Ратьково урочище (Раткино) - Богородицерождественская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg.


   Село Ратьково, от Твери 140 верст. Село располагалось между деревнями Денино и Хомутово, до нашего времени сохранилось кладбище с руинами храма.
   Церковь Богородицерождественская, построена в 1660 году, каменная, престола два: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой Трех Святителей Великих.
   Церковные документы: опись 1862 года, метрики с 1792 года, исповедные с 1827 года, план на землю.
   В 1901 году причта нет; церковь сия с приходом в 1876 году приписана к церкви погоста Георгиевского.
   Прихожан в деревнях: Раменской, Новораменье, Сукове, Холмове, Денине, Тупицыне, Ратове - 88 дворов (308 мужчин, 352 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Илия Чередеев 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Псаломщик Макарий Осокин 23-х лет, на службе 5 лет, в Богородицерождественском храме 2 года.
   Прихожан в деревнях: Раменская, Малое Раменье, Суково, Холмово, Денина, Тупицыно, в усадьбах: Козицына, Фотьево, Хомутово - 352 мужчины и 375 женщин.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной...)
    


   Так повелось на Руси, что поздние местные предания и легенды в большинстве своем связаны с именами трех царей — Ивана Грозного, Петра I и Екатерины II. Ратьково не исключение. По-видимому, само название села, донесшее воспоминание о событиях многовекового притязания Литвы на верхневолжские земли, породило легенду о том, что тут во время похода останавливался Иван Грозный со своей ратью и приказал в память об этом поставить деревянную церковь (некоторые варианты легенды даже существующую церковь относят к тому времени). Но события Ливонской войны или похода царя на Новгород вряд ли имели какое-нибудь отношение к Ратькову. Одна из наследниц владельцев села (в XIII в. оно принадлежало дворянам Чаплиным) упоминает в письме, что Ратьково было куплено у Шуйских. Вероятно, именно это указание не лишено достоверности: Шуйские владели обширными землями в Тверском крае. Боярин и воевода князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский прославился ратными подвигами при изгнании поляков, одержал ряд блистательных побед и за службу получил вотчины под Тверью. Ратьково, возможно, какое-то время действительно принадлежало Шуйским, тогда как большинством окрестных земель владели московские патриархи. О том. что село долго было вотчиной крупного боярина, свидетельствует и строительство тут в конце XVII в. каменной церкви Рождества Богородицы.
   На тверских землях, особенно пострадавших от польско-литовского нашествия, каменное строительство надолго прекратилось. За целое столетие после изгнания поляков здесь возникло не так уж много каменных построек, которые возводились при участии или под наблюдением московских либо ярославских мастеров. Лишь с восьмидесятых годов XVII в. появляются местные строители. Многие тверские города, в их числе Ржев и Осташков, только в конце XVII в. получили каменные соборы. В отписанных же на московских патриархов землях каменное строительство велось в основном по монастырям.
   Есть и другое указание на то, что церковь в Ратькове строилась как вотчинная: это сами архитектурные формы. Вее каменные строения в Тверском крае, которые были возведены по монастырям, и городские соборы претерпевали незначительные изменения во времени и оставались более в рамках традиций, нежели усадебные церкви. Немаловажную роль в этом играли требования заказчиков, которые к своих вотчинах чувствовали себя более свободными и стремились подражать новым столичным веяниям. Только недостаток средств и в еще большей мере — постоянная нехватка опытных мастеров сдерживали желание ни в чем не уступать столицам. В этом отношении церковь в Ратькове очень интересный пример. Ординарный сам по себе объем храма — невысокий двусветный четверик со следами примыкания апсиды циркульного очертания, северного придела и трапезной, венчавшейся одной главой, отличается весьма простым построением в сочетании со сложным, грамотно исполненным и развитым декоративным оформлением оконных проемов. Три различных вида наличников на фасадах настолько виртуозно сделаны, что создастся впечатление причастности к их исполнению высококвалифицированного мастера, хорошо знакомого со строительством в Москве. Окна верхнего света завершены коронами двух разновидностей — мотив, сравнительно редкий для столицы (церковь Николы в Хамовниках) и встречающийся на таких пышно украшенных монастырских церквях, как Никольский собор Николо-Улеймского монастыря под Угличем. При этом пропорции здания остаются приземистыми, углы утолщены плоскими лопатками, фасады почти никак не расчленены, из-за чего декорация окон выглядит необычайно аппликативной. Это впечатление усиливают венчающие наличники короны окон верхнего света, которые наложены на карниз, рассекают его, а сами одновременно служат основанием для кокошников. Вертикальные оси кокошников и окон не совпадают, словно каждая декоративная деталь интересовала мастера сама по себе. В отличие от верхних окон, нижние завершены наличниками с многообломными разорванными навершиями — распространенный прием убранства окон московских церквей. Обрамление же северного портала на удивление примитивно. Толстый, рельефно выступающий из плоскости стены валик, охватывая дверной проем массивным жгутом, при сравнении с тонкой проработкой наличников выглядит неразвитой аморфной массой.
   В этой связи небезынтересно остановиться на датировке церкви Рождества Богородицы 1660 годом, которая заимствована из церковно-археологической литературы прошлого века. На первый взгляд, такие примитивные декоративные детали убранства не противоречат всему ходу развития архитектуры в Тверском крае. Однако если мы примем эту дату на веру, то должны будем признать, что развитые завершения наличников короной появились впервые тут, а затем перекочевали в столицу (похожая форма убранства начинает встречаться в Москве с середины семидесятых годов XVII в.). Значит, известная из литературы дата построения церкви ошибочна. Когда же она построена? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что в статичной архитектуре конца XVII в. все балее заметно стремление к упорядочению фасадов, вплоть до применения ордерных деталей. Творчеству местных мастеров, наоборот, значительно меньше присуще чувство регулярности, оно для них скорее исключение. Любование декором, некая игра в бесконечные его возможности и варианты, понимание убранства как призванного украшать плоскость — черты, характерные для воспитанных на московских образцах местных мастеров, определившие местное зодчество конца XVII столетия и получившие дальнейшее развитие на протяжении почти всего XVIII в. Широко используя статичные образцы, местные мастера позаимствовали от них скорее аппликативные возможности, упростили их в деталях и свободно располагали на плоскости, нежели стремились к строгой ордерной регулярности фасадов.
   Эти размышления приводят к мысли, что церковь в селе Ратькове построена не ранее конца восьмидесятых—девяностых годов XVII столетия.

   
     (По материалам журнала Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.)

    


Посмотреть всю карту