников Космы и Дамиана и 6) — Семи Ефесских отроков.
На старом древнем соборе была следующая надпись: "Лета 7066, июля .. дня, зачат бысть сей храм в городе Старице святых страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа Давида, при державе благовернаго Государя Царя и великаго князя Иоанна Васильевича и при великом князе Юрие (?) Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при преосвященном митрополите Макарии, Тверском епископе Акакие и отделася сия святая церковь в лето 7069 и священа на память великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба, и святого чудотворца Николая Великорецкаго, родителем на поминовение и в память прочих родов, и сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение".
В соборе были освящены три престола во втором ярусе: средний во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, с правой стороны в память святителя Николая Великорецкаго, а с левой — в честь Благовщения Пресвятой Богородицы.
Судя по плану древнего собора, сохранившемуся в городе, и вполне выясненному раскопками в 1893 году, Старицкий собор при постройке был предназначен для девяти приделов, из которых три - в нижнем ярусе, три - в среднем ярусе и три в куполах. В первом и третьем купольном ярусе, надо полагать, приделы не были устроены, так как в нижнем ярусе стены, как показали раскопки, даже не носили и следов штукатурки.
Смотрителем для сбережения материалов от разоренного древнего Старицкого Борисоглебского собора назначен в 1804 году Герасим Клушанцев, вместо Федора Васильева Золотарского, как плохого смотрителя.
Место для нового собора Думою было отведено на площади, против присутственных мест. Из этого же думского журнала видно, что правительством на постройку в Старице собора было отпущено 7000 рублей, а впоследствии от раздачи их в проценты накопилось 14,000 рублей, из которых 1160 руб. 83 коп. употреблено на разборку старого собора, осталось-же на постройку 12839 руб. 17 коп.
При постройке нового холодного собора купола остались, очевидно, не достроенными по рисунку, так как вместо куполов получилось для глаз что-то не законченное. Несомненно и в колокольне укорочены колонны перваго яруса. К последнему храму сделана пристройка в длину 4 сажени в 1876 г. купцом Иваном Петровичем Клушанцевым.
а) Иконы.
1) Нерукотворенный образ Спасителя, древний. Икона чтимая всеми горожанами.
2) Николая чудотворца Можайскаго, икона древняя и ветхая. Вокруг главы святителя вышито мелким жемчугом имя его: "Николай Чудотворец". Кругом изображения идет вышитый вязью тропарь.
3) Икона Смоленской Божией Матери, местночтимая.
4) Икона святителя Николая чудотворца с чудесами, очень древняя.
5) Икона святых благоверных князей Бориса и Глеба, с изображением среди святаго князя Владимира; на иконе надпись: "сей святый образ переписан был вновь 1750 года, а сие древнее написание было закрашено — древнее написание обретено, а по оному возобновлено чрез труды и тщание иконописца В. И. С. И."
6) Образ Всемилостиваго Спаса в алтаре холоднаго собора.
7) Образ Спаса с предстоящими.
8) Икона Благовещения, греческой работы, перенесена из стараго собора.
9) На восточной стороне холоднаго собора, снаружи под карнизомъ вделан Нерукотворенный образ Спасителя, составленный из 6 частей кафельнаго изразца.
10) Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, также изразцовое, находится на южной стороне холоднаго храма под шатром. Состоит также из 6 частей; оба эти изображения несомннно были перенесены из стараго собора.
11) Деревянный осмиконечный крест, с изображением распятия из литаго серебра. Он также принадлежит к древним.
Из очень ветхих вещей церковной утвари сохранился миниатюрный крестильный ящичек. — Сделан он из толстаго картона и оклеен окрашенной бумагой.
К числу ценностей собора относится серебряно-вызолоченная одежда на главном престоле, стоимостью около 5000 руб. На ней четыре вычеканенных священ. изображений: с лицевой стороны Тайная Вечеря, с правой — Покров Божией Матери, с левой — свят. Борис и Глеб; на стороне обращенной к горнему месту — св. Георгий Победоносец. Эта одежда пожертвована в 1898 году наследниками Старицкаго купца Георгия Гаврииловича Клушанцева, по его смерти.
б) Книги.
1) Евангелие в 4-ю долю листа. Москва 1697 года.
2) Большое Евангелие 1703 года обложенное позолоченным серебром 72 пробы.
3) Евангелие учительное, воскресное. 1721 г.
4) Минея месячная 12 книг Москва 1750 г.
5) Ирмологий знаменнаго напева 1772 г.
6) Служебник в 1/4 листа 1785 года.
в) Колокол.
Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 2079. Постройки Пятницкой церкви в г. Старице. На заднем плане Борисоглебский собор и Спасская церковь. 1963 г. |
На большом колоколе славянскими буквами отлита выпуклая надпись: "Лета 7183 августа 30 дня по указу великаго Государя Царя и великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и большия России Самодержеца. Слит сей колокол в Московской уезд, в его Государево село, к церкви Пречистыя Богородицы Цареградския. Весу в нем 150 пуд". На том же колоколе другая надпись врезанная: "Лета от сотворения 7187 г. января дня 14, от рождества же по плоти Бога слова 1679 года Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал в город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая, велел сей колокол обменить на старый разбитый колокол. Дщанием и радением стольника и полковника Василья Григорьевича Баранчеева".
На левом берегу Волги в центре Нового городища, окруженного со всех сторон высокими валами, как бы парит над всем городом храмовый комплекс Борисоглебского собора с колокольней.
В 1808 году вместо прежнего пятишатрового Борисоглебского собора, выстроенного в 1558-1561 годах на Старом городище и разобранного в 1802-1804 годах, ближе к городским кварталам заложили новый городской собор. Автором проекта храма, без ссылок на документы, называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. Достоверно же известно, что проект расположенной рядом с собором колокольни был выполнен в 1817 году Матвеем Александровичем Чернятиным, который с 1786 года работал в Старице в должности «архитекторского ученика» и вполне мог руководить работами по постройке главного храма города.
Наиболее значимые элементы фасадного убранства старого Борисоглебского собора были использованы для украшения нового здания: изразцовое «Распятие» украсило южную стену нового храма, а «Спас Нерукотворный» восточную. Собор XIX века решен в форме массивного куба, который с юга, запада и севера оформлен изящными четырехколонными портиками. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь. В итоге кремлевская часть города украсилась выразительным классицистическим ансамблем.
В 1870-х годах к колокольне с запада пристроили трапезную, что несколько утяжелило силуэт здания, сооружавшегося как одна из основных доминант на левом берегу Волги. Очевидно, что архитектор заботился о панорамном восприятии комплекса с реки, поэтому поставил колокольню к югу от собора. На нее же была ориентирована и одна из главных улиц левобережья - Семеновская (ныне ул. Карла Маркса).
Когда-то доминирующий над всей возвышенностью старицкого городища соборный комплекс был увязан чугунной лестницей с расположенной ниже по склону холма Пятницкой церковью. К настоящему времени эта лестница, увы, не сохранилась.
Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов: на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора. И до, и после реставрации оба здания использовались (и используются) для хозяйственных нужд. Сегодня их состояние и особенно окружение не радуют глаз. Печально, что одно из красивейших мест древней Старицы находится в запустении.
Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 2087. Борисоглебский собор в г. Старице. 1963 г. |
По данным клировых ведомостей за 1828 год:
Соборная церковь каменная, начата строением на Высочайше пожалованную сумму в 1808, а окончена и освящена в 1820 годах, с приделами Святаго Благовернаго Князя Александра Невскaгo и Святых Праведных Захарии и Елисаветы еще не освященными, и при оной Соборной церкви имеется под колокольнею теплая церковь во имя Нерукотворнаго Образа Господа нашего Иисуса Христа, окончена строением и освящена в 1827 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходная деньгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 81, в них мужеска пола 430, женска 376 душ.
В 1828 году служили: Благочинный протоиерей Алексей Трифиллиив - 50 лет. Окончивший богословский курс, проповеди сказывает, в семинарии был успехов хороших, поведения честнаго. Не вдов. В 1801 году произведен к Старицкой Предтеченской церкви во диакона, в 1805 к Старицкой же Симеоновской церкви во священника, в 1807 определен в Старицкое Духовное правление присутствующим, в 1809 произведен в протоиерея и граммату имеет, в оном же году определен в Старицкое приходское училище смотрителем, каковую должность проходил по 1812 год, в 1810 градским благочинным, в 1811 в Старицкой Зеленой комитет членом, в 1819 году проповедником и цензором, в 1821 Высочайше пожалован фиолетовою бархотною скуфьею, в 1823 годах определен в сотрудники Тверскаго епархиальнаго попечительства. Родства между собою не имеют. Подозрительных дел не было. Жена его Мария Евдокимова - 42 года. Дети их: Варвара - 15 лет, Алексей - 13 лет в нижшем отделении уезднаго училища прозванием Трунев.
Диакон Иван Иванов - 31 год. В чтении и пении хорош. Из высшаго отделения уезднаго училища. Не вдов. В диакона посвящен в 1820 году и граммату имеет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена Екатерина Андреева - 27 лет. Дети их: Николай - 10 лет в вышшем отделении приходскаго училища прозванием Никольский, Елена - 5 лет, Анна - 3 года.
Дьячек Димитрий Андреев - 26 лет. В чтении и пении хорош. Из вышшаго отделения уезднаго училиша. Женат 1-м браком. В 1822 определен указом в пономаря, в 1823 посвящен в стихарь и граммату имеет, а в 1824 годах указом переименован во дьячка. Подозрительных дел не было. Жена Ирина Васильева - 28 лет. Сын их Сергей - 6 месяцев.
Пономарь Евфим Иванов - 29 лет. В чтении и пении хорош. Из вышшаго отделения уезднаго училиша. Женат 1-м браком. В 1817 определен был к Новоторжской Ильинской церкви в пономаря указом, в 1820 посвяшен в стихарь, имел граммату, в 1823 по увольнении из духовнаго в светское звание находился в Новоторжском уездном суде в числе приказнослужителей, а в 1824 годах определен к означенной соборной церкви в пономаря указом и выдана по прошению его прежняя граммота. Подозрительных дел не было. Жена его Мария Петрова - 26 лет.
Вдова диаконица Татиана Иванова - 74 года.
Просвирни не имеется.
Прихожан в городе Старице, в Коньковской слободе, в сельце Букрове, в сельце Польникове, в деревнях Федурнове и Рябинине - 81 двор (430 женщин, 376 мужчин).
По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год:
Борисоглебский собор, построен в 1820 году, каменный, престолов пять: в холодной три: средний Благоверных Князей Бориса И Глеба, южный Покрова Пресвятой Богородицы, северный святителя Митрофана Воронежского; в теплой, устроенной в нижнем этаже колокольни два: нижний Нерукотворного образа, верхний на хорах святых Безсеребренников Космы и Дамиана.
Церковные документы: опись, 1865 года, метрики с 1890 года, исповедные с 1824 года.
В 1901 году служили: Протоиерей Иаков Платонович Преображенский 70-ти лет, студент семинарии, священником с 1854 года, протоиерем с 1898 года, состоял Директором тюремного отделения, Председателем уездного отделения Епархиального училищного совета и благочинным, награжден в 1895 году Орденом святой Анны III-ей степени. Диакон Михаил Феодорович Панков 29-ти лет, в служении с 1890 года, диаконом с 1893 года. Псаломщик Александр Андреевич Вершинский 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1896 года. Псаломщик Алексей Арсеньевич Смирнов 23-х лет, в должности с 1897 года.
Прихожан в городе Старице, в деревнях: Коньковской слободе, Малом Старкове, Рябинине, Букрове, Федурнове - 72 двора (211 мужчин, 251 женщина).
По данным Справочной книги по Тверской епархии:
В 1914 году служили: Протоиерей Михаил Прозоров 61-го года, окончил семинарию, на службе 39 лет, в соборном храме 2 года. Священник Михаил Данилов 43-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в соборном храме 12 лет. Штатный диакон Михаил Люберцев 30-ти лет, на службе 13 лет, в соборном храме 2 года. Псаломщик Ефрем Лебедев 20-ти лет, на службе 1 год. Псаломщик Иоанн Епанечников 33х лет, на службе 2 года, в соборном храме 1 год.
Прихожан в г. Старице и в деревнях: Коньково, Старково, Рябинино, Букрово, Федурково - 208 мужчин, 242 женщины.
К собору принадлежала часовня, находящаяся на городской площади, каменная, постройки 1866 года, в память чудесного события 4 апреля 1866 года.
(По материалам сайта Народный каталог Православной Архитектуры и материалам изданий Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. - Старица, 1914., Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь - обитель первого патриарха. - М.: "Пента+", 2010., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
(Фото. № 1 из группы Храм-Святой-Параскевы-Пятницы-В Г-Старица в Контакте. 2024 г. Фото. № 2, 3 Олега Гусарова с сайта Народный каталог Православной Архитектуры. Фото. № 4, 5 с сайта Архивы Тверской области. Фото. № 6 Андрея Агафонова. Фото. № 7 из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 2010 г. предоставлено Андреем Агафоновым.)
На левом берегу Волги, возвышаются главные городские святыни — Величественный собор в честь покровителей воинства Святых Благоверных князей Бориса и Глеба и Спасская колокольня. Стоящие на высоком берегу, они притягивают взоры путешественников красотой и завершенностью форм.
Новый Борисоглебский собор на Новом городище строился на высочайше пожалованные суммы, из материала разобранного старого Борисоглебского собора.
Из казны было отпущено 7 тысяч рублей, а после раздачи их местными властями под проценты накопилось 14 тысяч.
Часть денег ушло на разборку ветхого древнего храма, а недостающую сумму, пожертвовала богатая помещица Агафоклея Александровна Полторацкая.
Проект собора заказали в Петербурге и принадлежал он швейцарскому архитектору Луиджи Руска.
Руководил строительными работами местный архитектор, талантливый мастер Матвей Чернятин, автор проекта расположенной рядом с собором колокольни.
