Рогачёво (Рогачёв погост) - Богородицерождественская церковь
![]() |
Село Рогачево, от Твери 140 верст, от Зубцова 25 верст.
Церковь Богородице-Рождественская, построена в 1894 году, каменная, престола два: Рождества Богородицы и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1802 года, исповедальные с 1830 года, план и межевая книга на землю.
В 1901 году служили: Священник Александр Стефанович Рождественский 56-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1866 года, состоял законоучителем в двух земских школах, благочинным, награжден камилавкой в 1899 году. Диакон Николай Михайлович Воскресенский 27-ми лет, диаконом с 1898 года. Псаломщик Гавриил Георгиевич Рубцов 19-ти лет, в должности с 1898 года. Церковный староста крестьянин Василий Саввин, в должности с 1890 года.
Прихожан в сельцах: Хвостове, Щукине, Жукове, Железникове, в деревнях: Запольках, Кропотове, Никишкине, Малом Петрокове, Станине, Гладкове, Кривощокове, Холме, Ведерникове, Пальцове, Кисилеве, Котелинке, Мясищеве, Шелковитине, Замятине, Кудрине, Зеленине, Сабурове - 272 двора (749 мужчин, 754 женщины).
В 1914 году служили: Священник Михаил Ильин 32-х лет, окончил семинарию, на службе 7 лет, в Богородицерождественском храме 6 лет. Штатный диакон Николай Воскресенский 41-го года, на службе 16 лет, в Богородицерождественском храме 14 лет. Псаломщик Николай Береснев 22-х лет, на службе 2 года.
Прихожан в деревнях: Котелинка, Пальцево, Ведерниково, Холм, Кривощеково, Гладново, Малое Петроково, Большое Петроково, Станино, Малое Кропотово, Никишкино, Мясищево, Шелковитино, Замятино, Кудрино, Запольки, Шулепники, Иваники, Киселево, Федяйково - 1044 мужчины, 1057 женщин.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. из групы !!!ОСУГА!!! The Best в Одноклассниках.)
![]() |
Богородице-Рождественская церковь располагалась в селе Рогачево Артёмовской волости Зубцовского уезда, ныне в составе Осугского сельского округа Ржевского района. Рогачево расположено в 140 верстах от Твери, от Ржева 27 км, от Зубцова 25 верст, от Сычевки 25 верст, от Вязьмы 70 верст.
Наличие церкви именно в этом населенном пункте не случайно, так как с 13 по 17 века тут располагался древнерусский пограничный городок Рогачев. А как известно, в центральной части любого города того времени располагалась церковь. Именно в ней молились жители Рогачева во время осад литовскими и польскими войсками. А исходя из строк книги «Большой чертеж, или древняя карта Московского государства», можно сделать вывод, что в городе существовал монастырь: «А ниже города Ржева - на Волге город Старица, а промеж тех городов, Ржева и Старицы, река Вазуза. А в реку Вазузу с запада пала река Пуга (Осуга), а промеж реки Пути и реки Волги от Ржева в 20 верстах, рогачевский монастырь». Исчезновение монастыря со временем можно связать с несколькими событиями. Возможно, во время церковных реформ Никона в 17 веке община Рогачевского монастыря не приняла нововведения и была уличена в ереси, что соответственно повлекло ликвидацию монастыря. К этой же версии можно отнести и тот факт, что Рогачев с соседними волостями подвергался сильному влиянию Литовского государства, что могло способствовать проникновению сюда различных европейских религиозных течений, развитие которых было так же в итоге пресечено. Последней версии имеются и доказательства в камне – на территории старого рогачевского кладбища были найдены каменные плиты с церковными надписями в древнеготическом стиле.
В середине 19 века церковь в Рогачево упоминается как деревянное строение. Камнем же Богородице-Рождественская церковь была выложена в большем размере только 1894 году. Основным меценатом строительства каменной церкви, какой мы её видим на фото, был местный помещик-предприниматель Извеков, который занимался сыроварением в Рогачево. На краю деревни и по сей день можно найти место погреба, в котором хранились сыры перед дальнейшей реализацией. Средства же необходимые для строительства церкви не принадлежали целиком только Извекову, но так же были привлечены из государственной казны благодаря некоторым связям предпринимателя в губернии. Строительство облегчалось и тем, что по территории Артёмоской волости была проложена Ржевско-Вяземская железная дорога и открыта станция в деревне Осуга в 1888 году. Тем самым подвоз строительных материалов стал проще.
Здание церкви было воздвигнуто за старым рогачевским кладбищем, на высоком берегу реки Осуга. Отсюда до усадьбы Извекова была проложена прямая грунтовая дорожка для прогулок со скамейками, а по краям дорожки была высажена березовая аллея.
В 1862 году в деревне Замятино Артёмоской волости (ныне Осугского с/о) в семье крестьянина Иакова Алексеева родилась дочь, известная как преподобномученница Матрона, которая с детства была верующим человеком и всегда присутствовала на службах в Богородице-Рождествнской церкви, приходу которого относилась. Повзрослев, она поступилась в Новодевичий монастырь в Москве и прожила в нем до его закрытия при советской власти. Но и когда монастырь был закрыт, она осталась жить в одной из келий, превращенных к тому времени в коммунальные квартиры. В конце тридцатых годов безбожные власти стали арестовывать последних монахинь, и 21 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена в тюрьму. Почти сразу же после ареста она тяжело заболела и была помещена в больницу при Бутырской тюрьме, но здесь она пробыла недолго. Монахиня Матрона (Алексеева) скончалась 1 апреля 1938 года в тюремной больнице и была погребена в безвестной могиле. Память преподобномученицы Матроны совершается 19 марта (1 апреля), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Я не имел права не упомянуть о преподобной Матроне, святом человеке и нашей землячке, имеющей непосредственное отношение к истории духовности Осугской земли. Но вернемся к церкви ….
