Новгородка (Георгиевское, Георгиевский погост близ Бирючево, Гергиевский погост, Егорьевский погост) - Георгиевская церковь
Погост Георгиевский ныне Спировского района близ деревни Новгородка, от Твери 75 верст, от Торжка 58 верст.
Две церкви: Георгиевская каменная церковь построена в 1860 году. Вторая каменная церковь построена в 1872 году с двумя престолами: святого пророка Ильи и святого благоверного князя Александра Невского.
В приходе 15 деревень, 372 двора, 1203 мужчины и 1217 женщин, все карелы.
Были построены четыре часовни: деревня Бухолово - святого пророка Ильи, деревня Бирючево - Преображения Господня, деревня Стешково - святого пророка Ильи, деревня Обухово - преподобного Сергия Радонежского.
Когда была построена в селе первая деревянная церковь, неизвестно. Она пришла в ветхость, на ее месте в 1775 году была построена другая Георгиевская деревянная церковы.
В 1901 году в Георгиевской церкви служили: священник Петр Семенович Зверев, 37 лет, на службе с 1885 года, священником с 1889 года, в 1915 году продолжал службу.
Дьякон Иван Федорович Голубев, 31 год, на службе с 1891 года, дьяконом с 1897 года, состоял учителем церковно-приходской школы. В 1915 году на этой должности служил Алексей Сперанский, 46 лет.
Псаломщик Николай Алексеевич Дамаскин, 50 лет, в должности с 1881 года, в 1915 году служил псаломщиком Георгий Дамаскин, 24 года.
Георгиевская церковь закрыта в 1931 г.
(По материалам - Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003. и официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. № 1 Павла Иванова с сайта Тверские своды.)
Погост Георгиевский, расположившийся в двух километрах от села Бирючёво на высокой возвышенности, связан с именами двух братьев-священников Владимира и Александра Дамаскиных, арестованных и расстрелянных в 1937 г. Старожилы ещё указывают место, где стояли дома священников погоста и пономаря Николая Дамаскина – отца священномученика Владимира.
Георгиевский погост близ с. Бирючёво был устроен в незапамятные времена на древнем городище. В наши дни на торговой площади села находят различные монеты, самая древняя из них датирована временем Ивана IV Грозного. Но в Смутное время погост был стёрт с лица земли. С тех далёких времён существовали «в приходе села Георгиевского, при деревне Бирючёве, во ста саженях от нея, древние земляные насыпи, расположенные от востока к западу, имеющие по одной сажени длины и три четверти аршина вышины, с основаниями, обложенными камнями».
По преданию, здесь были захоронены воины после какой-то битвы, произошедшей в этих местах. Вообще преданиями о битвах и об ушедших под землю храмах богата Спировская земля. Так битва была и в окрестностях с. Матвеево, говорят, что на её месте выпахивали из земли уцелевшее оружие. Да и церковь «утонула» близ села Матвеево, как раз по дороге в Бирючёво.
В 1625-27 гг. погост описывался так: «На Царя и Великого князя земле погост в Бирючеве, а на погосте церковное место страстотерпца Христова Георгия, а в нем пашни церковные земли 20 четвертей, да лесом поросло 10 четвертей, и обоего 30 четвертей в поле, а в дву потому ж земля худа, сена 30 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 10 десятин, а в сошное письмо та земля против старых книг не положена».
Бирючёвские пустоши в XVII веке были отданы на заселение карелам. Так деревни Бирючёво, Волхово, Стешково, Трубино, которое позднее будет относиться к погосту Георгиевско-Чудинскому, стали полностью карельскими. Переселенцы возвели на погосте и деревянную церковь, которая была посвящена всё так же великомученику Георгию.
В 1708 г. на погосте был поставлен новый деревянный храм, сохранивший прежнее посвящение. Освятили церковь по благословению Новгородского Митрополита Ионы. Об этом свидетельствовала его собственноручная надпись «на кресте деревянном, имеющимся тоя церкве в алтаре».
В 1773 г. взамен церковь обветшала и крестьянами Георгиевского погоста было начато строительство «на другом месте» нового деревянного храма. Через два года настоятель прихода священник Иван Васильев и дьячок Данила Иванов отчитались в консисторию, что храм на погосте выстроен. И 17 ноября того же года Тверской архиепископ Арсений разрешил освятить храм. Старая деревянная церковь была разобрана и сожжена.
