Мясково урочище (Мясково погост, Сонский погост) - Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» церковь
О Сонском погосте напоминает каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Внутри храма, на стенах и куполе сохранилась роспись. И хотя краски со временем потеряли свою яркость, но всё равно поражают взор. Сегодня один из приезжих жителей на свои средства ведет ремонт храма, наружный и внутренний. Так что настанет день, когда придут сюда на торжественную службу жители окрестных деревень, как когда-то их предки.
Скорбященская церковь (а так она называется и в документах) построена в 1848 году. Если погост — кладбище существовало здесь и ранее, по-видимому, стояла и церковь в дереве. Обветшала ли она или сгорела, но встала небольшая новая, в камне.
Кроме центрального престола — во имя названной иконы Божией Матери, был в храме и придел Николая-чудотворца. Церковь была приходской, а в прихожанах — крестьяне соседних деревень Мясково, Дягилево, Перово, Безымянка, Нивы, Глинцы (это уже Новоторжский уезд, ведь погост был совсем рядом с ним).
По словам местных жителей В.С. Иванютина и Н.П. Башмакова, между деревнями Мясково и Дягилево было имение помещика, который и построил в середине 19 века церковь на погосте. Деревни вокруг погоста были многолюдными. Жители занимались земледелием, скотоводством, гнали дёготь, делали посуду, бочки, шили обувь и катали валенки. На погосте была церковно-приходская школа. Здесь не один раз в году, по большим праздникам, проводились ярмарки, на которые приезжали торговцы из Селижарова и Осташкова.
(По материалам сайта Осташковского Благочиния.)
(Фото. № 1 Манина А. И. с сайта Храмы России. Фото. № 2 Е. Тарасенко с сайта Осташковского Благочиния.)
Погост Сонский, от Твери 140 верст.
Церковь Скорбященская, каменная, построена в 1848 году, престола два: Скорбящей Божией Матери и Святителя Николая.
Церковные документы: опись, метрики и исповедальные с 1848 года, межевая книга.
В 1901 году служили: Священник Петр Васильевич Волков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1900 года. Псаломщик Георгий Георгиевич Травин 23-х лет, в должности с 1900 года.
Прихожан в деревнях: Мяскове, Дягилеве, Безъимянке, Нивах, Перове, Ананьине, Рыжкове, Новоторжского уезда в деревне Глинцах - 126 дворов (314 мужчин, 336 женщин).
В 1914 году служили: Священник Георгий Вяхирев 53-х лет, окончил духовное училище, на службе 23 года, в Скорбященском храме 3 года. Псаломщик Григорий Травин 37-ми лет, на службе 13 лет, в Скорбященском храме 3 года.
Прихожан в деревнях: Мясково, Дягилево, Безымянка, Высокие Нивы, Ананьино, Рыжково, Перово, Глинцы - 339 мужчин, 384 женщины.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
Перед деревней Мясково на пологом холме находится погост, носивший в конце XIX в. название Сонского. Теперь это название почти никто не помнит, его можно встретить лишь на старых картах или в архивных документах. Несколько деревянных церквей сменилось на погосте, пока, наконец, в 1843 г. местному помещику Николаю Васильевичу Ивкову была выдана храмозданная грамота на постройку ныне существующей каменной церкви Всех Скорбящих. Строили церковь, видимо, местные мастера, для наблюдения за работой которых церковные власти рекомендовали "...прислать ... вольнопрактикующего архитектора в Осташкове..." Был ли прислан архитектор и какова его роль в строительстве церкви, из документов не ясно. Работы продолжались три года, в основном летом, и в 1847 г. церковь освятили.
Скорбященская церковь принадлежит к наиболее поздним образцам классицизма, которые во многом характеризуются вялостью форм и сухостью деталей, говорящих об упадке стиля. Композиция здания, состоящая из простых, геометрически четких объемов, усложнена пристройками, добавленными в процессе строительства к боковым фасадам трапезной и колокольни. Решение устроить два дополнительных придела принято явно после возведения основного объема здания, в чем легко убедиться. Восточные стены приделов приложены к угловым пилястрам храма, тогда как с колокольней они имеют одинаковую порядовку кладки кирпича. Лестница, ведущая на ярус "звона" колокольни, расположена в толще стены северного придела. И еще одна деталь: углы той части здания, которые оказались внутри приделов, обработаны пилястрами, предназначавшимися для наружного оформления фасадов. Найденные позже в областном архиве документы подтвердили, что пристроить приделы решили в процессе возведения храма.
Центральная часть здания — храм — имеет типичную для того времени ярусную композицию в виде невысокого четверика, на стены которого опирается перекрытая куполом ротонда. Снаружи ротонде придан вид восьмерика — крайне редкий прием в местном зодчестве. Именно с этим и связано общее впечатление: формы здания выглядят грузными, лишенными динамичности, что усилено пристройкой приделов и слегка пирамидальным силуэтом колокольни. В скупом декоре фасадов использованы мотивы классицизма предшествующего столетия, получившие упрощенную трактовку.
Вокруг церкви некогда существовала выстроенная одновременно с ней ограда, остатки её фундамента можно проследить и сегодня. Какой она была — легко представить по описанию в архивных документах: "Ограда на каменном дикарном фундаменте и на аршин кирпича, на ней каменные столбы, покрытые тесом.., меж столбов деревянный ... полисад. Против дверей церкви ... ворота с полисадом и двумя малыми дверьми, на них два шпиля, на шпилях по одному шару из белого железа".
(По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)