Церковь Богородице-Рождественская имела два престола: Рождества Богородицы и Святителя Николая. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1802 года, исповедальные с 1830 года, план и межевая книга на землю. С 1887 по 1900 гг. в церкви служил священник Мощанский Владимир Дмитриевич, который 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии и причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Тут на кладбище покоится жена отца Владимира Евдокия Ивановна, урожденная Дмитриевская.
В 1901 году служили: Священник Александр Стефанович Рождественский 56-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1866 года, состоял законоучителем в двух земских школах, благочинным, награжден камилавкой в 1899 году; диакон Николай Михайлович Воскресенский 27-ми лет, окончивший духовное училище, диаконом с 1898 года; псаломщик Гавриил Георгиевич Рубцов 19-ти лет, в должности с 1898 года; церковный староста крестьянин Василий Саввин, в должности с 1890 года. Священник Рождественский похоронен на рогачевском кладбище.
Прихожан в сельцах: Рогачево, Хвостове, Щукине, Жукове, Железникове, в деревнях: Запольках, Кропотове, Никишкине, Малом Петрокове, Станине, Гладкове, Кривощокове, Холме, Ведерникове, Пальцове, Кисилеве, Котелинке, Мясищеве, Шелковитине, Осуга, Иваники, Замятине, Кудрине, Зеленине, Сабурове - 272 двора (749 мужчин, 754 женщины). В 1914 году служили: Священник Михаил Ильин 32-х лет, окончил семинарию, на службе 7 лет, в Богородицерождественском храме 6 лет. Штатный диакон Николай Воскресенский 41-го года, на службе 16 лет, в Богородицерождественском храме 14 лет. Псаломщик Николай Береснев 22-х лет, на службе 2 года. Прихожан в деревнях 1044 мужчины, 1057 женщин.
В это время на всей территории прихода функционировали Замятинская земская школа в д. Шелковитино, открытая в 1864 году, и отдельная министерская школа с четырехлетним сроком обучения. Общая численность учащихся в этих образовательных учреждениях в 1915 году составила 160 человек. Служители Богородице-Рождественской церкви занимались законоучительством (изучение закона Божия) в обеих школах, что приносило им дополнительный доход в размере 150 рублей и помогало безбедно существовать.
Содержание церковного причта требовало определенных средств. Причт – это состав лиц, служащих при одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщиков и др.). Средства на это появлялись за счет церковных земель, сданных в аренду, перечислений из казны или общества, братских доходов. Общая площадь земли, находящейся в собственности Богородице-Рождественской церкви, составила 54 десятины 2344 кв. саженей (1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09 гектара) по обеим берегам реки Осуга. Жалование из казны составляло 550 рублей, а братские доходы – 884 рубля. Вместе с жалованием за законоучительство причт Богородице-Рождественской церкви можно считать одним из самых обеспеченных в Зубцовском уезде.
Соседними приходами являлись две церкви Артёмовской волости, Покровская в селе Покровское – при Осуге и Богоявленческая в селе Отруб, а также Владимирская церковь в селе. Архангельское-Чашниково Щеколдинской волости и церковь Страстной Божьей Матери в селе Хлепень.
Богородице-Рождественская церковь прекратила своё существование в 1942 году, когда в Осуге и окрестных населенных пунктах уже хозяйничали немецко-фашистские захватчики. Так как здание церкви стояло высоко на крутом берегу реки Осуга, то оно служило прекрасным ориентиром для русской артиллерии. В связи с этим немцы заминировали церковь и подорвали. После взрыва здание обрушилось наполовину, то есть вся центральная купольная часть была уничтожена. Остались лишь крепкие несущие стены, которые стали своеобразным укрепленным пунктом, прикрывающим немецкий госпиталь, расположенный чуть ниже, на берегу Осуги. Берёзовую аллею, идущую к дому Извекова, оккупанты спилили и использовали в качестве дров.
После того как немецкие части оставили занимаемые позиции и отошли ближе к Смоленску, в Осугу стали возвращаться местные жители, которые принялись использовать кирпич с церковных стен в качестве строительного материала для восстановления разрушенных жилищ. В наши же дни визуальным признаком, напоминающим о существовании Богородице-Рождественской церкви, является её фундамент, находящийся теперь уже непосредственно на разрастающемся рогачевском кладбище.
В наши дни небезразличными жителями Осуги была выдвинута идея восстановления церкви и вот в декабре начался сбор средств на это благое дело. К сожалению у муниципальных властей и духовенства Ржевской епархии данная идея не нашла сторонников, что конечно прискорбно. Будем верить, что Богородице-Рождественская церковь со временем восстановится силами верующих, тех кому не безразлична судьба своей Родины, своего народа …. и Бог поможет нам в этом.
Калашников Андрей
(По материалам группы !!!ОСУГА!!! The Best в Одноклассниках.))
(Фото. из группы !!!ОСУГА!!! The Best в Контакте.)