В 1850 г. была начата постройка каменного храма. В прошении от 24 октября 1851 г. говорилось, что прихожане желают«построить новую каменную церковь на церковной земле взамен существующей деревянной церкви с северной стороны». По показаниям старост приходских деревень Новгородки, Яблоньки, Бирючёво, Стешково, Обухово, Высочки, Бухолово, Ломков, Волхова, «место, избранное прихожанами, удобно для построения на нём новой каменной церкви». Строился он по проекту, одобренному Министром Его Величества Императорского двора князем Волконским, а сам проект прошёл через руки Государя Императора. Но, что удивительно, пятиглавый Георгиевский храм в с. Георгиевском был построен только на народные средства.
В 1860 г. храм был готов. В январе этого же года духовенство погоста рапортовало архиерею: «Начатая строением в 1854 г. в с. Георгиевском наша приходская церковь, ныне приведена к окончанию, покрыта железом, внутри и снаружи оштукатурена, устроены деревянные полы, поставлен иконостас со святыми иконами, церковь вообще снабжена достаточно утварью, ризницею и богослужебными книгами». И просило, т.к. «деревянная же церковь по числу душ прихожан тесна и уже ветха...благословить освятить 2 февраля 1860 г. престол новой каменной церкви во имя вмч. Георгия о. благочинному погоста Прутни протоиерею Иоанну Воронцову на новом Антиминсе».
Под прошением стоят подписи священника Николая Матвеева Виноградского, диакона Арсения Андреева Рудакова – будущего священника с. Матвеево, дьячка Александра Иванова Невского и старост приходских деревень. Освящение храма состоялось на праздник Сретения Господня 2 февраля 1860 г.
В Георгиевской церкви сохранилась живопись по мотивам картин художника Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая», выполненная неизвестным художником в начале XX в. Стены храма были расписаны рядовыми для того времени картинами и не везде тщательно. Но вот свод церкви хранит подлинное сокровище академической живописи. Художник не только смог точно передать замысел Васнецова, но и творчески доработать его сюжет, включить новых персонажей. Так появились изображения Михаила Тверского, Бориса и Глеба, Нила Столобенского, которых в оригинале нет. До наших дней сохранился и иконостас храма. Часть его узоров, а так же обломки беломраморного престола хранятся в Музее сельского прихода с. Матвеево. В 1901 г. на приходе значились деревни Новгородка, Яблонька, Ломки, Высочка, Бирючёво, Волхово, Стешково, Обухово, Бухолово, Грестьянка, Бирючёвка, Шилково, Трествянка, Макары, Сельцо Круглое, Сельцо Старцево. Прихожан в это время насчитывалось 1190 мужчин, 1223 женщины, кроме того было 5 мужчин и 7 женщин раскольников.
В приходе храма было четыре часовни: в Бухолове Илии Пророка, в Бирючёве Преображения Господня, в Стешкове так же Ильинская и в Обухове Сергия Радонежского. Все эти часовни погибли в годы Советской власти. Сохранилась лишь одна - в Стешкове, переделанная под жилой дом. Часовня в Бирючёве известна с 1798 г. Тогда местные крестьяне поставили на месте сгоревшей Преображенской часовни новую, но без дозволения церковного начальства. Консистория потребовала часовню разрушить. Чего так и не было сделано.
В 1901 г. среди священнослужителей погоста значатся: священник Пётр Семёнович Зверев – 37 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1885 г., священник с 1889 года, состоит законоучителем церковно-приходской школы, земской школы и школы грамотного чтения благочиннического совета, награждён в 1900 году скуфьёй; диакон Иоанн Феодорович Голубев – 31 год, из третьего класса духовной семинарии, в службе с 1891 года, диакон с 1897 года, состоит учителем церковно-приходской школы; псаломщик Николай Алексеевич Дамаскин – 50 лет, из низшего отдан в духовное училище, в должности с 1861 года.
В 1915 г. на приходе продолжал служить священник Пётр Зверев *, диаконом же был Алексий Сперанский, 46 лет, из первого класса духовной семинарии, в служении 26 лет, в этом приходе прослужил 8 лет. Его сестра Александра Ивановна Сперанская долгое время преподавала сначала в Урайской школе, а затем в Волховской. Псаломщик был так-же новый – Георгий Дамаскин, третий сын Николая Дамаскина. Ему было 24 года, он окончил двухклассное училище, на службе был 1 год. Кроме того на приходе значились одна церковная и две земских школы, прихожан было 1203 мужчины и 1217 женщин, 1 женщина была сектанткой.
Последним священником храма стал о. Николай Постников (+1954 г.). До своей кончины он совершал таинства в окрестных деревнях погоста. В храме службы уже не проводились. Ильинская церковь стояла закрытой, а Георгиевская использовалась под склад. После войны две старушки из с. Урайское – так называлось Георгиевское в советское время, пришли к уполномоченному по делам религии В.И. Хевронову. Отдавая ему корзиночку яиц, они слёзно просили вновь открыть церковь в Георгиевском. Но получили холодный отказ.
