Домашино (Домашенной погост) - Воскресения Христова церковь


   Воскресения Христова церковная земля на погосте Домашенном на речке Лоче.
   132 и 133 гг. в Рокитенском стану: на государеве цареве и великаго князя Михаила Феодоровича, всеа Руссии, земле прописной погост Домашенной пуст, на речке на Лоче, а в немъ была церковь Воскресения Христова в войну сожжена; пашни церковные лесом поросло середние земли пятнадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Лоче лесом поросло шесть копен, лесу пашенного две десятины. (Писц. кн. 833, л. 36).
   Церковная воскресенская земля отдавалась в оброк. В приходных оброчных книгах патр. казеннаго приказа за 7146 г. писалось: "с церковной земли Воскресения Христова, что в Домашкине, на крестьянах Демида Пасынкова на Ивашке Осипове оброку данью 18 алт. с деньгою, десятильничих 4 алт. И те деньги платил десятильник Влас Григорьев. (Дворц. патр. приказ. кн. 6, л. 140). 7148 г. церковная земля числилась на оброке за преображенским попом Иваном и за ржевитином посадским человеком Ивашком Курсикова, оброку платилось гривна на год.
   203 г. марта 11 дня, по помете на выписке казначея старца Тихона Макарьевскаго, церковная Воскресенская земля, которая в писцовых ржевских книгах 132 и 133 г. написана в Ракитинском стану на погосте Домашенном, на речке Лоче, велено отдать на оброк ржевскому Преображенскому попу Никифору Емельянову да Федору Дмитриеву сыну Фофанову на нынешний 203 год и впредь до указу, а оброку с них имать по их челобитью с наддачею по рублю 20 алт. на год. (Ibid., кн. 154, л. 177).
   1732 г. в синодальном казенном приказе производилось дело о построении новой церкви во имя Воскресения Христова в погосте, что в Домашкине. Дело началось по прошению ржевскаго уезда разных чинов людей: протопопа соборныя церкви Успения Пр. Богор. Феодора Иванова и того ж собора попа Гурия Михайлова, дворянина Феоктиста Григорьева Баранцова, Алфера Перфильева сына Фофонова и Михаила Семенова Челушева. Они в своем прошении, поданном 1732 г. марта 13 дня в синод. казенный приказ, писали: "во ржевском уезде в Ракитинском стану, имеется пустовая церковная Воскресенская земля, которая запустела от литовскаго разорения, на которой пустовой земле ныне мы обещаемся построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, понеже мы имеемся ныне в цриходе к церкви Преображения Господня, что во Ржеве на посаде и во всяких потребах в крещении младенцев и в исповедании и в причащении и в молитвах имеем от оных ржевских преображенских попов за дальным разстоянием и за медленным их к нам ходатайством (sic) всякия необходимыя нужды и просили о строении церкви Воскресения Христова дать указ".
