Оковцы - Смоленской иконы Божией Матери церковь
![]() |
Село Оковцы, от Твери 161 верста, от Осташкова 70 верст.
Церковь Смоленская, каменная, построена в 1751 году, престола три: Одигитрии Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста Господня и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1822 года.
В 1901 году служили: Священник Андрей Иларионович Воскресенский 68-ми лет, студент семинарии, священником с 1854 года, состоял катихизатором, благочинным, награжден орденом Святой Анны 3-ей степени в 1896 году. Священник Григорий Алексеевич Никольский 30-ти лет, студент семинарии, в служении с 1889 года, священником с 1892 года, награжден в 1896 году набедренником. Диакон Михаил Алексеевич Покровский 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Феодор Иванович Испалатов 58-ми лет, в должности с 1863 года. Псаломщик Василий Андреевич Зверев 33-х лет, в должности с 1899 года.
Прихожане: Священника Воскресенского - в селе Оковцах, в деревнях: Гришкине, Зимнике, Боровинке, Бутырках, Клетках, Стрельнике, Малых Клочках, Ям Столпине, Акинине, Коврижках, Гущине, Бобрах, Заозерье, Рылове, Ананкине, Воронине, Повойцеве - 284 двора (909 мужчин, 995 женщин). Священника Никольского - в селе Оковцах, в деревнях: Больших Клочках, Ям Столпине, Боклановке, Коровкине, Дарках, Бобрах, Бредках, Боровицах, Кулешине, Ботвинине - 277 дворов (796 мужчин, 889 женщин).
В 1914 году служили: Священник Петр Синев 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 17 лет, в Смоленском храме 3 года. Священник Александр Дюков 37-ми лет, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Смоленском храме 1 год. Штатный диакон Михаил Покровский 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Смоленском храме 20 лет. Псаломщик-диакон Иоанн Тарасов 32-х лет, на службе 12 лет, в смоленском храме 4 года. Псаломщик Феодор Испалатов 73-х лет, на службе 51 год, в Смоленском храме 27 лет.
Прихожан в деревнях: Большие Клочки, Баклановка, Коровкино, Дорки, Ям Столыпино, Бредки, Бобры, Боровицы, Кулешино, Ботвинино, Гришкино, Боровинка, Бутырки, Зимники-Чернозем, Клетка, Стрельник, Малые Клочки, Подмошье-Акинино, Бобры, Гущино, Ананкино, Коврижки, Заозерье, Рылово, Пустошки-Новойцы, Воронино - 1996 мужчин и 2165 женщин.
![]() |
Одно из замечательных мест нашего благочиния - это храм села Оковцы Селижаровского района на месте явления чудотворных икон, а также близко расположенный Святой Ключ. Многие паломники из разных концов России посещают Святой Ключ, но мало кто знает, что рядом, в самом селе, существует полуразрушенный храм, который был основан на месте явления чудотворных икон по указанию Ивана Грозного в 1539 году.
Местным жителям на двух деревьях дивным образом явились чудесным образом икона Божией Матери и Крест. Многие люди получили исцеление от этих икон. Их объединили в один оклад и носили с Крестными ходами по деревням для исцеления тяжелобольных (в дальнейшем копия изображалась как одна икона, на которой были изображены два дерева с висящими на них иконами). Также эти иконы носили через Ржев, где в настоящее время стоит храм Оковецкой Божией Матери. Были также построены в Москве две церкви в честь этих икон, в настоящее время, к сожалению, разрушены.
Храм в с. Оковцы находится в плохом состоянии. Годы атеизма сделали свое пагубное дело. И сейчас много усилий и средств требуется для его восстановления. На сегодняшний день воссоздан один придел здания, где совершается богослужение.
Первые богослужения после длительного перерыва были совершены в доме рядом с храмом, который местная администрация временно выделила для церкви. Сначала служились молебны, затем после соответствующего благоустройства и литургия. Храм был в таком состоянии, что совершать богослужения не было никакой возможности: не было ни дверей, ни рам, свод сохранился, но без кровли. Но все-таки храм начал восстанавливаться чудесным образом. Действительно чудесным, потому что ни- средств, ни специалистов не было.
