Ржев - Старообрядческий молитвенный дом в 21-м квартале (Благовещенская часовня)
Судя по имеющимся сведениям, первым старообрядческим храмом в Ржеве являлся молитвенный дом, располагавшийся недалеко от р. Серебрянки (21 квартал). Разрешение на его устройство было получено благодаря усилиям купца В. Образцова. В 1825 г. было получено официальное дозволение иметь при храме постоянного священника, и с этого времени в нем служил о. Федор Соловьев, но в 1832г. его арестовали. После ареста настоятеля моленная была опечатана и находилась в таком состоянии 8 лет. Под давлением властей была создана единоверческая община, и закрытие старообрядческой моленной произошло путем переосвящения ее под единоверческий храм во имя Успения Божией Матери. В результате этого события первая моленная Ржевского старообрядчества была навсегда для него потеряна.
(По материалам исследовательской работы учащейся 10-го «Б» класса гимназии № 10 Анны Чуниной «Старообрядческие храмы и моленные города Ржева», выполненной под руководством преподавателя В.И. Белых по программе предмета История России с сайта Ржевской Покровской старообрядческой общины.)
Первая «официальная» старообрядческая моленная была построена купцом Образцовым на Князь-Федоровской стороне, в 21-м квартале недалеко от р. Серебрянки при старообрядческом кладбище еще в первом десятилетии XIX века. К 1825 году стараниями ржевских старообрядцев было получено разрешение иметь при ней священника, которым и был провозглашен и записан старейший Ржевский пастырь, священноинок Александр, тайно служивший в Ржеве еще с 80-х годов XVIII века, а потому неоднократно бывавший под арестом и оказывавшийся под следствием и судом… И вот теперь, наконец, ему было дано официальное позволение служить при этой старообрядческой моленной - дело, прямо скажем, до сих пор неслыханное. Однако, видимо, годы «разрешенного служения» о. Александра были недолгими, ибо в «Записке о раскольниках по городу Ржеву и уезду» чиновника Тверского губернского правления Шишкова говорится, что этот старообрядческий пастырь в конце концов был «посажен в сумасшедший дом»… Что стоит за этим кратким сообщением, пока остается неизвестным… То ли, действительно, рассудок изменил престарелому пастырю, то ли это была какая-то иная игра – так или иначе на этом служение о. Александра в Ржеве прекратилось, и дальнейших упоминаний не находится. Видимо, какое-то невыясненное событие произошло между 1830 и 1840 годами; это могло явиться горестным результатом всей его нелегкой жизни, исполненной многочисленных арестов, многомесячных пребываний под следствием и в заключении.
Этот священник, «беглый поп Алексий» - так он проходил по официальным документам, в монашестве - Александр, до своего присоединения к старообрядчеству состоял в приходе села Холохольни, Старицкаго уезда. К ржевским старообрядцам он перешел в самом начале 80-х годов XVIII столетия, и с тех пор состоял у них попом. Со временем он выстроил в г. Ржеве собственный дом, записанный на имя его сына Ивана Попова, приписаннаго к Ржевскому мещанству.
Известно, что о. Александр находился под следствием, в частности, в 1817 году – в Ржеве, и был освобожден; с 1818 по 1820 год – в Тверской Духовной консистории, и был снова отпущен на свободу.
К 1817 году священноинок Александр только-только возвратился к своей пастве после почти трехлетнего заключения в Твери при духовной Консистории, где он находился «под судом по секретному делу». В том же 1817 году священник о. Алексей (во иночестве – Александр) в очередной раз был арестован, заключен под стражу и отправлен в Тверскую духовную консисторию, пробыв во Ржеве со своею паствой, на этот раз, всего около полугода...
В этот раз о. Александру пришлось отмерить в Тверской тюрьме очередные три года, но в 1820 году ржевские староверы смогли найти возможность вызволить о.Александра из заключения. Как повествует об этом благочинный о. Алексей, они (старообрядцы) «выпросили его у светского правительства с поручательством многих граждан и привезли с билетом в г. Ржев до окончания дела его, причем в билете он был назван «старообрядческим священником Александром»».
Около 1830 г. правительство предпринимает новую кампанию «борьбы с расколом»; в Твери (как и в некоторых других российских губерниях, где «было более раскольников») правительство организует «Особый совещательный комитет по делам раскола». Во время этой кампании в Ржеве арестован о. Федор Соловьев (в 1832г.), незадолго до того сменивший о. Александра при Благовещенской часовне – моленной на Князь-Федоровской стороне.
О. Федор Васильев Соловьев более 20 лет служил священником в храмах синодальной церкви Мосальского уезда Калужской губернии, а 9 декабря 1834 (?) года перешел в старую веру и «каким-то образом вопреки действовавшим узаконениям выхлопотал себе позволение находиться у ржевских старообрядцев». Совсем скоро, в 1835 г., при непонятных обстоятельствах был препровожден в Тверь и почти год содержался в Тверском Отрочь монастыре, под неусыпным контролем архимандрита Феофила, где, по некоторым сведениям, будто бы снова возвратился к официальному православию. Однако свободы о. Василий так и не получил и более того, в 1837 году по указу Синода был лишен сана именно «за упорство в расколе», и последующие десять лет вынужден был претерпевать скитания, будучи пересылаем по распоряжению Синода из монастыря в монастырь, пока в 1845 году ему не удалось, наконец, бежать. После этого он около года священнодействовал при Рогожском кладбище, но в феврале 1846 года был схвачен московской полицией и снова подвергнут следствию и суду. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.
Тогда же, после ареста о. Федора, в 1832 году была закрыта и опечатана и сама эта моленная. Разрешение совершать богослужения отнимают, а ещё через несколько лет тверские власти «продавливают» вопрос о преобразовании этой старообрядческой моленной в т.н. «единоверческий» приход, и организуют торжественную передачу этой старообрядческой моленной – со всеми иконами и прочим убранством, собранным на протяжении времени всеми Ржевскими старообрядцами – небольшой новосозданной группе ржевских единоверцев.
В 1839-1840 гг.в помещении бывшей первой старообрядческой моленной, стараниями отца Матвея Константиновского, открывается Успенская единоверческая церковь.
(По материалам публикаций глав из исторического очерка журналиста Анастасии Левиной в "Покровском вестнике" № 22, 24, 25, 2010 г., № 27, 28, 31, 2011 г., № 33, 2012 г. Предоставлены протоиереем Евгением Чуниным и Сергеем Павловичем Носиковым.)