СЕЛИЖАРОВО (Воскресенский погост) - Воскресенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Константина М.


   ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Селижарове была построена на месте старой деревянной в 1763 году на средства прихожан. Здание расположено на низком левом берегу реки Волги, в стороне от центральной части посёлка. В 1854 году рядом была выстроена колокольня, а в 1914 году - кирпичная ограда. Хотя церковь сильно разрушена, сохранившаяся основная часть храма выделяется среди равнинной местности и окружающей его деревянной застройки. Храм типа "восьмерик на четверике" является характерным памятником сельского культового зодчества русской архитектуры конца XVII века.


Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg.


   Поселок Селижарово, от Твери 180 верст, от Осташкова 45 верст.
   Церковь Воскресенская, каменная, построена в 1763 году, престола три: в холодной Воскресения Христова, в теплой Благовещения Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия Радонежского.
   В середине XIX века церковь располагалась на Воскресенском погосте под Троицким монастырем, недалеко от Малой Селижаровой слободы. К началу ХХ века Большая и Малая Селижаровы слободы слились в поселок Селижарово поглотив Воскресенский погост.
   Церковные документы: опись 1882 года, метрики с 1784 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Петр Николаевич Синев 51-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1871 года, священником с 1877 года, состоял членом благочинного совета, награжден в 1898 году камилавкой. Священник Петр Иоаннович Зверев 41-го года, студент семинарии, священником с 1882 года, состоял духовным следователем, катихизатором, смотрителем епархиальной свечной лавки, награжден в 1897 году скуфьей. Священник Иаков Иаковлевич Никольский 41-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1879 года, священником с 1883 года. Диакон Михаил васильевич Талызин 41-го года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Сергей Александрович Фессалоницкий 31-го года, в должности с 1888 года. Псаломщик Михаил Павлович Шевелев 28-ми лет, в должности с 1891 года. Псаломщик Иоанн Ильич Томилин 27-ми лет, в должности с 1892 года.
   Прихожане: 1) Священника Синева - в поселке Селижарове, в деревнях: волге, Абакунове, Климове, Филиппове, Валушине, Хиловце, Никулине, Панине, Шихине, Печеницыне, Пискачеве, Кубышкине, Килешине, Борниках, Шульгине, Казичине, Кулакове - 337 дворов (1314 мужчин, 1305 женщин). 2) Священника Зверева - в поселке Селижарове, в деревнях: Шелахине, Нижних Горках, Верхних Горках, Кононове, Шахворетове, Кузьминской, Языкове, Трофимкове, Селине, Ларионове, Быкове, Кутолове, Плаксине, Харине, Манухине, Гогине, Соловьеве - 296 дворов (1275 мужчин, 1327 женщин). 3) Священника Никольского - в поселке Селизарове, в деревнях: Старой, Бокове, Будаеве, Подсосонье, Лупанах, Нивах, Терентьеве, Захарове, Безумницыне, Рубцам и Ладном, Кузнятине, Макарове и Высташне, Костеневе, Мосягине, Тяглецах, Черной Грязе, Острых - 326 дворов (1282 мужчины, 1539 женщин).


Воскресения Христова церковь.


   В 1914 году служили: Священник Петр Зверев 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Воскресенском храме 31 год. Священник Александр Филиппов 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 14 лет, в Воскресенском храме 10 лет. Священник Николай Никотин 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 5 лет, в Воскресенском храме 4 года. Штатный диакон Евгений Архангельский 27-ми лет, на службе 5 лет, в Воскресенском храме 1 год. Псаломщик-диакон Николай Троицкий 41-го года, на службе 16 лет, в Воскресенском храме 3 года. Псаломщик Иван Томилин 42-х лет, на службе 27 лет, в Воскресенском храме 17 лет. Псаломщик Геннадий Козырев 22-х лет, на службе 3 года, в Воскресенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Шелахино, Нижние Горки, Верхние Горки, Кононово, Шахворстово, Трофимково, Кузьминское, Языково, Селино, Ларионово, Быково, Кутолово, Плаксино, Харино, Манухино, Гогино, Соловьево, Волга, Абакумово, Климово, Шихино, Филиппово, Валушино, Хиловец, Никулино, Панино, Печеницыно, Пискачево, Кубышкино, Килешино, Берники, Шульгино, Казицыно, Кулаково, Старая, Боково, Будаево, Подсосенье, Лупаны, Нивы, Терентьево, Захарово, Безумницыно, Рубцы, Ладное, Макарово, Выстогино, Костенево, Мясигино, Тегляцы, Черная Грязь, Острых - 3992 мужчины и 4046 женщин.