За многие годы гонений на веру произошли изменения в сердцах людей, изменилось отношение к храму. В Оковцах первое время в храм почти никто не ходил. Скудный приход не давал возможности заниматься восстановительными работами, но Божия Матерь не оставляет и наш приход без своего попечения. Помогли прихожане московских и тверских храмов. Паломничество всегда было в эти края, несмотря на гонения, и люди, видя начало службы, стали помогать, кто может. Нереально было своими силами сделать кровлю. Чудо?! нашлись помощники. За две недели была сделана отличная кровля. Так год за годом, но храм благоустраивается. Еще много предстоит сделать, но с помощью Божией приход крепнет и постепенно благоустраивается.
(По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2019 г. Фото. № 2 Носикова Сергея Павловича)
ОКОВЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построена она осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в1860 году. Ныне здание состоит из первоначального главного храма типа "восьмерик на двусветном четверике". Оковецкая церковь является ярким примером осташковской традиции зодчества, сочетающего барочные и древнерусские формы и испытывающего активное влияние столичного барокко. Для Селижаровского района это уникальный памятник XVIII века, имеющий большое художественное значение. Недалеко от церкви находится Оковецкий ключ.
(По материалам журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель "Отдых на Селигере".)
ЦЕРКОВЬ СЕЛА ОКОВЕЦ
До построения каменной церкви, в селе Оковцах, при самом начале, т.е. вскоре после явления икон, было 2 деревянные церкви: одна во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, или, как она называется в месяцесловах, Ржевской, с приделом Св. Николая Чудотворца; другая во имя Происхождения Честных Древ. Вскоре после литовского разорения, т.е. в 1624 и 1625 гг., упоминается одна церковь Чудотворного образа Пресвятой Богородицы с приделами. Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста, и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой.
![]() |
|||
Фотография 1954 года. |
В 1750 году предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца. По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г.
В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня.
Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г., по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса. Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным.
На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.
В 1774 г. по представлению экономического казначея Флора Верховского о дозволении оковецким священно-церковнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей церковной суммы починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой реки Пыршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег оный починен и укреплен, где оказалась надобность, и сверх того, около самой церкви – вокруг ее идущие во все стороны покатости, для удобного совершения крестных ходов, заравнены на некоторое протяжение насыпанной землей.
Церковь, ныне существующая, – с одной главой и имеет 4 престола: в настоящем храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, в придельном теплом во имя Св. Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского. Она в нижней части квадратная, в верхней – восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно, одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г. с деревянными подзорами.
Прежние иконостасы каменного храма Пресвятой Богородицы и каменного придела Св. Николая Чудотворца и бывший иконостас деревянного храма во имя Происхождения Честных Древ были следующего устройства. Иконостас храма Богородицы имел 5 ярусов: в 1-м были местные иконы, во 2-м – Господние и Богородичные двунадесятые праздники, в 3-м – образ Спасителя с Апостолами, в 4-м – образ Богоматери с пророками, в 5-м – образ Господа Саваофа с Праотцами и наверху иконостаса – Крест Господень с предстоящими. Такой же отчасти иконостас, только без Праотцев и без Креста наверху его и более древнего устройства, нежели сейчас упомянутый, был и в деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ. А иконостас придела Св. Николая Чудотворца состоял из ряда местных икон и над ними: икона Распятия, иконы Господа Саваофа и иконы Великомученицы Параскевы. В паперти каменной церкви были иконы: второго Пришествия Христова и притч Евангельских.
![]() |
|||
Фотография 1961 года. |
Некоторые иконы из этих иконостасов стоят в двух часовнях – в одной, что на месте прежней церкви во имя Происхождения Честных Древ, и другой, что на Св. Ключе. Иконостас главного каменного храма, устроенный в 1831–1832 гг. мастером, осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным, в 1891 г. был снят, и на месте его устроен новый иконостас на церковные средства мастером, осташковским мещанином Акимом Ивановым Артюховым. Иконостас пятиярусный с золоченой резьбой и золочеными колоннами; гладь иконостаса посеребрена. Иконы в иконостасе сделаны все новые, заново же переписана и стенная живопись. Иконостас придела во имя Св. Николая Чудотворца резной с колоннами, устроенный в 1850–1851 гг., в 1894 г. заменен новым. Теперешний иконостас резной с колоннами, вызолоченными червонным золотом. Иконы в иконостасе новые, писанные на золотом чеканном фоне. Делал иконостас мастер, ржевский мещанин Николай Садовников. В приделе Происхождения Честных Древ иконостас, устроенный в 1767–1770 гг. и в 1850–1851 гг. возобновленный, в 1893 г. снова возобновлен, причем иконы остались старые, только гладь перекрашена и резьба почищена; стенная живопись сделана новая. Царские двери в иконостасе главного храма, по словам священно-церковнослужителей, пожертвованы из осташковского Троицкого собора. Время пожертвования их должно относить к 1798 г., когда в главном храме упомянутого собора вновь устроены Царские двери серебряные.
