Ободово (Обудово) - Троицкая церковь
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ОБОДОВО
Главным свидетельством о былой культуре и богатстве села является Троицкая церковь. Она расположена на северо-западной окраине села, на возвышенности, рядом с кладбищем. Церковь была построена ещё давно, в 1672 году, и первоначально была деревянной. В деревянной церкви был иконостас, где центральное место занимала икона Николая Чудотворца. Но деревянный храм обветшал.
Зимой 1787 года священник Михаил Стефанов с прихожанами пишет «всепокорнейшее прошение» на имя члена Правительствующего Синода Иосаафа: «В оном нашем селе... деревянная церковь... обвенчала и затем священнослужение в ней исправляется с немалою опасностью... вместо которой в ту же именование желание имеем построить новую каменную подле нее». Прихожане просили прислать не просто строительную команду, а «достойных храма архитекторов». Не хотели селяне ударить «в грязь лицом» перед соседями! На средства прихожан и была построена новая церковь из кирпича. Строили основательно и на века. Строительство длилось шесть лет (1787-1793 гг.). Троицкая церковь села Ободово
Икона Богоматери из села Ободова (хранится в музее имени А.Рублева) |
Освящена церковь 20 мая 1795 года. Произошло это при большом стечении народа со всех окрестных деревень в Троицын день. Церковь выложена из красного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Весь архитектурный комплекс состоял из храма с апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию. Собственно храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», обладающий несколько тяжеловесными пропорциями объёмов, покрыт гранёной крышей с 8-гранным в сечении кирпичным барабаном. В дальнейшем церковь несколько раз перестраивали, но даже сейчас видно как красив фасад, вызывает восхищение парадность отделки. Кто проектировал церковь неизвестно, но, бесспорно, это был настоящий мастер.
Уникальность церкви в том, что это единственный в Спировском районе памятник архитектуры, возведенные в стиле барокко.
В 1814 году в селе случился большой пожар. Выгорело почти все село, пострадала и церковь. Но на средства прихожан церковь была восстановлена. В 1828 году вокруг неё была сооружена кирпичная ограда с двумя Святыми воротами, переложенная десять лет спустя, в 1838 году. Деревянная загородка между столбами в 1886 году заменена железными решётками.
К храму прихожане относились с большим вниманием. В 1831 году на смену деревянной кровли была положена железная.
В 1845 случился еще один пожар, после которого была частично переложена лицевая поверхность кладки апсиды, заново выложены наличники на окнах. Работы требовали денег, и немалых. Но многие прихожане делали пожертвования, кто сколько мог.
В церкви было два престола: Живоначалий Троицы и Святителя Николая.
После пожара иконостас вновь позолотили, стены заново оштукатурили и выкрасили. Денег на эти работы было выделено на две трети от необходимого, поэтому прихожане в который раз согласились пополнить недостающую сумму своими добровольными пожертвованиями.
В 70-е годы XIX века переливается большой колокол, покупается потир, ведутся работы по возобновлению иконостаса, красится крыша.
В 1890 году строится новая часовня, средства на строительство которой составляют пожертвования прихожан. Часовню возводят «в память чудесного спасения Александра III и Его Августейшейшего Семейства от угрожавшей опасности» (17 октября произошло крушение императорского поезда на Курско- Харьково-Азовской железной дороге). Деревянная часовня, построенная руками ободовских мужиков-умельцев, до наших дней не дожила. Но сохранилась другая каменная часовня-усыпальница, построенная в первой половине XIX века. Расположена она рядом с храмом, со стороны апсиды. В конце XIX века проводились ремонтные работы и приводился в порядок иконостас - гордость всего прихода.
В начале XX века взамен первоначальной очень небольшой трапезной была сооружена новая двухпредельная трапезная, по числу престолов, а на западном фасаде колокольни выстроен притвор. К этому времени относятся сохранившиеся в интерьере фрагменты живописи. До нас дошли лишь небольшие кусочки живописных росписей внутреннего убранства церкви. Перекрытие восьмерика занимала большая роспись «Господь Вседержитель и силы небесные». На западной части была написана «Помилованная грешница». В лотке апсиды - «Новозаветная Троица».
Икона Иоанна Предтеча из села Ободова (хранится в музее имени А.Рублева) |
В 1917 году пришли новые времена. Церковь постепенно стала угасать. В 1929 году священником стал батюшка Лошкарёв Николай Макарович. Жил он в селе Ободово рядом с храмом. Он исправно нёс свою службу в церкви, призывал людей к вере и покаянию. Службы были различными. По будням проходили заутренняя, обедня и вечерняя службы. А в праздничные дни служба длилась на протяжении всего дня.
