Селище-Хвошня (Селище, Селищи-Хвошня, Селища, Хвошня) - Христорождественская церковь
Село Селищи-Хвошня тож, от Твери 60 верст, от Торжка 25 верст.
Церковь Христорождественская, построена в 1845 году, деревянная, престола три: в холодной Рождества Христова и Смоленской Божией Матери, в теплой Святых Мучеников Флора и Лавра.
Церковные документы: опись 1845 года, метрики с 1844 года, исповедные с 1844 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Евгений Павлович Макросов 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893, священником с 1894 года. Диакон, в должности псаломщика, Симеон Николаевич Спасский 39-ти лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1899 годп.
Прихожан в селе Селищах-Хвошнях - 186 дворов (619 мужчин, 651 женщина)
В 1914 году служили: Священник Евгений Макросов 43-х лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Христорождественском храме 21 год. Псаломщик-диакон Семен Спасский 53-х лет, на службе 33 года, в Христорождественском храме 29 лет.
Прихожан - 552 мужчины и 638 женщин.
На кладбище сей церкви была деревянная часовня Святых Мучеников Флора и Лавра.
Церковь, обшитая тесом, расположенная на небольшой площади в центре села. Храмовая часть имеет ярусное, центрическое построение и представляет собой восьмерик на четверике, завершенный большим граненым барабаном с главкой. В интерьере храм открыт до самого верха. Декор здания выполнен из накладных досок и реек, имитирует формы каменной архитектуры. Памятник представляет большой историко-архитектурный интерес, как один из поздних образцов ярусных деревянных церквей. В интерьере сохранилась поздняя живопись, выполнена клеевыми красками. По все Тверской области наша церковь была самой богатой. Церковь была огорожена железной оградой, в которой захоронены священнослужители и знатные люди, в том числе и волостной судья Новоторжского уезда и церковный староста Кудряшов Иван Петрович также его имя и фамилия были высечены на колоколе.
У церкви были свои земли: Поповка эти земли принадлежали и жителям. Их было 10 семей: Петеримовы, Кукишкины, Кудряшовы, Гагорюшкины, Григорий Морозов, Кузьма Морозов, Еримеев Петр, Пушкин, Еримеев. В церкви так же был церковный хор. В хоре были жители села Селище-Хвошня, регент хора был Козырев Михаил Иванович.
Первым священником был Иван Постников. В 1883 году вследствие разыгравшейся бури здание Христорождественской церкви получило серьезное повреждение. Священник Иван Постников пожертвовал значительные средства на ее восстановление. С 1894года священником служил Евгений Павлович Макросов и дьяконом в должности псалтырщика Симеон Николаевич Спасский. Самый последний батюшка был отец Михаил Сперанский.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. и материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
(Фото. № 1 Дениса Ивлева с сайта Тверскик своды. Фото. № 2 из архива Ивана Антипенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Один из самых ценных памятников деревянного зодчества в Тверской области, несмотря на разрушение верха, сохраняющий многие черты первоначального сооружения XVIII века. Трехпрестольный храм (Рождества Христова, Флора и Лавра и Смоленской иконы Божией Матери) перевезен в село в 1840-х гг.
На рубеже 2000-х гг. рухнуло завершение храма, в настоящее время здание заброшено.
Нет оснований полагать, что в 1840-х гг. могло быть сооружено подобное сооружение. Перед нами - достаточно характерный для второй половины XVIII века восьмериковый храм, сохраняющий в облике черты ярусных сооружений того периода (не исключено, что еще один ярус - средний между восьмериком и барабаном - не был собран при сборке в 1840-х гг.).
Внешний дощатый декор и луковичная глава характерны для второй половины XIX века, возможно, они появились уже в 1880-х гг. при одном из ремонтов. Храм не был толком изучен (хотя возможности для этого не все утрачены и сейчас), поэтому приходится больше гадать о его первоначальной архитектуре.
Его состояние сейчас можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Крыша протекала, а потолки рушились уже в 1980-х гг., вследствие чего аварийное здание не использовалось колхозом.
До конца XX века сохранялись остатки орнаментальной живописи 1840-х гг. на полотнах, которыми были затянуты углы храма (в подражание тромпам, как, например, в Дрюцкове) и уникальное "небо" - орнаментальное (звезды). Роспись ставен, потолков и других деталей в деревянных зданиях была популярна в спировских селах и деревнях в середине - 2 половине XIX века.
Как отмечалось, с момента катастрофы, когда восьмерики здания сложились внутрь, церковь остается без видимых новых разрушений - исключая постепенную гибель оставшихся верхними венцов четверика. Наилучшим образом сохранилась лишь колокольня - точнее, ее низ, уцелевший после разборки в 1930-х гг. остального. Советская крыша над ней сделана добротно и еще держится.
В храме - в разных частях - уцелели под рухнувшими конструкциями, а также в алтаре полусмытые орнаментальные росписи середины - второй половины XIX в.
Отметим, что в настоящее время, несмотря на руинированное состояние храма, его консервация и восстановление в принципе возможны. К большому сожалению, сейчас в этом направлении ничего не предпринимается. При этом Рождественская церковь - вероятно, старейший из уцелевших на территории Спировского района памятников деревянного зодчества, уникальный и в масштабах Тверской области.
Павел Иванов.
(По материалам сайта Тверские своды.)
(Фото. № 3 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)