   
     (По материалам журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель "Отдых на Селигере". и изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 Константина М с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной..., фото. № 2 с Сайта о православном приходе в с. Оковцы, а также приписных к нему в п. Селище и в п. Б. Коша.)
    


   С начала XVIII в. каменное строительство в России почти повсеместно сокращается из-за возведения новой столицы на Неве. Перерыв длился почти полвека. Особенно мало строили в усадьбах и селах. Лишь в конце 1740 — начале 1750 гг. оживилось каменное строительство. Естественно, мастера и артели каменщиков, в памяти которых сохранились приемы убранства зданий прошлого столетия, постоянно имея перед глазами их пышное узорочье, при строительстве новых зданий повторяют не только конструктивные приемы и композицию, но и заботятся о том, чтобы они были “красно” отделаны.
   В этом отношении интересна Воскресенская церковь, возведенная в 1763 г. на низком левом берегу Волги в бывшей под монастырской слободе на месте старой деревянной церкви. Она построена год спустя после обновления Петропавловской церкви-трапезной, вероятнее всего, её и ставили те же мастера. История Воскресенской церкви во многом похожа на историю ей подобных посадских и сельских церквей. Здание не раз в течение XIX в. перестраивали, расширяли, ремонтировали, расписывали интерьеры. До нас дошло лишь первоначальное ядро церкви — храм типа “восьмерик на четверике". Остальные части постройки, колокольня и трапезная, сменившие более древнюю во второй половине XIX в., разрушены во время Великой Отечественной войны.
   Первое, что обращает на себя внимание, — не сочетание объемов здания, характерное для многих таких же церквей этого времени, а пышное украшение наличников, сложенных из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна, — с перехватами и “дыньками”. Наличники завершены красивыми по рисунку кокошниками в стиле XVIII в., живо напоминают обработку окон на башнях монастыря Нилова Пустынь под Осташковом, возведенных также в середине XVIII в. Объяснить появление такого памятника в шестидесятые годы XVIII столетия, когда в столице подобные формы давно стали анахронизмом, можно только тем, что местное архитектурное творчество больше всего тяготело к наследию века “дивного узорочья”, оно его продолжало, нащупывая новые пути, и лишь в рамках традиций воспринимало все новое, по-своему его интерпретируя. В сохранении традиций немалую роль играла церковь. Для неё минувшее столетие перед лицом происшедших и грядущих перемен было образцом почитания священных догм, облаченных в канонизированную форму. Все новое пугало, казалось кощунственным нарушением веками освященных правил. Чтобы понять, насколько велико было церковное влияние, надо, к примеру, познакомиться с памятниками вокруг Суздаля, ставшего на долгие годы наиболее консервативным религиозным центром, где, порой кажется, развитие строительной мысли замерло на полтора столетия.
   Почти такую же картину мы наблюдаем и тут, с той лишь разницей, что в Тверскую губернию намного раньше стала проникать столичная мода.

   
     (По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)
    


Воскресения Христова церковь.


   Из истории Воскресенской церкви посада Селижарово.