   В синод. каз. приказе на справку выписано: по указу и по определению синод. каз. приказа против прошения Ржевы Володимировы Преображенской церкви дьякона Евфима Никифорова о пустовой церковной Воскресенской земле, которая была за отцем их оной же церкви попом Никифором, по пострижении его, потом де владели дети его, а его дьяконовы братье родные, тоя церкви попы Тимофей да Косьма Никифоровы из оброку вообще помещика Федора Фофонова деревни Домашина с старостою и с крестьяны и оброк, кроме 726 и 730 г., повсягодно платили, а на оные годы старосты поповские церкви ржевския Пресв. Богор. поп Иван Ульянов, до Рождества Христова поп Алексей Тимофеев тех оброчных денег, якобы не платили, а на той де пустоши лес и пашня роспахана ими в 1730 г. и посеян хлеб; а в 729 г. ржевитин Алексей Поганкин бил челом об отдаче оной земли ему в оброк из наддачи и по посланному о публике к соборному попу Семиону Львову указ, он поп всенародно не публиковал и им о том не объявлял, а наддает де он дьякон сверх наддачи онаго Поганкина 20 копеек, и чтоб отдать им тое землю по-прежнему впредь на 20 лет; а по справке в синод. каз. приказе с оной Воскресенской земли оброку в платеже от них владельцов не имеется с 725 г. по 731 г. по 1 р. по 16 к., казенных пошлин по 16 коп. на год. И августа 24 дня в синод. каз. приказе явились Ржевы Володимировы купецкой человек Артемей Сарафанников да воеводской канцелярии канцелярист Яков Новоторжцов и о той Воскресенской земле торговались и по наддаче означеннаго Артемья Сарафанникова 15 коп. стала с прежним оброком в 2 руб. в 30 копейках, а кроме того никто не являлся и с вышеобъявленнаго августа 24 дня дьякон Евфим Никифоров и канцелярист Новоторжцов не явился же, велено: о показанной Воскресенской земле, что в Ракитинском стану, учинить в Москве вторично публикацию у градских ворот листами с барабанным боем, а о такой же публике послать указ города Ржевы Володимировы Успенскаго собора протопопу и велеть ему в городе Ржеве Володимирове и в тех местах, где оная Воскресенская земля обретается желающим для взятья во владение из оброку учинить публикацию, выставить в пристойных местах публичныя листы и прежним владельцам и просителю Поганкину о том повестить и ежели с той публики для взятья оной земли кто охочие люди явятся, и им произвести торг сверх показанной наддачи Артемья Сарафанникова.
   И о том г. Ржевы Володимировы Успенскаго собора протопопу Федору Иванову да старосте поповскому Рождественскому попу Алексею Тимофееву октября 8 дня 1730 г. указ послан.
   Означенный протопоп в синод. каз. приказ прислал доношение об отдаче оной Воскресенской земли купеческому человеку Артемью Дмитриеву сыну Сарафанникову из оброка 3 руб. 48 коп., казенных пошлин с 4 статей, по 8 к. с статьи, 32 коп.
   По определению 1732 г. апреля 24 дня синод. казеннаго приказа послан указ игумену Селижарова монастыря Нифонту, которому велено изследовать разных чинов людьми о пустовой церковной Воскресенской земле.
   1733 г. февраля 28 дня из Ржевы Володимировы от духовнаго правления в синод. каз. приказ за подписью Успенскаго собора попа Симеона Львова подано доношение, которым извещалось, что игумен Нифонт помер еще до получения указа, а следствие об означенной земле было произведено другим лицем, и оказалось, что пустовая церковная земля в разстоянии от градской Преображенской земли обретается в 4 верстах, а приходу имеется разных помещичьих и крестьянских дворов с 20, которые от градских имеются в разстоянии в 5 и в 7 верстах, а Артемей де Сарафанников по многим посылкам для подписки о владеньи тою землею во Ржеве у духовных дел не явился. При следствии находились и к скаскам руки свои приложили: церкви св. пр. Илии, Ржевы Володимировы, поп Матвей Федоров, пономарь Алексий Егоров; посадский человек Семен Минин сын Ваулин, староста Трофим Ваулин.
   В синод. каз. пр. у выписки церкви св. пр. Илии, что на Кокоши дьячек Григорий Григорьев сказал: с новопостроенной де церкви вместо данных денег, ежели с вышенеположеной будет, оной оброк и пошлины по наддаче Артемья Сарафанникова по 3 р. по 80 к. на год будущие при той церкви поп с причетники платить станут для того, что к удовольствию их той церковной земле на пашню и сенных покосов имеется неоскудное число, а он де дьячек за сим делом, ходит, что означенные просители протопоп Федор и дворянин Феоктист Григорьев с товарищи желают ему быть при той церкви попом. (Патр. пр. св. 482, № д. 52).
   Была ли построена и когда церковь Воскресения Христова, из дела не видно.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту