Тарасово (Петровское, Петровско-Тихвинское, Петровский погост, Петровско-Тихвинский погост) - Никольская (Петропавловская) церковь

Петропавловская церковь.


   Вообще Тарасовым называть место храма ошибочно. Издревле храмовый холм носил название погоста Петровско-Тихвинского, и был центром одноимённого погоста Бежецкой Пятины. В более поздние времена это было село Петровское. Близ него на берегу реки Тифины стояло имение Спасское. Его мы можем видеть на картах середины XIX столетия. К храму через ручей вёл мост, отдельный мост был устроен и для заезда в усадьбу. Сейчас от усадьбы сохранилась лишь кирпичная стена, предназначение которой местным жителям не известно.
   Впервые погост был упомянут в 1545 г. В писцовых книгах мы находим упоминание названия погоста и даже некоторых из его селений. Но вот описание его административного центра не сохранилось. В 1583 г. на месте современного храма «на реке на Тихвине» стояла «церковь Святых Верховных Апостол Петра и Павла, а в приделе Веденье Пречистой. А в церкви образы и свечи и книги и всё церковное строение приходное. Да в погосте ж двор попов Филатов, двор дьячков пуст, двор пономарь, двор проскурница, да четыре кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьи».
   Череда дел, хранящихся в Тверском архиве и касающихся Петровско-Тихвинского погоста начинается документом, датированным 1773 г. В этом году с колокольни храма были украдены два колокола. Аналогичная же кража произошла и в с. Козлово.
   В сентябре 1788 г. причт погоста подал прошение с просьбой благословить строительство нового деревянного храма. «Сентября 4 числа пополуночи в часу десятом церковь сгорела», - писали священники. Сгоревший храм носил посвящение апостолам Петру и Павлу и имел придел Николая Чудотворца. Петропавловский престол причт погоста планировал и в новой церкви, «коей имеем поставить лес и по возможности нашей собрать для плотников хлеба». Храмосдательная грамота была подписана правящим архиереем 16 ноября 1788 г.
   Строился храм три года. В сентябре 1791 г. храм был построен «и иконостас из старой сгоревшей церкви с поправлением и написанием новых образов внесён и поставлен и протчая утварь церковная как сосуды, так и книги, ризница, на престол жертвенник и одежды, на царския двери завеса и прочее всё нужное для священнослужения готово». В описи, составленной 28 сентября 1791 г., упомянуты «иконостас столярной работы вызолочен», а так же иконы местного и праздничного ряда иконостаса «писаны на досках красками с пробелью золота». Четыре ряда иконостаса были украшены образами «живописными новыми». Отмечалось в описи медное небольшое паникадило «на железной цепи висящее». Колоколов было только три «из коих один в восемь пуд с половиною, второй в два пуда, третий в пуд». Указ на освящение церкви был послан 21 января 1792 г. В том же году храм был освящён.
   Наступил 1810 г. На деревянном храме «тесовая крыша от долговременности сгнила, почему и в летния времена от дождевого лияния бывает по многих местех течь, а зимою наносит немало снегу. С пристроенной к тому храму особыми стенами деревянной колокольни в нынешнюю весну от вихря сорвало верхний шатёр, да и самоё здание отклонило от храма». Видя такое плачевное положение церкви, местный помещик князь Степан Васильев Путятин, староста деревни Тарасово Никита Игнатьев, «той же деревни помещик» Николай Иевлев Пылевин, помещик Михайла Никитин вместе со священником Фёдором Васильевым в июле 1810 г. написали прошение.
   В своём прошении они говорили о перекрытии храма и устройстве новой колокольни «своим коштом, не касаясь церковной суммы». В августе последовал указ о высправке местным благочинным состояния церкви. Вышневолоцкий благочинный Василий Петров, исполняя этот указ, составил описание церкви. «И оказалось, что она устроена из самого лучшего сосноваго леса на фундаменте из дикого камня и состоит в совершенной твёрдости, почему и исправлять в ней священнослужение без всякой нужды и опасения можно, что ж касается до крыши на той церкви и олтаре, то она истинно сгнила и требует непременного перекрытия новым тёсом, а колокольня действительно по несоразмерной ея высоте так отклонилась, что близка к самому падению». В итоге, лишь 11 марта 1811 г. был дан указ с разрешением исправить крышу и перестроить колокольню.


Фото. Ильи Смирнова с сайта https://sobory.ru.


   На начало XIX века в приходе проживало 481 душа мужского пола, было 165 дворов, а пашенной и сенокосной земли 57 десятин. Частью окрестной земли владели князья Путятины. Представители этого рода не раз лагодетельствовали родному храму. Как мы знаем, помещик Степан Путятин участвовал в устройстве новой тесовой кровли на храме. В итоге «верх сего храма покрыт в три новыя теса и открашен. Из вне стены обшиты тёсом и открашены». В 1818 г. супруга С.В. Путятина «кнегиня» Любовь Ивановна Путятина просила Тверскую консисторию «для вящего благолепия желательно нам и внутренность онаго украсить по предложенным при сем планам резным новым иконостасом, а сей иконостас поставить в трапезе изделав придел святителю и чудотворцу Николаю собственным нашим иждивением». 16 августа ей было позволено это сделать.
   Лишь в 1824 г. был закончен ремонт храма и постройка придела. Просительница не дождалась, когда придел будет освящён. Ремонт придела после её кончины был завершён её мужем князем Стефаном Васильевым Путятиным. Никольский престол было разрешено освятить 18 августа 1824 г. благочинному с. Выдропужска Алексею Стефанову. Но придел освящал не он, а чередной священник Кафедрального собора Пётр Семёнов. Торжество состоялось 12 октября 1824 г.
   Не удержусь и поставлю в текст описание отремонтированного храма. К сожалению, не только эти интерьеры, но и сам храм были утрачены в бурных событиях XX века. Итак храм украшали: «Иконостас в оном приделе дорического ордена позлащён на полимент полузолотниковым золотом. Колоны и тумбы устроены под мрамор белого цвета. В оном царские двери резные посребрёные на них изображение Моления в пустыне Спасителя с подкрепляющим ангелом, вверху потир с Евангелием, над ним распятый Иисус с предстоящими, одесную страну Образ Спасителя, над ним резные ангели, в верху оных новая благодать. На шуей стране Богоматерь Умиления, над нею резные ангели, вверху оных ветхи завет. На рогу алтаря десятословие. На северных дверех изображение Иоанна Войственника в верху оных Всевидящее око, в средине местный образ святителя и чудотворца Николая, над ним Сретение Господне, вверху Пренесение мощей Святителя Николая. В конце образ Преподобного Нила Столобенского чудотворца, над ним Всевидящее Око. Пред всеми образами лампады медные полумерные».
   Штаб–ротмистр, князь Путятин Стефан Васильевич скончался 20 февраля 1826 г. и был похоронен близ алтаря деревянной церкви в погосте Петровско-Тихвинском. Его сын прапорщик Михаил Степанович Путятин участвовал в составе 2-го пешего казачьего полка Тверского ополчения в войне 1812 г.
   Род Путятиных за свои благодеяния храму был удостоен погребения при храме. В 1838 г. поступило прошение г-жи Веры Степановны Поздеевой, урождённой Путятиной «на могиле родственников сделать каменный скреп». Кстати сказать, знаменитый художник А.Г. Венецианов написал портрет В.С. Путятиной, им же написаны и другие портреты семьи Путятиных. А ведь усадьба князей располагалась недалеко от храма, так что Венецианов не раз бывал у Путятиных в Петровском.
   Дальнейшую историю прихода мы можем проследить по заголовкам дел из описи Тверского государственного архива. Замечу, что ни одно из них не уцелело.
   Итак, в 1845 г. для храма выдан новый антиминс. Через год на церкви перекрывается крыша. Ещё через два жители д. Даниловка «исправляют ветхости» в своей сельской часовне, а в 1850 г. строят новую часовню. В 1852 г. приход отсылает 900 рублей в Московский опекунский совет.
   1853 г. жители д. Острые Луки переносят свою часовню с одного места на другое. 1854 – окрашивается крыша деревянной церкви. 1858 – награждён медалью староста храма крестьянин Егор Павлов.
   В 1861 г. начинается строительство каменного храма во имя Петра и Павла. (О дальнейшей судьбе прихода ->>>>>)

   На погосте близ каменного храма до сих пор просматриваются следы деревянной Никольской церкви. Со слов местной жительницы Тамары Геврасиевны Титовой, церковь в 1953-54 гг. перевезли в Спирово и приспособили под РАЙПО. Это здание до сих пор стоит в центре посёлка. И бывший храм в нём выдают огромные окна, такие же как и на найденной недавно в архиве Спировского музея фотографии неизвестного деревянного храма. По ним, а так же попавшим в кадр могилам, удалось установить, что это вторая Тарасовская церковь.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 1 1960-х гг. из архива Спировского краеведческого музея из издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012. Фото. № 2 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

    


Посмотреть всю карту