На Царских дверях, что теперь находятся в оковецком главном храме, изображена рельефной резьбой Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. По описи иконостасов и икон осташковского Троицкого собора 1759 г., действительно Царские двери главного алтаря оного собора в этом году были с резным изображением Тайной вечери.
В 1870 г. они вновь перезолочены червонным золотом на иждивение Осташковского уезда, деревни Замошья крестьянина Михаила Евфимова. Стены главного храма и придела во имя Происхождения Честных Древ украшены живописными священными изображениями в 1839, 1840 и 1844 гг. Полы в главном храме чугунные, устроенные вместо прежних деревянных, в 1798 г. с разрешения преосвященного Иринея, архиепископа Тверского, а в приделах деревянные.
В 1860 г. устроена вокруг церкви новая ограда из дикого камня, с лицевой стороны обтесанного и связанного известью.
В 1871 г. произведена переделка теплого придела во имя Св. Николая Чудотворца. При этом прежняя колокольня, стоявшая над западным входом в церковь, разобрана и вместо нее построена новая – над Святыми воротами ограды, и, вместе с тем, этот теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, бывший прежде по великоприходству оковецкой церкви очень тесным, распространен на запад на 4 саж. длины. Обновление этого придела совершено 5 декабря того же 1871 г. Длина всей церкви с алтарем и приделом с востока на запад после этой переделки была 18 саж., ширина с приделом с севера на юг – 10 саж.
В 1898 году на кладбище, в расстоянии около версты от церкви, выстроен каменный храм во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского в виде креста размером 5х5х9 саж. Взамен же выстроенной в 1871 г. колокольни, в 1902 г. сооружена новая каменная колокольня больших размеров, высотой в 25 сажен со шпилем, а в основании в 5 саженей, на которую в 1903 г. повешен новый большой колокол в 487 пудов; а затем, в 1905 г., теплый придел, который оказался также тесным и притом дал трещину в одной стене, подвергся новой переделке, и взамен его устроена обширная теплая трапезная церковь с двумя приделами: один во имя Святителя Николая Чудотворца (прежний с иконостасом 1894 г.) и другой во имя Преподобного Серафима Саровского чудотворца с новым иконостасом с золоченой резьбой и 16 золочеными колоннами. Длина и ширина теплой трапезной церкви в настоящее время 11х11 саж., а высота 4 саж.; свод покоится на четырех столбах, из коих два входят в оба алтаря, имеющие в длину и ширину по 3 сажени.
![]() |
(По материалам издания Церкви села Оковец Осташковского уезда Тверской губернии историческое и археологическое описание. Книга подготовлена на основе издания 1912 года. - С-Пб.: САТИСЪ, 2009. и Сайта о православном приходе в с. оковцы, а также приписных к нему в п. Селище и в п. Б. Коша.)
(Фото. № 4-5 с Сайта о православном приходе в с. Оковцы, а также приписных к нему в п. Селище и в п. Б. Коша. Фото. № 6 из издания Историческое и археологическое описание церкви села Оковец, Осташковского уезда, Тверской губернии. - Тверь, 1912. Предоставлено Андреем Ага.)
Название селу Оковцы досталось от некогда глухих и обширных Оковецких лесов, упомянутых русскими летописцами при описании пути "из варяг в греки". В центре села, на холме, где стоит церковь, в древности, видимо, размещалось Пыршенское городище. К середине XVI в. Оковцы стали настолько известны, что опальные бояре Михаил Глинский и Турунтий Пронский, пойманные князем Петром Шуйским за Ржевом при попытке бежать в 1657 г. в Литву, оправдываясь перед грозным царем, уверяли, что "шли в Оковец помолиться Пречистой". Популярность села, куда направлялись "паломники" из Москвы, связана с двумя "явленными чудотворными иконами", легенду о которых до сих пор в различных вариантах можно слышать от местных жителей. Известна якобы даже точная дата события — 1539 г. Одна из версий легенды рассказывает, что разбойникам Ивану и Ермолаю, пришедшим в глухой лес на Пыршенское городище разделить награбленное, явилась на сосне икона Креста Господня. Когда раскаявшиеся разбойники привели на это место инока селижаровского монастыря и народ, им "в лучезарном сиянии явилась икона Богоматери с предстоящим святителем Николаем".
