Ераево урочище (Ераево погост, Яраев погост) - Никольская церковь
Погост Ераево, от Твери 180 верст.
Церковь Никольская, построена в 1751 году, деревянная, престола два: Святителя Николая и Святителя Димитрия Митрополита Ростовского.
Церковные документы: опись 1811 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1820 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Димитрий Михайлович Никольский 27-ми лет, в служении с 1894 года, священником с 1897 года. Диакон Арсений Иосифович Аниханов 40-ка лет, диаконом с 1889 года. Псаломщик Димитрий Преображенский, в должности с 1900 года. Церковный староста крестьянин Василий Сисоев в должности 4-ый год.
Прихожан в деревнях: Окатькине, Березкове, Суханове, Хмелевке, Пенцеве, Хваткове, Летягине, Бутырках, Тараканове, Никонове, Жерновке, Марщикове, Долгуше, Горовахе, Большой Березовке, Бочиновке, Малой Березовке, Крюковке, Леонове, Пласкуше, Лавровке, Бору, Красной Горе, Матвеевке, Дубках, Пустошке, Сопках, Курове, Зранке, Бобнях, Финеях - 275 дворов (896 мужчин, 945 женщин).
В 1914 году служили: Священник Димитрий Никольский 42-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Никольском храме 7 лет. Штатный диакон Арсений Аниханов 54-х лет, на службе 25 лет. Псаломщик Арсений Титов 44-х лет, на службе 13 лет, в Никольском храме 6 лет.
Прихожан в деревнях: Окатылино, Суханово, Березовка, Хмелевка, Пеняево, Хватково, Летягино, Лапино, Бутырки, Тараканово, Никоново, Жерновка, Морщаково, Долгуша, Гороваха, Большая Березовка, Бичиновка, Малая Березовка, Крючково, Леоново, Плоскуша, Лавровка, Бор, Красная Гора, Матвеевка, Дубки, Пустошки, Сопки, Курово, Зранка, Бобои, Филей - 882 мужчины, 967 женщин.
(По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
Церковь Николая чудотворца в Ераеве, на речке Рясенке.
132 и 133 гг. в Жилогостицкой волости: на государевой земле погост пуст, а в нем была церковь Николы чюдотворца в войну сожжена, пашни церковныя лесом поросло пятнадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке по Рясенке пятнадцать копен, лесу пашеннаго четыре десятины. (Писц. кн. 833, л. 415).
7183 года в оброчпых книгах патр. казеннаго приказа значится: "по книгам старосты поповскаго борисоглебскаго попа Федора прибыло вновь с церковной земли Николая чудотворца, что в Ераеве, на польском выходце на Ивашке Сеиске оброку 2 деньги". (Патр. пр. кн. 76, л. 642). За 7191 г. эта земля находилась на оброке Молодотудцкой волости, на преображенском попе Гаврииле, оброку платилось 10 алт.
Того же 7191 г. апреля в 19 день, по указу св. патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилья Семенникова, сей церковной николаевской земли впредь на оброке ни на ком писать не велено, для того, по челобитью Жилогостицкой волости деревни Таракановой крестьян Ортюшки Федорова с товарищи на сей церковной земле велено им построить церковь во имя Николая чудотворца и о том дана им благословенная грамота. И та церковь Николая чудотворца, на речке Рясенке, что в Ераеве, построена, велено освятить и данью обложить; а дани на тое церковь положено по сказке деревни Таракановой крестьян Артюшки Федорова с товарищи с попова, дьячкова, просвирнина, да с приходских с 25 дворов крестьянских молотчих, с 10 дворов бобыльских, да по писцовым книгах 132 и 133 годов с церковной пашни с 15 чети, по 3 деньги с чети, с сенных покосов с 15 копен, по 2 ден. с копны, с 4 десятин пашеннаго лесу, по 6 ден. с десятины, всего с дворов и с пашни и с сена иметца дани 27 алт. 3 денги, заезда гривна. И апреля в 20 день те деньги на 191 год взято, платил к той церкви новоставленной поп Иван, принял Ивашко Неустроев. (Патр. пр. кн. 106, л. 808, кн. 107, л. 376, кн. 108, л. 808 об.).
7197 г. августа 25 дня отказано боярину Борису Петровичу Шереметеву и боярину князю Владимиру Дмитриевичу Долгорукову в вотчину из дворцовых волостей, пожалованное имение в ржевском уезде, в числе других сел и деревень, село Ераево, на речке Рясенке, а в нем церковь во имя чудотворца Николая деревянная, а в церкви божия милосердия от царских дверей по правой стороне образ Спасов, сидящий на престоле, образ Николая чудотворца писан на прозелени, перед теми иконами два подсвешника деревянных писаны красками, образ Пресв. Богородицы в киоте писан на красках, царския двери, сень и столбцы писаны на красках, возле царских дверей по левую сторону образ Пресв. Богородицы писан на прозелени, на полях писаны травы на золоте, у того образа пелена выбойка крашенинная, на северных дверях образ архидиакона Стефана, возле северных дверей образ великомуч. Георгия, образ Пресв. Богородицы писаны на красках; да в деисусе образ Спасов и иных семь икон писаны на вохре; образ Воскресения Господня писан на золоте, образ Пресв. Богородицы в киоте, две иконы — архистратига Михаила, образ св. пророка Илии писаны на красках; хоруговь, на ней в одну сторону образ Распятие Господня, в другую сторону образ Пресв. Богородицы, за правым крилосом образ великомуч. Георгия, за левым крилосом образ великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы писаны на красках; в олтаре на престоле одеяние обойка крашенинная, евангелие печатное в пол-десть оболочено кутнею, распятие и евангелисты серебреные, басемные; два креста благословящих деревянные писаны на красках, выносной крест и образ Пресв. Богородицы писаны на красках; на жертвеннике сосуды оловянные, звезда медная, копие железное (за сим следует опись риз и стихарей). Книг печатных в десть: шестоднев, минея общая, две триоди — постная и цветная, да в пол-десть: служебник, псалтырь, житие чюдотворца Николая мелкой печати. — На паперти колокол по смете в два пуда. Около кладбища ограда забрана забором. У той церкви во дв. поп Иван Федоров, во дв. дьячек Симонко Федоров.
К тому приселку деревни:
Борискова, Лапина тож, на пруде, поселилась после писцов, в ней один двор крестьянский;
Бутырки, на колодезе, поселилась вновь после писцов, в ней два двора крестьян;
....
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)