В 1929 году начались события, широко охватившие многие районы. Это происходило повсеместно — началось крушение церквей. В народе прошёл слух: в Ободовской церкви будут снимать колокола. По рассказам бывшего жителя села Ободово П.А.Ковалёва люди встревожились. Как это смогут снять колокола? Маленькие можно, а вот большой колокол, под которым можно укрыться десяти человекам, как его снимать? А тут разнёсся новый слух: снимать колокола будут для того, чтобы переплавить их - стране нужен металл для тяжёлой индустрии.
Смотреть, как будут снимать колокола, собралось всё село. Зрелище было интересным. Подъехали к церкви трое дюжих мужика, лошадь запряжена в лёгкую телегу. Это были посланцы из Спирова. Они подняли на колокольню увесистые кувалды. Легко полетели вниз маленькие колокола, а их было двенадцать. Затем приступили к большому колоколу. От сильных ударов кувалды по нему, оглушительный звук далеко разносился по окрестностям. Колокол прямо боролся за своё существование. И всё же по нему прошли трещины и. наконец, oт него стали откалываться куски и падать вниз, на землю. Дело довершилось легко. Колокольня осиротела, окна проёмов стали пусты.
На второй день пришла автомашина, куски и осколки погрузили и увезли на железнодорожную станцию. Потом принялись разорять и церковную ограду. Разрушать ограду было тяжело, не поддавалась она. Но внутреннее помещение церкви пока было не испорчено.
Ободовская церковь Троицы действовала ещё до 1935 года: в ней шло богослужение. Но после 1935 года церковь прекратила своё существование, перевелись местные священники. А священники издалека не решались взять на себя церковный приход. И была церковь заброшена. Церковными помещениями завладел колхоз. Ставили там веялки, очищали зерно. Хранилось там и необработанное зерно. Всё было завалено мякиной и прочими отходами. На алтаре хранилась конская упряжь и другой колхозный инвентарь. В помещениях было холодно, во многих окнах уже не было стёкол. А чинить церковные окна дело не простое. Всё стало приходить в запустение, было разбито. Внутри церкви даже поселились птицы.
Сегодня кровельные покрытия протекают, штукатурка со стен осыпается, крыша и перекрытия разрушены. Полы сняты, перекрытия подвалов провалились. Фрагмент живописи в аварийном состоянии. Убранство интерьера не сохранилось. Реставрационные работы ни разу не проводились.
Церковь на Руси не просто место, куда приходя помолиться. Это символ духовности и культуры. Возводили ее часто всем миром, как и Троицкую церковь. Украшали, гордились и берегли. Церковь, как человек: рождается, стареет и умирает. Только век ее более долог, чем людской.
Стоит на окраине села красавица-церковь, много повидавшая за два века. Одиноко доживает свой век. Уже с трудом различается роспись на стенах некогда богатой церкви. Но чудом сохранилась две иконы, кои нашли свое место в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Они когда-то украшали иконостас Троицкой церкви. Это иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», написанные в середине XV века, как напоминание о былом величии.
По материалам спировских креведов
Село Обудово, от Твери 70 верст, от Торжка 35 верст.
Церковь Троицкая, построена в 1793 году, каменная, престола два: Святой Троицы и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Арсений Евгеньевич Гусев 28-ми лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1896 года, состоял катехизатором и законоучителем земской и церковно-приходской школ. Диакон Матфий Алексеевич Никатов 68-ми лет, в служении с 1854 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Василий Петрович Митропольсекий 54-х лет, в должности с 1861 года.
Прихожан в селе Обудове, в деревнях: Климове, Крутцах, Перхове, Нянькине, Ворожебкине, Лукине - 300 дворов (930 мужчин, 993 женщины) в их числе раскольников 10 дворов (25 мужчин, 31 женщина).
В 1914 году служили: Священник Павел Лошкарев 32-х лет, окончил семинарию, на службе 7 лет. Штатный диакон Александр Лебедев 48-ми лет, на службе 28 лет, в Троицком храме 6 лет. Псаломщик Александр Митропольский 35-ти лет, на службе 9 лет.
Прихожан в деревнях: Перхово, Няньково, Крутцы, Климово, Ворожебкино, Лукома - 1093 мужчины и 1128 женщин, раскольников 36 мужчин и 42 женщины.
(По материалам Официального сайта администрации Спировского района и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Tanjuta с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)