Сытьково (Никольское) - Собора Пресвятой Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Собора Пресвятой Богородицы церковь.


   Село Сытьково, от Твери 128 верст, от Ржева 38 верст.
   Церковь каменная, построена в 1816 году, престола три: в холодной Собора Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Собора Иоанна Крестителя, левый Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1869 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1824 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Васильевич Богословский 69-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1852 года, награжден в 1892 году наперстным крестом. Диакон Леонид Алексеевич Флоренский 22-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1899 года, диаконом с 1900 года. Псаломщик Павел Михайлович Измайлов 30-ти лет, в должности с 1890 года. Церковный староста дворянин Александр Михайлович Чаплин 1-е трехлетие.
   Прихожан в селе Сытькове, в сельцах: Княжом, Сосунове, Софьине, Буракове, Высоком, Слукине, Козлове, в деревнях: Абросимове, Бунегтне, Буракове, Глинькове, Даниловском, Колычеве, Кононове, Павлове, Рогове, Ростове, Суходоле, Поганькове, Тихменеве, Чичове, Чекурине, Чузове, Новошаболине - 229 дворов (780 мужчин, 959 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Феодор Пенкин 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 10 лет. Штатный диакон Петр Лебедев 57-ми лет, на службе 33 года, в храме Собора Пресвятой Богородицы 12 лет. Псаломщик Иоанн Никольский 23-х лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Бураково, Колычево, Ратово, Бунегино, Павлово, Рогово, Чичево, Абросимово, Поганково, Тихменево, Глинково, Суходолы, Кононово, Чузово, Хутор Зайцево, Высокое, Даниловское, Чекурино, Новошиблино, Сельцо Княжи-Дворянские, Бураково, Софьино - 967 мужчин и 1248 женщин.
   К сей церкви принадлежала деревянная часовня, находилась в селе Сытькове, построена в 1837 году.


Фото. Михаила Юдицкого. 2008 г.


   История села Сытьково прослеживается, по меньшей мере, на протяжении пяти веков. Устроили наши предки это село на оживленных торговых путях и в красивейшем месте: на высоких холмах, омываемых Волгой и ее притоком Итомлей, в окружении густых лесов и перелесков. Особой приметой старинного села остается и бывший собор Пресвятой Богородицы. Время отчуждения от религиозных догматов оказалось не властно над этими стенами, десятками лет размывавшимися, обветривавшимися в непогоду, по крошкам разрушавшими величественные купола намоленных храмов. Наперекор всему они стоят, взывая к нашей памяти и совести.
   На волжском берегу красуется храм Пресвятой Богородицы, с главным алтарем под огромным куполом того же названия и боковыми приделами - Иоанна Крестителя и Николая Угодника. Деревянный забор на каменных столбах окружает немалую церковную территорию. По архивным дaнным церковь в селе Сытьково построена в 1816 году. До возведения каменной, на этом месте стояла деревянная. Метрические книги церкви частично сохранились в Ржевском архиве, по которым можно судить о социальном составе прихожан. Краевед-исследователь Т. Горская работая в архиве, встречала записи с фамилиями, известными по событиям Ржевской истории. Вот, к примеру, прихожанами Сытьковского храма были местные помещики Есиповы, родня богатой ветви из села Знаменского, что по другую сторону Волги; среди них полковники, участники Отечественной войны 1812 года, статские советники, уездные предводители и крупные землевладельцы.
   В 1983 году в Сытьково на разоренной церкви поселились аисты. Местные жители оценили это явление, как скорое возвращение духовности в эти места. Об этих птицах бытует много легенд, кроме той, что аисты детей в дом приносят. Люди с древних времен помогали аистам устроиться, и чаще всего применяли для этой цели тележное колесо... К сожалению не долго пришлось местным жителям любоваться этой редкой в наше время птицею. Нашелся тот, кому она помешала. Гнездо вместе с колесом было сброшено с купола храма, и аисты надолго покинули эти места. И только спустя много лет, вновь поселились на той же церкви.
   А я грешный сравнил явление поселения, а затем разорения гнездовья с судьбой Сытьково и его жителей, которая как эхо повторилась в происшедшем.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)

     (Фото. № 1 Манина А. И. с сайта Храмы России. Фото. № 2 Михаила Юдицкого. 2008 г.)
    


   После Горышинского погоста волжские пейзажи долго не изменяются, пока не привлечет внимание на левом берегу еще один высокий холм, а на нем церковь. От её привычного силуэта сохранился только четверик, несущий мощную купольную ротонду. Остальные части разрушены артиллерийским обстрелом во время жестоких боев с фашистами в окрестностях села Сытькова. Поднявшись на холм, можно по достоинству оценить внушительные размеры классического памятника архитектуры по оставшемуся фрагменту.
   Церковь Рождества Богородицы в Сытькове построена в 1816 г., вскоре посте изгнания французов из России. Подъем национального духа русского народа, гордость за совершенный подвиг в освободительной войне, ожидание больших перемен — все порождало во многих уголках оправлявшейся после боев страны подобные лаконичные и величавые здания. Судя по сохранившимся деталям, церковь Рождества Богородицы скупо украшали пилястры, а стремление к гипертрофированным размерам стало причиной излишней упрощенности убранства. Но это окупается удачной постановкой здания на береговом обрыве, с которого открывается долина Волги чуть ли не до Ржева. По воспоминаниям С. Рачинского, в бесконечных заволжских далях виднелись колокольни и кое-где помещичьи строения. Последняя война смела почти все села на подступах к Ржеву, почти все архитектурные памятники. Церковь в Сытькове — единственное каменное здание на холме на многие километры, от которого хоть что-то сохранилось, другие, немногочисленные, памятники спасло их местоположение за холмами или в низинах.
   Открытый всем ветрам сытьковский холм служил поселением не одному десятку поколений. Уже с XVI в. в документах Сытьково называется селом, что само по себе указывает на существование в нем деревянной церкви.

   
     (По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)

    


Посмотреть всю карту