Так среди примерно трехсот известных иконографических изображений образа Богоматери появилось еще одно, получившее официальное название Оковецкой Богоматери. Такие легенды не редкость на Руси, они во множестве ходили в народе. На местах, где происходили чудотворные явления, строились часовни, церкви и целые монастыри. Многих русских писателей и поэтов эти наивные, рожденные народной фантазией повествования вдохновили на создание лирических поэм и рассказов.
По приказу Московского митрополита иконы привезли в 1540 г. в Москву, о чем свидетельствует запись в Воскресенской летописи: "Лета 7048 (1540) генваря принесены были от Ржева на Москву две иконы чудотворные, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, а другая икона Крест Честный, и еретоша чудотворные иконы со кресты преосвященный Иосиф Митрополит со всем освященным собором и князь великий Иван Васильевич Всея Руси с братом своим Юрием и со всем народом близь нового монастыря митрополита. И повелел князь великий на том же месте храм постави во имя Пречистыя Богородицы".
На Пыршенском городище по велению Ивана Грозного срубили две небольшие церкви. Вскоре вокруг них образовалось поселение, именуемое в документах XVII в. уже Оковецкой слободой.
Польско-литовская интервенция не прошла мимо Оковецкой слободы. Дома и церкви были разрушены, жители убиты или разбежались, и долго еще после изгнания поляков эти места оставались пустынными. Жизнь медленно возвращалась в некогда процветавшую слободу. Только в 1667 г. на месте разоренных церквей были построены два новых деревянных храма. Годом позже из Новгорода доставили чудотворные иконы, которые, спасая, вывезли туда на хранение.
Храмозданная грамота на строительство новой кирпичной церкви получена в 1750 г. Для строительства подрядили каменщиков-крестьян Фому Козлова и Ивана Ерофеева из подмонастырской слободы селижаровского монастыря. Но они взяли более выгодный подряд на строительство надвратной церкви Нила в Ниловой Пустыни. Прихожане нашли другого мастера, обученного каменному дету, — Ивана Семеновича Мосягина из Осташкова. По-видимому, он был известным мастером в округе. Вскоре после строительства Оковецкой церкви Мосягина пригласили строить в Нилову Пустынь, где он возвел конюшенный двор, амбары, ледник, достроил настоятельский корпус (ГАТО. ф.476. е.х. 83. 95. 111. Приходно-расходные книги монастыря Нилова Пустынь за 1764, 1768, 1775 гг.). Архитектор В.И. Якубени при реставрации Троицкого собора в Осташкове, основываясь на сопоставлении архитектурных деталей декора, высказал предположение, что собор в середине XVIII в. переделывал тоже И.С. Мосягин.
Оковецкая церковь строилась в несколько этапов. Сначала были возведены храм и трапезная, а в 1755—1756 гг. Мосягин выстроил над западным входом небольшую звонницу. Вскоре разобрали вторую деревянную церковь и вместо неё в 1767—1770 гг. соорудили придел с южной стороны храма.
Подробное знакомство со строительством Оковецкой церкви нужно для того, чтобы лучше представить, как развивались местные архитектурные традиции, тяготевшие к памятникам осташковского зодчества: ведь строительство здания начато после того, как в Осташкове возвели и освятили соборы Житного и Знаменского монастырей и заложили церковь в селе Рогожа. И.С. Мосягин. конечно, хорошо знал архитектурные вкусы и строительство в своем городе, поэтому Оковецкая церковь имеет так много общего с другими зданиями, построенными в те же годы. Двадцатилетняя строительная история церкви в Оковцах не могла не отразиться на изменении её форм, на примере которых хорошо видно, что местное зодчество, тяготевшее к наследию конца XVII в., начинает неуклонно изменяться под влиянием проникающих в эти глухие места архитектурных вкусов столицы.