Новый собор решен в виде огромного куба, к которому с юга, запада и севера примыкают классические портики. Четкий массив здания увенчан пятью куполами, центральный из которых — световой, а четыре угловых выполняют декоративную роль. Собор снаружи и внутри отличается простотой убранства. Обычная для того времени декоративная лепнина отсутствует. Единственная деталь — красивый по профилю аттик, завершающий карниз, а на его фоне — фронтоны портиков тосканского ордера. Строгие и лаконичные формы храма оживлялись изразцовыми иконами-панно середины XVI века «Спас Нерукотворный» и «Распятие», перенесенными с разобранного собора, с 1980 года они находятся в Москве.
Внутреннее убранство собора, как и полагалось главному соборному храму города, выглядело богато — во многом благодаря церковным ценностям, перенесенным из старого храма. Хранились также книги XVII-XVIII веков, среди которых Большое Евангелие 1703 г., обложенное позолоченным серебром 72 пробы.
Внутри собор расписывал местный художник Жуков со своими учениками. И наибольший интерес представляет точная копия картины Иванова «Явление Христа народу».
О фресках собора можно прочитать в воспоминаниях Федора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 году. «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам».
Из Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в Борисоглебском соборе было три престола. Центральный — Борисоглебский, южный посвящен Пресвятой Богородице, а северный — святителю Митрофану Воронежскому.
Строительство нового Борисоглебского собора было с 1803 и завершено в 1817 году, а освящение состоялось в 1820 году при участии архиепископа Филарета, в будущем митрополита (в миру Василий Михайлович Дроздов), который с 15.03.1819 по 26.09.1820 гг. возглавлял Тверскую епархию. Будущий митрополит часто совершал богослужения, как в тверском соборном храме, так и в соборе города Старица.
Борисоглебский собор изначально строился как летний храм без отопления. К тому же при храме не было колокольни. Поэтому протоиерей собора Алексей Трифильев в 1817 году просил Тверскую духовную консисторию разрешить «…для благолетия выстроить… каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию».
15 июня 1817 года губернский архитектор Н.Легранд утвердил план Чернятина на построение при новом Борисоглебском соборе каменной колокольни и теплой церкви под ней.
Колокольня была возведена в 1827 году и в настоящее время является самой высокой точкой города. В противоположность простым и ясным формам собора она более сложна и дробна, небольшая дорическая колоннада, соединяющая второй и третий ярусы, придает ей оригинальность, создает впечатление нарядности и легкости.
В первом массивном ярусе колокольни была устроена теплая церковь Спаса с купольным сводом, построенная по древнейшему типу «иже под колоколы». Внутри церкви частично сохранилась роспись. В 1878 году на средства купца И.П.Клушанцева к колокольне с западной стороны была сделана пристройка.
Трудная судьба выпала Борисоглебскому храму, впрочем, как и всем культовым постройкам, после 1917 года. Воинствующие атеисты с усердием иванов, не помнящих родства, уничтожали все, что напоминало о православии, бесследно исчезали намоленные святыни. Борисоглебский собор был приспособлен под бытовые нужды новой власти. В 60-е годы прошлого века здесь разместили колхозный рынок. На площадке между колокольней и собором построили крытые деревянные прилавки, где продавались овощи и фрукты, а в самом соборе устроили мясные и молочные ряды. В 70-е годы в Борисоглебском соборе разместилась реставрационная контора со своими станками.
В период военных действий собор был поврежден: была разрушена часть главного купола. В 60-х годах храм отремонтировали благодаря чему Милостью Божией, до нас дошли некоторые фрески, украшающие стены собора.
С наступлением XXI века собор, благодаря безвозмездным пожертвованиям, постепенно возвращается к своей былой славе. Благодаря помощи неравнодушных людей ведутся восстановительные работы.
Спустя 106 лет, вновь в этом красивейшем соборе звучат песнопения божественной Литургии.
За период с 2022 года по 2024 год были проведены следующие работы.
В Соборе Бориса и Глеба полностью просушили стены и пол, доделали кровлю, обработали все от грибка и плесени, очистили цокольный этаж собора. Была сделана внутренняя гидроизоляция фундамента и укрепление цоколя, отбита старая штукатурка внутри и снаружи, были заново полностью оштукатурены и покрашены все стены внутри, сейчас ведутся работы по воссозданию фасада собора. Сделана стяжка пола и уложен доломит. Проведено электричество и сделано освещение всего собора. Приобретены Престолы и вся необходимая утварь для собора.
Восстановлена вентиляционная система. 6 августа 2023 года начались ежедневные Богослужения, которые проводятся с 6 августа по 20 октября. Был разработан эскиз проекта иконостаса.
Благоустроена вся территория вокруг храма, установлена ограда внутреннего двора.
За время реставрационных работ потрачено 23 000 000 рублей.
Предстоит замена окон и дверей, а также установка иконостаса. На сегодняшний день продолжается отделка фасада собора.
(По материалам группы Храм-Святой-Параскевы-Пятницы-В Г-Старица в Контакте.)