   При изучении клировых ведомостей Государственного архива Тверской области Церковь Воскресения Христова в посаде Селижарово Осташковского уезда (1906 год)
   Справка:
   Клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства) — документ о службе лиц духовного сословия. По закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1769 г. под названием «именных списков всем лицам духовного звания православного…»
   обнаружилась следующая интересная информация :
   Построена в 1763 году тщянием прихожан. Здание каменное с такою же колокольней,крепка, престолов 3 : Холодный – во имя Воскресения Христова , 1-ый теплый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы , во 2-м тоже теплый – Во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Утвари и Облачения достаточно. По утвержденному по Высочайше Тверской епархии в 1885 году штату – 3 священника, один диакон и три псаломщика. Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1525 кв.с., а всего 192 дес. 220 кв.саж.
   План на землю есть и хранится у священнослужителей. Дома у священно-служителей собственные, деревянные, на церковной земле. Здания, принадлежащие церкви : амбар для помещения упраздненной утвари и сарай для склада дров. Расстояние от церкви до Тверской духовной консистории 180 верст ; от Осташкова – 45 верст.
   При церкви имеются 2 часовни столбовых : 1-я каменная по большой Осташковской дороге, что к Ржеву; 2-я тоже каменная за рекой Волгой, Против церкви и 3-я каменная в посаде Селижарово, построенная в 1885 году в память священного коронования Императорского Величества. Первые две часовни построены издавна и надзирает за ним церковный староста.

   1) Священник Петр Николаевич Синев – родился в 1848 г.( 58 лет)
   2) Священник Петр Иоаннович Зверев – родился в 1858 году (48 лет) с Тальцы
   3) Священник Александр Иоаннович Филиппов ( 28 лет) – сын отставного каптинармуса (унтер-офицерское воинское звание, военный чин в роте русской армии ниже XIY класса в Табеле о рангах, ведающий учетом и хранением имущества, выдачей провианта и оружия)
   Окончил курсы в Тверской Духовной Семинарии по 2 разряду при поведении отличном 22 июня 1899 года ( родился в 1878 году).
   С 19 сентября 1899 года по 10 сентября 1903 года состоял учителем и преподавал Закон Божий в Воробьевском начальном училище Ржевского уезда.
   Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским 1 октября 1903 года рукоположен в сан священника к Воскресенской церкви посада Селижарово.
   Проходит должность Законоучителя в Селижаровском земском училище, что в д.Ларионово с 1 сентября 1904 года. Грамоту имеет, пособие от казны получает 70 руб. 56 коп. в год.
   В семействе у него : жена Анна Алексеевна ( 28 лет)
   дети : Владимир – 3 года
   Сергей (Сергiй) – 1 ½ ( 1,5 года)
   Есть деревянный дом с надворною постройкой.

   4) Диакон Михаил Васильевич Талызин (1858 г.р.) – 58 лет
   5) Псаломщик Сергей Александрович Фессолоницкий (1869 г.р.) – 38 лет
   6) Псаломщик Алексей Мартынович Голубев ( 1883 г.) – 23 г.
   7) Псаломщик Иоанн Ильич Томилин ( 1842 г.р.) – 34 г.

   Прихожане по части священника Александра Филиппова : в п.Селижарово – 23 двора мещан , 60 мужчин, 64 женщин , в 1 – версте крестьян (деревни) Старой, Боково, Будаево, Подсосонье, Лупаны, Нивы, Терентьево, Захарово, Безумницыно, Рубцы, Ладное, Кузнятино, Макарово, Выстогино, Костенево, Мосягино, Тяглецы, Черная Грязь, Островки, военные ( 264 м., 267 ж.)
   Итого: 322 двора, 1321 муж., 1400 женщ.

   Уволенные за штат: священник Яков Яковлевич Никольский ( 48 лет) по болезни; вдова дьякона Анна Ильина Сперанская ( 76 лет);
   сын ум. пономаря Василий Петрович Воскресенский – учитель Хитецкой школы ; вдова псаломщика Мария Алексеевна Голубева;
   учительница Захаровской церковно — приходской школы Вера Дмитриевна Краснопольская – дочь священника.

   Заведующим Селижаровским 2-кл. сельским училищем был Арсений Тимофеевич Муравьев
   Второй учитель Селижаровс. учил. Иван Смирнов.
   Учительница Селижаровской земской школы в д.Ларионово – Любовь Николаевна Колтыпина – дочь чиновника.

   Литература: Государственный архив Тверской области. Клировые ведомости. Церковь Воскресения Христова в посаде Селижарово Осташковского уезда. 1906 год (фонд 160, оп. 1, ед. 16380, л. 343-358)

   Руководитель архивного отдела С.М.Коновалова
   01.02.2021 г.

   
     (По материалам сайта Доброволец.)

    


Посмотреть всю карту