СЕЛИЖАРОВО (Большая Селижарова слобода) - Троицы Живоначальной собор Троицкого Селижаровского монастыря

Троицкий собор.


   Троицкий Собор был разрушен в советское время. Сохранилось его описание 1900 года:
   Посреди монастыря стоит величественный древней Тосканской архитектуры собор во имя Св. Троицы каменный, строенный в 1681 — 1686 годах взамен прежнего каменного же собора того же наименования, упоминаемого в писцовых книгах 1624 и 1625 годов и сооруженного вероятно еще до Литовского разорения.
   Существующий в настоящее время собор четырехугольный о пяти главах. Престол в нем один, во имя Св. Троицы; алтарь его имеет три полукружия; с правой стороны алтаря устроена ризничная палатка; с левой пономарская; с западной стороны собора паперть. Снаружи с трех сторон крыльца с деревянными помостами. Длина всей церкви с алтарем и с папертью от востока к западу 10 сажен, ширина от юга к северу б саж., вышина от помоста до сводов 10 саж., а с цоколем, сводом, главами и крестами до 20 саж. Главы утверждены на широком четырехугольном глухом трибуне; над фундаментом проведен пояс с четырехугольными нишами, в которых вставлены зеленые кафельные квадратные плиты с выпуклыми изображениями по переменно на одном льва, герба города Ржева, на другом - цветка. Над верхними окнами проведены три пояса: два крайние выделаны из кирпича в ребро; третий, средний - с четырехугольными же нишами, но без вставок. Под сводом храма и на трибуне по четыре с каждой стороны полукруглых ниш в виде арок. Западное крыльцо опирается на двух кувшинообразных столбах, обставленных четырьмя по углам пьедесталов малыми столбиками. Прежние узкие окна в алтаре в 1779 году для большего света расширены; в церкви над цоколем для той же цели пробито в 1815 году вновь по одному окну на южной и северной сторонах. Главы крыты белой жестью, боковые вгладь, а средняя чешуей. Трибун, храм, алтарь, ризница, пономарская и крыльца до 1818 года покрыты были тесом, а в 1818 году перекрыты черным железом,выкрашенным ярью медянкой.
   Иконостас старинный прямоЙ с тяблами: он состоит из ряда местных икон с двунадесятными над ними праздниками и трех поясов Деисуса: в нижнем поясе - образ Спасителя с Апостолами (между коими по какой-то, неизвестной нам, причине, помещен и Св. Алипий Столпник); в среднем образ Богоматери с пророками (между коими и Св. Даниил Столпник); в верхнем — образ Господа Саваофа с праотцами. На карнизе верхнего пояса иконостаса семь резных шестокрылых херувимов. Святые изображены в молитвенном положении с наклоненными главами. На карнизе нижнего пояса с ликами Спасителя и Апостолов начертана вязными буквами молитва: "С вышних призираяй, убогия приемляй! посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве; молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость"; на карнизе среднего пояса с ликами Богоматери и пророков начертана такими же буквами молитва: "Владычице и Мати избавителя! прими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Родшемуся от Тебе: о Владычице мира! буди ходатаица". Иконостас этот строен первоначально по сооружении церкви столяром монахом Нифонтом Кавковым, а икины писаны в 1691 году иконописцем из Торопца Воскресенским попом Дорофеем с Осташковским иконописцем Фомой Потаповым. На построение иконостаса жертвовали многие вкладчики, но особенно старец Иосиф, в миру Иван Соколов, постриженный в Селижарове монастыре из служителей царского дома. А потом в 1783 — 1785 годах иконостас этот возобновлен; при этом местные иконы, двунадесятые над ними праздники, иконы в притворе и икона на плафоне, устроенный в это же время и заменивший собой прежний балдахин над престолом, написаны вновь; а прочие поновлены осташковским живописцем Григорием Еремеевым Ушкиным. Ряд местных икон с двунадесятыми над ними праздниками украшен сделанными вновь витыми и переплетенными из цветов колоннами и резными поверх местных икон арабесками; в верхних ярусах между иконами поставлены также сделанные вновь продороженные круглые столбики, а в притворе весь иконостас устроен новый резной. Резьба на иконостасах местами вызолочена, местами высеребрена. Поновление это произведено на деньги 265 руб. 77 коп., оставшиеся от суммы 494 руб. 15 коп., отпущенной в 1779 году из Коллегии экономии на укрепление южного берега монастыря.
   Четыре местные иконы: 1) праздничная с изображением Св. Троицы в виде трех Ангелов, явившихся Аврааму, 2) Спасителя, сидящего на престоле, 3) Божией Матери с предвечным Младенцем и 4) Сошествия Св. Духа на Апостолов, каждая в 2 ½ арш. длины и 1 ½ арш. ширины, украшены полными серебряными окладами.
   Клиросы с лицевой стороны закрыты большими украшенными вызолоченной резьбой киотами, устроенными в 1820 году. В том и другом киоте стоят по одной иконе в киоте правого клироса икона Спасителя, в киоте левого клироса икона Смоленской Божией Матери; длина той и другой иконы 2 арш. 4 верш.; ширина первой 1 арш., второй 1 арш. 14 вер. Обе эти иконы писаны были первоначально в 1681 году Торопецким священником Дорофеем с осташковцем Фомой Потаповым; но в 1863 году икона Спасителя вновь написана; а на иконе Божией Матери переписан лик санктпетербургским художником Фадеевым. До 1785 года эти иконы были из числа местных в главном храме.
   За правым клиросом: К сведениям о местной чтимой иконе Святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских чудотворцев, Святитель Гурий в 1554 году, в первое столетие со времени основания Селижарова монастыря, по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного, был хотя и краткое время игуменом Троицкого Селижарова монастыря до 1555 года, времени хиротонии его во архиепископа новооткрытой Казанской епархии.
   Длина этой иконы 7 ¼ верш., ширина б верш. При ней в особенном ковчежце хранятся части Св. мощей помянутых Святителей. Кем доставлены в монастырь эти части, неизвестно; но о них в первый раз упоминается во вкладной книге монастыря под 1730 годом. Оклад на иконе, также и ковчежец для Св. мощей серебряные вызолоченные, устроенные в 1861 году усердием селижаровского купца И.И. Олесова.
   Икона Великомученика Пантелеймона, местночтимая, находится позади левого клироса в резном киоте из Афонского Пантелеймоновского Монастыря.
   Стены храма и алтаря внутри расписаны живописью: прежнее старинное расписание, упоминаемое в описи монастыря 1748 года, было иконописное и представляло лики разных святых в больших размерах. Подобие его сохранилось, кажется, на крыльце св. западных врат. Это старинное расписание, как потемневшее от давности, в 1815 году стерто и сделано расписание вновь в этом же году осташковским живописцем Михаилом Ворониным. Потом и это расписание возобновлено в 1855 году вольным художником г. Валдая мещанином Е.Я. Ладыгиным.
   Посреди церкви висят три медных паникадила; из них висящее на левой стороне о 12 шандалах старинное с птицами на ветках и двуглавым орлом наверху, рельефно вылитыми. Кем оно пожертвовано, неизвестно но двуглавый орел, по замечанию записки Императорского Археологического общества, есть знак царского вклада ХVII века.

   
     (По материалам издания Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. - Тверь, 1900.)

     (Фото. из издания Тверская губерния на открытках. Том I. Составитель: А.Н. Семенов, Тверь. - Вышний Волочек: Ванчакова линия, 2010.)
    


Посмотреть всю карту