В конце 1990-х гг. священник с. Бирючёво о. Иоанн Лопаков пытался начать реставрацию храмового комплекса, но недостаток средств и здоровье не позволили ему это сделать. По национальности он карел, уроженец этих мест, долгое время проработал школьным учителем иностранного языка, а перед выходом на пенсию был рукоположен во священника к своему родному селу Бирючёво. Лишь в 2008 г. реставрационные работы были продолжены и не прекращаются по сей день.
Денис ИВЛЕВ
* - Петр Зверев продолжал служил в церкви села Георгиевского и после февраля 1923 года, когда железная дорога стала называться Октябрьской. Подтверждением чего служит текст письма на открытке.
(По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012. Дополнение - Михаил Борец.)
(Фото. № 2 Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 3 - Михаил Борец.)
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС ВБЛИЗИ Д. НОВГОРОДКА
История Георгиевского прихода с. Георгиевского уходит в глубь веков. Существует версия о том, что название находящейся вблизи от Георгиевского погоста деревне Новгородка дали поселенцы из Новгорода Великого. В подтверждение этой версии можно привести так же название соседней деревни Волхово – оно может происходить от реки Волхов. Но местные жители думают иначе: по приданию Волхово происходит от слова «волхв» – старейшина языческих племён, смотритель за языческим капищем.
Сам холм, на котором расположился погост, напоминает древнее городище. Обрывистые, крутые склоны и ровная вершина, прекрасный обзор на окрестные поля – всё это подтверждает, что место для села и погоста было выбрано задолго до строительства здесь храма. Название же деревни Новгородка можно интерпретировать и как «новое городище», построенное недалеко от старого. Версию о существовании здесь городища подтверждает и расположенный в нескольких километрах от него к юго – западу курган.
Здесь в этих местах, судя по карте пятин Новгородских, проходила древняя граница Новгородского и Московского княжеств. Кроме того, в книге В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» есть строки:
«В приходе с. Георгиевскаго, при дер. Бирючёве, во ста саженях от нея, есть древния земляныя насыпи (сколько – не обозначено), расположенныя от востока к западу, имеющия по одной сажени длины и три четверти аршина вышины, с основаниями, обложенными камнями».
Времена описываемых мною событий не столь отдалено. Это год 1773, год начала строительства нового приходского храма на древнем городище села Георгиевского. Первым документом дела «О построении новой деревянной церкви» стало прошение от священника Ивана Васильева, волостного старосты Ивана Давыдова и церковного старосты Петра Михайлова и выборного Ивана Родионова архиепископу Платону, священноархимандриту Свято – Троицкой Сергиевой Лавры.
Вот строки из этого прошения: «В показанном нашем селе Егорьевском <…> оказалась церковь ветха.
В нашем погосте на другом месте мы нижайше желаем строить церковь новую, деревянную. Точно без дозволения и благословения Вашего архипастырского начати не можем. Того ради Ваше Преосвященство милостиваго отца и архипастыря всепокорнейше просим: дабы наше прошение принять, а на построение на означенном нашем погосте на другом месте новыя церкви архипастырское дать благословение. Пока новая церковь построена будет дотоле священнослужение дозволить отправлять в той ветхой церкви, а на наше прошение учинить милостивую резолюцию ноября дня 1773 г.» Иисус и самарянка у колодца Иакова, фреска Георгиевской церкви
25 февраля 1774 г. Консистория рассмотрела прошение, и было постановлено: «О ветхости церкви доложить».
Следующий документ, приложенный к делу, представляет немалое значение для спировского краеведения. Мне не приходилось встречать подобных документов ни в одном из рассматриваемых мною дел о построении храмов. Впервые мне довелось столкнуться с тем, чтобы местные священники расспрашивали старожилов, чтобы установить время постройки своего храма, т.е. занимались самой настоящей исследовательской работой.
Но никто из старожилов ответить на этот вопрос не смог. Зато «на кресте деревянном, имеющимся тоя церкве в алтаре подписано, что освящена оная церковь по благословению Ионы Митрополита Великоновоградского в 1708 г., о чём приписано рукою Его Высокопреосвященства». Под документом, датированным 31 марта 1774 г. стоят подписи протоиерея Василия Иаковлева и священника Новотордского собора Симеона Иаковлева.
Справка благочинного за 1773 г. кроме сведений о храме, рассказывает и о расспросах местных старожилов: «а потому в приходе некоторые слышали от предков своих, что оная церковь построена на старинном церковном месте, а на освящение ея на имеющимся в тоя церкви алтаре деревянном кресте подпись значит в 1708 г. по благословению Ионы Митрополита Великоновоградского».