Оковецкая церковь — весьма распространенный в те годы тип здания "восьмерик на двусветном четверике". Однако декор старой части храма в большей части выполнен в формах, характерных для предшествующего столетия. Особенно это сказалось в разнообразных по рисунку наличниках окон с типичными для XVII в. профилированными килевидными завершениями, с которыми свободно сочетаются наличники с разорванными фронтонами и дробные наборные колонки или полуколонки с перехватами и "дыньками", обрамляющие оконные проемы. Декор дополняют перспективные порталы (южный находится внутри придела) и красивое по силуэту и убранству северное крыльцо на столбах, украшенное висячей фигурной гирькой. Строитель продолжает свободно, с большим творческим разнообразием использовать детали "дивного узорочья". Сочная трактовка аппликативного убранства, светотеневая игра придают ставшим привычными в местном зодчестве объемам здания особую нарядность. Вместе с тем применение упрощенно трактованных ордерных пилястр, членящих плоскости фасадов и закрепляющих углы восьмерика, тонкое чувство меры в использовании узорочья и, наконец, присутствие деталей совершенно иного декора на фасадах более позднего придела говорят о том, как медленно, но неуклонно проникали сюда столичные вкусы. Этот процесс продолжался тем дольше, чем дальше находилась местность от обеих столиц. Оковецкая церковь — яркий пример архитектуры переходного периода, когда особенно ясным становится процесс развития местного зодчества, опиравшегося на архитектурные традиции XVII в., и робко нащупывались пути развития, постоянно возвращающегося к образцам ушедшего столетия и испытывающего активное влияние столичного барокко. Как некогда в столице, так теперь на периферии "приятие нового, психологический отказ от прошлого, иными словами, формирование нового художественного мировоззрения и нового искусствопонимания — этот процесс оказывается, естественно, и более сложным" (Н.А. Евсина. Архитектурная теория в России XVIII в. М.. 1975. с. 53). Для зодчих, воспитанных на образцах архитектуры XVII в., новые веяния становились подчас сложными несмотря на значительный опыт. Это одна из причин, почему так долго продолжают звучать мотивы, которые, казалось бы, давно должны были утратить смысл. Мало того, проникающие столичные образцы декора зачастую уподобляются привычным формам благодаря свободному аппликативному принципу оформления фасадов. Именно эта сторона зодчества в глубине обширной России сближает его с народным искусством, для которого во все времена будет характерна игра в аппликативность и узорочье.
Икона Оковецкой Богоматери в богатом золотом окладе большую часть года находилась во Ржеве и Зубцове, где собирала толпы паломников, и только накануне престольного праздника ее возвращали в Оковцы. Путешествие иконы в Ржев и обратно пышно обставлялось, привлекало множество молящихся, и не случайно в 1874 г. старую трапезную разобрали, а на её месте выстроили новую — обширную, четырехстолпную, с двумя приделами. Строительством руководил ржевский мещанин Афанасий Егоров.
В начале XX в. стали возводить высокую колокольню. Архивные документы, отражающие позднюю историю церкви, о расширении трапезной и строительстве колокольни, с приложением чертежей и описания сохранились в Тверском областном архиве. Новая трапезная решена в характерном для второй половины XIX в. псевдорусском стиле. Сравнительно небольшая сельская церковь стала равна по размерам и вместимости большому городскому собору. Масштабное несоответствие старой части здания и новой постройки почувствовал еще С.А. Рагинский — известный ученый-биолог и педагог прошлого столетия, посетивший эти места вместе со своими учениками и описавший их в путевых записках: "Посетили Оковецкую церковь, прекрасную и высокую. Постройка ея относится к прошлому веку, и времени ея построения соответствует общий ея облик; архитектурные же подробности исполнены совершенств характера века семнадцатого. К сожалению, к ней пристроена ... колокольня с робкими претензиями на готический стиль" (С. Рагинский. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб. 1888, с.48).
Интересно сопоставить два различных подхода строителей к традициям, питающим их творчество. Если в древней части здания мы видим органичное и тонкое воплощение приемов и форм зодчества XVII в., то в новой постройке они использованы поверхностно, в соответствии с закономерностями чуждой им системы нового времени. Отсюда к механическая равномерность акцентов, отождествление красивого с богато украшенным. Выполненная на хорошем профессиональном уровне, новая постройка, возможно, и не лишена выдумки, но в целом её архитектура незначительна и заурядна.
(По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)