В справке же храм описывался так: «В Новоторжском уезде в с. Георгиевском церковь великомученика Георгия очень ветха, утварью скудна. Приходских тоя церкви 100 дворов, церковной земли во всех трёх полях 30 четвертей, сеннаго покосу 250 копен».
В заключении к справке благочинного прилагается новое прошение духовенства погоста от 8 апреля 1774 г.: «Бьём челом Епархии нашей Новоторжского уезда с. Егорьевскаго священник Иван Васильев с прихожаны дворцовой волости, волосным старостой <…>, что в с. Егорьевском построить вместо объветшалыя деревянныя церкви св. вмч. Георгия вновь деревянную в то же ознаменование на том же погосте на другом месте».
10 апреля 1774 года Консистория рассматривает прошение священнослужителей погоста и справку благочинного и решает, что «построению в показанном с. Георгиевском деревянной церкви препятствия не значится, по осмотре благочинного в старой церкви служить можно дозволить». Под документом стоит подпись Калязинского архимандрита и ректора Тверской Духовной семинарии Тихона.
В июле того же года благочинный осмотрел ветхий храм и решил, что богослужения в нём проводить небезопасно. В то же время он берёт с настоятеля расписку что он «во исполнение объявленной Его Преосвященством резолюции в том селе в старой деревянной церкви по ветхости оной литургию исполнять не будет».
А через год в ноябре 1775 г. настоятель прихода Иван Васильев, дьячёк Данила Иванов «с приходскими людьми» пишет прошение новому Епископу Тверскому Арсению: «По благословению Преосвященнешаго Платона Архиепископа бывшего Тверского и Кашинсокого данного в 1774 г. за подписанием Его Преосвященством грамоты в оном селе Егорьевском вместо обветшалой церкви вмч. Георгия построена нами прихожанами вновь деревянная церковь в то же вмч. Георгия именование и святыми образами, утварию совсем убрана».
С этим же прошением уездный благочинный г. Торжка церкви Знамения священник Георгий Иванов посылает доношение и Опись храма. Из Описи мы можем почерпнуть основные сведения, касающиеся внутреннего убранства храма. Облачения на престоле и жертвеннике были белые, срачица (нижнее облачение престола) была холщёвая, антиминс новый, напрестольное Евангелие в медной посеребрённой ризе, сосуды оловянные. Иконостас в храме был украшен резьбой. «На колокольне колокола медные: первый в шесть пудов (96 кг.), другой в три пуда (48 кг.), третий в 2 пуда (32 кг.)».
На что 17 ноября 1775 г. Архиепископ Арсений на прошение наложил резолюцию: «Показанный храм по чиноположению церковному освятить благословляю, если ни каких не найдётся препятствий». 19 ноября указ был получен Новоторским духовным правлением, тогда же он был передан благочинному Георгию Иванову.
В последнем документе, приложенном к делу, решается вопрос о ветхой церкви: «В имеющемся в селе нашем Георгиевском ветхой вмч. Георгия церкви св. Антиминс пернесён будет в новопоставоленную деревянную церковь <…>. Того ради Ваше Преосвященство всепокорнейше просим: да повелено будет означенную ветхую деревянную церковь разобрать и о сем нашем прошении свое архипастырское решение учинить». Ильинская церковь вид с запада
Это прошение рассматривалось в одно время с прошением на освящение храма. Резолюция, наложенная на него гласила: «Показанную старую церковь разобрать и употребить на церковные нужды».
Дальнейшую историю деревянной Георгиевской церкви можно по описи дел, касающихся с. Георгивского. В 1834 г. было решено церковь покрыть новым железом, в 1844 г. прихожане просят перелить разбитый колокол, в 1858 г. решается вопрос о дозволении отделить от церкви трапезную и колокольню, а в 1867 г. было решено ветхую церковь употребить на обжиг кирпича для новой церкви Св. Благоверного князя Александра Невского и Пророка Илии. Строительство нового храма началось в 1870 г. Через два года, каменный в псевдорусском стиле с четырёхярусной колокольней, храм был построен и освящён.
К сожалению, от дел, касающихся зимнего Ильинского храма, сохранились лишь только названия. Но память народная приписывает строительство храма купцу Даниилу Ершову. Его семейное захоронение сохранилось с северной стороны храма.
Давно уже обрушилась крыша и купол храма, крест колокольни покосился, но по прежнему высится над древним городищем высокая колокольня, как памятник былому величию России.
По материалам Дениса Ивлева
(По материалам Официального сайта администрации Спировского района.)
(Фото. № 4 - 6 Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)